VII ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Л. С. ВЫГОТСКОГО

14–17 ноября 2006 г. в Российском государственном гуманитарном университете (Москва) состоялись VII Международные чтения памяти Л. С. Выготского «Перспективы развития культурно-исторической теории». В этом году чтения были посвящены 110-летию со дня рождения Л. С. Выготского. Помимо российских психологов участниками чтений стали более 50 ученых из Японии, США, Германии, Дании, Италии, Португалии, Бразилии, Израиля, Гонконга и других стран.

Работа форума открылась приветствиями ректора РГГУ Е. И. Пивовара, вице-президента РАО Д. И. Фельдштейна, председателя Московского психологического общества Д. Б. Богоявленской, и. о. декана факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Ю. П. Зинченко. В них подчеркивалось, что культурно-историческая теория психики человека, созданная Л. С. Выготским и развиваемая его научной школой, является одним из факторов, который определяет в начале XXI столетия облик не только психологического, но и в целом гуманитарного знания. Свои поздравления в адрес участников чтений направили депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель председателя Комитета по науке, культуре, образованию ГД РФ О. Н. Смолин. Было зачитано обращение главы научного центра Выготского при Чжэцзянском университете (Китай), председателя Всекитайского Общества Выготского проф. Гуна Хаожана.

Отклик в сердцах участников нашло эмоциональное послание дочери Л. С. Выготского Г. Л. Выгодской, которая по состоянию здоровья не смогла принять участие в открытии Чтений. В послании, в частности, говорилось: «Я знакома не только с научными “детьми”, “внуками” и “правнуками”, но теперь уже и с “праправнуками” Л. С. Выготского. Все они совершенно не похожи друг на друга. И в то же время их объединяет стремление содействовать человеку в обретении себя на пути к вершинам человечности: будь то образование, труд, семейная жизнь или преодоление физических ограничений, которые наложила природа. Для каждого этот путь состоит из множества отдельных “зон ближайшего развития” — глубоко индивидуальных и неповторимых, через которые, кроме него, не суждено пройти никому. Но теория Л. С. Выготского определяет принципиальную возможность одоления этих “зон” и этого пути в целом».

Доклады, сделанные на первом пленарном заседании, еще раз подчеркнули непреходящую актуальность и продуктивность идей Л. С. Выготского для решения фундаментальных психологических проблем. Так, в докладе Д. И. Фельдштейна Была раскрыта возможность использования понятия «зона ближайшего развития» в целях реконструкции социального и психологического профиля

186

Современного детства. По мнению Г. Г. Кравцова, теория Л. С. Выготского задает принципиально иную — «проектирующую» методологию исследования личности, которая позволяет понять, как личность, преодолевая ограничения элементарных («натуральных») форм своего бытия, восходит к его высшим («культурным») формам, т. е. обретает подлинную свободу. Сюжет свободы в культурно-исторической концепции затронул и А. Г. Асмолов. Он отметил, что либерализм всегда характеризовал не только способ профессиональной коммуникации внутри школы Выготского, но и принятый в ней способ мышления, и именно это делало его открытым к постижению феноменов

05.10.2012


185

Человеческой свободы, прежде всего — феномена личности. Д. Роббинс (США) подчеркнула, что на базе идей Л. С. Выготского сегодня могут быть консолидированы культурно-исторический, социокультурный и деятельностный подходы к исследованию психики человека. Это станет новым витком в построении «неклассической психологии» Л. С. Выготского, как назвал ее Д. Б. Эльконин. Соотношению понятий «культурно-историческое» и «социально-историческое» в концепции Л. С. Выготского посвятил свой доклад Х. М.К. Айрес (Португалия). Д. Б. Богоявленская Продемонстрировала, насколько перспективной в изучении творчества является предложенная Л. С. Выготским методология анализа психики «по единицам». Выделение интеллектуальной инициативы в качестве единицы творчества открывает путь к разработке новой теоретико-экспериментальной модели креативности, альтернативной ее традиционным толкованиям (Дж. Гилфорд, Е. Торранс и другие).

