ОРГАНИЗАЦИЯ РУЧНОГО ТРУДА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ РЕБЕНКА

А. В. БЕЛОШИСТАЯ, О. Г. ЖУКОВА

В статье рассматривается роль продуктивной деятельности в развитии автономии и инициативы у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью специально созданной и апробированной технологии организации занятий ручным трудом в детском саду и в начальной школе реализуется система воздействия на развитие компетентности детей младшего возраста, реализуется система стимуляции и развития у ребенка «психологии победителя».

Ключевы е слова: Развитие личности, продуктивная деятельность, автономия и инициатива дошкольника и младшего школьника.

Традиционно во все программы дошкольного и начального школьного образования всегда входил предмет «труд», под которым подразумевались различные занятия «рукоделием»: поделки из пластилина, бумаги, природного материала, работа с тканью, шитье и т. п. (теперь этот предмет в школе называется «технология»), и занятия изобразительной деятельностью (рисование). Главная ценность этих занятий обычно аргументировалась художественно-творческим развитием ребенка, а также развитием моторики, координации, усидчивости, аккуратности, самоконтроля, умения доводить порученное дело до конца и т. п. В то же время очевидно, что ни художник, ни мастер каких-то ремесел в процессе таких занятий из ребенка никогда не получался. Существует множество исследований художественно-творческого развития ребенка в процессе таких занятий, но любой взрослый понимает, что расхваливая рисунок ребенка или его поделку, он поддерживает прежде всего самоуважение ребенка (на самом деле, как правило, хвалить там особо нечего, разве только старание), поскольку с эстетической точки зрения все эти работы, конечно, не могут идти ни в какое сравнение с работой взрослого человека, тем более — настоящего мастера.

Возможно, именно поэтому все чаще в последние годы непосредственная трудовая деятельность ребенка на уроках ручного труда заменяется «беседами о прекрасном», рассматриванием картинок, фотографий и рисунков изделий, сделанных профессионалами. За то небольшое время, которое остается на таком уроке после знакомства с результатами чужого творческого труда, учитель успевает сделать с детьми лишь самую простую поделку, не только эстетически малопривлекательную (даже для самого ребенка), но и ни для чего в дальнейшем не годную. И самое печальное (мы не раз наблюдали это), что выходя из класса после такого урока, ребенок, небрежно скомкав, выбрасывает эту поделку в корзину для мусора уже в классе. Какое же отношение сформируется у него к процессу собственной деятельности и к его результатам? Ответ очевиден.

Все сказанное выше не означает, что ребенка не нужно обучать ручному труду, но убеждать его, что получившаяся в результате урока или занятия поделка представляет

155

Собой художественную ценность, — значит, формировать у ребенка неадекватное

29.09.2012


154

2


Восприятие не только художественного произведения, но и собственных способностей и возможностей. Мы твердо уверены в том, что польза любой продуктивной деятельности с точки зрения развития личности ребенка несомненна, особенно если речь идет о дошкольном и младшем школьном возрасте.

Ручной труд — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Одним из показателей хорошего физического и психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы, прежде всего мозга. Умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано в тесной связи с расширением его деятельности.

Мышление шестилетнего ребенка становится наглядно-образным. Тем не менее многие дети познают свойства и особенности предметов, манипулируя с ними. Это значит, что большую часть мыслительных задач ребенок «решает руками», выполняя действия с предметами. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными образами в сложные интегрированные представления. Чем больше действий и проб совершит ребенок, тем скорее он перейдет к наглядно-образному этапу развития мышления, когда он будет оперировать уже не самими предметами, а их образами.

