ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ: К АРХЕТИПУ И ОБРАТНО

Мицкевич Светлана (г. Минск)

Важнейшей особенностью любой естественной экосистемы является ее способность к саморегулированию. Стабильность экосистемы находится в прямой зависимости от ее сложности. Только при взаимосвязанном существовании разнообразных видов организмов, выпадение любого звена в цепочке экосистемы не приводит к ее изменению.

Из объяснений на уроке биологии, 11 класс.

Коротконосая кукла...

Верно, в детстве мама её

Мало за нос тянула!

Еса Бусон.

Каждая женщина стоит пред выбором: своего пути, предназначения, самореализации. Даже в прошлом, когда экономический уклад, общественная мораль и родительское мнение были определяющими, окончательный выбор совершался женщиной: уйти в монастырь, отказаться от замужества или, напротив, уехать вслед за мужем в Сибирь. Однако, пусть беглый, анализ положения женщины во времена различных общественных формаций показывает, что современная женщина находится в несомненно более выигрышной позиции, обладая большими правами, независимостью, свободой. С другой стороны, утраченная в настоящем преемственность поколений, потеря сакрального смысла многих обрядов и инициаций, вводивших девочек и девушек в сложный мир взрослых женщин, планомерное уничтожение вековых традиций на протяжении почти столетия закономерно привели к утрате женщиной смысловых ориентиров. Той самой нити, следуя за которой героиня проходила свой путь, насколько бы трудным и опасным он не был.

Как показывает практика, среди проблем, заявляемых клиентками, по-прежнему лидирующее положение занимает проблема самоопределения. Облекается ли это в жалобу на непонимание со стороны мужа, испорченные отношения с детьми, неспособность продвинуться по карьерной лестнице, незнание, куда двигаться дальше в профессиональной сфере, невозможность выйти замуж, желание предотвратить развод, жалобы на возрастной кризис и т. д. Во всем разнообразии запросов, как правило, искусно замаскирована просьба указать путь, по которому надо двигаться, помочь принять решение или даже сделать выбор вместо самой женщины.

В подобных случаях особенно эффективной представляется работа с бессознательным, где каждый человек может почерпнуть ответы на самые сокровенные вопросы. Для этого используют подходы, позволяющие клиенту, при помощи интенсивных интегративных психотехнологий, достигать измененного состояния сознания, в котором происходит трансформация и интеграция личности [3, 5]. Как образно заметил К. Г. Юнг: «Погружаясь в себя и описывая это погружение, мы переживаем и определяем основы нашего бытия, т. е. «основываем» себя» [7]. В тоже время, требуется некий навык, опыт в интерпретации подобных символов и знаков бессознательного, что предполагает работу с профессионалом – психоаналитиком, психологом, терапевтом, шаманом... Однако во главу угла может быть поставлен не столько индивидуальный опыт личности, сколько обращение к архетипическим образам, существующим в коллективном слое бессознательного. Наиболее полно примеры архетипов проявлены в мифах [8].

Возвращаясь к практике работы с женщинами, укажем на возможность использования архетипических образов богинь из греческой мифологии, предложенную Дж. Болен. В качестве основных архетипов она выделяет семерых богинь: Деметру, богиню материнства, Персефону – дочь, Геру – жену, Афродиту – возлюбленную, Артемиду – сестру и соперницу, Афину – стратега, Гестию – хранительницу домашнего очага [2]. Общий анализ данных образов согласуется с идеями о том, что мифы могут быть представлены как выражение вытесненных, недостижимых в реальной ситуации, благ и удовольствий [4, 6]. Вероятно, поэтому возникают образы Афродиты, Афины и Артемиды, воплощающие сексуальность, женский ум и независимость – те проявления женщин, которые подавлялись в патриархальной Греции. А потому могли быть воплощены лишь в сверхчеловеческих фигурах богинь. В тоже время, мифы зачастую указывали на двойственность архетипов, создавая ряд сюжетов, в которых богини отображались в разных обличиях. Например, в греческой мифологии Гера, с одной стороны, почиталась как могущественная богиня брака, а с другой – была известна своей мстительностью, ревностью и вздорным характером. Тем самым, человек сперва приписывал неограниченные возможности и доблести образам богов, возлагая на них собственные проекции. А затем, обнаруживая некую уязвимость божественных фигур, их человечность в несовершенстве, индивид мог идентифицировать себя с ними.

