ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 6—9 ЛЕТ

Е. И. БАНЗЕЛЮК

Статья посвящена ранее не изучавшемуся отрезку динамики показателей креативности теста творческого мышления П. Торренса (фигурная форма) при переходе от дошкольного к школьному возрасту. Полученные результаты свидетельствуют, прежде всего, о том, что при исследовании творческих способностей необходимо учитывать все компоненты осуществления предъявляемой деятельности (начиная от психофизиологических) и недопустимо сравнение результатов 6—7—8—9-летних детей по показателям теста без погодичной стандартизации данных.

Ключевые слова: Показатели креативности, динамика, тест П. Торренса, дошкольники, младшие школьники, влияние возрастных особенностей.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Проблема психологической диагностики творческих способностей очень остро стоит в наши дни, так как школам, гимназиям и лицеям рекомендуется выявлять одаренных детей с целью создания для них благоприятных условий обучения, отвечающих их возможностям и потребностям. Однако по сегодняшний день у многих специалистов данных учреждений отсутствует должное понимание этой проблемы и представление о валидной идентификации одаренности. В результате каждое образовательное учреждение решает его «в меру своих представлений и возможностей».

Необходимость данного исследования определялась тем, что в научной литературе нами были обнаружены противоречивые данные по вопросу динамики креативности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Так, Е. С. Жукова отмечает, что характеристики креативности в этих возрастах не являются стабильными, что в динамике наблюдается спад у одних детей, подъем у других, стабильность у третьих, причем одни показатели могут снижаться, другие увеличиваться [9].

В исследованиях М. А. Сорокиной наблюдалась положительная динамика креативности у младших школьников. Автор отмечала также невозможность выявления механизмов, стоящих за результатом высоких показателей оригинальности, таким образом выражая сомнение в возможности объективной оценки творческого потенциала ребенка с помощью тестов П. Торренса [9]. В. С. Юркевич и М. И. Фидельман выявили отрицательную динамику креативности в младшем школьном возрасте. Авторы

Интерпретировали полученный ими факт падения показателей креативности от I к III

1 Классу школы с помощью понятий «наивной» и «культурной» креативности [16]. Е. С.

Белова обнаружила, что среди детей с высокими

56

Показателями креативности в два с лишним раза больше шестилеток (68,4%), чем пятилеток (31,6%). На основе полученных ею данных было сделано предположение о том, что на этапе дошкольного детства показатели креативности возрастают [3][5].

Исходя из вышесказанного, мы решили проследить динамику показателей креативности не в отдельно взятые периоды дошкольного и школьного возраста, что уже

29.09.2012


55 2

Было сделано другими исследователями, а при переходе от дошкольного к школьному возрасту.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью Работы было изучение динамики показателей креативности теста творческого мышления П. Торренса (фигурная форма). В данной статье отражена одна из задач исследования, которая состояла в том, чтобы проследить динамику показателей креативности П. Торренса при переходе от дошкольного к школьному возрасту и на протяжении обучения в младшей школе (а именно в возрасте 6—7—8— 9 лет). Основным методом нашего исследования был лонгитюдный метод. В качестве диагностической Методики Использовалась фигурная форма теста творческого мышления П. Торренса. Обработка бланков тестового задания осуществлялась последовательно в двух модификациях [8], [14], [15], [21]. Анализ экспериментальных данных также проводился по двум вариантам теста. Всего в эксперименте приняли участие 117 учащихся средней общеобразовательной школы города Москвы. В возрасте 6 лет было протестировано 58 человек (37 девочек и 21 мальчик), в возрасте 7 лет — 82 (из которых 37 человек — впервые)2, в возрасте 8 лет — 56 человек (из которых 22 человека — впервые), в возрасте 9 лет — 31 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Использование первой ранней модификации данного теста (1974) ([8], [21]) было обусловлено ее наибольшей распространенностью в практике. Кроме того, только этот вариант позволяет сравнивать полученные нами данные с данными других исследователей [1], [11], [13], [16][18]. В нашей выборке при переходе от дошкольного к школьному детству, а точнее от 6 к 7 годам, показатели креативности (беглость, гибкость, оригинальность, тщательность разработки) значимо возрастают (критерий Вилкоксона Р<0,01) (табл.).

