ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВНУТРИ СИСТЕМЫ «ПЕДАГОГ-УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ»

Святская Илона (г. Минск)

«Мысли и слова, как вирусы, бактерии и микробы, способны заражать. Любая мысль, равно как и слово, всегда обретает материальную форму»

В. Жикаренцев

Современная наука все более пристально изучает человека - особенности саморегуляции, поведения, волевых процессов и стремлений. Крупнейшую проблему представляет собой изучение психологии Личности, которое развивается по трём направлениям: дифференциально-психологическому (изучение индивидуальных особенностей), онтогенетическому (формирование личности в детском, подростковом и юношеском возрасте) и общепсихологическому (характеристика целостности личности в отличие от целостности человека как биологического индивида). И наибольшее внимание ученых по-прежнему направлено на изучение личности ребенка. Отойдя от принципов «коллективного воспитания», педагоги и психологи все чаще замечают, что именно личности творят историю, совершают великие открытия, достигают успеха. Но при всем, казалось бы, немалом опыте педагогики как науки, при всем содержательном многообразии наследия «предыдущих поколений», перед учителями встает как бы двойная проблема. Во-первых, задачу воспитывать одаренных и талантливых учеников, сформулированную на государственном уровне, по-прежнему невозможно решить в полной мере. Иначе говоря, процент учащихся, попавших в категорию «одаренных» или «талантливых» к моменту достижения среднего и старшего школьного возраста невысок. Более того, параметрические составляющие каждой категории достаточно расплывчаты. То есть «хотим гениев – не знаем, как осознать гениальность».

Во-вторых, как эту самую гениальность (одаренность, талантливость) развить и воспитать в классе - а еще лучше, воспитать целый класс гениальностей? Казалось бы – чего проще: вооружаемся основами детской и подростковой психологии, в совершенстве изучаем особенности преподавания предмета, варьируем методики, добавляем информационные технологии и… остаемся на прежнем уровне. И причин здесь может быть несколько: от низкой эффективности арсенала методов, приемов и технологий, которые по силам учителю, до полного педагогического бессилия. Среди наиболее частых фраз, звучащих в педагогической среде, можно выделить следующие: « Ученики инертны, не интересуются учебным материалом», «Они закрыты для общения и не хотят воспринимать информацию».

Поиск причин данной ситуации адресовал нас в дошкольной детство. Именно здесь, на наш взгляд, наиболее характерно проявляются сформированные блоки и проблемы, мешающие ученикам достичь успеха в предстоящей учебной деятельности. Выделяя ключевыми вопросами следующие:

· «Почему ученики не стремятся к изучению нового?»,

· «Почему ребята не могут определиться в собственных приоритетах?»,

· «Что мешает личностному росту учащихся?», -

На протяжении пяти лет мы вели наблюдения в различных группах детей 5-6 лет. Данный возрастной период был выбран для наблюдения не случайно: этот возраст можно считать переходом из безусловного детства в школьную жизнь, переходом от игры к учению.

«В процессе превращения беспомощного младенца в самостоятельного взрослого человека, являющегося полноценным членом общества, происходит и развитие психики ребёнка, усложняется и совершенствуется отражение им объективной действительности. В соответствии с этим исследования направлены не только на констатацию происходящих в психике возрастных изменений, но и на выяснение лежащих в их основе механизмов, а также на установление закономерных зависимостей этих изменений от условий жизни и деятельности ребёнка, от его взаимоотношений с окружающими людьми».

А кто окружает ребенка? Разумеется, родители и педагоги. У всех у них благородная цель – воспитать, научить, развить. Дать как можно больше знаний, сформировать как можно больше умений и навыков… именно здесь кроется первая причина неудачи. Мы называем ее «Синдром охвата необъятного». Стремление «впихнуть» в рамки учебного занятия максимальный объем учебного материала идет вразрез с принципами здоровьесбережения - мы перегружаем ребят, вызывая у них чувство страха перед изучением нового. « Это слишком сложно»,- такая мысль младшего школьника постепенно трансформируется в другую, характерную для более старших учеников: «Это слишком сложно Для меня… а значит, не нужно и пытаться понять и выучить». Иначе говоря, излишняя педагогическая озабоченность результатом нарушает гармоничность восприятия и влечет за собой развитие детского и подросткового психокомплекса « я недостаточно умен (умна)». Укоренению этого комплекса в сознании ребенка способствуют слова и фразы, которыми Родители «оценивают» ситуацию и ребенка в ней.

