Методика исследования генеалогической карты и раскрытие ее потенциала

Серёгина Е. Ю. г. Алматы

Актуальность темы. Знание по своей природе можно получить как эмпирическим (научным) путем и быть абсолютно абстрактным по своей природе, так и стать личной истиной человека и его собственным опытом, т. е. аналоговый путь познания. Эмпирический или научный подход полагается только на интеллектуальный анализ и наблюдение посредством органов чувств. При этом используются, как правило, не все органы чувств, а только те, которые позволяют провести какие-либо исследования объекта для его лучшего понимания. Аналоговый путь познания подразумевает обретение человеком знания путем отождествления с тем, что он хочет понять. Человек становится самим предметом своего внимания, переживая его, при этом, оставаясь самим собой и быть наблюдателем данного опыта. Знание, не ставшее частью личного опыта человека, является лишь теорией или философией и потенциальной мудростью. В то время, как информация и теории, которые были исследованы человеком путем аналогового мышления, при котором он становится одновременно и наблюдателем, и наблюдаемым, являются реальным знанием, мудростью и становятся истинными, потому что подкреплены всеми органами чувств и память об этом сохраняется телом. Феномен наблюдателя исследуется квантовой физикой. Самое интересное в этом, то, что личность человека, его настроение во время эксперимента, мысли, занимающие в момент опыта, чувства и эмоции, оказывают решающее значение на результаты проводимых опытов, когда при равных заданных технических условиях проведения, в зависимости от поведения испытателя, меняются конечные результаты исследования. В то же время, если человек настроен на получение определенных результатов, он их и получает. При другом настрое или у другого испытателя и результаты будут другими. Правда, нужно отметить, что разброс не велик, но он все же есть.

С того самого момента, как человек появляется на свет, он становится объектом для многочисленных обусловленных идей об окружающей реальности. Его родители начинают учить языку, многочисленным обусловленным идеям о природе реальности, социальным шаблонам, физике и психологии тела, дают представление о духовном развитии. Дается установка, что каждый человек – это существо определенного пола, чужих людей надо опасаться, жизнь полна страха, постоянно нужно бороться за место в мире, старики всегда умнее и мудрее молодых, определенные болезни не лечатся, все что дано от предков хорошо и не подлежит изменению, победителю достается все, в этом мире правят сильные и красивые… Затем, к процессу обучения подключаются другие родственники, школа, различные социальные институты. Ребенок активно усваивает различные психологические установки, как переданные от предков, так и от различных социальных институтов. Идет активное усвоение и закрепление различных шаблонов. И, если в начале своей жизни ребенок осознает свое единство с миром, испытывает потребность в духовном развитии, осознавая связанными в единое целое все формы жизни, то уже в младшем школьном возрасте, когда происходит наиболее активное знакомство с различными социальными установками, ощущение и состояние единства теряется. Все начинает разделяться на плохое и хорошее, белое и черное, позитивное и негативное… Эти обусловленные представления зачастую могут даже не осознаваться и не оцениваться человеком, хотя они влияют на то, каким образом человек воспринимает реальность и получает изо дня в день свой жизненный опыт. А еще начинает работать память рода, выдавая информацию, записанную в генах. Начинает работать система семейных расстановок и замещений, зачастую еще более ужесточая обусловленные границы познания реальности.[1].

А личность хочет проявить свою индивидуальность, приобрести новый духовный опыт, познать единство жизни и развить свои творческие духовные способности. И, если в раннем возрасте ребенок может проявлять свою индивидуальность, стремиться к реализации через приобретение какой-либо профессии и активного усвоения различных социальных ролей ( это ярко выражается в детских игра, предпочитаемых сказках и любимых семейных историях, а также в рассказах ребенка о своем будущем, что чаще всего воспринимается как детские фантазии, хотя, при серьезном отношении окружения к высказываниям ребенка, наблюдением за его поведением, все это может помочь в реализации личности на материальном, социальном и духовном планах), то, позднее, обычно уже в старшем школьном возрасте, под влиянием обусловленных установок, юноша или девушка пытаются проявить себя уже через реализацию навязанных шаблонов поведения.