Основываясь на подобной классификации женских архетипов, терапевт, психолог может выбрать собственную практику из многих, помогающую женщине разобраться в проявлениях архетипического наполнения, скрывающегося за образами богинь. Выводя на поверхность из пучин бессознательного каждую из богинь, иными словами, каждую из своих субличностей, женщина не только осознает их присутствие и представленность в своей личности, но и становится способной сознательно управлять ими. Иными словами, за процессом отождествления, интеграции с архетипическими фигурами, происходит процесс дифференциации от них, что позволяет «властвовать над тем, с чем мы себя разотождествляем» [1]. Кроме того, осознавая сущность различных архетипов, женщина яснее представляет, что именно побуждает к действию и ее, и окружающих. В конечном итоге подобная работа с собственным бессознательным помогает женщине принять себя и других, найти свой путь и уверенно двигаться по нему, меняя при надобности направления, воплощаясь во все новые архетипы. Каждая женщина может решить для себя, будет ли она реализовывать себя как жену, мать, любовницу или профессионала. И сопутствовать любому из выборов будет четкое осознание, что данное воплощение не лучше и не хуже других, и его можно убрать в тень при надобности, или, напротив, культивировать для достижения настоящей цели. И тогда женщина сможет научиться легко переходить из одного образа в другой, реализуя свои потенции в полной мере. В противном случае, когда в ответ на некое жизненное событие происходит активизация архетипа без участия личности, она подчиняется ему на уровне инстинктов и становится неспособной прислушаться к воле или рассудку. Как отмечал К. Г. Юнг, в подобных случаях архетип может разрастаться до чего-то патологического, например, невроза [8].

Если на некотором отрезке расположить всех женщин в соответствии с их мнением о собственном предназначении, то на противоположных концах его окажутся, с одной стороны, домохозяйки, поддерживаемые патриархальным обществом, а с другой – женщины, выстраивающие свою карьеру, профессионалы высокого класса, чьи права отстаиваются феминистками. Однако как только женщина делает ставку на одну сторону своей личности, сознательно преграждая иные возможности, она обедняет свою личность, делает ее более уязвимой. К тому же интенции, вытесненные в бессознательное, могут игнорироваться некоторое, ограниченное, время. Рано или поздно все вытесненные желания прорвутся наружу. Как правило, это случается в самый неподходящий момент и в самой непривлекательной форме. Поэтому женщине, которая по своему сущностному предназначению ближе к природе, следует учиться у нее мудрости. Природа никогда не останавливается на одном варианте, неизменно отдавая предпочтение многообразию.

Литература:

1. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. – М.: «REFL-book», 1994. – 314 с.

2. Болен Дж. Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь / Пер. с англ. Г. Бахтияровой, О. Бахтиярова. М.: ИД "София", 2006. – 272 с.

3. Гроф С., Уилбер К., Веховски А. Маслоу А. Внутреннее пространство. Методическое пособие к семинарам по холотропному дыханию. – М. Независимая ассоциация психологов-практиков, 1996. – 188 с.

4. Джонсон Р. А. Она: Глубинные аспекты женской психологии / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2005. – 112 с.

5. Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания / 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 537 с.

6. Ранк О. Закс Г. Психоаналитическое исследование мифов и сказок // Между Эдипом и Озирисом: Становление психоаналитической концепции мифа / Сборник. Переводы с нем. – Львов: Инициатива, М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – С. 207 – 244.

7. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К. Г. Юнг; Пер. А. А. Спектор. – Мн.: Харвест, 2004. – 400 с.

8. Юнг. К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. – М.: Наука, 1996 – 296 с.