СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ 1 МАТЕРНОЙ РЕЧИ

Л. А. КИТАЕВ-СМЫК

Статья посвящена проблеме возрастания социокультурной значимости матерной речи в различных слоях населения современной России и адаптационным функциям скабрезных инвектив (ругательств) при эмоциональном стрессе. Исследования психофизиологических влияний матерной речи проводились в хирургическом отделении Института им. Н. В. Склифосовского и в боевых условиях на Северном Кавказе, при подготовке межпланетного полета и в российских тюрьмах. Анализируются побуждения к матерной лексике, ее позитивное и негативное влияние.

Ключевые слова: Матерная речь, матерная ругань, матерщина, сексуальные инвективы, боевой стресс, гомосексуальность, инфантильность, тюрьма, межпланетные полеты.

При подготовке первого полета на планету Марс в корабле с искусственной силой тяжести (в 60-х гг. XX в.) мы проводили многонедельные и длившиеся месяцами эксперименты в наземном динамическом имитаторе межпланетного корабля (в квартире-центрифуге диаметром 20 м). Живя и работая в ней, испытуемые оказывались в состоянии тяжелейшего непрерывного стресса-кинетоза («болезни укачивания-укручивания»). У них были мучительные тошнота, рвота, головные боли, общая слабость, ощущение ломоты в теле, ухудшение настроения и взаимоотношений.

Кратковременные эмоциональные, Эротически окрашенные переживания Уменьшали выраженность этих симптомов. Эротические переживания могли возникать у испытуемых во время посещений вращающейся квартиры кем-либо из числа женщин, обслуживающих эксперименты, — врачей, психологов, но только, если они вызывали симпатии у испытуемых. В подобных случаях (в отличие от «генеральских визитов») положительный эффект сохранялся надолго — до конца дня, в течение ночи, а подчас и на следующее утро (без синдрома «отдачи» — значительного ухудшения самочувствия после переживания действия, вызванного подъемом сил).

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МАТЕРЩИНЫ

Венгерские нейроэндокринологи К. Лишшак и Э. Эндреци [11] обнаружили наличие антагонизма между мужскими половыми гормонами (андрогенами) и «гормонами стресса» (кортикостероидами). Это объясняет уменьшение симптомов дистресса при эротическом возбуждении, описанном выше. С таким антагонизмом, вероятно, связана возникавшая при дистрессе у некоторых испытуемых склонность к скабрезному ерничеству, матерщине, совершенно не свойственным им в нормальной, обыденной жизни.

Есть еще один нейрохимический механизм антистрессового действия матерщины. Известно, что в критических ситуациях, когда, несмотря на боль из-за ранений, надо действовать, сохраняя жизнь, в организмах людей и животных вырабатываются обезболивающие вещества — эндорфины. Их выброс в кровяное русло сопряжен с действием трех факторов: гнева, смеха или сексуального возбуждения. Эти эмоции усиливают продуцирование эндорфинов и их обезболивающее, бодрящее, рождающее смелость действие. Итак, мат блокирует гормоны стресса и уменьшает боль.

05.10.2012


120

2


121

МАТЕРНАЯ РЕЧЬ В КОСМОСЕ?

В связи с обнаружением «матерного феномена» мы провоцировали у некоторых «экипажей» вращающегося имитатора межпланетного корабля создание «матерной атмосферы» (лихого использования нецензурных скабрезностей), т. е. юморной «матерной речи», но не агрессивной «матерной ругани» (матерная ругань — зла, матерные шутки — юморны и эротичны). Была отмечена тенденция снижения многих негативных симптомов стресса-кинетоза (многократная изнуряющая рвота, головная боль, чувство мучительной тяжести в эпигастрии в верхней части живота, депрессивный дискомфорт и т. д.) у «матерных» экипажей по сравнению с «благопристойными» [5]. Однако при очень тяжелых формах кинетоза склонность к нецензурной сексуальной лексике уже не способствовала улучшению состояния испытуемых и угасала из-за общей слабости человека.

Нужен ли мат в космосе, уменьшит ли он стресс космонавтов — это решать им в полетах.