Многие психологи отмечают, что в старшем дошкольном возрасте на первый план с точки зрения личностного развития выходит потребность ребенка реализовать сформировавшиеся в большей или меньшей степени за предыдущие годы базовое доверие к миру, автономию и инициативу в самостоятельной деятельности, и не просто в деятельности вообще, такой, как, скажем, игра, а в деятельности целенаправленной, результатом которой стал бы некий продукт, представляющий собой ценность и пригодный к употреблению. Эту потребность Э. Эриксон охарактеризовал как Чувство созидания. Не случайно, начиная примерно с шести лет, на смену пристрастию многих детей все разобрать до винтика приходит желание что-то смастерить, сшить, починить, причем непременно самостоятельно и непременно таким образом, чтобы это потом пригодилось где-то во «взрослой жизни». И как знаком каждому из нас момент, когда ребенок с торжеством вручает нам свое «произведение», бдительно заглядывая в глаза и ожидая нашей реакции, а мы, преодолевая себя, набирая побольше воздуха и, стараясь не фальшивить, начинаем восторженно хвалить это «произведение», но, выполнив свой «долг», как правило, «забываем» этот подарок в лучшем случае на дне ящика комода… (Хуже бывает, когда ребенок интересуется и дальше судьбой своего «произведения», которое на самом деле никому не нужно, и повесить его «художество» на стену в гостиной или в рабочем кабинете рискнет разве что очень любящий и отважный родитель.)

С психологической точки зрения очевидно, что если продукт, полученный в результате усилий человека, оказывается качественным, эффективным в употреблении, ценным в глазах окружающих, то у человека формируется базовая, глубинная убежденность в собственной Компетентности. И в данном случае речь не только о взрослом человеке, но и о ребенке: если сделанный им самостоятельно продукт ценен в глазах окружающих взрослых, знаменитая формула трехлетнего человека «я сам» дополняется очень важным словом «могу»: «Я могу сам», «Я справлюсь». Когда это происходит неоднократно, у ребенка постепенно формируется «психология победителя». Люди, обладающие такой внутренней убежденностью, сталкиваясь со сложной задачей, думают преимущественно, не о том, насколько она сложна, а о том, Как ее решить. И обычно

29.09.2012


154

3


156

Достигают успеха. Неудача же для них — повод не опускать руки, а получить новые знания, изыскать дополнительные ресурсы и возможности.

Если же продукты ручного труда, созданные ребенком, оказываются негодными, невостребованными и неоцененными, у него формируется глубинное осознание собственной неуспешности как деструктивная альтернатива компетентности. И это осознание может сформироваться настолько прочно, что окажет влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Таким образом, складывается, казалось бы, тупиковая ситуация: при использовании традиционных видов детской художественно-творческой деятельности ребенок никогда не получит продукт, способный «конкурировать» по своей эстетической ценности и привлекательности с продуктом деятельности взрослого человека. Следовательно, результаты этой деятельности будут в более или менее явном виде «работать» на формирование у ребенка убеждения в своей некомпетентности, лишая его желания заниматься какой-либо продуктивной деятельностью. Как следствие — недоразвитость мелкой мускулатуры рук и недостатки пространственно-моторной координации в системе «глаз—рука» (без чего в школе «не идет» обучение письму), недостатки развития координации (от чего страдает двигательная саморегуляция), недостатки развития внимания, умения регулировать и контролировать свою деятельность (что в дальнейшем обязательно обусловит низкий уровень развития самостоятельной учебной деятельности).

ОРГАНИЗАЦИЯ РУЧНОГО ТРУДА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ РЕБЕНКА

Рис. 1. Поделка «Гусеница»

Опыт нашей многолетней работы показал, что при обращении к нетрадиционным видам художественно-творческой деятельности, при условии соблюдения соответствующей педагогической технологии организации деятельности детей и использовании соответствующих средств обеспечения этой технологии можно получить в результате усилий ребенка настолько качественный, привлекательный, а следовательно, ценный в глазах окружающих «продукт», что его без всякой «оглядки на возраст» и без всякого стеснения можно повесить на стену гостиной, подарить хоть взрослому, хоть ребенку. Все окружающие, увидев это произведение, обычно стремятся подойти поближе

29.09.2012


154

4


И по-детски потрогать его руками, удивляясь и восхищаясь тем, как так просто выполненная поделка в то же время настолько эстетически привлекательна, необычна и выразительна. К сожалению, нецветное изображение не дает полного представления о приведенных в статье образцах детского творчества. Но мы полагаем, что некоторое впечатление они все же позволяют создать. Отметим также, что внешняя привлекательность (броскость, красота, яркость) изделий составляет немаловажный фактор эффективности созданной технологии, поскольку она создавалась для работы с маленьким ребенком, для которого внешняя привлекательность изделия является очень важной.