Кроме того, было выявлено, что показатели гибкости и оригинальности увеличиваются согласованно с показателем беглости (непараметрическая корреляция Кендала, Спирмена R = 0,6–0,9, Р<0,01).

Во II классе (8 лет) по показателям беглости, гибкости и оригинальности значимость интенсивности сдвига в сторону увеличения снижается (Р<0,05), а по параметру тщательности разработки интенсивность сдвига вообще становится не значима (см. табл.).

Сравнительный анализ работ испытуемых и наблюдение за их работой в процессе тестирования показывают, что первоклассники за отведенные 10 мин (согласно инструкции) успевают зарисовать гораздо больше позиций во втором и третьем заданиях теста П. Торренса, чем прогимназисты. Так, если в прогимназической группе дети за отведенное им время

Таблица

Показатели креативности у детей 6—7—8 лет

29.09.2012



ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 6—9 ЛЕТ

57

В среднем успевают выполнить во втором задании 8 вариантов (из 10 возможных), а в третьем 9 (из 30), то в I классе во втором задании почти все успевают зарисовать10 фигурок, а в третьем задании в среднем выполняется 18 рисунков. Второклассники же в третьем задании в среднем выполняют 23 рисунка.

Объяснить полученную закономерность позволяет целый ряд фактов. В процессе тестирования наблюдались различия в выполнении заданной деятельности учащимися прогимназии и I класса. Прогимназисты работали увлеченно, использовали большое количество цветных карандашей, однако работа у них продвигалась медленно (подолгу просиживали над одним рисунком). Несмотря на данное в инструкции указание на временные ограничения (10 мин), не спешили, вероятно, в силу еще не сформировавшегося «чувства времени». В беседе выявилось, что они в большинстве своем еще не понимают временнЫХ ограничений: не видят разницы между тем, будет ли идти занятие 10 мин или полчаса, не могут ответить, много это или мало, и каждый имеет свое мнение о продолжительности их привычного занятия (30 мин). Данное обстоятельство обусловлено многими факторами: интересом к деятельности, отношением к учителю и др. Поэтому каждый работал в привычном для него темпе. Это объясняет широкий диапазон в показателях беглости в прогимназической группе (от 2 до 35), тогда как в I классе он сужается (от 15 до 40).

Совсем другая картина наблюдается среди первоклассников: они спешат, стараются зарисовать как можно больше линий. Таким образом, видно, что учебная деятельность «наложила свой отпечаток»: появилось стремление выполнить весь объем предложенных работ, дабы соответствовать эталону «успевающего». Поэтому многие рисунки выполнены наспех, небрежно, хотя и снабжены содержательными названиями.

Важно отметить, что 7—8-летние дети физически более подготовлены для указанной работы. Этим объясняется то, что при общей небрежности у них все же возрастает тщательность выполнения рисунка, так как мелкая моторика уже достаточно отработана, они ловко меняют цвета, быстро штрихуют и добавляют детали, успевая нарисовать целую картинку, пока прогимназист трудится над тем, чтобы положить ровно штрихи, закрашивая платьице.

Подтверждение своим наблюдениям мы нашли в литературе по физиологии развития ребенка. В ней отмечается, что в возрастеот 7 до 12—14 лет идет процесс завершения морфологического дозревания двигательной коры мозга. «К этому же возрасту достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания мышечного аппарата» [2;

29.09.2012


55

134].

Для нашей работы существенно, что «длительность цикла движения закономерно уменьшается с возрастом, причем наиболее выраженные изменения данной характеристики связаны с возрастными периодами от 6 до 8 лет. Высоко достоверные (P<0,01) различия средней величины этой характеристики между последовательными возрастными группами обнаружены при попарных сравнениях следующих возрастных групп: 6 и 7 лет, 7 и 8 лет» [2; 249].