В среднем возрасте, когда многие социальные обязательства уже выполнены, появилась жизненная мудрость, человек вспоминает о своих давних устремлениях, скрытых желаниях и пытается что-то изменить в своем мировосприятии и самореализации. Психологи этот период называют «кризис среднего возраста». Опять вступают в ход обусловленные представления типа: зачем что-то менять, ведь и так хорошо, у тебя ничего не получится, от тебя зависят другие люди, которых ты обязан содержать, твое время ушло… И человек становится либо постоянным клиентом практикующих психологов, либо забывает обо всех своих устремлениях и продолжает жить по инерции выполняя все правила игры, либо, пытаясь активно изменить свою жизнь, начинает реализовывать себя, резко меняя все в своем окружении (правда, иногда разбиваясь о стены обусловленных представлений).

В. В. Докучаев и Л. Н. Докучаева пишут « Долгие годы считалось, что специфика семейных отношений зависит только от воспитания и образования и не зависит от наследуемости определенных законов Рода, передаваемых из поколения в поколения. На самом деле, есть наследуемая предрасположенность к тому или иному типу поведения, которая актуализируется и модифицируется конкретной окружающей средой. Оба эти фактора влияют на выбор партнера, способ поведения в семейных отношениях, бессознательное повторение законов Рода в своей семье, способность к сохранению или разрушению своей семьи. Так, например, исследования поведения приемных детей показали, что они воспроизводят во многом модели поведения своих биологических родителей, а не приемных.

Сегодня возникает необходимость по-новому ставить и решать многие традиционные проблемы в психологии семьи, связанные, прежде всего, с изучением индивидуальности и индивидуального развития. Исследования в области психогенетической теории поведения позволяют каждому осознать законы своего Рода и своей семьи, определяющие поведение и стиль жизни. И не только осознать, но и изменить, если они являются неэффективными семьи и детей. Использование психогенетического подхода раскрывает еще одну богатую практическими приложениями новую область знания о законах семьи и наследственности.

Так, например, сегодня в острой форме встала проблема беспризорности. Для профилактики и предотвращения беспризорности принимаются многочисленные программы, в которых, к сожалению, не учитываются истоки этого явления - не учитывается фактор наследственности. Сегодняшние социальные сироты - это правнуки, внуки тех, кто погиб на войне или получил постстрессовые расстройства и тех, кто остался сиротами. Без учета данного фактора невозможно решить данную проблему как сегодня, так и в последующих поколениях. Необходимы: разработка и внедрение новых технологий по коррекции унаследованных моделей поведения, не соответствующих современным условиям жизни.

Можно сколько угодно устилать благими намерениями дорогу к благополучию традиционной семьи, но, не зная законов ее развития, светлого будущего достичь так и не удается.

Семья, как коллектив людей, связанных родственными узами, подразумевает наличие законов его Существования - развития. А закон есть закон. И от нас зависит: насколько правильно мы выстроим с ним свои отношения. Например:

1. Мы закон не знаем, но мы доверяем интуиции. Мы выстраиваем свою жизнь в русле радости, любви, счастья. Так живут или стараются жить многие семьи в мире

Хорошо, если интуиция дает верный совет на наш запрос: "Хочу быть счастливым в семье, удачливым в жизни и на работе.''

Однако в процент несчастных семей достигает (если говорить только о разводах) 50 % по шкале брак/развод.

А что, если интуиция Руководствуется Какими-то старыми, сбитыми ориентирами из каких-то прошлых запросов человечества?

2. Мы знаем закон развития семьи. Можно рассмотреть три варианта развития событий:

Первый вариант, Не знаем: как и можно ли его использовать;

Второй вариант, Пытаемся обойти закон ;

Третий вариант, Знаем закон и знаем, как его использовать во благо;

Третий вариант Самый конструктивный:» [3].

Цель работы: определить обусловленные идеи, образующие и возводящие границы, в которых человек, обычно, воспринимает реальность. Определить основные законы жизни рода, семейные расстановки и систему замещений. Расширить личное пространство человека. Дать опору на знание и мудрость рода в решении различных задач и научить получать поддержку от своих предков. Поставить жизненные цели, приводящие к гармонии материальной, социальной и духовной жизни. Оказать помощь в осознании единства жизни, в результате чего появляются широкие перспективы исследования реальности в более осмысленной, безграничной форме, что дает осознание широкого спектра своих возможностей для получения жизненного опыта нежели тот, который был доступен ранее.

Метод: генеалогический, арт-терапия, направленная визуализация, дыхание по методу ДМД.

