ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

А. Г. ЛАПШИНА

Невербальное творческое мышление, исследуемое в контексте развития когнитивных и творческих способностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, рассматривается как особый вид продуктивной деятельности и характеризуется высокой степенью новизны (оригинальности) получаемого на его основе продукта. Представлены эмпирические результаты оценки уровня развития невербального творческого мышления детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в зависимости от уровня развития интеллекта и функций зрительного восприятия.

Ключевые слова: Зрительное восприятие, когнитивные способности, мышление, творческое мышление, опорно-двигательный аппарат.

Понятие «творческое мышление», часто и давно употребляющееся в психологической литературе, относительно устойчивого определения не имеет до настоящего времени. Так, зарубежные психологи рассматривают мышление либо как репродуктивный процесс, либо как продуктивный, а отечественные психологи полагают, что продуктивность представляет собой специфическую черту мышления, отличающую его от других психических процессов.

Мышление, являясь высшей формой творческой активности человека ([8], [13]), представляет собой активное «целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли» [9; 225]. Мышление не может быть продуктивным, если оно не основано на прошлом опыте, но вместе с этим оно предполагает выход за его пределы и способствует появлению новых знаний. Таким образом, мышление сочетает в себе продуктивные и репродуктивные компоненты, удельный вес которых в каждом конкретном виде мыслительной деятельности может быть различным.

В контексте нашего исследования понятие «творческое мышление» трактуется как некоторое свойство индивида, проявляющееся в умении осознать проблемную ситуацию, найти адекватные нестереотипные пути ее решения и измеряемое тестами креативности. Цитируя Д. В. Ушакова, подчеркнем, что «творческое мышление… начинается там, где заканчиваются устоявшиеся способы действия субъекта» [14; 215].

Проблемы развития творческого мышления, креативности, одаренности детей с физическими недостатками не вызывают повышенного интереса у российских исследователей, в то время как за рубежом этим проблемам уделяется чрезвычайно много внимания. Это обусловлено тем, что социально-экономические, политические и культурные преобразования, происходящие в современном обществе, ставят перед индивидом нестандартные задачи, которые с каждым днем все больше и больше усложняются и становятся все более и более разнообразными. Возникает необходимость решения подобных задач как в повседневной жизни, так и в процессе учебной и профессиональной деятельности, что требует развития

36

29.09.2012


35

Интеллектуально-творческого потенциала человека.

Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) присущи специфические отклонения в психическом развитии; прежде всего для них характерны нарушения познавательной деятельности, однако установлено, что скорость и характер когнитивного развития детей с нарушениями ОДА вполне сравнимы с такими показателями у их сверстников [10].

Актуальность исследования творческого мышления определяется недостаточной изученностью закономерностей этого психического процесса у детей с отклонениями в развитии ввиду того, что дети данной категории испытывают многочисленные трудности при создании образов и оперировании ими.

Особый интерес представляет изучение процессов невербального творческого мышления у детей с нарушениями ОДА, так как именно своеобразие в развитии мышления данной категории детей, выражающееся прежде всего в его репродуктивном (воссоздающем) характере, создает трудности в усвоении программного материала в учебном заведении и тормозит развитие личностных качеств.

Теоретические положения Л. С. Выготского о возможности коррекции и компенсации вторичных отклонений в развитии в условиях целенаправленного обучения определяют возможность формирования, развития и совершенствования компонентов творческого мышления у детей с нарушениями ОДА [2], [6].

