ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОБЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В. И. СЛОБОДЧИКОВ, Г. А. ЦУКЕРМАН

Желание обобщить современные знания о стадиальности психического развития человека в еди периодизации, схватывающей как разные стороны процесса развития, так и его механизмы, не оста психологов до тех пор, пока подобная синтетическая картина не будет построена. Для психоло развития инструмент такой универсальности мог бы выполнять ту же роль, что эволюционное древ биологии или таблица Менделеева в химии, - роль предсказателя пустот. Если общая карта развития бу построена, психологи и педагоги смогут увидеть белые пятна, пустоты в том культурно-образовательн пространстве, которое они строят для обеспечения оптимальных (с точки зрения определенных культурных ценностей) пу развития для людей разных возрастов.

Наиболее основательно и последовательно попытки создания таких всеобъемлющих "к психического развития" за последние полвека предпринимались дважды. Западная психология лучше вс

Знакома с концепцией Э. Эриксона [11], русская (советского периода) с концепцией Д. Б. Эльконина [

1 Которая в концентрированном виде выражает исходные идеи Л. С. Выготского [1, т. 4] .

Центральным в периодизации Э. Эриксона является понятие Самоидентичности (субъективн чувство непрерывной самотождественности), в периодизации Д. Б. Эльконина - Ведущая деятельность Деятельность, в которой формируются важнейшие для данного возраста психические новообразован Не будем сейчас углубляться в вопрос о том, почему западная парадигма развития акцентир преимущественно внутренние источники и движущие силы развития, а русская внешние; несомнен здесь сказались главные ценностно-смысловые детерминанты двух типов цивилизации. Отметим ли следующее неслучайное обстоятельство.

Более чем тысячелетняя полемика об отношении внешних (средовых) и внутренних (имманентн источников психического развития напоминает обсуждение роли правой и левой ноги в ходьбе (замет что аналогичный смысл имеет и полемика о роли "биологического" и "социального" в прир психического). Никто не утверждает, что для ходьбы нужна только правая или только левая нога, одн всякая теория психического развития "хромает", если делает слишком сильный акцент на одном факторов развития. И этим недугом страдает как теория Э. Эриксона, которая не дает достаточн оснований для проектирования развивающих образовательных пространств (обеспечивающих позитив разрешение каждого возрастного противоречия), так и теория Д. Б. Эльконина, в которой слишком ве зазор между проектируемой ведущей деятельностью, "планируемыми" психическими новообразовани и фактическим уровнем общего психического развития в том или ином возрастном интервале.

Несбалансированность и неполнота двух ведущих теорий психического развития, строящих с периодизации на вполне определенном, но все-таки ограниченном наборе базовых понятий, повлекла собой попытки создания принципиально эклектичных теорий, которые представляли собой своеобразн мозаику из частных теорий развития отдельных психических реалий (Г. Дюпон [10], К. Китченер [13], Кольберг [14], Ж. Пиаже [3], Р. Селман [16] и другие).

Наиболее известные попытки Дж. Ловингер [15] и Р. Хавигхерста [12] построить мозаичную картину периодов развития путем механического соединения отдельных, уже изученных сто психического представляются методологически обреченными, ибо сколь угодно полная сум позитивных знаний о развитии не обладает объяснительной и предсказательной силой, если не содерж представления об исходной Единице развития И Принципе Его Периодизации (Что развивается и ка развивается?).

СОБЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА

Иначе говоря, в основу теории Общего Психического развития и соответствующей ей периодиза должна быть положена предельная категория, одновременно схватывающая две стороны развития -Объект И Источник (а также движущие силы, исходные противоречия, механизмы, направление, форм результаты развития).

В. И. Слободчиков [4] предположил, что таким предельно общим понятием, позволяющи развернуть теорию развития субъективной реальности и его периодизации в онтогенезе, является поня Со-бытийной Общности, внутри которой и образуются собственно человеческие способно позволяющие индивиду, во-первых, входить в различные общности и приобщаться к определенн формам культуры, а во-вторых, выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить но формы, т. е. быть Само-бытным.