Методика: составление и исследование генеалогических карт для выявления обусловленных представлений, психологических установок, переданных от предков и системы семейных расстановок и замещений. Используются известные методики родологии, арт-терапии и направленных визуализаций, дыхание ДМД.

Методика составления и исследования генеалогических карт.

Генеалогическоя карта для определения психологических установок, переданных по наследству от предков, и определяющая основные мотивы поведения человека и различные варианты разрешения проблем, строится по методу, предложенному Л. Н. Докучаевой и В. В. Докучаевым. [2,3]

При построении генограммы использованы следующие обозначения :

1. - ( квадрат) - мальчик, мужчина;

2. - (круг) - девочка, женщина;

3. - (горизонтальная линия) - супружеские отношения;

4. - (вертикальная линия) - линия, на которой обозначены дети той супружеской пары, от горизонтальной лини которой идет эта вертикальная линия;

5. - разрыв семейной связи в результате ухода из жизни того партнера, ближе к которому стоят две черных стрелки;

6. - разрыв брака по инициативе того партнера, ближе к которому стоит обозначение;

7. - Уход из жизни;

8. - Политические репрессии;

9. При нескольких браках около имени инициатора повторного брака поставлены цифры, соответствующие номеру брака по порядку;

10. В квадратике или круге поставлен цифрой возраст ухода из жизни;

11. Рядом с квадратом, кругом - дополнительная информация (имя человека, который представлен этим кругом или квадратом; год рождения; какие-то характерные черты; события; болезни).

12. Вертикальным пунктиром обозначены приемные дети.

13, Горизонтальные линии, как правило, удобнее располагать так: одно поколение - папы, мамы на одном уровне, на другом уровне - дедушки, бабушки и т. д. Наиболее частым является представление генограммы таким образом, что возрастная ось из прошлого начинается вверху.

Данный способ построения генограмм позволяет проследить закономерности развития семьи на протяжении нескольких поколений и определить основные закономерности развития семьи, систему семейных замещений, т. е. определить Закон Рода. Также, он позволяет сразу правильно выстроить систему семейных расстановок, что определяется особенностями и правилами составления генеалогической карты. Еще одним преимуществом данного метода, является то, что его можно использовать как при индивидуальном консультировании, так и в групповой работе. Можно отметить в достоинствах этого метода и тот факт, что при самостоятельном построении и вычерчивании генограмм (психолог оказывает консультационную и направляющую помощь, а все построения клиент делает сам), чаще всего у клиента происходит инсайт, что позволяет быстро и безболезненно разрешить заявленную проблему. Учитывая правила построения, четко определяются роли членов семьи, особенности истории и причины мотивации поведения. В более сложных случаях, для оказания реальной помощи клиенту, предполагается работа по разрешению проблемы различными методами и способами психологического консультирования.

Рассмотрим данный способ построения генограммы на конкретном примере. На прием пришла молодая женщина, назовем ее Айгуль (все имена изменены). Уверенной, несколько жесткой, походкой зашла в кабинет. В глаза сразу бросился добротный, но явно не по фигуре подобранный костюм, полное отсутствие косметики, мужская стрижка. Из украшений – обручальное кольцо, которое скорее подтверждало статус замужней женщины, чем украшало руки. Манера разговора предполагала только разрешение проблем, мешающих карьере.

В беседе выяснилась причина обращения к психологу – для успешного продвижения по карьерной лестнице, необходимо поменять имидж и из человека неопределенного пола превратиться в женщину. Айгуль работает ведущим менеджером одной из крупных компаний, зарекомендовала себя как грамотный специалист, хороший организатор, имеет все задатки лидера. Для дальнейшего роста и представления компании на международном уровне ей предложили создать имидж деловой женщины и изменить стиль. Айгуль обратилась к стилисту. Ей, с учетом всех особенностей внешних данных, стиля, условий работы и возможного продвижения по карьере, разработали новый образ, подчеркивающий все ее личные и деловые достоинства. Но, применить этот новый образ к себе Айгуль не может – она чувствует себя неуверенно, начинает испытывать страх от своего отражения в зеркале, стесняется надевать одежду другого стиля (юбки, платья) и тем более в новом облике выйти на работу. Руководство компании, не видя изменений в имидже, начало подбирать другого специалиста на предложенную должность. Тогда Айгуль обратилась за помощью к психологу. Ей предложили составить генограмму для выявления причин, не позволяющих изменить свой образ.