БОЛЬНИЧНЫЙ МАТ

Изучение влияния эротических стрессоров на здоровье мы продолжили в травматологическом отделении Московского городского НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского. Там врачи заметили, что в одних палатах раны у больных заживают в несколько раз быстрее, чем в других. Наши исследования обнаружили, что раны рубцевались, а кости срастались быстрее в палатах, где мат звучал с утра до ночи. В них могли оказаться и рабочие, и интеллектуалы. А вот где лежали «чистюли без мата», заживление было не быстрым.

Почему? Потому что разговор с постоянным матерным сексуальным подтекстом способствует выделению обезболивающих эндорфинов и мужских половых гормонов — андрогенов. Они являются мощными противниками (антагонистами) гормонов, вызывающих воспаление, кроме того, андрогены ускоряют восстановление (регенерацию) тканей.

Вот пример того, как матерная речь участвовала в излечении. В шестикоечной палате было только 11 тонких одеял, и вновь прибывшему травматику досталось только одно. Под одним одеялом зимой было холодно. И тут рядом с новичком начинали развиваться драматические события. Один из выздоравливающих орал нечто следующее (размахивая костылями):

— Что же вы, такие-растакие, всех вас рас-так, раз-этак, парня заморозить хотите! Вот ты, — обращался он к одному из больных, — здоровый тра-та-такой, отдавай одеяло для нового, тра-та-та его!

В результате такого матерного монолога вновь прибывший чувствовал, что его приняли в мужскую компанию, заботятся о нем, а сексуальная подпитка эмоций мобилизовала его андрогены.

Спустя три недели роль правдоискателя уже играл бывший новичок. Когда привезли нового травмированного парнишку, упавшего на стройке дома с высоты, врачам не удавалось вывести пострадавшего из шока. «Правдоискатель», ритуально сражаясь под звуки матерной речи с остальными больными, накрыл новичка вторым одеялом. До

05.10.2012


120

3


Парнишки стало доходить, что из-за него в палате возник почти скандал. Приходя в себя, он услышал:

— Смотрите-ка, кудрявого привезли! Здоровенного. Он тут всех медсестер тра-та-
та...

Палата грохнула от смеха. Парнишка слабо улыбнулся. Тут сообщили, что к потерпевшему скоро придут с работы инженеры по технике безопасности. Один из выздоравливающих радостно заявил:

— Если б ты, парень, такой-растакой, долетел бы с твоего 12 этажа до низа, то твои
техники безопасности, так их-растак, долго бы тебя от асфальта отскребали.

Палата загремела от смеха. Когда инженеры по технике безопасности вошли, придавленные своей ответственностью, парнишка еле слышно прошептал:

122

— Если бы я долетел до низа, то вы бы долго от асфальта меня отскребали, так вас
рас-так.

Хохот сотрясал больничную палату. Из коридора стали заглядывать и смеяться другие больные.

Потерпевший оказался неожиданно выдвинутым на роль победителя в своей рабочей среде и социально-приобщенным к больничному окружению. При этом он стал наделен правом пользования запретной кастово-мужской речью. До сознания парнишки стала доходить значимость его мужских качеств, а это всегда мощный восстановитель психологического комфорта. Андрогены укрепляли его мужественность, эндорфины помогали победить страдание от травмы.

Жены, подруги, матери, посещая больных в «матерных палатах», чувствовали себя совершенно «не в своей тарелке», хотя при них никто не использовал нецензурных выражений. Женщины-посетительницы говорили своим мужчинам: «Что здесь за компания? Куда ты попал? С тобой невозможно разговаривать!» — и старались скорей уйти, отторгнутые чисто мужским, энергичным выздоравливающим братством.

На женщин мат действует иначе. У них он тоже способствует выработке андрогенов, но у нормальной женщины андрогенов не должно быть много. Косметологи обратили внимание на то, что у женщин и девушек из компаний, где мат — обыденный язык, — тело обрастает волосами и начинает, как у подростков, ломаться голос. Если мужчина не хочет причинить девушке и женщине вред, при них «выражаться» нельзя потому, что матерная речь им вредна, она провоцирует гормональные нарушения. Особенно опасно увлечение ею в подростковом возрасте. Сексуально-скабрезные ругательства вредно влияют на растущий детский организм и становление неокрепшей психики ребенка.

Что касается мужчин, то распространять матерную речь шире критических ситуаций, требующих мужества, значит превращать свою жизнь и жизнь окружающих в больничную палату Института им. Н. В. Склифосовского.