Обсуждение этих и других тем было продолжено на секционных заседаниях: «Культурно-историческая психология в поисках теоретического обоснования» (рук. В. Т. Кудрявцев, Г. В. Лобастов); «Образование — всеобщая форма развития человека» (рук. Е. Е. Кравцова, К. Амано, Япония, С. Веджетти, Италия); «Личность: интеллектуальный и креативный потенциал (феноменология и инструменты психолого-педагогической поддержки)» (рук. Г. Г. Кравцов, И. А. Петухова); «Психология семьи и родительства в современной культуре» (рук. В. К. Шабельников, А. Г. Лидерс); «Проблемы нормы, психического здоровья и психологического благополучия» (рук. А. Г. Жиляев, Ж. М. Глозман, М. В. Новикова-Грунд); «Социализация, социальная ситуация развития, “врастание в культуру”» (рук. В. С. Собкин, Е. П. Белинская, Н. В. Разина); «Онтогенез субъектности» (рук. Е. О. Смирнова, Л. Ф. Обухова); а также «круглого стола» на тему «“Выготскианство” как интернациональный феномен» (рук. Э. Камия, Япония, А. В. Сурмава).

В ходе второго (завершающего) пленарного заседания выявились некоторые новые взгляды на культурно-историческую теорию, ее приложения и биографию ее создателя. Л. Ф. Обухова отметила, что в теории интериоризации П. Я. Гальперина, несмотря на весьма неоднозначное отношение к ней учеников Л. С. Выготского — А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия, — последовательно реализуются основные установки культурно-исторического подхода. С точки зрения Х. Т. Шерьяздановой (Казахстан), только этот подход придает работающий, предметный смысл трактовке воспитания и обучения как коммуникативных процессов, хотя она и разделяется многими психологами. А. З. Шапиро Обратил внимание на то, что понятие «позитивно-психологический потенциал семьи», которое вошло в обиход современной семейной психологии и семейной психотерапии, обнаруживает общность с рядом идей Л. С. Выготского. Т. М. Лифанова Указала на неправомерность датирования начала пути Л. С. Выготского в психологии 1924 г., поскольку оно не совпадает с началом московского периода его научной биографии. Из нее нельзя вычеркивать предшествующий гомельский период: Л. С. Выготский приехал в Москву вовсе не неофитом, а исследователем, уже подготовленным к научной работе в сфере психологии.

Наряду с этим в рамках чтений прошел и ряд других мероприятий.

Значительный интерес коллег вызвала вечерняя лекция директора Института психологии им. Л. С. Выготского Е. Е. Кравцовой «Задачи и перспективы культурно-исторической психологии». Она отметила, что неклассическая психология Л. С. Выготского не распадается на «теорию», «эксперимент» и «практику». Теория для Л. С. Выготского — это не кабинетные штудии, а общий способ проектирования конкретных преобразований в различных сферах социальной практики: образовательной,

05.10.2012


185 3

Профессионально-трудовой, клинической. Там, где психолог сможет заронить зерна этих преобразований, там ему и закладывать свой теоретический фундамент. В этом ему призваны содействовать все участники преобразований, их реальные субъекты. Именно поэтому проектирующая психология несет в себе новый образ психологического знания и психологической практики в их взаимопроникновении.

Этот общий посыл был подхвачен ведущими мастерской «Культурно-историческая теория — основа социальной практики» Г. Г. Кравцовым И Е. Л. Бережковской, которые поделились опытом разработки и реализации образовательного проекта «Золотой ключик» на базе идей Л. С. Выготского.

В русле чтений состоялась презентация Международной магистратуры по культурно-исторической психологии, открытой в Институте психологии им. Л. С. Выготского РГГУ. В числе основных

187

Задач магистратуры — формирование у психологов нового типа профессионализма, для которого характерно содержательное совпадение научного знания, практического умения и диалогического отношения к предмету изучения (практической работы), а также способность использовать в единстве средства «глубинной» и «вершинной» психологии (что отличает культурно-историческую психологию).

Одним из пунктов программы чтений явилось заседание рабочей группы по созданию Международного Общества Выготского (International Vygotsky Society — IVS). Общества Выготского существуют в некоторых странах (Японии, Китае и др.), однако аналогичная международная организация до сих пор не создана. На заседании обсуждались общая идея, цели и задачи будущего Общества.

По материалам конференции выпущен сборник: Перспективы развития культурно-исторической теории / Под ред. В. Т. Кудрявцева. М.: Фонд Л. С. Выготского, 2006. 372 с. К ней также приурочен выход первого номера нового психологического журнала — «Вестник РГГУ. Серия “Психология”» (отв. ред. В. Т. Кудрявцев).

Принято решение о том, что VII Международные чтения памяти Л. С. Выготского будут проведены в Москве 15–17 ноября 2007 г. по теме «Классическая и неклассическая теория игры».

В. Т. Кудрявцев

Москва

05.10.2012


187

187