При обсуждении и составлении генеалогической карты выяснились и другие подробности жизни Айгуль. Ее постоянно преследует ощущение, что она может остаться без мужа и одна воспитывать детей, поэтому, для обеспечения будущего необходимо иметь запас средств, а не тратить деньги на свой образ. «Зачем привлекать внимание к своей внешности, когда есть необходимость обеспечить детей». Причины этого страха Айгуль не понимает – у нее любящий муж, состоявшийся как семьянин и специалист. Он проявляет заботу и любовь ко всем членам семьи, имеет хорошо оплачиваемую работу. Также, Айгуль испытывает постоянную тревогу за судьбу своих детей.

Запрос Айгуль: не чувствует себя женщиной, не умеет носить платья, юбки, украшения. Для продвижения по службе необходимо создать имидж деловой женщины, а не человека неопределенного пола.

Рис.1. Генеалогическая карта, составленная по методу Докучаевых.

Из истории Айгуль следует несколько неоспоримых фактов:

1.Прадед со стороны матери был репрессирован в 1933г. и о его судьбе после ареста ничего не известно. До этого он был раскулачен и его молодая жена осталась с ребенком совершенно без средств к существованию. После ареста мужа Нургуль отклоняла все предложения о создании другой семьи, ставя цель – дождаться мужа. Ей пришлось много работать, чтобы прокормить семью – ребенка и престарелых родителей. В семье сохранились рассказы о самоотверженности и самоотречении прабабушки Нургуль.

2.Бабушка Фатима одна, после гибели мужа, растила детей. Во время войны маленькие сыновья умерли от болезней, остались только две дочери. Гульнара, мама Айгуль, родилась после свидания матери с отцом в госпитале, куда он попал после ранения. Через месяц, после зачатия ребенка пришла на отца похоронка. Чтобы дочери получили высшее образование, бабушке Айгуль Фатиме пришлось работать на нескольких работах. О своей личной жизни, после гибели мужа, она и не помышляла.

3.Отец Айгуль погиб, работая на Севере, и матери пришлось одной растить детей, отказывая себе во всем, чтобы вырастить и выучить всех детей. Отец воспитывался в детском доме, и никаких данных о его биологических предках не сохранилось. После ранней смерти матери Айгуль с братьями воспитывала бабушка.

4. Муж Айгуль родился и воспитывался в полной семье, отношения родителей были основании на любви, доверии и уважении всех членов семьи.

Интерпритируя эти факты, можно сделать выводы:

1.В родословной Айгуль сформирован закон рода, который можно выразить словами так: «уход мужчин, женщины берут на себя всю ответственность по воспитанию и обучению детей, становятся во главе семьи. Дети могут уйти из жизни из-за недостатка средств к существованию».

Неосознанно, подчиняясь этому закону, Айгуль, имея прекрасного, заботливого мужа, не может позволить себе быть женственной и до конца не уверена в благополучии своей семьи. Стремится сделать карьеру, чтобы прокормить и выучить детей, если останется одна.

2.Исподволь начинают формироваться разные варианты внутренних убеждений: мужчины продолжают род, но рассчитывать, на них как на кормильцев и главу семьи нельзя; женщины берут на себя всю ответственность по воспитанию и обучению детей; женщина не должна на себя тратить деньги, иначе может не хватить детям, и может обойтись самым минимумом одежды…

3.Сформированные убеждения начинают определять поступки человека: нельзя рассчитывать на мужа, он может уйти из жизни; необходимо много работать, чтобы сделать карьеру и самой обеспечивать семью; на свою внешность не обязательно обращать внимание – главное работа, дети…

4.Учитывая постоянный настрой Айгуль на то что ей одной придется поднимать детей, она действительно может потерять мужа.

При составлении генеалогической карты Айгуль испытала состояние инсайта, что позволило ей сразу осознать причину своих страхов и особенностей поведения. Она увидела, что фактически является заместителем своих предков по женской линии и для снятия проблем ей необходимо разотеждествить себя со своими прабабушкой, бабушкой, матерью. Прочувствовать и принять как личный опыт жизнь одинокой женщины, самостоятельно принимающей решения, умеющей организовать и обеспечить жизнь семьи, воспитывающей детей, чтобы в дальнейшем, изменив психологические установки, связанные с этим, принять и научиться применять в своей жизни силу своего рода.