Замечено, что у людей преимущественно из традиционных деревенских семей, сохранивших в своей памяти знание веселых и озорных частушек и прибауток, их использование вдруг пробуждается в экстремальных, стрессовых ситуациях. Исследователи фольклора отмечают, что эти люди «нигде так часто не смеются, как в больнице. Чем трагичнее обстоятельства, тем быстрее люди, лежащие в палате, откликаются на юмор, выражая стремление в каждой нелепой ситуации найти то, от чего можно, схватившись за животы, похохотать» [15; 282]

05.10.2012


120

МАТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ ПОСЛЕ БОЯ

Еще пример. Автор был свидетелем того, как в 2000 г. рота Российской армии была выведена из многосуточного боя в Аргунском ущелье (в Чечне) с большими потерями. Мальчишки — солдаты-срочники в полном унынии, грязные, голодные, падали от изнеможения. Офицеры войсковой службы воспитательной работы (бывшие «политруки») подогнали к солдатам грузовую машину с откинутыми бортами. С нее, как со сцены, бригада «песенников-контрактников» 15 минут пела ядреные матерные частушки. За это время солдаты преобразились. Они смеялись, хохотали, их лицам вернулась индивидуальность, прямо на глазах восстанавливалась боеспособность. Ни сон, ни еда, ни отдых не дали бы столь интенсивного рекреативного эффекта [7].

ПОБУЖДЕНИЯ И ПУТИ К МАТЕРНОЙ ЛЕКСИКЕ

«Матерную атмосферу» в экспериментах и в повседневности мы классифицировали по типам ее происхождения [5; 17—21]:

Скабрезная окраска речи может быть Обыденной У тех, кто пользовался ею всегда;

123

Матерная речь может неожиданно стать Доминирующей В изолированных мужских
группах во время опасных ситуаций, при боевой обстановке, на охоте, в больничных
палатах;

• матерные речь и инвективы (ругательства) — нередко продукт Сексуальной озабоченности. Она присутствует в речи, в частности, при незавершенности детского «пенис-вагинального» периода [14; 37—199];

• акцентуация мышления и речи на вторичных половых признаках обоих полов может быть при Психосексуальной недоразвитости Личности, претенциозно-агрессивно, истероидно защищающейся от собственного опасения перед сексуальными неудачами;

Реминисцентная Матерная речь в критических ситуациях и у больных после травмы как бы всплывает из глубин памяти, будучи когда-либо слышанной;

Конформистски-подстраивающийся Мат возникает у личностей, опущенных на нижнюю ступень социальной иерархии;

Демонстративная Матерная речь у, так сказать, культурных мужчин — признак снижения у них сексуальной потенции. Они, не осознавая того, во-первых, пытаются восстановить потенцию, стимулируя себя сексуальными парадигмами, во-вторых, инфантилизируются (одитячиваются), делая якобы оправданной игру в запретные слова;

Командный Мат — это архаическое, зооантропологическое проявление латентной гомосексуальности как символизации доминирования в стаде среди других особей мужского пола. В стае животных самцы иногда утверждают свое господство не в битве, а с помощью гомосексуального акта;

Убогая Нецензурщина восполняет скудность языка при дебильности, таким образом выступая в качестве словесных протезов.

АКТИВИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ МАТЕРЩИНОЙ

В матерной речи, которая использовалась нашими испытуемыми в вышеупомянутых экспериментах и пациентами в больничных палатах, можно различить несколько

05.10.2012


120

Аспектов эмоциональности:

• наиболее часто встречающиеся — Радостно-смешливый И Боевито-задорный. Эти виды мата провоцировало естественное снисхождение окружающих здоровых людей к больным-травматикам. При этом право на бодрящие скабрезности «выскальзывало» из-под этических запретов и условностей. Говоря языком психоанализа, оздоравливающая мужская лихость как принадлежность Я освобождалась от давления сверх-Я;

Агрессивно-защитная Матерная речь больных была на пути к такому освобождению Я от запретов сверх-Я; она прикрывала личностную слабость и неуверенность в себе;

Междометийный Мат использовался людьми с неразвитой речью, он заполнял интервалы времени, необходимые для подыскивания нужных слов и выражений;

• наконец, были замечены случаи Эхолалийного Мата как спонтанные повторы дебилами скабрезности вслед за ее произнесением кем-либо. Ее эмоциональность побуждала дебила к речевой активности, к участию в беседе, но так как ему нечего было добавить, то он спонтанно повторял слово-возбудитель.