Таким образом, от 6 до 8 лет изменения в моторной сфере ребенка наиболее выражены, что сказывается прежде всего на увеличении скорости и точности движений. Применительно к нашему исследованию это означает, что временнЫЕ ограничения в тесте П. Торренса ставят детей 6, 7, 8 лет в абсолютно неравные условия, ограничивающие действия младших. Они просто по скорости выполнения рисунков не могут «угнаться» за старшими, а это значит, что нельзя сравнивать их конечный результат (выражаемый в баллах), не делая поправки на возраст.

Е. В. Гурьянов, исследовавший формирование графических навыков детей (в его эксперименте дети рисовали все, что хотели и как хотели, при этом одни все время развивали тему первого рисунка, обогащая

58

Его новым содержанием, другие рисовали разнообразные предметы, не связанные в единый сюжет, но были дети, которые просто повторяли несколько раз один и тот же рисунок), отмечал, что при сопоставлении рисунков ученики, представившие более богатые по содержанию рисунки, оказались и более искусными рисовальщиками. Дети же, ограничившиеся повторением элементарных схем, обнаруживали слабость в технике рисования. При этом почти все дети (по возрасту и развитию они сопоставимы с нашими прогимназистами) «рисовали твердыми неровными линиями, крепко сжимая карандаш и сильно надавливая им на бумагу» [6]. Известно, что малая подвижность руки чрезвычайно замедляет письмо и рисование. Для большей скорости движения должны стать легкими и свободными, без излишнего мышечного напряжения [7].

Следует также учесть, что качество рисунков сопоставимо с качеством письма, а по данным ряда исследований скорость письма от ноября к маю в I классе увеличивается в 2—3 раза (интересно, что и по нашим данным беглость от прогимназии к I классу в среднем увеличивается в 2 раза); во II (от сентября к маю) — еще почти в 2 раза; а в III классе (от сентября к маю) — уже не на много [6]. Поэтому в начальной школе чем старше класс, тем выше средняя скорость письма учеников.

Таким образом, положительная динамика показателя беглости в возрасте 6— 7—8 лет во многом обусловлена закономерным становлением в онтогенезе психофизиологических функций, т. е. имеет не только психологическую, но и физиологическую природу. Влияние фактора созревания премоторных зон мозга и развития моторики столь велико, что не позволяет адекватно оценить беглость как таковую (количество идей за единицу времени), так как время тратится не столько на продуцирование идей, сколько на их воплощение. Все дети младшего возраста оказываются в менее выгодных условиях по сравнению со старшими, но и среди детей одного возраста явное преимущество получают дети, опережающие других в развитии моторики, что, возможно, связано с ускоренным созреванием мозга. Таким образом, получается, что достоинства этих детей обусловлены возрастными особенностями, которые могут и не иметь долгосрочного значения. Вероятно, поэтому ни один ребенок

29.09.2012


55

Не демонстрирует стабильно высоких показателей креативности на протяжении нескольких лет. Напротив, дети поочередно опережают друг друга, поскольку «убыстрение или замедление умственного роста … у каждого ребенка происходит в свои возрастные сроки, что связано с созреванием мозга и во многом генетически обусловлено» [10; 17]. Кроме того, хочется обратить внимание на то, что временнЫЕ ограничения и количественный подход к результатам приводят к игнорированию возможностей медлительных детей.

Обнаруженные нами факты согласуются с эмпирическими данными других исследователей ([2], [12], [16], [19]), фиксировавших увеличение всех показателей креативности в течение 6 мес в I и II классах школы. Однако авторы данных исследований в своей интерпретации не описывали влияния возрастных изменений на показатели креативности. Хотя и указывали на возможность сильного влияния на результаты тестирования побочных факторов.