К сожалению, в словах родителей чаще присутствует негативная словесная оценка, либо откровенная объектность в отношении ребенка. Очень часто желание увидеть своего ребенка гениальным толкает родителей к излишне резкой критике достижений ребенка, к желанию наказать его за «недостаточное усердие» - иначе говоря, за несоответствие нашему придуманному идеалу. Если представить эпитеты, которыми родители «награждают» своих детей в случае неудачи (дома или в школе), выстраивается вполне биологическая цепочка.

Лингвистический анализ показывает, что именно родителям свойственно воспитание психокомплексов у собственных детей, причем чаще всего это происходит бессознательно. Некоторые считают, что ругать любя не обидно, – увы, это ошибка. Как правило, дети Безусловно любят своих родителей и доверяют их мнению: «Если уж мама сказала обо мне, значит, я такой и есть». «Никому не дано вызвать у вас чувство неполноценности без вашего на то согласия», заметила как-то Элеонора Рузвельт.

Именно родителям дети позволяют это, по сути, моральное издевательство над собой – формирование психокомплексов, лишение крыльев индивидуальности и удачи. Откуда возьмутся гениальные дети, если им Никто не говорит об их гениальности, никто не верит в нее? Ведь даже из категории «нормальных», т. е. обычных людей мы на вербальном уровне перемещаем ребенка вниз по эволюционной цепочке, а затем закрепляем это многократным повторением на уровне подсознания.

Более того, и родители, и педагоги порой упускают из вида колоссальное влияние искренней похвалы и мотивации на успех, которое буквально окрыляет ребенка!

Приведем пример. В одной группе шестилеток проводилось очень качественное обучение чтению, письму и логике без мотивации к успеху и ежедневных похвальных отзывов о достижениях ребят. В другой группе – тот же педагог проводил занятия, но при этом постоянно позитивно настраивал ребят на преодоление трудностей, искренно замечая и озвучивая достижения каждого. В третьей группе – при соблюдении условий обучения группы № 2 по итогам каждого дня о достижениях рассказывалось родителям учеников. Полученные результаты систематизировались в таблицу.

Подводя итоги статистики, можно с уверенностью утверждать, что совместная работа педагога и родителей по формировании позитивной я-концепции дошкольника является более эффективной, чем, например, работа только педагога. Наблюдая за детьми после окончания дошкольного обучения, были сделаны следующие выводы:

· в процессе дальнейшей учебы в школе учащиеся группы №3 уверенно достигали поставленных целей, легко преодолевали трудности, с интересом осваивали новое.

В процессе дальнейших поисков была найдена вторая причина недостаточной эффективности обучения – Боязнь трудностей.

Как говорит японская мудрость, если в вашей жизни не было трудностей,- вы не состоялись. Почему-то в нашем славянском менталитете преодоление трудностей для большинства людей до сих пор олицетворяет собой бесполезность борьбы с судьбой, непреодолимость преград и тщетность усилий. Дескать, чего стараться, когда «все против нас, милорд, – и люди, и пространство»?..

Продолжая аналогию с японской системой воспитания, проанализируем слова и действия родителей по обучению преодоления трудностей:

Убивая в ребенке исследователя, мы постоянно пугаем его негативными перспективами, стараемся уберечь его не только от собственных ошибок, но и от самой жизни. Вольно или невольно, мы закрепляем в его подсознании аксиому, что познавать новое – это всегда больно и страшно, а за ошибки обязательно будет наказание. Поэтому уже к шести годам наши дети привыкают драматизировать любые собственные ошибки, не видя позитива в приобретенном опыте, не умея преодолевать трудности в виде собственных страхов и лени.

Пример из собственной житейской практики. Шестилетний сын отчаянно боялся лезть через забор – боялся падения, боялся, что испачкается, боялся, что не сможет. Неделю мы возвращались из садика, покоряя все окрестные заборы – со слезами, грязными коленками, но невероятной гордостью от осознания « я могу». Однажды, увидев нашу эквилибристику, добрая воспитательница решила «помочь» мне такими словами: «Не лазь, а то руки поцарапаешь и одежду испачкаешь, ты же не обезьяна». В эту же секунду сын сгорбился, опустил плечи и глаза, и понуро пошел – нет, поплелся рядом. Пришлось мне вмешаться и повторить, что я горжусь его силой воли, а испачканную куртку мы запросто постираем. И как ни странно, через некоторое время педагоги в садике отметили, что сын стал смелее отвечать на вопросы и перестал расстраиваться по поводу собственных ошибок. А он просто перебросил собственный опыт покорения забора в учебную деятельность и стал покорять математику и письмо.