МАТЕРНАЯ БРАНЬ КАК ЭТНИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ОБЩЕНИЯ

У многих народов (алтайцев, индейцев, древних англичан и др.) были мужские и женские разговорные языки. Каждый пол мог использовать свои особые — мужские и женские выражения. Русский мат — это сугубо мужская речь. Важнейшая его особенность — парадоксальность суждений, парадоксальные сочетания сексуальности с адресацией ее к обыденной жизни и с характеристиками конкретных людей. Матерная речь — это не просто скабрезные ругательства. Это еще и эмоциональная беседа мужчин в критических ситуациях. Исконной матерной речью пользовались в мужских компаниях,

124

И не для того, чтобы обругать друг друга, а чтобы весело, быстро, понятно и эмоционально объясниться друг с другом в экстремальных условиях, в опасных ситуациях. Такая речь обладает мощным не только психологическим, но, как показано выше, и физиологическим действием. Заметим, что у некоторых народов сексуальные инвективы обращены не к матери, а к отцу, либо к виновникам родственного кровосмешения — инцеста.

Объект, доминирующий в структуре ругани у конкретного народа, весьма значим для него: у вайнахов, живших небольшими семейными общинами в горных ущельях, был важен запрет кровосмешения; у обитателей степей (казахов) особенно значимым был образ отца-прародителя; у восточных славян доминантой сексуальных инвектив стал образ оскверненной матери. По мнению В. И. Володковича, «матерщина, возможно, стала последствием “родового феминизма” амазонок, некогда существовавшего у народов, населявших юго-восточную Европу. Победа матриархального феминизма и, напротив, протест против засилия амазонок могли породить лексическую значимость “матери” в сексуальных инвективах» [см. личный архив В. И. Володковича].

«Матерщинные диспуты-соревнования», практиковавшиеся в минуты отдыха в русских артелях, сходны своими парадоксальностями с дзен-буддийскими диалогами, в которых натренированный интеллект использует множественные озарения (микроинсайты) для постижения окрыляющей искомой истины. Однако в дзенских парадоксах нет сексуальности, которая активизирует выброс в кровь андрогенов, устраняющих утомление и уныние, нейтрализуя кортикостероиды («гормоны стресса»).

05.10.2012


120

Не следует идентифицировать с эротическими инвективами народные свадебные песни-инструкции для брачующихся, обучающие молодых сексуальной жизни, освобождающие от юной стеснительности и стыда перед половым актом.

АНТИСТРЕССОВОЕ ДЕЙСТВИЕ СЕКСУАЛЬНЫХ ИНВЕКТИВ

Упомянем и эротико-лексический феномен — так называемый постельный мат. К нему может побуждать не только сниженная сексуальная потенция. Нецензурная сексуальная лексика брачующихся обостряет эротические ощущения приглашением в потаенный, запретный мир сексуальных образов [9; 167—168]. Постельный мат — это еще и шаги к сближению, единению сексуальности «его» и «ее», и обмен сексуальным опытом.

В. И. Желвис отмечает адаптивное (антистрессовое) действие сексуальных инвектив (матерной ругани) благодаря их:

Табуированию: нарушение запрета их гласного употребления создает у говорящего и у слышащих экстаз прорыва в недозволенное;

Эмоциональной разрядке: будоражащие сознание сексуальные образы оживляют настроение и самочувствие;

Агрессивности: словесная агрессия подменяет реальную; это освобождает субъекта от угнетенности невозможностью оскорбить противника действием;

• театрализации Сексуально-эмоциональных действий: посредством их субъект
включен в «театр жизни»;

• претензии На захват субъектом статуса в социальной иерархии путем использования
скабрезных ругательств;

• ритуальной сущности, потребной, в частности, во многих экстремальных
ситуациях;

• возможности Эмоционально демонстрировать ксенофобию, используя
интернациональные сексуальные образы [3]. В христианской культуре XIV—XIX вв.,
сделав матерную речь сначала наказуемой, а потом и непечатной, почти убили ее.
Выжила только матерная ругань.