Человек устроен так, что вначале во всем что с ним происходит, он склонен сразу видеть и воспринимать только отрицательную сторону. Так проявляется один из социальных шаблонов : человек – человеку враг. Хотя во всяком явлении есть как положительная, так и отрицательная сторона. Когда эти проявления осознаются, то чувства и эмоции приходят в равновесие и полученный опыт становится нейтральным и его можно использовать для решения различных жизненных проблем. Мало того, человек также получает хороший стимул для своего дальнейшего гармоничного развития. В случае с Айгуль опыт предков дал ей не только отрицательную сторону – страхи за жизнь и благополучие детей, неумение проявлять себя как женщину…, но и положительный опыт - способность к обучению, принятию на себя ответственности, качества лидера и организатора и т. д. Для разрешения заявленной проблемы, необходимо привести в гармонию различные аспекты чувств и эмоций физического тела, которое хранит не только память предков, записанную в ДНК, но и все чувства и социальные шаблоны, полученные в качестве собственного жизненного опыта.

Для того, чтобы мысль и направленное намерение могли преобразоваться в чувства и эмоции, они должны пройти через все физическое строение. На этом этапе работы Айгуль была обучена технике дыхания по методу ДМД [4]. В дальнейшем, вся работа по изменению чувств и эмоций, проводилась так: направленная визуализация как настройка на ввод в дыхательный процесс, затем, сам дыхательный процесс, проговор.

Для глубокого осознания чувств и эмоций предков была проведена направленная визуализация, основной целью которой было прочувствование опыта жизни женщины в разных исторических и социальных условиях. Визуализация послужила настройкой перед вводом в дыхательный процесс по методу ДМД. Далее по тексту дано только описание цели направленной визуализации, но подразумевается использование трех этапов – направленная визуализация, дыхательный процесс ДМД, проговор.

Визуализация и процесс дыхания дали понимание различных аспектов жизненного опыта, позволив выявить как негативные, так и позитивные аспекты. Показала источники силы и страхов, сопровождавшие Айгуль. Вызвала надежду, что изменения в жизни возможны, но и вызвала некоторое неприятие того, что от предков унаследованы и проявляются психологические установки, мешающие в реализации жизненных целей. Последовала агрессивная реакция, которая часто случается на этом этапе работы, связанная с невозможностью изменить жизнь предков. «Мне придется всю жизнь расхлебывать проблемы бабушек? Они как камни валятся и валятся… И все это достанется моим детям?».

На следующем этапе начинается преобразование генеалогической карты для перезаписи чувств и эмоций, хранимых физическим телом в генах. Для этого генеалогическая карта строится по принципу «сверху вниз». Символ, обозначающий клиента, располагается на верху по центру листа, а ветви семейных связей от этого символа направляются вниз. Все обозначения переносятся в соответствии с рисунком. При этом, согласно принципам семейных расстановок по Хеллингеру знаки, обозначающие мужчин, располагаются справа на листе, а женские знаки – слева. Тем самым рисунку придается направленность, соблюдаются правила семейных расстановок и задается направление движения. Статика приобретает динамику. Пример построения карты Айгуль изображен на рис. 2

Рис. 2. Вид генеалогической карты на втором этапе работы.

Далее следует направленная визуализация «Дерево». Клиенту предлагается почувствовать себя деревом. Причем, ветви рода становятся питающими корнями, сам человек – стволом, его способности, навыки, умения – ветви, листья – существующие, приобретенные и желательные черты характера, цветы и плоды – продукты самореализации, предъявленные во внешнюю среду. Цель данной визуализации – почувствовать связь с родом, ощутить Жизнь во всех семейных связях, направление движения информации как от корней к ветвям и плодам, так и от листьев, ветвей, через ствол к корням. Почувствовать содержание посланий, идущих в разных направлениях. Каков Закон Рода. Можно добавить в направленную визуализацию идею о том, что каждый символ на генеалогической карте представляет из себя одного из членов семьи, также связан корнями со всеми окружающими и имеет свой жизненный опыт, и связан в единое целое и с предками и с потомками. Тогда информация по роду может иметь движение не только в плоскости, но и в объеме.

Данная визуализация позволяет задать движение, снять напряжение «падающих камней», почувствовать силу рода и возможность изменений существующих психологических установок, переданных от предков. Также дает снять ограничение по восприятию связи и единства с другими людьми, которые могут, в конечном итоге, оказаться родственниками, хоть и дальними. Направление визуализации не следует ограничивать предками, о которых есть память. Далее следуют прародители, о которых данных не сохранилось, но в ДНК о них запись существует и выдает программы поведения в различных формах.