В более поздней модификации теста, выполненной П. Торренсом в 1984 г. и адаптированной в России [14], сам автор попытался снять влияние возрастных особенностей за счет изменения процедуры обработки: используется не трех - и четырех-, а двухбалльная шкала оценок для оригинальности. Кроме того, в руководстве приводится формула для пересчета сырых значений в Т-баллы [14; 155], позволяющая нивелировать возрастные особенности выборки (для пересчета приведены среднеарифметические значения и стандартные отклонения показателей для

59

Каждой возрастной группы (погодично). Однако в адаптированном для России варианте объединены группы 6—7, 8—9, 11—12 и 13—15-летних. На наш взгляд, это недопустимо.

Таким образом, те же сравнения, произведенные по новой модификации теста (по параметрам беглости, оригинальности, тщательности разработки, сопротивлению замыканию, анализу названия), показали, что интенсивность сдвигов в сторону увеличения по всем показателям в I классе (в 7 лет) все так же значимо превосходит интенсивность сдвигов в сторону их уменьшения по сравнению с прогимназической группой (в 6 лет) (Р<0,01) [14].

Во II классе (в 8 лет) интенсивность сдвигов в сторону увеличения с той же значимостью (P<0,01) превосходит интенсивность сдвигов в сторону их уменьшения по сравнению с I классом только по показателям беглости, оригинальности, тщательности разработки и анализу названия, а по параметру «сопротивление замыканию» интенсивность сдвига становится незначима.

В III классе, т. е. в возрасте 9 лет, обращает на себя внимание прежде всего тенденция к усреднению результатов. При использовании нового варианта теста П. Торренса по результатам лонгитюдного исследования была проведена оценка сдвига в сторону увеличения показателей в четвертом замере (в 9 лет) по критерию Т. Вилкоксона. По параметрам беглости, оригинальности, тщательности разработки значимых различий не наблюдается. Корреляционный анализ показал, что в III классе показатели беглости и оригинальности еще связаны между собой (непараметрическая корреляция Спирмена, R=0,6, Р<0,01). Таким образом, при переходе из II в III класс показатели беглости, оригинальности и тщательности разработки перестают расти. Это согласуется с нашими предположениями о том, что на рубежах 6—7—8—9 лет показатель беглости детерминирован созреванием премоторных зон мозга. Поскольку длительность цикла

29.09.2012


55

Движения перестает уменьшается именно в возрасте 8—9 лет [2], то и показатель оригинальности изменяется согласованно с ним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что:

1) все показатели креативности (как в старом, так и в новом варианте теста) значимо
возрастают при переходе от дошкольного возраста к I классу школы. Ко II классу школы
значимо возрастают показатели беглости, гибкости, оригинальности и абстрактности
названия. При переходе из II в III класс показатели беглости, оригинальности и
тщательности разработки перестают расти;

2) показатели беглости, гибкости и оригинальности изменяются согласованно от прогимназии до третьего класса включительно;

3) на высоту показателей могут повлиять: специфичность получаемой ребенком информации, избранная испытуемым тактика работы с тестом, объем знаний внешнего (предметного) мира, опыт в рисовании и собственно продуктивный процесс;

4) высокие показатели креативности, а также их положительная динамика в
дошкольном и младшем школьном возрасте могут иметь не только психологическую, но
и физиологическую природу.

ВЫВОДЫ

1. Фигурная форма ТТСТ не защищена от влияния на результаты побочных факторов.

2. Применение фигурной формы ТТСТ П. Торренса не обеспечивает адекватного
выявления творческих способностей у детей в возрасте 5—9 лет в силу того, что высокие
показатели по ТТСТ могут иметь разную природу.