Когнитивные способности детей с нарушениями ОДА относительно мало изучены ([5], [7], [16]), особенно применительно к творческому мышлению. Недостаточная изученность творческого мышления детей с нарушениями ОДА не позволяет создать объемное представление об особенностях их развития. Это отрицательно сказывается на построении комплексного педагогического воздействия и тем самым снижает эффективность коррекции вторичных отклонений в развитии. Однако именно в этой сфере имеются ресурсы, которые могут способствовать более эффективной адаптации детей к быстро меняющимся условиям жизни, которые нередко требуют нестандартных эвристических решений, т. е. развитого творческого мышления. Иначе говоря, творческие способности детей с ограниченными возможностями могут быть использованы для повышения их познавательной активности и продуктивности деятельности. Необходимо отметить, что творческое развитие в сопоставлении с развитием уровня интеллекта и уровнем сформированности функций зрительного восприятия не было до сих пор предметом исследования, хотя необходимость углубленного изучения этой проблемы не вызывает сомнений.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что его результаты могут способствовать выявлению и всемерному использованию потенциальных возможностей разных категорий аномальных детей, а изучение природы невербального творческого мышления у детей с нарушениями ОДА позволит облегчить их трудовую и социальную адаптацию. Учитывая особую роль этого вида мышления в поиске эвристических решений, можно полагать, что его развитие должно способствовать расширению адаптивных возможностей данной группы детей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью Нашего исследования стало изучение свойств невербального творческого мышления у детей с нарушениями ОДА.

Объектом Исследования являлось невербальное творческое мышление у детей с нарушениями ОДА, а его Предметом — особенности невербального творческого

29.09.2012


35

Мышления в зависимости от уровня когнитивного развития таких детей младшего школьного возраста.

Гипотезы Исследования состояли в следующем: 1) невербальное творческое мышление детей с нарушениями ОДА имеет свои особенности и отличается от

37

Невербального творческого мышления детей в норме и детей со сниженным уровнем интеллекта; 2) невербальное творческое мышление у детей с нарушениями ОДА развивается в процессе индивидуального развития, т. е. его показатели у детей меняются; 3) невербальное творческое мышление детей с нарушениями ОДА зависит от развития других когнитивных характеристик, в первую очередь от особенностей развития функций зрительного восприятия.

Таким образом, предполагалось, что у детей с нарушениями ОДА дефекты функции более высокого уровня (творческое мышление) могут быть обусловлены недоразвитием функций, которые необходимы для ее обеспечения. Так, без адекватно развитого зрительного восприятия трудно представить хорошо развитое невербальное творческое мышление. Недостаточная сформированность функций зрительного восприятия, с одной стороны, и низкий уровень умственного развития — с другой, отрицательно влияют на развитие невербального творческого мышления детей с нарушениями ОДА.

В соответствии с целью и гипотезами были определены следующие Задачи Исследования:

1) выявить те особенности когнитивной сферы, которые отличают детей с
нарушениями ОДА от детей без когнитивных и двигательных нарушений и от детей с
когнитивными нарушениями, но без двигательных;

2) выявить, существует ли связь между уровнем развития интеллектуальной сферы,
функций зрительного восприятия и невербальным творческим мышлением у детей с
нарушениями ОДА;

3) на основании полученных эмпирическим путем данных разработать и
апробировать коррекционную программу развития невербального творческого мышления
детей с нарушениями ОДА.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы стандартизованные диагностические методики, позволяющие выявить у детей особенности невербального творческого мышления, особенности развития функций зрительного восприятия и особенности развития интеллектуальной сферы:

• тест творческого мышления Э. П. Торренса (фигурная форма А), адаптированный и апробированный Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой и Н. П. Щербо на 500 учащихся средних школ г. Москвы [17];

• комплексный тест для определения уровня зрительного восприятия (сенсорно-перцептивных навыков) М. Фостриг, переработанный М. М. Безруких и Л. В. Морозовой;

• прогрессивные матрицы Равена.

Также в нашей работе мы пользовались экспертными оценками психологов, воспитателей, учителей и медицинских работников учреждений, на базе которых проводили настоящее исследование. Коэффициенты корреляции экспертных оценок варьировали от 0,215 до 0,566. Все показатели были статистически значимы; это свидетельствует о том, что данные о степени нарушения движения, ограничения жизнедеятельности, способности к преодолению препятствий и об успеваемости, представленные экспертами, были достаточно точны.

