КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЙ ТЕРАПИИ

Н. Д. ЛИНДЕ

Автор предлагает свой подход к решению проблемы эмоциональной зависимости. Идея состоит в том, что эмоциональная зависимость определяется «вложенными» в другого человека чувствами или частями личности данного субъекта. Эти чувства или части личности можно «вернуть» с помощью метода эмоционально-образной терапии, что приводит к мгновенному и полному освобождению от зависимости. Приводятся примеры конкретной коррекционной работы с различными случаями эмоциональной зависимости с помощью указанного метода.

Ключевые слова: Эмоциональная зависимость, эмоционально-образная терапия, автономия, фиксация, отождествиться, отпустить.

Эмоциональная зависимость — это потеря личной автономии (либо чувства личной автономии) по эмоциональным причинам. При этом субъект этой зависимости, во-первых, испытывает страдания в силу либо недоступности объекта своего чувства, либо невозможности изменить его поведение, либо наличия неадекватной власти объекта над ним; во-вторых, ощущает невозможность освобождения от зависимости; в-третьих, оказывается под хроническим отрицательным влиянием связывающего его чувства на свой жизненный путь, общее самочувствие, принятие решений и поведение.

Вариантов эмоциональных зависимостей довольно много (см. [3], [10]). Это может быть любовная зависимость от конкретного лица, отношения с которым прекратились или, наоборот, никак не могут прекратиться ([9], [12]); зависимость от самого чувства любви (эротомания), так что объект чувства не уникален; зависимость, основанная на чувстве долга, когда, например, женщина боится бросить алкоголика или наркомана [8], потому что он без нее «пропадет», а она будет испытывать чувство вины; зависимость, основанная на чувствах ненависти или обиды, когда связь не прекращается потому, что эти чувства не находят своего разрешения; зависимость от матери (или другого лица), с которым произошло эмоциональное слияние (конфлюэнция) (см. [11]), в результате чего автоматически испытывает те же чувства, что и объект. Это может быть зависимость как результат чувства собственной беспомощности, когда субъект ощущает полную подчиненность другому лицу. Например, девушка может чувствовать, что психологически еще находится в утробе матери и боится встретиться с реальным миром. Это может быть эмоциональная зависимость от уже умершего лица, с которым субъект не сумел попрощаться, и т. д.

Индивид может долгие годы страдать от чувства, делающего его зависимым, порой даже не осознавая его, порой смирившись с ним, а порой не желая с ним расстаться. Психологическая помощь в этих случаях направлена на то, чтобы клиент от состояния зависимости перешел к состоянию независимости, а в дальнейшем, если он захочет, к состоянию взаимозависимости [2]. Последнее название представляется нам не очень удачным, хотя оно достаточно принято в литературе.

171

05.10.2012


170

2


Можно подумать, что теперь оба индивида станут рабами друг друга. Между тем имеется в виду, что оба будут свободны и тем не менее будут чувствовать необходимость друг в друге и могут любить друг друга.

Хорошо, например, если в случае неожиданного разрыва молодой человек может сказать словами веселой песенки: «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло…» К сожалению, иногда говорят: «Так не доставайся же ты никому!» или «Ты перед сном молилась, Дездемона?», или «Жизнь моя кончилась…» Часто необходима профессиональная терапевтическая помощь, чтобы исцелить рану сердца, и это большая и трудная работа.

Используя метод ЭОТ (см. [4][7]), нам удалось найти некоторые быстрые и эффективные способы решения ряда перечисленных выше проблем, достижения индивидом состояния независимости, что одновременно продвинуло нас в понимании сути самой эмоциональной зависимости, психологических механизмов ее возникновения. Начну с примера.

Пример 1 «Синий шар»

На семинаре, который я проводил в одном институте у студентов III курса, студентка предложила мне помочь ей с проблемой несчастной любви. Она уже два года находилась под влиянием этого чувства, каждый день только о «нем и думала», жила чисто механически, ничего ее по-настоящему не интересовало, не могла полюбить кого-то другого, как ей советовали друзья. Она посещала одно время психоаналитика, но это нисколько ей не помогло.

Для начала я предложил ей представить, что на стуле перед ней находится тот самый молодой человек и описать переживания, которые она испытывает. Она ответила, что всю ее, все ее тело, безумно влечет к нему, а это чувство локализуется в груди. Дальше, следуя основной схеме терапии, я предложил ей представить образ этого чувства на том же стуле, где раньше “сидел” молодой человек. Она ответила, что это ярко-синий шар, который, безусловно, принадлежит ей. В то же время она хотела выбросить этот шар, но не могла этого сделать, потому что, по ее словам, тогда бы она совсем как бы умерла.