Таким образом, мы считаем возможным и необходимым дать рекомендации

60

Практикующим психологам не отождествлять высокие показатели по тесту П. Торренса с креативностью ребенка без качественного анализа работ и учета результатов применения других методов, — более того, не отказывать ребенку в наличии у него творческих способностей, основываясь лишь на том, что у него низкие показатели по ТТСТ. В связи с этим результаты нашего исследования могут предостеречь психологов-практиков от возможных ошибок и внести некоторую ясность в выявление природы показателей креативности, а также призвать к корректному использованию и комплексному проведению тестов креативности.

Мы также считаем необходимым отметить, что все выпускаемые в печати руководства по работе с фигурной формой теста творческого мышления П. Торренса должны быть снабжены погодичной таблицей стандартизации для детей в возрасте 6—9 лет.

1. Аверина И. С., Щебланова Е. И. Современные лонгитюдные исследования одаренности //

Вопр. психол. 1994. № 6. С. 134—139.

2. Безруких М. М., Любомирский Л. Е. Возрастные особенности организации и регуляции

Произвольных движений у детей и подростков // Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Ин-т возрастной физиологии РАО, 2000. С. 239—259.

29.09.2012


55 7

3. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П. Торренса

// Психол. диагностика. 2004. № 1. С. 21—40.

4. Белова Е. С., Ищенко И. П. Исследование особенностей развития творческого мышления у

Детей 5—6 лет // Школа здоровья. 1995. №3. Т. 2. С. 21—30.

5. Белова Е. С., Щебланова Е. И. Исследование особенностей развития творческого мышления у

Детей 5—6 лет // Школа здоровья. 2000. № 1. Т. 7. С. 8—15.

6. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма.

М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

7. Гурьянов Е. В., Щербак Н. К. Психология и методика обучения письму в букварный период:

Очерки. 2-е изд., доп. М.: Учпедгиз, 1952.

8. Краткий тест творческого мышления, фигурная форма. Пособие для школьных психологов.

М.: Ингор, 1995.

9. Методы психологии. Ежегодник РПО. Ростов-н/Д, 1997. Т. 3. Вып. 1.

10. Психология одаренных детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. С. Лейтеса. М.:

Academia, 2000.

11. Психология и практика. Ежегодник РПО. Ярославль, 1998. Т. 4. Вып. 2.

12. Семилеткина М. С. Взаимосвязь особенностей мотивационно-смысловых образований дошкольников с показателями тестовой и поведенческой креативности // Интеллект и творчество: Сб. науч. тр. / Под ред. А. Н. Воронина. М., 1999.

13. Семилеткина М. С. Исследования особенностей мотивационно-смысловой сферы детей с различным уровнем креативности: Автореф. канд. дис. М., 1998.

14. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест П. Торренса: Методическое руководство. СПб.:

Иматон, 1998.

15. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: ГУПМ ф-т

Психологии, 1977.

16. Фидельман М. И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте: Автореф. канд. дис. М., 1994.

17. Хуснутдинова Л. Г. Исследования речемыслительной креативности личности: Автореф. канд. дис. М., 1993.

18. Шумакова Н. Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении // Вопр. психол. 1991. № 1. С. 27—32.

19.Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: Издво НПО «МОДЕК», 2004.

20. Юркевич В. С. Одаренный ребенок — иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996.

21. Torrance E. P. Norms-technical mannual Torrance test of creativity thinking. Figural test E. P. Torrence. Regional Press Linn & Company, 1974.

Поступила в редакцию 25.I 2008 г.

1 Суть «наивной» креативности — в отсутствии опыта, который довлел бы над ребенком.

Такая креативность присуща маленьким детям: «…у маленького ребенка необычное вúдение

Мира, потому что он не знает еще обычного» [21; 77]. Но по мере роста и развития ребенок все

Больше укрепляется в «правильном» знании, вследствие чего исчезает и оригинальность

Мышления: «…ребенок становится умнее и … обыкновеннее» [21; 77]. Поэтому суть

«культурной» креативности не в отсутствии опыта, а в его преодолении, «…в сознательном

Стремлении уйти от стереотипов обыденного сознания, от шаблонов здравого смысла» [21; 77].

29.09.2012


46

46