29.09.2012


35

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школы-интерната для детей с физическими недостатками, средней школы № 10 и специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №8 г. Дмитрова. Экспериментальную группу составили 44 ребенка младшего школьного возраста с нарушениями ОДА; контрольные — 35 младших школьников без двигательных и когнитивных нарушений (контрольная группа 1) и 41 учащийся коррекционной школы, т. е. дети без двигательных нарушений, но с нарушениями когнитивной сферы (контрольная группа 2). Возрастной диапазон всех испытуемых составлял от 6 до 11 лет.

Количественные данные, полученные при изучении невербального творческого

38

Мышления, зрительного восприятия и умственного развития, были обработаны при помощи критерия Стьюдента и линейного корреляционного анализа Пирсона.

Наше исследование проходило поэтапно. Так, на первом этапе нами были проведены первичное и повторное обследование детей младшего школьного возраста с нарушениями ОДА с целью выявления динамики развития их творческих и сенсорных способностей. На втором этапе мы обследовали контрольные группы, состоявшие из обычных младших школьников и их сверстников из коррекционной школы. На третьем этапе мы осуществили апробацию коррекционной программы, направленной на оптимизацию возможностей невербального творческого мышления детей с нарушениями ОДА; в ней приняли участие 13 младших школьников с нарушениями ОДА. Занятия проводились в течение одного учебного года. Коррекционная программа была построена с учетом возрастных особенностей познавательной деятельности этой группы детей.

При работе с детьми, испытывающими определенные трудности в обучении, достаточно часто наблюдается ограничение или ухудшение способностей при выполнении заданий, требующих зрительного восприятия. Во многих случаях эти трудности неисправимы и связаны с мозговыми повреждениями; иногда они являются результатом функциональной незрелости ребенка или его недостаточного сенсорного развития.

Известно, что у детей младшего школьного возраста превалирует образное мышление, поэтому мы оценивали такие познавательные способности, как зрительное восприятие, образная память, воображение. Целью нашей коррекционой программы являлось обучение, призванное обогатить чувственный, зрительный, кинестетический, интеллектуальный опыт детей с нарушениями ОДА. Развивающее воздействие нашей программы обусловливалось использованием в процессе обучения заданий творческого характера, которые развивают и совершенствуют продуктивные мыслительные и перцептивные процессы, благодаря чему впоследствии дети с нарушениями ОДА смогут преодолеть стереотипность мышления, а значит, сделать шаг вперед и развить невербальное творческое мышление.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе констатирующего эксперимента было установлено, что невербальное творческое мышление детей младшего школьного возраста с нарушениями ОДА связано со зрительным восприятием, которое выступает в качестве одного из регуляторов творческой деятельности. Другим регулятором творческой деятельности являются интеллектуальные способности, которые, однако, предполагают не жесткую

29.09.2012


35 5

Детерминацию ее результатов, а только их увеличение [3].

При повторном обследовании результаты младших школьников с нарушениями ОДА оказались значимо выше тех результатов, что были получены при первичном обследовании. Это свидетельствует о пользе тех учебных и коррекционных занятий, которые проводились учителями и психологами в течение учебного года. Занятия оказали колоссальное воздействие на развитие как сенсорно-перцептивных способностей, так и невербального творческого мышления детей. Различия между первичным и вторичным обследованиями были значимы по всем параметрам (табл. 1).

Результаты сравнения экспериментальной группы и контрольной группы 1 показали, что значимые различия между этими группами наблюдаются по всем шкалам, за исключением шкалы Скорость (табл. 2).

Результаты сравнения экспериментальной группы и контрольной группы 2 показали, что зрительное восприятие детей из контрольной группы 2 развито намного

39

Лучше, чем у детей с нарушениями ОДА. Невербальное творческое мышление детей из контрольной группы 2 также оказалось значительно лучше развито, несмотря на то что показатели интеллектуального развития по трем шкалам прогрессивных матриц Равена (A, B, C) из пяти значимо выше у детей с нарушениями ОДА (табл. 3).