При этом организация ручного труда ребенка на основе созданной нами технологии очень полезна и возможна не только на уроках или на специальных занятиях в детском саду, но и в домашних условиях — вне школы, на каникулах, в отпуске. А главное, опыт показывает, что дети с большим удовольствием занимаются этой полезной во всех отношениях деятельностью, если при этом соблюдаются определенные методические условия ее организации. Рассмотрим эти условия.

157

Прежде всего важной является процессуальная и материальная доступность технологии, рекомендуемой для массового применения: мы используем как традиционные техники в нетрадиционном виде, так и очень простые по исполнению нетрадиционные техники применения самых доступных материалов. Эти материалы позволяют организовать полезную и интересную деятельность с детьми 5—10 лет (как с девочками, так и с мальчиками). Для получения поделок не понадобится выполнять какие-то трудоемкие действия, использовать дорогие или труднодоступные материалы, и при этом практически всю работу Ребенок сможет выполнить сам При минимальной помощи и поддержке учителя, воспитателя (или любого взрослого). Однако полученный при этом результат Всегда будет эстетически и эмоционально привлекательным для ребенка, поскольку эту милую вещицу он сделает собственными руками. Это два первых необходимых условия организации рукотворной деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Кроме того, в основе предлагаемого методического подхода [4] лежит идея о том, что ребенок должен не только видеть и ценить результат своего труда, но и Самостоятельно создавать нечто свое, новое. И это третье условие организации рукотворной деятельности ребенка указанного возраста.

При этом взрослый должен помнить, что маленькому ребенку непросто заниматься целенаправленной трудовой деятельностью, а тем более доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе развития ручной умелости встает очень важная задача — Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребенка, а Процесс его изго товлени я — Посилен. Это означает, что методически процесс работы ребенка должен быть настолько хорошо подготовлен, чтобы у него не возникало технических проблем с изготовлением изделия. Это четвертое условие организации рукотворной деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Общие цели таких занятий соответствуют традиционному набору задач при занятиях ручным трудом с детьми младшего возраста:

• уточнять сенсорные эталоны формы, величины и цвета;

• развивать тактильную чувствительность;

29.09.2012


154

5


• развивать мелкую ручную моторику;

• развивать эстетический вкус у детей, воспитывать аккуратность в работе;

• формировать у детей умение доводить начатое дело до конца;

• совершенствовать коммуникативные навыки;

• учить самостоятельно ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

• учить предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

• учить контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Опыт показывает, что создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты». При этом выполненные работы можно потом использовать в игре. Конечно, такая игра будет более интересна, если к ней подключится взрослый. Более того, результаты работы ребенка настолько привлекательны эстетически, что их можно смело дарить кому-то или поместить в рамочку и повесить дома на стену.

Для примера покажем, как необычно мы используем в работе самый тривиальный предмет — обычную пуговицу. Пришивание пуговицы можно превратить в занятие очень интересное и полезное для развития всех способностей детей, в том числе и умственных. Использование в изделии

158

Самой обычной пуговицы превратит его в руках ребенка в предмет, достойный восхищения. Основой каждой работы является несложное силуэтное изображение предмета из различных материалов (ткани, бумаги), части которого скреплены и украшены разными пуговицами на ножке, с двумя и на четырьмя отверстиями. (Все эти пуговицы можно пришивать разными способами — и это особая «изюминка»).

Приступая к изготовлению поделки, ребенок под руководством взрослого проводит особую исследовательскую работу: рассматривает предложенный образец, выстраивает план действий (что будет делать сначала, а что — потом), подбирает материал (бумагу, ткань, пуговицы по размеру и цвету, ножницы, нитки и т. д.), затем реализует задуманное, сверяет результат с образцом или вносит собственные изменения и дополнения. Для работы понадобятся: цветные лоскутки, различные пуговицы, иголки, нитки, ножницы, карандаш и калька для перерисовывания выкроек деталей изделия, клей ПВА для наклеивания готовых изделий на картон.