Корни этой гипотезы уходят прежде всего в пласт религиозно-философских представлени человеческой реальности, связанных с именами М. Хайдеггера (Mit-Anderem-Sein), М. Бубера (Я и Т А. С. Хомякова (неслиянно-нераздельная соборность) и других. На психологическом уровне идея бытийной общности теснейшим образом связана с фундаментальным представлением Л. С. Выготского Т. 3] об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции, об особо находящемся между людьми, но никому лично не принадлежащем пространстве развертыва психических явлений, как о месте зачатия, вынашивания и рождения любой человеческой способности.

В школе Л. С. Выготского интерпсихические общности были осмыслены как живые орган психических способностей (Ф. Т. Михайлов [2]), как каналы, связующие человека с теми пласта культуры, в которых данные способности опредмечены. И если человек не попадает в определенн общность или выпадает из нее, то у него не складывается или оказывается травмированным какой орган, связующий его с миром людей, с культурой, а потому не складываются и соответствующ способности, развитие которых, по сути, и обеспечивается через данный канал.

С точки зрения такого понимания источников психического развития его периодизация дол представлять собой своеобразную карту Человеческих общностей, внутри которых только и могут б достигнуты различные уровни развития всех психических функций, необходимых для пребывания вну этих общностей, их преобразования и построения новых. Предлагаемая ниже схема периодиза психического развития, становления субъектности в онтогенезе как раз и представляет собой эскиз та карты. Прежде чем перейти к описанию этой схемы, рассмотрим те имплицитные представлени нормальном развитии, которые лежат в ее основе.

Первое представление наиболее жестко было сформулировано Э. Эриксоном [11]: схем периодизации не должна походить на цепочку формальных временных отрезков, следующих друг другом; Периодизация - это Эпигенетический ансамбль, в котором одновременно соприсутствуют в возраста. Ни один прожитый человеком возраст не кончается в том смысле, что ни одно кризис противоречие возраста не может быть окончательно разрешено прижизненно. Так, складывающеес детстве базисное доверие, открытость миру, самостоятельность, инициативность и все прочие основные направления развития заново подтверждаются при освоении человеком каж следующей новой общности и новой деятельности. Поэтому рисуя далее в схеме цепо последовательных возрастов, мы сильно упрощаем картину, которая должна выглядеть как оркестро партитура, где постепенно вступают разные инструменты и одновременно звучат несколько тем.

Следующее представление связано с тем, что последовательность возрастов и порядок их смены есть непреложный закон развития каждого человека. Во-первых, в каждой точке развития существ возможность выхода на плато обыденного функционирования и даже возрастного регресса (недаром говорим о вечных юношах и седовласых младенцах). Во-вторых, личная биография, заведомо совпадающая с нормативным представлением о развитии, открывает возможности не только остановки и регресса развития, но и для трансцендирования собственного возраста (недаром мы говор об отроках, мудрых как старцы, или взрослой ответственности иных юношей). И наконец, необход строго оговорить, в каком смысле данную схему периодизации развития можно полагать в качес Нормативной схемы.

Первое - само понятие "норма" употребляется здесь не как характеристика среднестатистическ уровня развития в какой-либо возрастной группе, но как указание на высшие возможности достижения данного возраста. Поэтому чем выше мы восходим по лестнице возрастов, тем реже мы им возможность непосредственной встречи в реальной жизни заданных схемой возрастных характерис Так, примером нормы позднего возраста могут служить лишь редчайшие, уникальные биографии, та как жития святых, подвижников веры. В обыденной жизни таким очевидным примером может считат жизнь А. Швейцера, А. Сахарова или Я. Корчака - людей, сменивших заслуженную славу выдающи деятелей, мощно укорененных в определенном социопрофессиональном сообществе, на безвестн служение ценностям экзистенциальным, не принадлежащим никакому отдельному человеческо сообществу, существующему в конкретном времени истории и пространстве культуры. Именно про э людей говорят: Человек на все времена!