Зачастую происхождение этих программ можно проследить до источника, который обычно не связывают с наследственностью. Это чувства и убеждения наших предков — истории поведенческих программ. Они записаны где-то глубоко в памяти ДНК и оказывают воздействие, о котором человек даже не подозревает. Другими словами, вместе с цветом волос и формой носа по наследству также передается и некая эмоциональная традиция.

Можно представить ДНК человека в виде гигантской (хотя и микроскопической) книги. Это личная Книга Жизни. Двадцать две главы книги ДНК включают истории, которые были переданы по материнской линии. Эти истории содержат женскую и мужскую природу, свойственную родословной по линии матери. Все события, эмоции, действия — хорошие и плохие (в частности, потери и предательства), — которые имели место в жизни предков по материнской линии, запечатлены в них. Кроме того, в этих 22 главах находится информация о том, как заботиться о себе или о других людях, а также о том, как пробудить творческую жизненную силу.

Другие двадцать две главы книги ДНК были унаследованы по отцовской линии. Эти главы, содержащие мужскую и женскую природу предков по линии отца, отражают все события и эмоции, связанные с властью, контролем, ответственностью, совершенствованием и вынесением результатов труда на суд общественности. В них записаны все эмоции и события — хорошие и плохие (в частности, эпидемии, природные катаклизмы, войны и репрессии), — которые были в жизни предков по отцовской линии.

Все вместе эти 44 главы рассказывают историю равновесия мужской и женской природы. В каждом человеке присутствует как мужское, так и женское начало. Им положено совместно, как единое целое работать внутри человеческого существа. Однако в генетической родословной баланс мужской и женской энергий иногда нарушается, и тогда создаются истории о боли, страхе и потерях.

Помимо 44 глав, которые наследуются от предков по отцовской и материнской линиям, в книге ДНК есть две дополнительные главы, которые рассказывают о связи — либо разлуке —- с универсальной жизненной силой. Код, запечатленный в этих двух главах связывает человека с центром, где он пребывают в единстве со всеми формами жизни.

Изначальная программа жизни предусматривает тесную связь со всеми видами и формами живых существ, существующих на планете. Однако универсальный код далеко не всегда оказывается активированным. Опыт разъединенности и дуальности, который передается человеку по наследству от предков, может вызывать нарушения, которые выключают этот код. Когда человек пойман в ловушку унаследованных историй о неблагополучии, борьбе за жизнь и разделенности, тогда не так просто получить доступ к информации, хранящейся в универсальном коде. Когда этот код отключается, тогда переживают опыт разделенности. Люди забывают о том, что жизнь повсюду вокруг и объединяет всех нас.

Одно из убеждений, которое было передано по наследству многим нашим современникам, состоит в том, что следует искать ответы вовне. Думать, что люди каким бы то ни было образом отделены друг от друга, — это не более чем иллюзия, созданная системой убеждений нашего общества, нашей культуры.

Далее, клиенту дается понятие о коллективном бессознательном и мужских и женских архетипах. И проводится направленная визуализация на избавление от той части коллективного бессознательного мужского и женского начал, которое на протяжении многих поколений заставляло совершать насилие над другими людьми и подавляло чувство единства, не позволяя гармонично развиваться мужской и женской части индивидуальности, подавляя и проявляя агрессию к самому себе и к окружающему миру и дается позитивное восприятие мужского и женского начала в человеке.

На следующем этапе работы клиенту предлагается, используя различные цвета [6] и материалы, отметить на генеалогической карте свое восприятие различных поколений, связи между членами семьи, самого себя. Изобразить свое восприятие многих поколений предков, окружение семьи, свое направление движения, направление информации и поддержки от разных поколений, при необходимости и собственного желания расширить пространство генограммы. Изобразить потоки, идущие от семьи в окружающее пространство и получаемые семьей. Дополнить генеалогическую карту так, чтобы она стала целостной и гармоничной. «Только установив связь с реальностью души – освобожденной пленницей – мы можем сделать связь с бессознательным поистине творческой, ибо творчество во всех его формах всегда является продуктом слияния маскулинного мира. Эго – сознания и фемининного мира души» Эрих Норманн [5].