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА СЕКСУАЛЬНЫХ ИНВЕКТИВ

В русской народной лексике и сейчас различается использование словесной эротики женщинами и мужчинами, иными словами, существуют гендерные различия

125

В применении сексуальной лексики. С. Б. Адоньева, работавшая в фольклорной экспедиции Санкт-Петербургского государственного университета, отметила различия эротических песенных частушек и бранной лексики в северно-русских деревнях [1]. Первые определяются там как «смешные». Несмотря на то, что они эпатируют публику описанием сексуальных сцен, они не содержат предосудительных и бранных слов, поэтому их могут исполнять женщины, правда, лишь пожилые, а не девушки, хотя слушают «смешные» эротические частушки все. А вот сексуальная бранная лексика (матерная с названиями физиологического низа тела) позволительна только мужчинам. И «смешные», и бранные выражения знают все, но допустимость их определена статусом говорящего и составом слышащих.

05.10.2012


120

7


В русских народных говорах с их моральным цензом эротические «смешнушки» и матерная брань — это один из способов утверждения социального доминирования. «В культуре, где главным инструментом управления является стыд, страх перед стыдом становится мощным регулятором власти»[1; 170]. Но у женщин и мужчин остаются разными сексуальнословесные способы-манеры доминирования. Замечено, что этим способам с их регламентацией допустимости/недопустимости в деревнях обучаются с детства.

Обыденное использование матерной лексики свойственно некоторым прослойкам общества в рабочей среде и в сельской местности. Чаще мат используется как междометия, наделенные бодрячеством эротики, реже — как побуждение к действию, к работе, либо как порицание.

Для налаживания рабочих контактов с группами или артелями, для эффективного управления ими бывает нужен так называемый командный мат (для признания начальника за «своего человека», для напоминании о своем лидировании, для угроз). Надо признать, что командный мат действует за счет зоологического механизма с использованием латентной гомосексуальности для подавления сексуальности конкурента. В женской среде мат — это проявление неосознаваемых претензий на мужские роли.

Интересны случаи, когда в рабочей среде начальником (хозяином, лидером) оказывается женщина. Нередко только после ее командного («трехэтажного») мата артельщики признают в ней «хозяйку» и потом работают беспрекословно; повторные матерные тирады бывают не нужны (разве что в крайних случаях — при неповиновении артельщиков).

МАТЕРЩИНА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ

Затронем еще один аспект, связанный с проблемами, создаваемыми и решаемыми матерной речью. Матерная речь, как и иные эмоциональные изъяснения, часто вспыхивает у говорящего, чтобы возбудить других людей, чувственно накалить их до уровня своего возбуждения, чтобы душевно приблизить их к себе, увлечь за собой в свое видение текущих событий.

В 70-х гг. прошлого века мы изучали особенности восприятия информации, подаваемой через СМИ, после информационных микрострессов: якобы досадная ошибка диктора («накладка»), нарочито-случайная скабрезность, эмоциогенные слова («убийство», «кровавый», «изнасилование» и т. д.) [7]. Было обнаружено, что в первые секунды после микрострессора информация усваивается почти неосознанно. Это может использоваться для формирования «собственного мнения» людей помимо их воли. Независимо от того, что испытывают люди, услышав скабрезность (резкое неприятие, смущение, бурное одобрение, эротическое возбуждение), информация, предъявленная им после скабрезности, будет воспринята и может вспоминаться как то, что «я сам так думаю» или «я это и раньше знал». Таким же образом и матерная речь, скабрезности могут использоваться для не вполне осознаваемого людьми влияния на их умонастроение, на формирование мнения о чем-либо.

Похожие психологические процессы возникают и при эпатировании людей

126 «агрессией» авангардистских произведений искусства [12].

05.10.2012


120

ЭПОХАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ «ПОБУЖДЕНИЯ» К МАТЕРНОЙ

ЛЕКСИКЕ

В исторические, «переходные», периоды у части общества возникает массовая дебилизация. При этом наименее защищенные социальные слои (молодежь и люди с недостаточным образованием) вынуждены использовать эротизацию своей вербальной активности как культурную (антикультурную!) защиту. Их речь изобилует «словесными протезами» — сексуально-скабрезными выражениями (как неосознаваемый протест против социального давления). И, наверное, не случайно сексуальные образы, посылы, считавшиеся еще недавно непристойными (нецензурными), сейчас проникают на экраны телевизоров, на сцены театров, на страницы книг и газет одновременно со все более отчетливо проявляющейся модой на авангардистское искусство. Возрастает потребность и в том и в другом у небольшой, но активной «европейски цивилизованной» части общества. Заметим, что представители «исламской цивилизации» все более активно и агрессивно отстаивают традиционную пристойность в быту и ограничения в освещении средствами массовой информации сексуально-интимных проблем.