Второе - понятие "норма развития" является культуро - и личнообусловленным, а следователь Аксиологическим, а не собственно научным. Поэтому схема, излагаемая ниже, описывает только вектор развития, который направлен на саморазвитие человека, т. е. на становление субъекта, хозяин автора собственной биографии [6], [8] Здесь саморазвитие будет пониматься как сознательное измене и(или) столь же сознательное стремление сохранить в неизменности собственную самость (русс эквивалент субъектности).

На ранних этапах развития самость - это такой "поведенческий текст", который я создаю умышленно, не ведая, что Творю, и уж тем более не ведая, Что Творю. Читают и толкуют этот "текс другие, от них на протяжении всего детства я узнаю и о самом существовании моей самости, и о содержании, и о способах ее создания и интерпретации. Открытие возможности собственного авторст творении поведенческого текста самости, а главное обнаружение себя в качестве его Главного героя -и есть знаменитое отроческое открытие собственного Я. Действительная же практика и расширение масштаба авторского творчества в развитии своей самости - содержание более поздних - взрослых эта саморазвития; и уж тем более сознательный выбор зрелым мастером личной анонимности (но безответственности) в достраивании своей судьбы - это возможное содержание последней ступ развития субъекта собственного развития.

Понятно, что даже в рамках европейской (христианской) культуры саморазвитие, восходяще преодолению границ собственной единично-уникальной самости, не единственно возможный и даже самый распространенный вектор развития личности. Поэтому нормативной предлагаемая сх периодизации является лишь для тех, кто полагает нормой саму Ценность саморазвития.

Теперь можно установить примерные временные границы возрастных интервалов и поименов 2 Стадии развития субъектности в разных типах человеческой общности БАЗИСНЫЕ ОБЩНОСТИ, ИЛИ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ

Каковы же основные человеческие общности, через которые проходит развитие человека как субъекта - участника и творца? Каждая человеческая общность осуществляет определенную совместн деятельность, характеризуемую прежде всего содержанием этой деятельности, ее предметом. Спо "совместного держания" (содержание) этого предмета, т. е. характер распределения обязанностей, система взаимных ожиданий партнеров определяет форму совместности, характерную данной общности.

В построении любой человеческой общности участвуют по крайней мере двое, и смена форм содержания общности сопровождается сменой партнера. Эта смена не обязательно означает, что но общность строится с новым человеком (людьми). Это может быть тот же самый человек, например ма но в новой жизненной позиции. На схеме 1 обозначены базисные общности или ступени развития челов как субъекта собственного развития. Кратко охарактеризуем их содержание, форму и тип партнерства.

Схема 1. Периодизация общего психического развития

На Первой Ступени ребенок вместе с родным взрослым (родной матерью или человеко выполняющим материнскую функцию) начинает строить общение, вначале не опосредствован культурными орудиями, предметами, знаками. Эта уникальная, в силу своей непосредственно общность, выстраиваемая в живой телесности партнеров общения, названа ступенью Оживления Только в честь знаменитого "комплекса оживления" - главного эмоционального центра этой ступе Эпохальным культурным событием этой ступени развития субъекта является то, что ребенок осваив собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого пространственно-временную организацию общей жизни семьи. Кардинальное приобретение дан ступени это подлинный синтез человеческого тела, его "оживление" в сенсорных, двигательн общительных, действенных измерениях.

На Второй Ступени ребенок вместе с Близким Взрослым осваивает предметно-опосредствованн формы общения как в совместных имитационно-предметных действиях с реальным партнером, так плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Два эпохальных события стоя начале новой ступени развития - это прямохождение и речь - как способы первичного самоопределения внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Эта ступень лавинообразного овладе культурными навыками и способностями названа ступенью Одушевления Для того, чтобы подчеркну что именно здесь ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое "Я сам осознает себя субъектом собственных хотений и умений.