На данном этапе работы происходит принятие истории рода, осознание единства со своим окружением, принятие силы и поддержки от своих предков, нейтрализация многих психологических установок, не позволявших ранее изменить стиль поведения, изменить мотивацию поступков, снять многие подсознательные запреты, мешающие добиться успеха. Также, наблюдается примирение и принятие мужской и женской части индивидуальности.

В дальнейшем клиент может самостоятельно обращаться к карте, дополнять ее и получать необходимую поддержку, при принятии решений. Хочется отметить, что у многих клиентов карта становится настоящим произведением искусства и несет мощный позитивный заряд. Карта Айгуль в черно-белом варианте приведена на рис.3.

Рис. 3. Генеалогическая карта с элементами арт-терапии.

При работе на этом этапе произошло расширение пространства. Появилось твердое основание и опора на предков, На рисунке внизу - изображен кристалл, который в проговоре Айгуль описала как скалу, которая дает ощущение «незыблемой поддержки». Затем, вверху рисунка была прорисована пирамида целей и дорога, ведущая к ним. Прорисованы волны связей различных поколений представителей рода. Солнце засияло над головой Айгуль и его лучи достигали самой глубины, вплоть до скалы основания. Так была установлена прямая и обратная связь потока информации и действия Закона Рода, принятие силы рода и ушло подсознательное ощущение опасности жизни и беспокойство за детей. Потом, для расширения пространства, к карте были приклеены со всех сторон дополнительные листы бумаги и на них были прорисованы потоки, идущие в разных направлениях для разносторонних связей со всем окружающим миром. Все части рисунка выполнялись карандашами, пастелью и темперными красками различных цветов, причем, черный цвет всех составляющих схемы был заменен различными чистыми и яркими цветами. Появилась благодарность к предкам за то, что Айгуль является их продолжением, за переданный ими опыт познания и преобразования мира.

На этом этапе направленная визуализация проведена с целью принятия и гармонизации мужской и женской составляющей части индивидуальности. Основная цель – принятие своей женской и мужской части личности, возможность проявления себя не нарушая гармоничное взаимодействие и сотрудничество, а получая дополнительную силу и уверенность в своей жизни, установления внутреннего мира и покоя, что позволяет идти в своем развитии уверенно достигая поставленных целей.

На следующем этапе работы идет дальнейшая работа с генеалогической картой. Для осознания связи со всем миром, развития сознания единства, неограниченности творческих путей развития, генограмма строится в направлении «слева - направо», сохраняя принцип семейных расстановок по Хеллингеру: женщины располагаются слева от мужчин. Рекомендуется начать строить карту с одной ветви предков, затем, добавить вторую. В некоторых случаях клиент строит одновременно обе ветви, одновременно доводя их до одной линии предков. На этой карте обязательно указываются дети клиента (если они есть). Карта Айгуль в этом варианте построения приведена на рис. 4.

Проведена направленная визуализация на гармоничное слияние и дополнение до целого мужского и женского начал, зачатие, вынашивание и рождение внутреннего ребенка. Цель данной визуализации: гармоничное слияние различных аспектов приводит к появлению нового продукта. У клиента возрождается и закрепляется радость творчества, связанная с детским восприятием мира. Появляется сильный стимул в познании непознанного, силы, умения и навыки для личностного роста. Формируется позитивное отношение к миру. Клиент получает возможность подходить к решению жизненных задач не только с позиции женщины или мужчины, но и

Рис. 4. Вид генеалогической карты имеющей направленной на дальнейшее развитие.

С позиции ребенка. Данная позиция характерна тем, что нет ограничений для познания мира и возможно все.

Для контроля полученного результата на данном этапе работы можно повторить направленную визуализацию «Дерево» и отметить изменения по сравнению с первой.

Предлагается клиенту посмотреть на карту и, если есть желание, дополнить ее. Айгуль дополнила карту разноцветными волнистыми линиями, идущими с одного края листа к другому (рис.5), пояснив при этом, что процесс познания мира не ограничен, приносит радость, является мощным стимулом к самосовершенствованию. Любой жизненный опыт служит для дальнейшего развития и не нужно на него навешивать ярлыки позитивного или негативного.

Рис. 5. Окончательный вид генеалогической карты.