Уже на этом этапе стала очевидной структура тупика, в котором она находилась. Она явно хотела вытеснить свои чувства, из-за которых страдала, но одновременно не хотела их лишаться. Ее способность любить была спроецирована в виде синего шара на молодого человека, в результате чего она утратила эту способность и поэтому ощущала апатию, жила механически и не могла полюбить кого-то другого. Эта же проекция создавала мощное влечение, чтобы обрести снова этот синий шар.

Тогда я предложил ей для выхода из тупика попробовать по очереди и тот и другой вариант: 1) выкинуть шар совсем, 2) принять его в себя как часть своей личности.

После этого можно было убедиться, какое действие ей больше подойдет. Однако она проявила сильное сопротивление и наотрез отказалась от обоих вариантов.

Чтобы расшатать эту ригидную систему, я предложил поучаствовать в этом процессе членам группы. Каждый по очереди вставал за спиной девушки и от ее имени произносил речь, в которой обосновывал свое решение выкинуть или принять этот шар. Этот вопрос затронул всех, и каждый выступил очень эмоционально. После этого она все равно не приняла никакого решения.

Тогда я решил еще больше обострить ситуацию и применил прием гештальт-терапии,

05.10.2012


170

Предложив ей встать посреди комнаты, расставив руки в стороны, а всем другим — тянуть ее в сторону принятого ими решения и уговаривать сделать именно так. Борьба разгорелась нешуточная, почему-то все мужчины были за то, чтобы выбросить шар, а все женщины за то, чтобы его оставить. Но главное действие произошло очень быстро, девушка буквально возопила: «Ни за что не отдам!» — и бросилась к группе женщин, хотя мужчины держали ее очень крепко.

Поскольку решение было принято, я остановил “игру” и спросил ее о том, как она себя чувствует. С удивлением она признала, что чувствует себя очень хорошо, а шар сейчас находится в ее сердце. «Но, —

172

Добавила она, — это вряд ли надолго. Я столько мучилась, и к психоаналитику ходила… А здесь за час… Скорее всего это все вернется».

Я предложил ей сесть на место и снова представить перед собой того молодого человека.

Н. Л.: Что ты теперь чувствуешь?

К.: Странно, я чувствую к нему нежность, но я не страдаю…

Н. Л.: Можешь ли ты теперь отпустить его? Сказать ему, что ты желаешь ему счастья без тебя?

К.: Да, теперь могу. (Обращаясь к образу молодого человека.) Я отпускаю тебя и желаю тебе счастья… независимо от меня.

И тут я предложил ей свою интерпретацию. Я сказал, что вместе с теми чувствами, от которых она хотела избавиться, она выбрасывала и собственное сердце, которое и обеспечивает способность любить и чувствовать, поэтому она и была в апатии. Теперь, когда сердце на месте, она может не страдать и отпустить этого человека, одновременно сохраняя к нему теплые чувства. Так А. С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении прощался с любимой: «Я Вас любил, любовь еще, быть может…»

После этого объяснения еще одна девушка произнесла: «Я поняла. У меня было то же самое в течение восьми лет. Я все время его психологически держала, мучила себя, мучила других, не могла по-настоящему жить и любить. Теперь я хочу это закончить».

В порыве чувств она вскочила на стул и громко объявила, что отныне он свободен и может жить, как хочет, и она свободна тоже…

Семинар закончился общим обсуждением.

Через неделю я снова встретил первую девушку на семинаре, ее лицо светилось, она сказала: «Спасибо вам большое. Я впервые прожила неделю счастливо».

Я наблюдал ее до конца семестра, все было хорошо. На последнем занятии она сказала, что больше не страдает, но у нее остались счастливые воспоминания о той любви.

Комментарий. Позднее я понял: интерпретация, состоявшая в том, что девушка как бы вытесняла свое сердце, была не совсем удачной. Она действительно так делала, но изначально ее сердце было «подарено» молодому человеку, она не хотела вернуть его себе, так как считала, что тогда окончательно потеряет свою любовь.

Эта идея стала основой целой серии удачных работ по преодолению эмоциональной зависимости. Конечно, мы далеки от мысли о том, что сердце одного индивида действительно перемещается в любимого им человека и последний им распоряжается. Но не зря любящие так часто говорят о том, что отдали свое сердце тому, кого любят. Как

05.10.2012


170

Пишут поэты: «В горах мое сердце, а сам я внизу…» В субъективной реальности возможно многое из того, что не происходит объективно, однако оказывает на жизнь индивида вполне реальное и объективное воздействие.