На Третьей Ступени партнером растущего человека становится Общественный Взрослый воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в таких культурн позициях, как учитель, мастер, наставник и другие, вместе с которыми подростки осваивают прави понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия в науке, искусс религии, морали, праве. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным авто собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет грани самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. Имя этой ступени - Персонализац Слово, соединяющее значение личины (маски, роли) и Лика, акцентирует, с одной сторо кульминационный момент Личностно го развития - появление способности к саморазвитию (развит собственной самости), с другой - принципиальную ограниченность данной ступени развития личности, е не достигшей внутренней свободы - освобождения от власти любой самости, как своей, так и чужой.

На Четвертой Ступени партнером молодого человека становится (в пределе) Человечество, которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредствованные систем общественных ценностей и идеалов. "Общественными" эти идеалы и ценности являю тся лишь материалу, из которого они созданы, как стихи создаются из языкового "сырья", но не сводятся к не Индивидуализация общественного инвентаря ценностей по мерке личностной позиции челов составляет суть данной ступени развития субъекта общественных (не узкосоциальных) отношений. Э ступень поэтому и названа ступенью Индивидуализации. Обособляясь от оценок окружающи преодолевая профессионально-позиционные или конфессионально-политические детерминации сво поколения, человек становится ответственным за собственную самость, которая зачастую складывалас по его воле и без его ведома. В духовно-практической сфере бытия, которая и составляет содержа ступени индивидуализации, формулой субъектности могут стать слова Мартина Лютера: "На том стою не могу иначе".

В названии и основных характеристиках последней, Пятой Ступени наблюдается удивительн согласие между всеми психологами романтического толка, допускающими существование высш уровней духовного развития без "статистически надежных" свидетельств их существован Универсализация, или выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности есть одновреме вход в пространство обще - и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в "свое другое". участником в построении и собеседником в осмыслении универсального со-бытия - той формы общнос в которой потенциальная эквивалентность человека миру становится актуальной, является Бог человечество. А формулой субъективного проживания своей причастности к универсальному событ являются слова апостола Павла: "И уже не я живу, но живет во мне Христос!" (Гал. 2,20).

КРИЗИСЫ РОЖДЕНИЯ - ПЕРЕХОДЫ В НОВЫЕ ОБЩНОСТИ

Вхождение в новую общность на каждой ступени развития подобно новому рождению (чело рождается не единожды!) и сопровождается сдвигом, качественным преобразованием в сист отношений с миром, с людьми и собой, внутри которой протекал предыдущий этап развития субъе Поэтому период вхождения в новую общность и назван Кризисом рождения.

Кризисы рождения обусловлены внутренней логикой развития самого субъекта человечес отношений, принципиальной сменой режима индивидуальной жизни. Напомним, что человечес общность, внутри которой живет индивид, рассматривается как место вынашивания определен индивидуальной способности. Вызревание новой способности делает человека потенциально способн (тавтология здесь неслучайна) к вхождению в новую общность, так же как созревание плода в утр матери длится в норме до момента потенциальной возможности отдельного биологическ существования новорожденного.

Разрыв, противоречие между наличной, сложившейся формой совместной жизнедеятельност потенциальной возможностью нового, более высокого уровня со-бытия и создает явление кризиса ("Т по-старому жить нельзя"), когда ребенок (юноша, взрослый) к чему-то стремится, о чем-то томится, сам толком ведая, что душе угодно (потребно, соразмерно).

Кризис рождения, таким образом, - это всегда кризис самости в ее конкретной, деятел освоенной определенности и ожидание, поиск новых форм событийности. Позитивное разреше подобного кризиса всегда связано с наличием в культуре более масштабных форм предметно совместной жизнедеятельности субъектов события (а при отсутствии встает задача их целев проектирования и культивирования).

На схеме 2 ступени развития субъекта человеческих общностей представлены в виде ко сцепленных в кризисах рождений. Рассматривая эту цепь рождений, следует иметь в виду, что в реаль ситуации развития все формы человеческих общностей присутствуют одновременно, но в ежедневно жизненных событий одновременность их присутствия непосредственно переживается лишь теми, достиг последней ступени развития и практикует высшую форму человеческой общности - Универсаль Со-бытие.

