О ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Агейко О. В. (Беларусь, г. Минск)

Психологическая зрелость и психологическая культура современного человека позволяет ему предъявлять высокие требования к качеству брачно-семейных отношений. Традиционно показателями качества брачных отношений признается их стабильность и удовлетворенность супругов своим брачным союзом. Опыт клинической работы с супружескими парами, обратившимися за психологической помощью, позволяет утверждать, что в качестве маркера супружеского и семейного благополучия можно считать также способность семьи реализовать свой психотерапевтический потенциал.

Запрос на профессиональную психотерапевтическую помощь возникает у человека тогда, когда он сталкивается с психологической проблемой, вызывающей сильные негативные эмоциональные переживания, которую самостоятельно он решить не может. Семья как целостная система, состоящая из близких и значимых людей, обладающая характерными для нее способами взаимодействия, так же как и отдельный человек, прибегает к профессиональной психотерапевтической помощи, когда она исчерпывает свои ресурсы при решении семейных проблем. Трудности семейного функционирования могут быть вызваны как внешними по отношению к семье событиями, так и внутренними причинами, связанными с ее развитием.

Во-первых, семья подвергается влиянию неблагоприятных внешних воздействий различного масштаба (от социогенных катастроф и стихийных бедствий, до агрессивных нападений и квартирных краж).

Во-вторых, развитие семьи, переход от одного этапа жизненного цикла семьи к другому закономерно сталкивает ее с «нормативными» кризисами.

В третьих, в жизни каждой конкретной семья, проживающей свой индивидуальный жизненный путь, происходят события, вызывающие стрессы и психические травмы у взрослых и детей (утраты, болезни, неудачи в учебе, потеря работы, отсутствие детей, неблагоприятные жилищные условия и финансовые трудности, супружеская неверность, ссоры и конфликты, алкоголизм, наркомания и т. д.).

Внешние воздействия, нормативные и ненормативные кризисы в жизни семьи формируют у взрослых и детей потребность в психологической помощи и поддержке. Первую и постоянно действующую психотерапевтическую помощь может оказывать семья в силу ее специфичности как социальной организации.

Современная нуклеарная семья это особое социальное объединение, малая группа, в состав которой входят муж и жена, родители и дети, братья и сестры. Люди, связанные между собой особыми отношениями: родственными узами, отношениями привязанности, взаимной любви, ответственности, заботы, взаимной помощи, как психологической, так и материальной. Функционирование семьи, формирование семейных отношений напрямую связано с ее способностью удовлетворять широкий спектр жизненно важных потребностей человека.

Если обратиться к классификации потребностей, предложенной Абрахама Маслоу, то можно увидеть тот широкий спектр потребностей, которые современный человек стремится удовлетворить через брачно-семейные отношения.

Организация быта в современном обществе такова, что такие витальные потребности как питание, сон, поддержание физического здоровья находятся в ведении семьи. Семья обеспечивает «выживание» новорожденного, уход ха нетрудоспособными, больными и престарелыми членами семьи.

Интенсификация социальной, финансово-экономической и психологической жизни современного человека, маргинальное состояние общества, его ценностей, экологические и техногенные катастрофы, терроризм, эпидемии и т. д. провоцируют возникновение у многих людей чувства беззащитности, неопределенности, неуверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне. Именно семейная организация позволяет человеку создать свой мир из близких, любящих, понимающих людей, живущих по определенным правилам, соблюдающим установленные традиции. Постоянные, доверительные, непрерывные семейные отношения дают человеку возможность почувствовать себя в безопасности, избежать состояния неопределенности и хаоса.

Пожалуй, самым прямым назначением брачно-семейных отношений является удовлетворение потребностей привязанности и любви. Любовь является доминирующим и наиболее распространенным мотивом создания семьи. Сохранность эмоциональных отношений в супружеской паре становится одним из важных критериев качества супружеских отношений. Сексуальная близость супругов приносит удовлетворение при условии глубочайшей психологической интимности. Утрата чувств, измена брачного партнера все чаще становится причиной неудовлетворенности супружескими отношениями и принятия решения о разводе. Отношения привязанности и родительской любви являются базовым условием рождения ребенка и обеспечения его психического здоровья.

Свобода выбора брачного партнера, ориентация на психологические ценности брака естественным образом сочетаются с желанием человека быть принятым в семье, иметь уверенность в том, что его оценивают по достоинству, его вклад в семью не остается незамеченным. Современному человеку важно, чтобы его понимали и признавали, прежде всего, близкие люди. Не только взрослые, но и дети в сегодняшней семье имеют возможность манифестировать свое право на семейный статус, престиж, признание и это не расценивается как посягательство на родительский авторитет.