Если индивид совершил в своем субъективном мире внедрение (подходит и термин «проекция») какой-то части своей личности в другого человека, то он ощущает постоянную связь с ним, свою зависимость. Он привязан постольку, поскольку его чувства или часть личности прочно прикреплены к другому. З. Фрейд говорил о том, что благодаря фиксации часть либидо «прикрепляется» к объекту, в результате чего объект начинает обладать эмоциональным зарядом для данного индивида; это было названо катексисом. В своей знаменитой работе «Меланхолия» З. Фрейд написал о том, что «работа» горя состоит в том, что либидо постепенно отнимается у любимого, но утраченного объекта [13].

Однако, ни у З. Фрейда, ни у других известных терапевтов не описываются методы, кроме осознания и катарсиса, которые были бы специально ориентированы на возвращение потерянных субъектом чувств или частей личности, иначе все об этом уже давно бы знали. Совершенно понятно, почему такие методы не были созданы. Для этого пригодна только технология эмоционально-образной терапии, поскольку она позволяет представить спроецированные

173

Чувства в виде образа и через возвращение этого образа в собственное тело снова отождествиться с утерянными ресурсами. Практически невозможно вернуть чувства на основе только вербальных техник. Более того, для большинства психотерапевтов сама идея пока что недоступна, потому что метод, с помощью которого можно перемещать чувства как предмет, отождествляться с ними, принимать их в свое тело или отпускать от себя, противоречит их традиционным представлениям. Поясним еще на одном примере, как работает эта идея в рамках ЭОТ.

Пример 2 «Еще одна несчастная любовь»

Ко мне пришел молодой человек, чтобы выяснить свои отношения с девушкой. Любовь их началась еще в 15 лет, она была сильной и искренней. Уже тогда они вступили в сексуальные отношения и были счастливы друг с другом. Шли годы, и пора было бы жениться, но он был бедным студентом и не мог обеспечить семью. Тогда она обиделась и, резко порвав с любимым, вышла за богатого. Она родила ребенка, но не была счастлива; она раскаивалась в своем выборе и вскоре стала добиваться восстановления отношений с бывшим любовником. С мужем она развелась, но все-таки ее главным устремлением остались деньги и карьера.

Молодой человек уже не хотел примирения с ней, но не мог освободиться от прежнего чувства, не мог сопротивляться ее настойчивости, хотя уже не доверял ее любви. Теперь он уже мог содержать семью, но не хотел связывать свою жизнь с бывшей подругой. Сначала я думал, что в нем просто говорит обида, самолюбие. Может быть, следует помочь ему простить неверную возлюбленную и вновь соединиться с ней? Но тот был тверд в своем намерении освободиться от этой эмоциональной зависимости. Он был убежден в низкой нравственности девушки и считал, что она манипулирует им. Он никак не мог понять того, как она могла раньше пренебречь его прекрасными чувствами,

05.10.2012


170

Причинить ему такую боль. Сам он ни за что не стал бы проявлять инициативы в восстановлении отношений. Первый сеанс был использован для выяснения всех обстоятельств дела и для принятия окончательного решения, что же следует делать.

В начале второй встречи молодой человек снова подтвердил, что он не имеет ни малейшего намерения восстанавливать отношения, но нуждается в помощи, чтобы его больше не тянуло к ней, чтобы он освободился от этой зависимости и страданий.

Следуя теоретическим представлениям о том, что эмоциональная зависимость держится только на тех психологических «капиталах», которые данный субъект «вложил» в любимого человека, я предложил клиенту создать перед собой образ этих чувств. Подумав, молодой человек сказал, что эти чувства похожи на огромный золотой ком, из которого торчит ниточка, связывающая его с воздушным шариком. Мы определили, что этот шарик символизирует девушку, которой он «вручил» свои чувства.

После этого я предложил клиенту вобрать этот ком, т. е. свои чувства, снова в себя, как свою энергию. Сначала он не понимал, как это можно сделать. Я предлагал, чтобы он пригласил их обратно в свое тело, но у него это не получалось. Вдруг он сам нашел решение:

К.: Я должен сам войти в этот ком! Потому что он больше меня. Н. Л.: Что же, сделай это.

В воображении он вошел в этот ком и почувствовал, что утерянные ранее чувства облекли его со всех сторон, как золотая сияющая аура, они наполнили и все его тело внутри, а шарик отлетел и завис где-то в стороне.