Полученные данные показывают, что дети с нарушениями ОДА значимо отличаются от детей из контрольных групп. Так, если от детей из контрольной группы 1 дети с нарушениями ОДА отличаются

Таблица 1

Сравнение результатов детей младшего школьного возраста с нарушениями ОДА При первичном и повторном обследованиях

Таблица 2

Сравнение результатов, показанных детьми из экспериментальной и контрольной

Группы 1

29.09.2012


35 6

ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

40

Таблица 3

Сравнение результатов, показанных детьми из экспериментальной и контрольной

Группы 2

Как по практически всем измеренным параметрам когнитивной сферы, так и по функциям зрительного восприятия, показывая значимо более низкие результаты, то от детей из контрольной группы 2 дети с нарушениями ОДА отличаются следующим образом:

• показывают значимо более низкие результаты тестирования функций зрительного восприятия;

• показывают более высокие результаты тестирования когнитивной сферы.

На наш взгляд, такие результаты вполне закономерны. Дефект детей с нарушениями ОДА напрямую связан с нарушениями в ЦНС (например, детский церебральный паралич), что естественным образом проявляется в стиле организации когнитивной деятельности.

Поскольку когнитивный процесс — это процесс получения, переработки, хранения и передачи информации, то нарушения ЦНС затрагивают буквально каждый из этих этапов,

29.09.2012


35

Начиная с первого — получения информации. Мы ограничились изучением всего одного из каналов получения информации — зрительного восприятия. Поэтому совершенно логично, что испытуемые с нарушениями функций ЦНС (основной дефект при этом — нарушения ОДА) продемонстрировали нарушения зрительного восприятия.

Тот факт, что у детей в контрольных группах зрительное восприятие развито лучше, чем у детей с нарушениями ОДА, показывает, что у первых функции мозговых структур, ответственных за зрительное восприятие, сохранны, а вторых — нарушены.

Таким образом, у детей с нарушениями ОДА уже на начальных этапах когнитивной деятельности проявляются специфические особенности, а сама эта деятельность протекает иначе, чем в норме или у испытуемых с ведущим дефектом именно этой деятельности. Вследствие этого испытуемые с нарушениями ОДА демонстрируют и сниженные особенности невербального творческого мышления.

Ряд современных исследований [4] показывает, например, что творческое мышление в целом и креативность в частности связаны с каналами получения информации. Так, было доказано, что результаты визуально-ориентированных тестов креативности (например, таких, как

41

Использованный нами тест Э. П. Торренса) детерминированы особенностями развития зрительного анализатора в целом. Таким образом, становится понятным снижение формальных показателей креативности у детей из экспериментальной группы и контрольной группы 2.

В пользу этого предположения свидетельствует тот факт, что у детей с нарушениями когнитивной деятельности, но без нарушений функций зрительного восприятия показатели креативности ниже, чем в контрольной группе 1, но выше, чем у испытуемых из экспериментальной группы. Другими словами, одной из выявленных особенностей креативности детей с нарушениями ОДА является ее прямо пропорциональная связь с функциями зрительного восприятия.

При анализе результатов теста на невербальное творческое мышление мы также отметили, что испытуемые с нарушениями ОДА демонстрируют определенный стиль проявления креативности, который, на наш взгляд, является следствием нахождения подавляющего большинства детей с нарушениями ОДА на государственном попечении в специнтернатах и спецучреждениях. Пребывание в подобных заведениях не может не сказываться на формировании когнитивных особенностей испытуемых.

При качественном анализе рисунков испытуемых из трех групп мы отметили, что дети с нарушениями ОДА прибегают к нетривиальным, можно даже сказать, абстрактным сюжетам. Они нередко не просто воспроизводят виденное, рисуя телевизор, солнце или горку, но совершают продуктивный — творческий — акт, перерабатывая виденную ими информацию: они рисуют целые сюжетные сцены, они фантазируют, поднимаясь на доступный им уровень абстракции. Несмотря на это, результаты детей с нарушениями ОДА заметно ниже, чем у испытуемых из контрольных групп.

В чем же причина этого?

Прежде всего, следует отметить, что из психогенетических исследований известно: уровень наследуемости творческого мышления по показателям креативности очень невелик [11]. Следовательно, индивидуальные различия по креативности зависят главным образом от разнообразия средовых условий. Чем богаче жизненный опыт ребенка, чем больше он получает впечатлений, тем разнообразней его творчество. Различия между

29.09.2012


35

Контрольными и экспериментальной группами по показателям творческого мышления могут объясняться особенностями образа жизни детей.