Результат проведенной коррекции: С каждой последующей консультацией Айгуль преображалась - вначале появились женские украшения, затем тонкий макияж. На третью консультацию впервые надела юбку. Походка с каждым разом становилась все более женственной. Всего было проведено 8 консультаций. На последнюю встречу в кабинет зашла молодая женщина стильно одетая, уверенная, с современной стрижкой, изящным макияжем. На работе получила повышение по службе о котором ранее даже не могла предположить – стала топ-менеджером. Отношения с мужем приобрели другие качества – из борьбы за существование перешли в нежные супружеские отношения. Совместно с мужем приняли решение родить еще одного ребенка, желательно девочку. Появилась радость от общения с окружающей реальностью, которая стала дружественной. Решила исполнить давнюю мечту – научиться петь. Обратила внимание на красоту окружающей природы. Все цели консультирования достигнуты. В дальнейшем рекомендовано или самой проводить дыхательные сессии по технике ДМД, или посещать клубные дни с той же целью.

Вывод. Человек наделен волей, чтобы творить. Жизнь – процесс реализации и выражения индивидуальности, разворачивающийся в линейном времени. Человек имеет море потенциальных возможностей и от его творческого порыва зависит реализация и выражение этих потенциальных возможностей. Жизнь и физическое тело никогда не считалось порочным, нежелательным или плохим по своей сути. ДВойственное толкование реальности, обычное для гностических традиций,- акцентирование борьбы между добром и злом, хорошим и плохим, светом и тьмой,- по сути создает борьбу между телом, хранящим на уровне ДНК, память предков и Духом, между индивидуальностью и Единством Жизни. Обычно терпит поражение что-то одно, или тело, или Дух. Тогда прекращается гармоничное восприятие реальности, окружение становится враждебным, прекращается творческое восприятие жизни и начинается борьба за существование.

Люди чаще всего не осознают истинное направление своего намерения и концентрации внимания и поэтому полагают, что их воля не реализуется. Можно научиться тому, чтобы жить осознанно и превращать в волю исходные намерение, которое является основой процесса творчества и сотворения своей жизни. И тем самым изменить психологические установки, ограничивающие волю человека, для изменения качества как своей жизни и жизни ближайшего окружения, так и жизни своих потомков.

Смысл работы с телом в том, чтобы осознать Закон Рода, основные проблемы семейных установок, избавиться за поступки, сожаления от не реализованных возможностей и сомнения в собственных творческих возможностях сотворения той личной и индивидуальной реальности, которая находится в гармонии с Единством Жизни. Человек осознает творческий принцип жизни и процесс реализации и воплощения своих идей, посредством, воли в реальность. Другими словами, в жизни важно отпустить все те человеческие чувства и эмоции, которые заставляют людей из раза в раз повторять опыт прошлого и познать истинное значение, которое в них скрыто. Душа составляет список тех вопросов, которые человеку еще предстоит решить в жизни с тем, чтобы стать Единым с Жизнью.

Заключение. Данная методика предлагает уникальный ракурс, в котором можно по-новому взглянуть на жизнь, понять многие проблемы и причины мотивации как своих поступков, так и поведение своих родственного окружения, избавиться от чувства вины, осуждения, сожаления, и, по-новому, творчески воздействовать на реальность, осознавая себя единым с Жизнью. Она открывает пространство, где вопросы, на которые ранее не было ответов, обретают новый смысл, позволяет расширить границы человеческого опыта, снимая при этом многие обусловленные представления, психологические установки, социальные шаблоны, полученные от предков и в результате собственного жизненного опыта, что позволяет значительно улучшить качество жизни, как свое, так и своих потомков.

Данная методика позволяет осознать и принять свою внутреннюю силу, дает возможность перестать вкушать плоды познания добра и зла и получить плоды Жизни.

Список литературы:

1.Хеллингер Б. Порядки любви. Разрешение системно – семейных конфликтов и противоречий. - М., Изд. Института психотерапии, 2001.

2.Докучаев В. В., Докучаева Л. Н. Закон рода. - Екатеринбург, Изд. Дома учителя, 2001.

3. .Докучаев В. В., Докучаева Л. Н. Семейная энциклопедия истоки. Наследники рода. - Екатеринбург, ЛАНИД, 2002.

4.Козлов В. В. Интегративная психология. Пути духовного поиска, или освящение повседневности. - М., Изд. Психотерапия, 2007.

5. Нойманн Э.. Происхождение и развитие сознания. – М.: Рефл-бук., 1998.

6. Люшер М. Сигналы личности. – М., 1993.