К.: Эти чувства даже защищают меня, я ощущаю силу и независимость. Теперь эти чувства принадлежат мне, и я могу свободно ими распоряжаться, могу направить их на кого-то другого... И как она могла пренебречь такими прекрасными чувствами?!

Н. Л.: Как ты сейчас относишься к этой девушке?

К.: Знаете, мне теперь действительно все равно. Даже не хочется проехаться перед ней на «Мерседесе»... Я действительно свободен.

174

Н. Л.: Нам следовало бы еще раз встретиться, чтобы убедиться, что результат действительно устойчивый. Может быть, потребуется доработка.

К.: Нет, я абсолютно уверен. Если будет необходимо, я вам еще позвоню.

Он вышел от меня очень уверенной и сильной походкой, больше он не позвонил.

Комментарий. Этот случай, как предыдущий и многие другие, показывает, что Индивид может с помощью сознательных действий по отношению к образу своих чувств действительно вернуть их себе и тем самым обрести освобождение от эмоциональной зависимости.

Почему же и как происходит эмоциональная фиксация, «внедрение» своих чувств и частей личности в объект? С точки зрения традиционной психологии тут нет вопроса. Просто объект нравится, и к нему привязывается либидо субъекта, может быть, в результате переноса с ранних объектов, а может быть, в силу актуальных приятных ощущений или потребностей.

Наша точка зрения существенно отличается от подобной классической модели. Используемую нами модель можно назвать «инвестиционной». Суть ее состоит в том, что

05.10.2012


170

Зависимый человек вкладывает в объект свои чувства или части личности в надежде получать от этого те или иные дивиденды. Под дивидендами мы подразумеваем не деньги, но те или иные чувства или выгоды. Недаром влюбленные спрашивают друг друга: «А ты меня любишь?», «Ты не разлюбишь меня?» и т. д. Они хотят убедиться в «доходности» и надежности своих инвестиций, а также в том, что в них тоже будут «вкладывать». Самый лучший вариант любви, когда оба партнера осуществляют взаимные капиталовложения и поэтому всегда остаются дороги друг другу. Они очень боятся потерять свои капиталы и дивиденды, поэтому берегут свои отношения. Измена другого означает, что я вкладываю, а в меня — нет, поэтому я не дорог, от меня не ждут «дивидендов».

Когда отношения прекращаются, то вместе с партнером «уходят» и вложенные чувства или части личности. Эти «капиталы» привлекают того, кто их вложил, поскольку представляют для него большую ценность. Более того, если в партнера была вложена, как говорят поэты, душа или сердце, то субъект теряет способность полюбить кого-то другого, ведь способность любить, связанная с этими частями личности, субъектом утрачивается (см. пример 1). Поэтому когда, скажем, молодая здоровая женщина жалуется, что не может никого полюбить, что ее вообще не интересуют мужчины, то мы подозреваем (и обычно убеждаемся в своей правоте), что психологически она уже замужем. Как говорится: «Простите, но мое сердце занято…»

Традиционно психотерапевты считают, что с партнером, с которым отношения разрушены, следует мысленно (и/или реально) проститься и отпустить его. Однако проститься так просто не получается, потому что сердце, душа и чувства все равно остаются с тем, кому они подарены, с кем они связаны… Прежде чем отпустить, необходимо вернуть свои «капиталовложения», иначе ничего не получится. Иногда это само происходит каким-то спонтанным образом, но по большей части проблема эмоциональной зависимости остается крайне трудной для решения, видимо из-за непонимания важности этого аспекта и отсутствия соответствующих технологий. Часто психотерапевты предлагают мысленно рвать или резать связывающую нить, мысленно прогонять бывшего супруга и т. д. Эти механические способы иногда дают освобождение, но поскольку связывают людей не нити, а чувства, то по большей части решение не происходит, либо это решение частичное и неустойчивое.

Ф. Перлзом была разработана пятиступенчатая модель прощания в случае смерти близкого человека [1]. Она включает в себя следующие этапы: 1) признание фактов; 2) завершение незавершенных дел; 3) прощальная церемония; 4) оплакивание; 5) приветствие настоящего дня.

Такая или почти такая схема терапевтической работы может быть применена во всех случаях потери или расставания, а также в случае эмоциональной зависимости. Однако в ней не хватает того самого

175

Момента, о котором мы уже упоминали: возвращения утраченных чувств или частей своей личности. Это примерно то, что З. Фрейд называл отнятием либидо от утраченного объекта любви в результате «работы» горя (см. выше). Это может быть сделано с помощью разработанной нами целенаправленной процедуры, и тем самым «работа» горя будет в значительной степени облегчена и ускорена.