Во-вторых, на наш взгляд, на результатах сказалась и процедура проведения исследования. Мы предъявляли каждой группе испытуемых стандартизованные методики с ограничением по времени. Единственной группой, которая демонстрировала заметную утомляемость, была группа детей с нарушениями ОДА. Так, большинство изображений «с перспективой» в тесте на невербальное творческое мышление просто не было завершено вследствие недостатка времени (большинство испытуемых с нарушениями ОДА продемонстрировали заметно более низкий темп выполнения тестов) или утомления (испытуемые жаловались, что они устали, им трудно, при этом демонстрируя заинтересованность исследованием и испытаниями).

Таким образом, особенностью проявления невербального творческого мышления детей с нарушениями ОДА является его связь с общей работоспособностью. Проведенное нами исследование показало, что наблюдаются значимые корреляционные зависимости между невербальным творческим мышлением детей, с одной стороны, и показателями когнитивного развития — с другой. Выявленная в эксперименте положительная корреляция между этими двумя параметрами подтверждает положение о том, что определенный уровень развития интеллекта является важным условием более полного развития творческих способностей. Исследования Э. П. Торренса [20], М. И. Фидельман [15], Е. И. Щеблановой [18] показали, что для развития творческих способностей

42

Уровень интеллектуального развития должен быть выше среднего; в противном случае возникают значительные трудности для творческого развития личности. Однако прямая связь между творческими и интеллектуальными способностями в младшем школьном возрасте отсутствует (М. И. Фидельман, Е. И. Щебланова).

Отсутствие прямой связи между творческими и интеллектуальными способностями дает основание утверждать, что творческие способности могут быть у людей как с низким, так и с высоким уровнем интеллектуального развития. В. С. Юркевич [19] Объясняет данное положение существованием у детей таких двух типов креативности, как «наивная» креативность и «культурная» креативность. «Наивная» креативность возникает при отсутствии достаточного интеллектуального опыта; вследствие этого она в определенной степени свободна от стереотипов, которые навязываются знаниями, опытом. «Культурная» креативность возможна при высоком уровне развития интеллекта и проявляется в сознательном стремлении личности к творческой деятельности.

Л. С. Выготский [2] писал, что у детей при вхождении в младший школьный возраст наблюдается слабость функции интеллекта, однако в младшем школьном возрасте происходит его максимальное развитие.

На заключительном этапе нашего исследования мы проводили формирующий эксперимент, целью которого была проверка гипотезы о том, что специальная организация коррекционных занятий выступает как условие более интенсивного и гармоничного развития творческих компонентов мышления. Результаты формирующего эксперимента представлены в табл. 4.

Таблица 4

Сравнение результатов, показанных детьми из экспериментальной и контрольных групп, на основании формирующего эксперимента

29.09.2012



ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

По завершении формирующего эксперимента младшие школьники из экспериментальной группы показали более высокие результаты и достигли более высокого уровня таких аспектов творческого мышления, как гибкость, оригинальность и тщательность разработки. Таким образом, мы убедились, что в процессе специальных коррекционных занятий, направленных непосредственно на развитие невербального творческого мышления, происходит значительное улучшение его параметров.

При развитии творческого мышления детей младшего школьного возраста с нарушениями ОДА основное внимание следует уделять формированию продуктивных сенсорно-перцептивных, мнемических и имажитивных действий [12].

Последовательная и целенаправленная коррекционная работа, ориентированная на развитие творческого мышления младших школьников с нарушениями ОДА, на наш взгляд, должна также способствовать развитию умственных способностей.

В качестве рекомендации психологам и учителям, работающим с детьми, страдающими нарушениями ОДА, можно подчеркнуть необходимость стимулирования детей к преодолению стереотипов в мышлении и расширению их кругозора.