В современной российской действительности распространению мата в разговорной речи предшествует увлечение словечками тюремного жаргона («кинули», «стрелка», «замочили», «малява» и т. п.). Конечно, причина не только в том, что через тюрьмы проходит много людей. Криминальное арго (тюремная лексика) и матерная речь сейчас превращаются из тайного языка замкнутых групп в протестный язык населения, демонстрирующего своей аморальностью и сексуально-непристойным поведением несгибаемость перед усиливающимся давлением чиновничьей и олигархической власти.

Заметим, что стресс тюремной изоляции вынуждает к строжайшей регламентации матерщинной лексики. Сексуально-словесное унижение личности в тюрьмах неписаными законами запрещено и наказуемо. Однако оно используется для отторжения из «достойного» тюремного сообщества тех индивидов, которые изменили ему или являются чрезмерно слабыми личностями. Вероятно, в основе этого способа социальной селекции лежит необходимость изгнания слабаков и потенциальных предателей перед сражением, ведь тюремная жизнь — это постоянное состояние перед битвой.

На особом месте в подверженности матерной речи и матерным ругательствам стоят милиция, судейский корпус и органы охраны мест заключения, контактирующие по долгу службы с криминальным миром, социальными низами и с деклассированными элементами. Однако у представителей правоохранительных органов, как правило, есть профессиональный «иммунитет» против мата.

Массированное использование матерщинной лексики художественной элитой и журналистами как частью общества, наиболее чувствительной к любой беде, также несет протест против череды несчастий. Итальянский культуролог М. Маурицио, анализируя российскую действительность, пишет: «Любой автор, любое течение, ставящее себя как альтернативное доминирующему руслу, играли либо на противопоставление себя общепринятым в культурной и эстетической доминанте тенденции, либо на утрирование и ироническое преувеличение характерных для доминанты же черт» [12; 207]. Какова же эта доминанта? Можно сказать, что матерная речь теперь «направлена не столько против свыше установленных иерархий, как бывало раньше, сколько против ожиданий читателя (зрителя, слушателя), теми же иерархиями порожденного» [Там же]. Одна из доминант, вызывающих общественный протест, — трудности российской жизни, неуклонно ведущие к депопуляции (вымиранию) российского этноса. Эротизация речи (матерщинность) — это неконтролируемый индивидуумами процесс в общественном

05.10.2012


120

Сознании,

127

Направленный, возможно, и на сексуальное воспроизводство населения.

Странная потребность в речевой недозволенности способствует распространению мата и тюремного арго. Они вышли на улицы не площадной бранью и не тайной речью, а в виде эвфемизмов-междометий, т. е. как бессодержательные слова-подмены. Пожалуй, наиболее распространенным стало слово «блин», и многие, произнося его, не вдумываются в то, что оно порождено бранным «б..дь».

Матерщина молодежи и инфантилизированной интеллектуально-художественной элиты — это игра, направленная не столько на быструю передачу главного смысла (исконное предназначение мата), сколько на отсев всего формального, обыденного; это издевательство над навязыванием населению социальных штампов-оков и политического давления. Нынешняя матерная лексика — это создание своего рода культурного («некультурного») ареала, зоны недопустимости, укрывающей интеллектуалов от давления трудностей российской жизни.

Современная российская психология и культурология мало уделяют внимания негативным и позитивным — антистрессовым функциям матерщины. «Возможно, дело в том, что современная психология слишком увлеклась так называемыми “глубинными проблемами личности”, забыв на некоторый промежуток времени о целостности личности, о сложнейшем взаимодействии между внешним и внутренним, наконец, о том, что сущностные свойства личности находят в самых разных способах бытия человека, в том числе через его экспрессивный репертуар» [10; 58]. А ведь еще С. Волконский в начале XX в. обращал внимание на увеличение экспрессивности внешних проявлений личности, возможно, в связи с начавшимся (как и сейчас) «переходным периодом» в истории России [2].