Однако в случае горя и потери эта процедура может быть не столь необходима (хотя мы успешно применяли ее и в этих ситуациях), как при эмоциональной зависимости.

05.10.2012


170

Поскольку в этом случае у субъекта уже отсутствует надежда на возвращение любимого объекта, следовательно, утраченные чувства возвращаются как бы сами собой, поскольку им уже не за что держаться. Между тем именно поэтому субъект часто не хочет признать факта смерти, он цепляется за иллюзию существования объекта, поскольку не может согласиться с потерей всех связанных с ним чувств, надежд и частей личности, а вернуть их он не догадывается или даже не представляет, что это возможно. С помощью внедренных чувств он держит свой объект, как обезьянка держит лапкой приманку внутри выдолбленной тыквы, не догадываясь разжать кулачок. Любящий человек не может представить себе, как это он отпустит любимого, ведь он же любимый, т. е. наделенный теми самыми чувствами и частями личности субъекта. Поэтому процесс отпускания любимого вызывает открытое или скрытое сопротивление субъекта, а может быть, он просто не понимает, как это сделать.

Возвращение чувств и частей личности с помощью наглядно представляемого образа этих чувств или частей личности не в ызывает сопротивления, поскольку индивид ничего Не теряет. В этом действии также нет ничего морально предосудительного, ведь он не наносит ущерба объекту любви и не прогоняет его, не отказывается от него. Тем не менее после этого вполне можно отпустить объект, который уже больше не наделен неотразимым притяжением.

Однако у субъекта могут быть дополнительные мотивы для того, чтобы не совершить то, к чему будет побуждать его терапевт, и это порождает новые трудности и особенности работы. Терапевту необходимо научиться преодолевать или обходить сопротивление клиента на пути его освобождения.

Пример 3 «Боязливый голубь»

Девушка никак не могла забыть молодого человека, который оставил ее два года назад. Каждый вечер ей представлялось, что он рядом с ней, и это было мучительно. Конечно, я опросил ее и о причинах разрыва, и о желательности и возможности примирения… Все говорило о том, что необходимо окончательно попрощаться и отпустить бывшего возлюбленного.

Я сразу предложил ей представить ту часть своей личности или те чувства, которые она «инвестировала» в своего любимого, и которые утратила вместе с его уходом. Она сразу ответила, что это голубь. Я пояснил, что голубь обычно символизирует душу, и спросил, готова ли она вернуть этого голубя, принять его назад как часть ее личности? Она подтвердила, что голубь, которого она ясно себе представляла, действительно часть ее личности, но он почему-то боится к ней идти…

Н. Л.: Почему же?..

К.: Потому что я подрезаю ему крылья.

Н. Л.: Зачем же ты это делаешь?

К.: Ну, конечно же, чтобы он не улетел…

Это первая трудность. Необходимо было объяснить девушке, что душа не может улететь от самой себя, что она все равно будет принадлежать ей, а также то, что чем сильнее держишь кого-то в плену, тем больше тот вырывается… Все это было разъяснено, но поскольку критерием истины является опыт, я предложил ей ради эксперимента объяснить голубю, что девушка не будет больше подрезать ему крылья. Это заявление возымело действие, голубь уже захотел вернуться к девушке, но все-таки

05.10.2012


170

Боялся. Никакие заверения со стороны девушки, на которые ее подталкивал я, не помогали.

176

Это вторая трудность. Внимательно наблюдая за словами и интонациями клиентки, я вдруг понял, что на самом деле, это она сама боится голубя. Она боялась его свободы, боялась, что он может снова повести ее чувства за собой… Этот же страх и заставлял ее подрезать голубю крылья, поэтому это новая и в то же время старая трудность, но нужен новый подход.

Тогда я предложил девушке парадоксально заявить голубю, что она сама больше не будет его бояться. Девушка удивилась, потому что была убеждена, что это голубь ее боится. Не объясняя, я настоял, что это парадоксальный прием и его надо попробовать. Она послушалась, и голубь тут же… впорхнул в ее грудь… Девушка задышала гораздо глубже и свободнее, ее глаза засветились, она почувствовала себя лучше, и все ее страхи исчезли.

Теперь, когда она представила своего бывшего друга, она ощутила, что полностью свободна от него. Теперь она легко смогла попрощаться с ним и абсолютно уверенно подтвердила, что больше не страдает и не испытывает зависимости. Через неделю она еще раз подтвердила устойчивость этого результата.

