Психологический смысл толерантностикак свойства личности

Дехтяренко А. А. (г. Челябинск)

Понятие «толерантность» используется в различных отраслях знания. Что касается терминологической стороны вопроса, то слово «толерантность» имеет очень широкое применение. Однако в зависимости от контекста иногда с успехом пользуются заменяющими его словами: терпимость, снисходительность, устойчивость, принятие и т. д.

Размышляя о смыслах толерантности А. Х. Асмолов, Т. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова отмечают, что психологический смысл толерантности наиболее полно отражен в англо-русском психологическом словаре это - приобретённая устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу: устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям. Попытаемся проанализировать, что же скрывается за различными видами устойчивости, обозначаемыми как толерантность.

Теоретическое и прикладное исследование проблемы толерантности к неопределённости представлено в работе Е. Г. Луковицкой. Толерантность к состоянию неопределённости, характеризуется индивидуальным своеобразием и разной степенью благоприятности для личности. Низкая толерантность проявляется стрессом и дискомфортом в противоречивой ситуации, и, напротив, индивиды с высокой толерантностью находят такие ситуации желаемыми. У Е. Г. Луковицкой толерантность к неопределённости определяется и как тенденция восприятия, и как когнитивная характеристика личности, и как реакция на неопределенность. В ее работе рассматривается только субъективная неопределенность. Автор полагает, что наиболее полное понимание толерантности к неопределённости будет, если подойти к нему как к системе отношений, рассматриваемых как установка с трехкомпонентной структурой. Таким образом, содержание толерантности и неопределённости является социально-психологическая установка. Она обладает аффективным (осознаваемым или неосознаваемым переживанием неопределённости), когнитивным (уровнем осознания неопределённости внешней среды) и поведенческими (проявляется, как тенденция реакции) компонентами.

Т. Н. Рогинская, исследуя феномен сопротивления адаптирующим воздействиям, упоминает факторы толерантности к неопределённости как «уступчивости по отношению к неопределённости» описанные Mohlenkamp. Результаты её исследования показывают связь высокой устойчивости с такими чертами личности, как уверенность в себе, готовность к риску, решительность. Лица с низкими показателями устойчивости к неопределённости часто предпочитают избегание и уход от принятия решения в различных ситуациях.

Определяя стратегии поведения в неоднозначных ситуациях, Т. И. Рогинская также акцентирует внимание на факторе толерантности по отношению к многозначным задачам, выделяющийся как фактор творческого мышления при исследовании интеллектуальных процессов. Е. Г. Луковицкая так же отмечает, что толерантность к неопределенности является характеристикой творческой личности. В исследованиях Гарднера, Клейна и Шлезингера выделено особое свойство «толерантность по отношению к нереальному опыту» как сопротивление по отношению к такому перцептивному и когнитивному опыту, в котором непосредственно воспринимаемое содержание противоречит обычной деятельности и имеющимся представлениям. Низкая толерантность связана с жесткой системой понятий, соблюдением правил и последовательностей операций.

А. А. Реан предлагает выделить три уровня феномена и три генетических фактора, определяющих терпимости: 1) социально-психологический, 2) индивидуально-психологический, 3) биопсихологический; соответственно факторы: 1) социогенетический, 2) микросредовый (или психогенетический), 3) биогенетический. В структуре общего феномена терпимости он выделяет два вида, связанные с разными механизмами терпимости личности: 1) сенсуальная, 2) диспозиционная.

При социально-психологическом уровне анализа терпимость следует рассматривать как способность личности, группы или общества относиться непредвзято к мнению, отличающемуся от распространенных стереотипов.

Индивидуально-психологический уровень анализа предполагает рассмотрение терпимости как свойства личности. В данном случае большое значение приобретают характерологические особенности личности, ее установки.

Биопсихический уровень анализа терпимость связан с половыми, возрастными и темпераментными особенностями индивида.

В структуре общего феномена терпимости Л. Л. Реан выделяет два вида, связанные с разными механизмами терпимости:

1. Сенсуальная терпимость личности - обусловлена устойчивостью личности к воздействиям среды и связана с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности. Таким образом, данный вид терпимости напрямую соотносится с «классическим пониманием толерантности» по А. А. Реану: это «терпимость-черствость, терпимость-стена».

2. Диспозиционная терпимость личности - характеризуется предрасположенностью, готовностью личности к терпимой реакции на среду. Эта готовность проявляется на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях. За ней стоят определенные установки личности, совокупность ее отношений: к действительности, к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Это «терпимость-позиция, терпимость-установка, терпимость-мироощущение». Следовательно, выделяя сенсуальную и диспозиционную терпимость личности, в первом случае отмечается ослабление реагирования, во втором готовность к определённого рода реакции. Для данных видов терпимости характерно проявление контроля, приводящего к социально приемлемому для личности поведению.

В ряде исследований толерантность связывают с эмоциями. Среди основных функций эмоций приспособительной, сигнальной, оценочной, регуляторной, называется коммуникативная функция. Анализируя и оценивая роль эмоций в специальном функционировании личности, в ее биосоциальной структуре В. В. Бойко обращается к проблеме коммуникативной толерантности. «Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по сё мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию».