Схема 2. Ступени развития субъекта человеческой общности


ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОБЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Присутствие высшего, предельно развитого в исходном, нерасчлененном и объясняет тот странн факт, что внутри более простой формы общности могут вызревать способности к освоению и созидан другой, более сложной общности. Естественно, что там, где речь идет о собственно человечес способностях, слово "вызревание" употребляется лишь для подчеркивания постепенности процесса, а как указание на имманентные источники развития.

Далее будет показано, какого рода инициативные преднамеренные действия партнеров общени совместной деятельности приводят к кризисам развития внутри самой событийной общности и нач индивидуализации каждого участника внутри этой общности.

КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ - ОСВОЕНИЕ НОВОЙ ОБЩНОСТИ

В построении новой общности выделяются две фазы. На первой человек учится жить по зако данной общности, принимает предъявляемые ему ожидания и старается им соответствовать. Партн тоже не следует воспринимать статично, как величину заданную: ему предстоит принять в общно действительно другого во всей его индивидуальности и полноте, что невозможно сделать, не меняя себ свои способы соединения с людьми. Этот этап принятия партнерами друг друга и новых обстоятель своей совместности назван Стадией принятия.

К концу стадии принятия индивид осваивает новые способы взаимодействия с партнером до та степени, что обнаруживает способность самостоятельно, по собственной инициативе строить и налажив данное взаимодействие, приглашая партнера вступить в этот тип общности.

Так, например, когда ребенок становится достаточно инициативным в поддержании и построе общности, когда его самостоятельность по построению совместного действия становится впо очевидной, ответные действия взрослого оказываются все более избыточными относительно реальн возможностей ребенка. Взрослый начинает работать "на разрыв" этого, уже сложившегося т совместности, ставя задачи "на вырост", из будущего, которое актуально присутствует в каж общности, но еще не явлено ребенку.

В существующую общность взрослый "вбрасывает" ожидания и содержания более разви ступени совместности. Доверчиво принимая эти ожидания и реализуя их в совместной деятельности взрослым, ребенок во всей полноте открывает для себя принципиально Новую предметность, которая п еще и неподвластна его самостоятельной, отдельной деятельности. Кризис развития со-бытийно общности, таким образом, обнаруживается как разрыв между индивидуальной и совместной форм деятельности и сознания ("хочу быть, как ты, и не могу стать, ка к ты!"). Если на стадии принятия уси

Ребенка и взрослого были согласованно направлены на общее дело - на созидание новой общности, т

3 Момент кризиса образуются зазор, разрыв и разнонаправленность инициатив партнеров.

Усилия взрослого направлены на смещение действенной основы общности на полюс ребенка выявление и фиксацию перед ним того "приращения" совместной жизни, которое может внести в только он сам, овладевающий собственной самостью. Иными словами, в кризисах развития взрос ориентирует ребенка на Поиск новых способов самоопределения; на освоение нового слоя своей само (как новой для него предметности) и, соответственно, нового "оспособления", приводящего в соответст его "хотения и умение".

И хотя усилия ребенка все так же направлены на Сохранение Совместного Status Quo, однак незаметно для себя и в этом смысле - свободно - он восстанавливает и осуществляет прежнюю сист отношений на новой предметности - им самим для себя открытой. Именно с восстановления совместно на новой, ребенком принятой предметности начинается посткризисная стадия развития общности - Стад Освоения Субъектом собственной отдельности и единичной самости внутри данной общности. Сам бытное Проживание данной стадии, исчерпание ее даров и обращение их в свои новые потенции е предпосылка и основа перехода на более высокий уровень развития собственной субъектности, но теп уже в другом пространстве, в новой форме со-бытийной общности. Далее на схеме представлены харак и результаты действий участников общности на трех стадиях развития каждой ступени (см. схему Левый эллипс очерчивает стадию принятия, правый стадию освоения, их пересечение задает гран кризиса развития.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОБЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОБЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Итак, процесс саморазвития Как сущностная форма бытия человека Начинается вместе с жизнь разворачивается внутри нее; но человек долгие годы - нередко всю жизнь - может и не быть его субъект тем, кто инициирует и направляет этот процесс. Каждый из нас существенно влияет на ту человеческ общность, в которую включен, но подлинным субъектом саморазвития очень долго и слишком ча остается не индивид, а общность. Способность к саморазвитию является драгоценным даром, и б самопознания, резко усиливающаяся при развитии этой способности, оставаясь болью, все-т целительна:

Да, час Души, как час ножа, Дитя, и нож сей благ.

М. Цветаева

*

В заключение несколько слов в разъяснение нашей методологической позиции при анал проблем развития в психологии.

В последнее время очевидным образом происходит кардинальный пересмотр всего арсен гуманитарных наук (психологии, философии, культурологии, педагогики и т. д.), обусловленный жестк требованием Прагматизации Научных знаний, функционирующих в сфере культуры. Становит понятным, что источник нового знания лежит не в исследовании Того, что есть, не во внечеловеческих объектах, а прежде всего в реальном пространстве осмыслени проектирования того, что возможно и целесообразно в конкретной социокультурной ситуации.

Складывается принципиально новый тип научности и по характеру, и по способу обретения знан здесь знание одновременно и Системно (так как полипредметно), и Технологично (знаю - значит, зна как), и Субъектно (знаю Я! - "имярек").

Это не означает, что классический тип исследования уходит из арсенала нашей деятельности. значит, что оно становится Лишь одним из Средств анализа комплексных практических проблем; проблем, которые в принципе не имеют готовых решений. С общеметодологических позиций это означ также, что чисто Объектное Изучение любого социокультурного явления (а психологические явления таковы) - Как оно есть -бессмысленно без выяснения того, как оно стало таким, без выяснения е внутренних интенций и перспектив исторических изменений.

Именно поэтому принцип историзма, принцип развития, принцип проектирования и прин практического преобразования в сфере человеческой реальности оказываются сегодня главны методологическими установками, главными способами выработки знания нового типа о закономернос развития человеческой субъектности и его интегральной периодизации на всем интервале индивидуаль жизни.

1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982 —

2. Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я. М., 1964.

3. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психол. тр. М., 1965.

4. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. псих 1986. № 6. С. 14 — 23.

5. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психол. 1991. № С. 37 — 49.

6. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. докт. дис. М., 1994.

7. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.

8. Цукерман Г. А. Психология саморазвития. М., 1994.

9. Элькони н Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. М., 1989.

10. Dupont H. Affective development // Adolescent's development and Education / Mosher R. L. (ed.) Berke Ca: Mc Cutchan Pub. Corp., 1979.

11. Erikson E. H. The life cycle completed. N. Y.: Norton, 1982.

12. Havighurst R. Developmental tasks and education. N. Y.: Longmans Green, 1957.

13. Kitchiner K. S. et al.Sequentuality and consistency in the development of reflective judgement // J. Appl Devel. Psychol. 1989. N 10. P. 73 — 95.

14. Kohlberg L., Mayer R. Development as the aim of education // Harvard Educ. Rev. 1972. N 42. P. 449 496.

15. Loevinger J., Wessler R. Measuring ego development. San Francisco: Jossey-Bass, 1870.

16. Selman R. The growth of interpersonal understanding: Development and clinical analyses. N. Y.: Ac
Press, 1980.

1 Вопросы возрастной периодизации развития разных сторон психического подробно рассматривались в работах

Учеников и последователей Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, М. И. Лисина, А. В.

Петровский, Д. И. Фельдштейн и другие).

2 Теоретическое обоснование принципа периодизации развития субъектности в пределах полного жизненного

Цикла и категориального статуса понятия «возраст» в психологии и педагогике см. [15].

3 Описание характера и специфики инициатив в разных формах детско-взрослой общности см. [7].