Комментарий. В этом примере мы разобрали еще две возможные трудности, которые могут встретиться при возвращении инвестированных чувств:

1) индивид совершает некоторое насилие над инвестированной частью личности (т. е. над собой), в результате чего та теряет доверие к нему (т. е к самому себе);

2) индивид боится возвращения части личности, опасаясь, что та подведет его или будет им управлять и т. д. Налицо внутреннее расщепление и страх неудачного контроля над самим собой.

Из этого и других случаев мы можем заключить, что субъект эмоциональной зависимости испытывает чувство неуверенности в самом себе, не ценит самого себя, не доверяет своим чувствам или способностям. Он сопротивляется освобождению от зависимости, на которую жалуется, потому что опасается, что на свободе он совершит новые ошибки или никому не будет нужен, никого не найдет и т. д.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ПСИХОСОМАТИКА

Эмоциональная зависимость может порождать психосоматические симптомы, расцениваемые индивидом не как следствие зависимости, а как соматическое недомогание, с которым он иногда обращается за врачебной помощью, но последняя не дает никаких результатов. Приведем два примера, показывающие, как это может происходить.

Пример 4 «Паук на спине»

На одном из семинаров я предложил студентам показать свою работу. Студентка попросила решить ее психосоматическую проблему. Она испытывала постоянную и сильную боль в спине, это мешало ей нормально спать, в любой позе спина болела. Она обращалась к врачам, но они не могли ей помочь.

05.10.2012


170

Я предложил ей представить образ этой боли. Она увидела боль как огромного паука, сидящего на ее спине. Поскольку паук обычно символизирует мужчину, я высказал предположение, что у нее есть какая-то серьезная проблема в отношениях с мужчиной. Оказалось, что ее друг — наркоман, а она все пытается спасти его от этого пристрастия, но у нее ничего не получается. Она пытается разорвать с ним отношения, но и это у нее не выходит. Мы пробовали разные приемы, чтобы избавить ее от присутствия паука на спине, но ничего не помогало устранить эту эмоциональную зависимость.

Она понимала, что ей все равно не удастся его спасти, что она приносит в жертву свое здоровье и судьбу, но почему-то «не могла» его отпустить. Тогда я предложил ей ответить от имени паука на вопрос: «Нужно ли ему, чтобы его спасали и тащили на своей спине куда-то, куда, может быть, он и не собирается?» Отвечая за него, девушка поняла, что ему на самом деле это совершенно не нужно и поэтому он сопротивляется. Тут же она смогла отпустить паука, он исчез, и мгновенно прошла боль в спине. В тот же вечер она порвала все отношения с наркоманом. Через некоторое время она встретила другого

177

Мужчину, вышла замуж, родила ребенка, живет счастливо. Спина с тех пор у нее никогда (по крайней мере, в течение четырех последующих лет) не болела. Эту историю она рассказала мне через четыре года после сеанса, о котором я даже забыл.

Комментарий. Понятно, что разорвать отношения студентка не могла из ложно понимаемого чувства долга перед этим молодым человеком, она надеялась на какое-то чудо и боялась оказаться ответственной за его дальнейшее падение. Поэтому она не применяла искренне приемы, которые предлагались ей изначально. Ответив на предложенный вопрос от имени «паука», она осознала, что он не нуждается в спасении и его дальнейшее падение предрешено его собственным желанием, она не несет за это ответственности. Она поняла, что тащит его на своей спине против его воли. Такое непосредственное осознание, которое не могло быть достигнуто никакими аргументами терапевта, позволило ей отпустить этого человека, перестать испытывать долг перед ним и напрягать свою спину ради его спасения. Поэтому спина прошла сразу и больше не болела, а она смогла реально расстаться с этим человеком, избавиться от эмоциональной зависимости, реально отказаться от ложного чувства долга.

С одной стороны, это случай психосоматического заболевания, с другой — случай эмоциональной зависимости, основанный на чувстве долга.

Пример 5 «25 лет сердечной боли»

Женщина 70 лет страдала хроническими болями в сердце, ей приходилось время от времени останавливаться по дороге, чтобы отдохнуть. Периодически ей становилось так плохо от сердечного спазма, что она опасалась за свою жизнь. Эти явления стали происходить с ней 25 лет назад, после смерти ее любимого мужчины, неофициальной женой которого она являлась; в ее жизни больше не было мужчин. Его смерть была для нее тяжелым ударом, но она считала, что смогла уже пережить это горе и полностью восстановилась.

Я предложил ей представить образ сердечной боли, которую она испытывала. Образ боли был похож на клинок… Она была очень удивлена, когда я предположил, что ее сердечное недомогание связано с той старой психологической травмой.