Удовлетворение потребностей самоуважения в семье порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что ты полезен и необходим тем, кто тебе дорог. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству ненужности, слабости, зависимости, неудовлетворенности брачными и семейными отношениями. Маслоу подчеркивал, что здоровое самоуважение основывается на заслуженном уважении другими, а не на внешнем статусе, лести и переживается как стремление получить уважение

И, наконец, супруги, родители, дети, - все, кто живет в семье, все более осознают свою потребность быть в семье самим собой, пытаются построить такие отношения, ожидают от других такого поведения, которое бы позволило создать в семье наиболее благоприятные условия для личностного роста, как детей, так и взрослых членов семьи. Одновременно с ростом требований к любви и счастью растет толерантность к свободе партнеров, автономии детей. Человек в семье претендует на реализацию возможности принимать жизненно важные решения в соответствии с личными и семейными интересами, а не с общепринятыми нормами или групповым принуждением. В современной семье принцип индивидуализации, автономии находит все большее принятие.

Таким образом, современный человек связывает с семьей уникальную возможность удовлетворять постоянно возобновляющиеся жизненно важные потребности в продолжение рода, в отцовстве, материнстве, в физической защищенности и психологической безопасности, уважении и любви, в принадлежности и причастности группе, в личностном росте и самореализации.

Непрерывность и длительность функционирования значимых интимных отношений, посредством которых происходит удовлетворение потребностей, позволяет семейной группе накапливать психотерапевтический потенциал, который используется в повседневном семейном взаимодействии и особенно востребован в ситуациях семейных кризисов. Именно длительность семейных отношений, их высокая значимость и принимающий характер, являются терапевтическими факторами семьи. Супружеские, родительские, сиблинговые, детско-родительские отношения, обладающие психотерапевтическим ресурсом, оказывают благотворное влияние на личностный рост членов семьи, на прочность и качество семейного функционирования.

Следует отметить, что семейные психологии в числе традиционных семейных функций, таких как репродуктивная, воспитательная, сексуальная, хозяйственно-экономическая, досуговая, первичного социального контроля давно говорят об особых функциях семьи, имеющих психологическое содержание, при этом не выделяя психотерапевтическую функцию как самостоятельную.

Так Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (1999 г.) называют эмоциональную функцию семьи. Ее содержанием является удовлетворение потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В. И. Зацепин (1991 г.) выделяет рекреативную и коммуникативную функции семьи. Рекреативная (восстановительная) функция семьи заключается в том, что именно в семье человек получает и оказывает сам физическую, материальную, моральную, психологическую помощь и поддержку

Коммуникативная функция семьи, согласно В. И.Зацепину, состоит в удовлетворении двух противоположно направленных и взаимосвязанных потребностей – в общении и в уединении. В семье человек получает возможность отдохнуть от обилия социальных контактов. И в семье человек удовлетворяет потребность в интимном общении с близкими людьми.

Именно от семьи, пишет В. И.Зацепин, зависит социальное здоровье человека. День отдыха в семье может быть эквивалентным недельному пребыванию в доме отдыха, и, наоборот, по своей психологической напряженности, день в семье бывает насыщеннее и труднее, чем неделя на работе.

О. М.Здравомыслова (1992 г.) выделяет психологические функции современной (биархатной, эгалитарной, нуклеарной) семьи в самостоятельную группу наряду с социально-культурными функциями.

С. И.Голод (1999 г) отмечает, что семья оказывается той универсальной общностью, где в повседневных неформальных контактах супругов, родителей с детьми при благоприятно складывающихся отношениях восполняется дефицит личностного общения. Доверительное общение психологически совместимых людей в семье позволяет «растворить» негативную психическую и эмоциональную энергию, избежать устойчивых конфликтов и дистресса.

Следует обратить внимание на справедливое замечание, сделанное С. И. Голодом о том, что семья обладает как постоянно действующим психологическим потенциалом, помогая каждодневно, так и аккумулирует и активирует психотерапевтические ресурсы в ситуации внезапного кризиса.

Таким образом, можно утверждать, что психотерапевтическое назначение семьи как группы, в которой человек может получать естественным образом психологическую помощь и поддержку через установление доверительных отношений является признанным психологической наукой о семье.