Однако можно согласиться с теми, кто полагает, что мат как социокультурная «норма» (аномалия) в художественной литературе, в СМИ ведет к деградации русского языка, к разрушению традиций, быта, на фоне депопуляции этноса, что Матерщина — маркер культурной деградации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщим, отчасти повторяясь, причины использования матерной речи в разных социальных слоях современного российского общества, в его общинах.

1. Адаптивное действие мата проявляется при стрессе, особенно, в закрытых мужских сообществах: в тюрьмах, в казармах.

2. В рабочей среде мат бытует как средство (а) эмоционально-эротического усиления значимости речи, (б) для опознания «своего» человека, (в) утверждения командной роли, (г) снятия усталости и стресса, (д) как фольклорное, творческое развлечение.

3. В подростковом возрасте и у инфантилизированной молодежи мат может
сопровождать, маркировать пробуждающуюся, неудовлетворенную сексуальность.

4. В интеллигентной среде массовое увлечение матерной речью — признак стресса из-за политического и экономического давления. Мат интеллектуалов — это еще и проявление деградации словесности и культурных традиций.

5. Во властных элитах командный мат — это отголоски зоологических способов гомосексуального подавления соперников.

05.10.2012


120

10


7. Надо ли бороться с агрессивным засорением матерщиной (сексуализированными инвективами) русского языка? Да! Со всей решительностью используя учебно-воспитательный процесс и средства массовых коммуникаций. Сексуализация речи целесообразна только при стрессе в сугубо мужских сообществах, но вредна во всем многообразии нормальной обыденной жизни.

1. Адоньева С. Б. Матерные частушки и частушки «с картинками», брань и доминирование //

Речевая агрессия в современной культуре / Под ред. М. В. Загидуллиной. Челябинск: Изд-во ЧГУ, 2005. С. 167—170.

2. Волконский С. Выразительный человек. СПб., 1913.

128

3. Ефимова Е. С. Субкультура тюрьмы // Современный городской фольклор / Под ред. О. Ф.

Белоусова и др. М.: РГГУ, 2003. С. 231—266.

4. Желвис В. И. Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах

Мира. М: Ладомир, 2001

5. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.

6. Китаев-Смык Л. А. Сексуально-вербальная защита и агрессия (матерная речь и матерная

Ругань) // Речевая агрессия в современной культуре / Под ред. М. В. Загидуллиной. Челябинск: Изд-во ЧГУ, 2005. С. 17—21.

7. Китаев-Смык Л. А. Стресс войны: фронтовые наблюдения врача-психолога. М.: РИК, 2001.

8. Китаев-Смык Л. А., Хромов Л. Н. Использование микроструктуры эмоционального стресса

Для формирования целеполагания// IX Всесоюз. симпоз. по кибернетике. М.: Науч. совет по комплекс. пробл. «Кибернетика» при Президиуме АН СССР, 1981. Т. 1. С. 72—74.

9. Кундера М. Неведение. СПб.: Азбука-классика, 2005. С. 167—168.

10. Лабунская В. А. Психология выражения и проблемы формирования экспрессивного «Я» личности // Прикладная психология. 1999. № 5. С. 53—62.

11. Лишшак К., Эндреци Э. Нейроэндокринная регуляция адаптивной деятельности. Будапешт:

Академия наук, 1967.

12. Маурицио М. Агрессивность между Союзом и Россией: некоторые соображения, или к постановке проблемы // Речевая агрессия в современной культуре / Под ред. М. В. Загидуллиной. Челябинск: Изд-во ЧГУ, 2005. С. 206—212.

13. Тыртышкина Е. В. Агрессия авангардистсткого текста: цели и функция (теоретические заметки) // Речевая агрессия в современной культуре. Челябинск: Изд-во ЧГУ, 2005. С. 228—230.

14. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов // З. Фрейд. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. С. 37—199.

15. Чередниченкова М.П., Жигарина Е. Е. Фольклор больничной палаты. Из дневника
собирателя // Современный городской фольклор / Под ред. О. В. Беловой, Е. П. Шумиловой.
М.: РГГУ, 2003. С. 280—300.

Поступила в редакцию 28.IV 2007 г.

1 Публикуемый текст является фрагментом подготовленной к печати монографии автора

«Психология стресса-2: Психологическая антропология стресса».

05.10.2012


123

1


123