05.10.2012


170

10


К.: Не может быть, 25 лет прошло… Тогда я, конечно, очень переживала, но…я уже давно успокоилась.

Н. Л.: Ну что же, тогда вам будет очень просто отпустить этот клинок…

К.: Да я его отпускаю, а он не уходит…

Н. Л.: Ну, еще раз попробуйте…

К.: Все равно он никуда не исчезает.

Н. Л.: Значит, вы что-то очень ценное для себя когда-то ему отдали и не вернули до сих пор… Представьте, пожалуйста, на что это похоже?

К.: Это мое раненое окровавленное сердце…

Н. Л.: Это точно ваше сердце?

К.: Да, конечно, мое!

Н. Л.: Вы согласны вернуть его в свое тело, чтобы оно стало на место?

К.: Да, но у него такая рана, я боюсь, что мне станет от этого плохо…

Н. Л.: Нет, только когда вы его примете, то вы сможете его вылечить. Для этого просто скажите ему, что разрешаете ему зажить, больше не будете его ранить…

К.: Да, оно вошло на свое место и постепенно заживает…

Н. Л.: Скажите мне, когда оно заживет полностью…

К.: Да, уже зажило. Мне стало как-то легче…

Н. Л.: Теперь посмотрите снова на клинок…

К.: А его больше нет! Он сам исчез...

Дальше сеанс был постепенно завершен. Позже она сообщила, что ее боли в сердце больше не возобновлялись, и ей уже не надо было останавливаться, чтобы отдохнуть по дороге к автобусу.

Комментарий. Из этого случая следует, что эмоциональная зависимость может сохраняться многие годы, хотя индивид может даже не подозревать об этом. Тем более он не подозревает о том, что его недомогание является следствием этой зависимости.

178

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И КОНФЛЮЭНЦИЯ

Многие случаи зависимости определяются ранним слиянием с матерью, но не только с матерью, хотя в практике это наиболее частый случай. Чаще всего это происходит с девочками. Взрослый человек все еще остается маленьким ребенком, живущим чувствами другого человека, не знающим, как ощущать себя отдельным существом и как стоять на своих ногах. Беда состоит в том, что он даже не знает, как ощущать себя иначе, у него никогда не было опыта независимости, и он боится такого состояния или считает его каким-то аморальным, предательством своей матери. В то же время он может мучиться от того, что всегда принимает решения и строит свою личную жизнь в соответствии с мнением матери, мучительно переживает любой ее каприз или болезнь, находится в отчаянии от одной мысли о ее смерти, всегда испытывает чувство вины перед ней и т. д.

Избавиться от подобной зависимости очень нелегко, и в своей практике я неоднократно встречался с подобными случаями. Стандартная вербальная терапия обычно очень длительна, но уже описанная методика эмоционально-образной терапии подает большие надежды.

Пример 6 «Детское сердце»

05.10.2012


170

11


Женщина примерно 35 лет, имеющая собственного ребенка, обратилась со следующим запросом на семинаре. Вся ее жизнь была пронизана ощущением своей незначительности и зависимости в своих чувствах и решениях от мамы. Потребности и мнения мамы были важнее собственных, малейшее заболевание мамы порождало трагедийные переживания, а мысль, что мама умрет, вызывала представление о том, что после этого жить нельзя. Мама жила отдельно, и тем не менее ее влияние на дочь оставалось безусловным и неадекватным. Та ощущала, что что-то в их отношениях неправильно, но не понимала, что именно.

Основная линия работы была направлена на то, чтобы помочь женщине осознать, какую часть своей личности она когда-то в детстве вручила своей маме и почему. Оказалось, что это было ее маленькое детское сердце, и, несмотря на уверенность, что это сердце именно ее, она испытала большие трудности с тем, чтобы вернуть его себе (в свое тело). Однако, как только ей это удалось, ход ее мысли тут же переменился. Она вдруг поняла, что мама, оказывается, отдельный от нее человек, мама имеет свою личную историю, в которой был ее первый муж и прочие обстоятельства, что у мамы свой характер и свои заблуждения… Но более всего женщину поразило непосредственное чувство своей отдельности и независимости. По мере того, как она осваивала эту новую, открывшуюся ей субъективную реальность, маленькое сердце в ее груди росло и превратилось постепенно во взрослое большое и полноценное сердце, которого она была психологически лишена. Теперь она поняла, что может чувствовать самостоятельно и принимать решения в соответствии со своими потребностями, это было ново и чудесно…