Простая фраза «Я в тебя верю, у тебя все получится» становится магической формулой подсознания: « Я смогу это».

И третьей психологической причиной, значительно снижающей эффективность обучения, равно как и возможность самораскрытия ребенка, является Сравнение одного человека с другим. Уча всех всему, мы не принимаем во внимание личностных особенностей наших детей. Приведу пример. Лера П. легко научилась читать в 4 года и 3 месяца, Аня К. - в пять лет и девять месяцев с трудом читала по слогам. При этом с обеими девочками работал один педагог, подбирая индивидуальную программу обучения. Разгадка оказалась проста: бутон Лериных способностей созрел раньше, только и всего. Принимая во внимание физические отличия различных людей – вес, рост, особенности темперамента и скорость реакций, тип восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики), мы, тем не менее, продолжаем «выравнивать» детей в возрасте, с которого начинается обучение, в принципе отвергая отличия в психологической готовности к обучению. «Психическое развитие ребёнка происходит в условиях усвоения им исторически выработанных знаний, умений и норм поведения, а процесс обучения и воспитания должен учитывать возрастные психологические особенности учащихся и достигнутый уровень развития их личности», - рекомендует нам теория педагогики и психологии, не конкретизируя, как их учитывать. Исходя из практических наблюдений, можем предложить условный физиологический метод: с момента выпадения первого молочного зуба ребенок начинает более осознанно воспринимать учебный материал, увеличивается его желание учиться (пропорционально ощущению себя взрослым).

Доверяя ребенку, до выпадения первого зуба мы не стремимся искусственно ускорить интенсивность обучения, если ребенок к ней не готов. Если заставить бутон расцвести раньше срока, - он быстро завянет. Иначе говоря, в процессе обучения идем «от ребенка», держа в памяти аксиому о различных психологических и физических особенностях протекания процессов запоминания, усвоения и воспроизведения изученного у разных личностей.

Сегодня достаточно много написано о невозможности сравнения « Маши с Валей» именно в силу указанных выше причин. Нам хотелось бы акцентировать внимание на грамотном педагогическом комплименте и осознанности похвалы. В силу стереотипности мышления педагогов, многие из нас систематически хвалят одних и тех же – тех, кто лучше всех (пишет, читает, решает), упуская из радиуса внимания остальных учеников. Иначе говоря, «если Саша ЛУЧШЕ всех пишет, значит, остальные пишут хуже или плохо или недостаточно хорошо», - рассуждают дети, и не стремятся улучшить свои навыки. Среди ответов на вопрос «Почему мне это не надо», превалируют такие:

· так хорошо, как он, я не смогу

· я никогда не буду лучшим, потому что он уже лучший

· зачем и стараться, ведь меня никогда не хвалят.

Корректная педагогическая деятельность заключается в похвале каждого, но особенно того, кто произвел самый большой скачок («…помнишь, как вчера у тебя не очень хорошо получалось, а сегодня ты просто молодчина»). Или: «Вы все молодцы, видно, как вы старались. Но посмотрите, какая умничка сегодня Олечка – человек так постарался, так легко преодолел свой страх, что сегодня у нее все получилось замечательно – правильно, четко и уверенно».

Подводя итоги, хочется отметить, что воспитание психокомплексов, излишняя опека и боязнь трудностей, неумение хвалить и осуществлять позитивную настройку на достижение целей – это только часть негативных факторов в коммуникативном единстве «педагог - ребенок - родители». И преодолевать их нужно совместными усилиями.

Учитывая все подводные камни на пути к гармоничной, развитой и гениальной личности, мы работаем на единственно возможный педагогический результат – обучение не вех, но каждого, воспитание не рядовых – но исключительных. И помним, что мысль и слово способны изменить будущее наших детей.

Литература

Эльконин Д. Б., Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет), М., 1960