Коммуникативная толерантность - одна из важнейших и информативных черт человека. Она собирательная, поскольку в ней отражаются факторы его воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления и, конечно, эмоциональный стереотип поведения. Данная характеристика личности относится к стержневой, ибо в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность - положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей. Это систематизирующая характеристика, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества индивида, прежде всего, нравственные, характерологические и интеллектуальные. Особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.

Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантности связан с психологией эмоционального отражения личных различий. В механике коммуникативной толерантности решающую роль играет совместимость или несовместимость одноименных качеств партнёров - интеллекта с интеллектом, характера с характером, привычек с привычками, темперамента с темпераментом. Иначе сказать, партнеры сопоставляют и оценивают качества, состояния друг друга на уровне отдельных подструктур личности. Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий. Таким образом, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей. В. В. Бойко считает, что «повышение уровня толерантности происходит в том случае, если мы научимся двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнёра; во-вторых, устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия».

К основным подструктурам личности, обусловливающим коммуникативную толерантность, относится: интеллектуальная, ценностно-ориентационная, этическая, эстетическая, эмоциональная, энергодинамическая, характерологическая, алгоритмическая, функциональная. Характеризуя любого человека, можно определить уровень коммуникативной толерантности как ситуативной, типологической, профессиональной и общей коммуникативной.

В ряде работ, толерантность связывают с таким психологическим состоянием как фрустрация (Л. И. Ермолаева, А. И. Еремеева, Г. Б. Зеремба, Н. Д. Левитов, Э. И. Киршбаум, Л. М. Митина, и др.). Н. Д. Левитов, рассматривая фрустрацию как один из видов психических состояний, обращает внимание на то, что существуют трудности и в понимании самого термина «фрустрация». По мнению Н. Д. Левитова, существуют различные формы толерантности. Наиболее «здоровым» и желательным следует считать, по его мнению, «психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя, что уже означало бы не толерантность, а фрустрацию». Толерантность может быть выражена, однако, не только в совсем спокойном состоянии, но и в известном напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций. Под фрустранионной толерантностью им понимается способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. В дальнейшем именно этот аспект толерантности рассматривался многими психологами.

Как и многие современные исследователи, Л. И. Ермолаева опирается на идеи Н. Д. Левитова и рассматривает толерантность как психическое состояние, внешне выражающееся в определенном поведении, без утраты психологической адаптации. В основе лежит способность человека адекватно оценивать реальную ситуацию - с одной стороны, и возможность предвидения выхода из ситуации - с другой. Чем выше уровень развития личности, тем более возможен сознательный отказ от фрустрирующих целей и выдвижение новых, более приемлемых и достижимых.

Способность противостоять трудностям формируется в процессе жизнедеятельности, она теснейшим образом связана с отражением собственных возможностей человека, с опытом разрешения аналогичных ситуаций, с выбором способа преодоления препятствий в сложной ситуации.

Л. М. Митина ведущим фактором эмоционального стресса выделяет эмоции общения. Наиболее часто встречающейся разновидностью эмоционального стресса в сфере общения является фрустрация. Упорядоченное и организованное поведение, адекватность реагирования в сложных ситуациях разрабатывается преимущественно как проблема фрустрационной толерантности (эмоциональной устойчивости). Состояния фрустрации различны и зависят от разных причин: силы фрустраторов, значимости их действия, привычки к ним и индивидуальных особенностей. Реакции могут быть как активные, стенические (агрессия, фиксация, капризное состояние, уход в отвлекающую деятельность), так и пассивные, астенические (депрессия, регрессия). Но во всех случаях фрустрация сопровождается различными формами отрицательных эмоций: другими словами, фрустрация - это переживания, связанные с неудачей. Устойчивость к фрустрации зависит не только от величины порога фрустрации, но и от уже имеющегося уровня суммарной фрустрационной напряженности: чем выше эта напряженность, тем больше вероятность того, что величина порога фрустрации окажется недостаточной при дополнительном фрустрационном воздействии.

Аналогичный подход предлагают Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. Так, они пишут: «если толерантность низка, то человек реагирует на фрустраторы даже незначительной силы неадекватным поведением». Фрустрированная личность обычно переживает чувство страха и беспокойства, которые выражаются ею в агрессивных действиях, иногда без достаточно четкого различения реальной опасности и воображаемой.

По мнению Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеевой толерантность (в широком смысле стрессоустойчивость) можно воспитать. Психическое здоровье человека означает сознательное управление своим поведением в экстремальных условиях путем построения эффективных моделей поведения.

Итак, анализируя существующие подходы к толерантности можно выделить систему компонентов составляющих её структуру. К ним относятся: когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты, в ряде исследований они названы «уровнями проявления» толерантности. При этом вычленяются уровни, характеризующие толерантность, такие как социальный и личностный. На личностном уровне толерантность характеризуют, через уровень ситуативной, типологической, профессиональной, общей толерантности. В качестве механизмов коммуникативной толерантности называется психология эмоционального отражения личностных различий, совместимость или несовместимость одноимённых качеств партнёра. В основе механизмов фрустрационной толерантности лежит конструктивное преодоление с использованием механизма психической регуляции и совладения, неконструктивный механизм - психологической защиты.

Таким образом, толерантность рассматривается как свойство личности, проявляющееся в состояниях, в волевой регуляции и саморегуляции на основе социально-психологического взаимодействия.