С нашей точки зрения, есть все основания для того, чтобы выделить психотерапевтическую функцию семьи в самостоятельную, поскольку современный человек не только имеет в этом необходимость, но и осознает ее как важную потребность. Внешние и внутренние стрессоры, с которыми сталкиваются люди в своей жизни, они «несут» в семью, либо в виде сообщения, либо через свое состояние, или через поведение.

Увидит ли, услышит ли кто-нибудь в семье «запрос» на психологическую помощь и поддержку? Поймет проблему или осудит, примет ли произошедшее или накажет, разделит тревоги и страхи или осудит их как слабость – характер семейной реакции является тем признаком, который показывает, выполняет ли конкретная семья психотерапевтическую функцию или в реестре ее функций таковая отсутствует. Какие бы проблемы мы ни взяли: трудности подросткового характера и поведения ребенка, нарушенные контакты с прародителями, сексуальная неудовлетворенность, потеря работы и т. п. – их появление актуализируют потребность в психотерапевтическом функционировании семьи. Если человек в семье не находит принятия своих проблем, если семейная система остается ригидной, не экспериментирует, не ищет новые, в тои числе и психотерапевтические способы взаимодействия, человек «выходит» из семьи и вне семьи пытается найти решение.

В каждой семье, как живой системе, периоды дисбаланса сменяются периодами равновесия. В тех семьях, где не аккумулирован психотерапевтический потенциал, центробежные тенденции превалируют над центростремительными, силы отталкивания преобладают над силами притяжения, неудовлетворенность отношениями возрастает, возникает угроза целостности семейному организму.

О наличии психотерапевтического ресурса в семейных отношениях наиболее глубоко размышлял К. Роджерс. С позиции гуманистической теории семьи, семейные отношения это особые отношения близости, интимности. Вместе с тем, их функционирование подчиняется общим законам развития человеческих взаимоотношений. К Роджерс ( 2001г.) выделил несколько условий, соблюдение которых позволяет людям создать такой тип отношений в семье, который помогает раскрыть их потенциал, ведет к изменению и развитию личности, личностному росту, иначе говоря, оказывает психотерапевтический эффект.

· Первое условие – откровенность и искренность в отношении себя.

· Второе условие – принятие человека, признание его безусловной ценности как отдельной личности, независимо от его конкретного состояния, поведения и чувств.

· Третье условие – понимание человека, тонкая эмпатия к каждому чувству и высказыванию, недопустимость диагностирующих оценок.

При соблюдении этих условий в семье создаются помогающие, психотерапевтические отношения - необходимый контекст конструктивных изменений, достижения зрелости и здоровья.

«Я уверен, - пишет К. Роджерс, что это утверждение верно, если я говорю о моих отношениях с клиентом, с группой студентов или сотрудников, с моей семьей или детьми»[ 3,c.44 ].

Говоря о психотерапевтических возможностях семьи, необходимо остановиться на их особенностях в сравнении с специально организованным профессиональным психотерапевтическим взаимодействием.

Уникальность семейного психотерапевтического процесса состоит в, прежде всего в том, что он включен в контекст естественного функционирования человека в семье.

Своеобразие «естественной семейной психотерапии» состоит в том, что между «психотерапевтом» и «клиентом» постоянно происходит обмен ролями.

Роль семейного психотерапевта может выполняться не одним человеком. Она может быть распределена между членами семьи.

В качестве семейных психотерапевтов могут выступать не только взрослые, но и дети.

Все социальные функции, которые традиционно выполняет семья, имеют психологический аспект и обладают психотерапевтическим потенциалом.

Сходство естественной семейной психотерапии и профессионально организованного психотерапевтического процесса состоит, по крайней мере, в двух существенных моментах:

1. семья как фасилитатор создает условия для раскрытия личностных ресурсов человека, личностного роста и саморазвития;

2. важнейшим условием эффективности личностных изменений является характер межличностных отношений: взаимное доверие, открытость, эмпатия, поддержка, принятие.

Напрашивается еще одна аналогия: подобно тому, как человек, обращающийся за психотерапевтической помощью, выбирает своего психотерапевта, происходит выбор своего спутника жизни в союзе с которым только и возможны психотерапевтические отношения взаимной близости, интимности, доверия.

В заключении следует сказать, что психотерапевтические возможности семьи нуждаются в специальных исследованиях. Каждый этап жизненного цикла семьи, каждая конкретная семья, каждое конкретное событие требует и создает свои психотерапевтические модели, изучение которых имеет большую перспективу.