Неотразима «гусеница» (рис. 1), украшенная кусочками цветного меха или пуха.

Вот замечательный «котик» (рис. 2) — его туловище и штанишки вырезаны из кусочков старой фетровой или пальтовой ткани, а соединены они в тон подобранными пуговицами. На мордочке на месте глаз и носа — специально подобранные пуговицы соответствующей формы и цвета.

Необыкновенно красива «корзина с цветами» (рис. 3) — пуговки на «ножке» очень неожиданно оживляют аппликацию из ткани.

Очаровательна и совсем проста «яблонька» (рис. 4), для украшения которой использованы пуговицы — яблочки.

Для организации и облегчения работы мы снабжаем каждую поделку инструкционной

29.09.2012


154

6


Картой и выкройкой в натуральную величину изделия. С их помощью ребенок

ОРГАНИЗАЦИЯ РУЧНОГО ТРУДА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ РЕБЕНКА

Рис. 2. Поделка «Котик» Рис. 3. Поделка «Корзина с цветами»

159

Легко придет к намеченной цели при минимальной помощи взрослого. Основная задача взрослого — помочь ребенку соблюдать предложенные этапы по изготовлению выбранной поделки.

Можно разыграть сценки из разных сказок: «Гуси-лебеди», «Про молодильные яблоки»; можно познакомить ребенка с адаптированной сказкой про волшебную страну Нарнию, которую защищала волшебная яблоня (сказка К. Льюиса «Нарния»), и т. п.

29.09.2012



ОРГАНИЗАЦИЯ РУЧНОГО ТРУДА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ РЕБЕНКА

Рис. 4. Поделка «Яблонька»

Учебно-методический комплект по организации ручного труда детей дошкольного и младшего школьного возраста включает семь тематических альбомов: каждый из них посвящен отдельной технике и содержит образцы (цветные фотографии) 15—20 различных изделий, выполненных в этой технике (работа с тканью, разными нитками, мятой бумагой, пластилином, цветным горохом и др.). Цветная фотография изделия в натуральную величину является оптимальным образцом деятельности для ребенка. Каждый образец снабжен инструкционной картой и выкройками в натуральную величину. Такое построение пособия позволяет педагогу предлагать детям выбирать на занятии ту поделку, которая их привлекает, и в результате каждый ребенок получает совершенно индивидуальный, свой личный вариант «конечного продукта». Сходство лишь в одном: все они имеют «товарный вид» — яркие, красивые, точные по форме (идентичные с образцом), но при использовании тканей разных цветов и качества и пуговиц разной формы и цвета внешний вид изделий совершенно разный (даже если это одна и та же яблоня или котик). Иными словами, ребенок не только самоутверждается, создавая качественное изделие своими руками, но и практикуется в создании нового продукта, не совпадающего по внешнему виду с образцом.

Таким образом, удовлетворяется насущная потребность растущей личности в созидании. Эстетическая привлекательность полученного продукта способствует формированию у ребенка положительной мотивации трудовой деятельности, и что еще важнее, — чувства уверенности в том, что он может качественно влиять на внешний (окружающий его) мир вещей, преодолевая их «сопротивляемость», а значит, самоутверждаясь в этом подвластном ему мире (что способствует формированию «психологии победителя»). Надо ли говорить о том, что все остальные задачи из традиционного набора задач при занятиях ручным трудом с детьми дошкольного и младшего школьного возраста выполняются просто «по ходу деятельности».

1. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000.

2. Ильин В. А. Потребность ребенка в созидании. Http://adalin. mospsy. ru, 2007.

3. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные пуговки. М.: Аркти, 2006.

29.09.2012


154 8

4. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебный пластилин. М.: Аркти, 2007.

Поступила в редакцию 8.IX 2007 г.

29.09.2012


160

160