В случае слияния могут применяться и успешно применяются и другие приемы. Достаточно часто встречаются случаи, когда клиент психологически находится внутри материнской утробы (это выражается в образе яйца, мешка, чана или пещеры, внутри которых он находится), он как бы отказывается родиться. Тут можно идти различными путями, например, можно в воображении имитировать свое рождение (впрочем, пригодны и традиционные приемы символдрамы, психодрамы и телесной терапии), но в своей практике мы выработали парадоксальный подход, который позволяет решить эту задачу в ряде случаев неожиданно просто. Мы сообщаем клиенту, что это он держит материнскую утробу, с чем он естественно соглашается. После чего мы предлагаем ему отпустить утробу, обращаясь к ее образу с соответствующими словами. Если этого оказывается недостаточно, то к данной процедуре добавляется предыдущий метод возвращения внедренных чувств.

179

Пример 7 «В плену у мамы»

На семинаре я предложил участникам группы выполнить мысленное упражнение, войти в круг «Здоровья». Реакции были различными, но в основном позитивными. Однако одна участница, молодая девушка, сказала, что увидела себя почему-то в каком-то чане, в неподвижном анемичном состоянии, попыталась выбраться, в итоге увидела себя в море, но тоже была в анемичном состоянии. Я сказал на это, что, скорее всего, у ее мамы были трудные роды, либо есть эмоциональная зависимость от нее. Девушка подтвердила мое предположение, сказав, что верно и то и другое. «Вам следует отпустить

05.10.2012


170

Маму и ее утробу, — посоветовал я, — потому что только Вы их держите, а не они Вас! Но это потребует большой работы. Мы займемся этим позже, если захотите…». После этого я перешел к обсуждению впечатлений других участников группы. Через несколько минут девушка вскочила и стала в возбуждении ходить туда-сюда внутри круга группы. Естественно, я спросил, что с ней происходит и не хочет ли она обсудить свою проблему. Она ответила, что уже выполнила мой совет и дальше сделает все сама.

Я продолжил работу с группой, а девушка то ходила по кругу, то останавливалась и плакала. Постепенно она успокоилась и села на свое место… На следующем семинаре через пару месяцев она подтвердила, что действительно решила свою проблему, что ее зависимость от мамы и ее утробы исчезла.

Комментарий. Этот случай иллюстрирует другой прием освобождения от зависимости, когда клиент отпускает объект, который, как ему кажется, держит его. Например, человек иногда утверждает, что «находится в тюрьме» и не может от нее освободиться, как ни старается. Тогда ему предлагается… отпустить свою тюрьму! Тюрьма рушится, и клиент оказывается на свободе… Тут он понимает, что тюрьму свою он создавал сам…

Этот прием иногда следует сочетать с предыдущим: сначала вернуть утраченные части личности, а потом уже отпустить объект своей зависимости. Если удается отпустить (не прогнать! насилие недопустимо!), то это и будет критерием успешности предыдущей работы, если же удается только насильственно разорвать связь, то это означает, что она на самом деле не разорвана.

Эмоциональная зависимость проявляется в самых разных формах и представляет зачастую серьезнейшую проблему для многих людей, даже не осознающих, что их страдания определены именно этой причиной. Эту проблему разрешить трудно, но часто освобождение достигается очень просто и быстро, если воспользоваться новыми методами. Некоторые мои ученики уже успешно используют эти приемы в своей практике.

1. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. М.: Класс, 1997.

2. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М.: Прогресс, 1995. С.14—19.

3. Котляров А. В. Освобождение от зависимостей, или Школа успешного выбора. М.: Изд-во

Института психотерапии, 2005.

4. Линде Н. Д. Коррекция фобий методом эмоционально-образной терапии // Вопр. психол.

2006. № 2. С. 68—79.

5. Линде Н. Д. Медитативная психотерапия. М.: Институт молодежи, 1994.

6. Линде Н. Д. Работа с Внутренним Ребенком в эмоционально-образной терапии // Вопр.

Психол. 2007. № 1. С. 159—169.

7. Линде Н. Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. М.: Изд-во Моск. гуманит.

Ун-та, 2004.

8. Москаленко В. Д. Если папа пьет… М.: Знание, 1992.

9. Москаленко В. Д. Когда любви слишком много. Профилактика любовной зависимости. М.:

ПСИХОТЕРАПИЯ, 2006.

10. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даунинг. М.: Класс, 2000.

11. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2000. С. 117.

12. Старшенбаум Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. М.: Когито-Центр, 2006. С. 281—303.

13. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л. В. Кулакова.

СПб.: Питер, 2000.

Поступила в редакцию 7.V 2007 г.

05.10.2012


182

182