43

Условиями успешного развития творческого мышления являются: 1) активизация личностного потенциала детей вследствие развития их познавательных интересов; 2) расширение кругозора и как следствие развитие творческого мышления.

Таким образом, поставленная цель — изучение невербального творческого мышления, свойств сенсорно-перцептивных процессов и выявление особенностей их взаимосвязи у детей младшего школьного возраста с нарушениями ОДА — достигнута. Выдвинутые в исследовании гипотезы подтвердились.

ВЫВОДЫ

1. Проведенное нами экспериментальное исследование показало, что степень
сформированности функций зрительного восприятия у детей с нарушениями ОДА по
отдельным показателям незначительно (а порой и намного) ниже таковой у детей из
контрольных групп.

2. Дети из контрольных групп обладают более гибким и оригинальным мышлением,
чем дети с нарушениями ОДА.

3. Креативность детей с нарушениями ОДА характеризуется прямо
пропорциональной связью показателей креативности (беглости, гибкости,
оригинальности, тщательности разработки) с развитостью функций зрительного
восприятия и с работоспособностью (утомляемостью).

4. Значимая корреляционная связь между уровнем развития невербального
творческого мышления и умственным развитием у детей с нарушениями ОДА
отсутствует.

29.09.2012


35

10


5. Данные формирующего эксперимента показали, что творческое мышление
младших школьников с нарушениями ОДА развивается в процессе специальных
коррекционных занятий, направленных на его развитие. Дети из экспериментальной
группы продемонстрировали более высокие результаты и достигли более высокого
уровня таких аспектов творческого мышления, как гибкость, оригинальность и
тщательность разработки по сравнению с детьми из контрольных групп.

6. Дети с нарушениями ОДА демонстрируют специфические особенности
творческого мышления, требующие столь же специфического воздействия (обучения,
развития и коррекции).

Полученные нами данные можно учитывать при разработке коррекционных программ с целью совершенствования познавательных возможностей детей с нарушениями ОДА. Наши результаты показывают, что необходимо не только заниматься развитием сенсорно-перцептивных навыков детей, но и расширять их кругозор в целом, обогащать представления детей о жизни за счет разнообразия их впечатлений.

1. Безруких М., Морозова Л. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия.

Руководство по тестированию и обработка результатов. М.: Новая школа, 1996.

2. Выготский Л. С. Детская психология // Собр. cоч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1983.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999.

4. Клименченко О. Н. Когнитивные и личностные детерминанты успешности мыслительной

Деятельности (на примере решения малых творческих задач): Автореф. канд. дис. М., 2001.

5. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями

Опорно-двигательного аппарата. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. Специальная психология: Учеб. пособие для

Студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

7. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во СПбГУ,

2001.

8. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

9. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Астрель; АСТ:

Транзиткнига, 2006.

10. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

11. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М. Психогенетика. М.: Аспект Пресс, 1999.

44

12. Телегина Э. Д., Гагай В. В. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного

Восприятия у младших школьников // Вопр. психол. 2003. № 5. С. 47—55.

13. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.

14. Ушаков Д. В. Психология одаренности и проблема субъекта // Проблема субъекта в
психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина.
М.: Академический проект, 2000. С. 212226.

15. Фидельман М. И. Динамика развития творческой и индивидуальной одаренности в младшем

Школьном возрасте: Канд. дис. М., 1994.

16. Шипицина Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. СПб.: Дидактика Плюс, 2001.

17. Шумакова Н. Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Э. Торренса у школьников. М.: Интор, 1995.

18. Щебланова Е. И. Индивидуальные особенности развития творческого мышления у младших

Школьников при специальном обучении // Нов. исслед. в психол. и возрастн. физиол. 1991. № 2 (6). С. 3439.

19. Юркевич В. С. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные

29.09.2012


35

11


Тенденции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 127—142. 20. Torrance E. P. Causes for concern. Creativity: Selected readings // Vernon P. E. (ed.). Harmondsworth: Richard Clay (The Chaucer Press) Ltd, 1975. P. 355—371.

Поступила В Редакцию 28.XI 2007 г.

29.09.2012


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1


89