ПРОЯВЛЕНИЕ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. М. РАЗУМНИКОВА

Работа выполнена при частичной поддержке РГНФ, проект №02-06-00085а, и в рамках Программы «Университеты России», проект №10.01.021.

Проведено исследование изменчивости показателей вербальной и образной креативности в зависимости от пола и выраженности феминных или маскулинных свойств, а также уровня интеллекта и внутренней мотивации (интереса к выполняемому заданию) у студентов технического университета. Установлено, что высокой оригинальности креативного мышления в экспериментальной ситуации сопутствует одновременное повышение как маскулинности, так и феминности. Положительные корреляционные связи отмечены между показателями креативности, уровнем интеллектуальных способностей и уровнем интереса к выполняемому заданию. При этом показатель маскулинности оказался положительно связан с уровнем интеллекта, а феминности — с внутренней мотивацией. Согласно этим результатам можно предположить, что развитию творческого мышления у женщин будет способствовать повышение их интеллекта и маскулинных качеств, а совершенствование креативных способностей у мужчин возможно за счет развития феминных качеств, в том числе — интуиции.

Ключевые слова: Полоролевые стереотипы, креативность, внутренняя мотивация.

Известно, что основой половых различий в творческой деятельности могут быть как биологические отличия в строении и функциях мозга у мужчин и женщин, так и социокультурные стереотипы, определяющие предпочитаемые каждым полом стиль и поле их деятельности [2], [8], [13], [24] [28]. Гендерные стереотипы можно рассматривать и как устойчивые формы поведения, и как схемы, управляющие процессом обработки информации [1]. Для описания выраженности таких стереотипов вводятся шкалы женских, мужских или индифферентных с точки зрения половой принадлежности свойств [12].

Исследование соотношения между показателями креативности, образности мышления и выраженности феминных или маскулинных качеств показало, что мужчины и женщины различаются паттернами когнитивных функций в творческом процессе: первые обладают креативной продуктивностью, а вторые — креативными способностями и ярко выраженной образностью, причем креативная продуктивность коррелировала с маскулинностью, а креативные способности — с феминностью [20]. В другом исследовании, с использованием тестов Торренса, было установлено, что женщины продемонстрировали лучшие показатели вербальной креативности [17]. С помощью этих же тестов выявлено, что социоэкономический статус, возраст и творческая атмосфера в классе способствуют повышению креативности, причем девочки обладают лучшими креативными способностями, чем мальчики [18]. Однако в реальной жизни, а не в экспериментальных условиях творческая продуктивность женщин существенно ниже, чем у мужчин, что может быть связано с поставленными ими целями. С одной стороны, известна положительная корреляция между креативностью и уровнем прогнозируемых достижений [19], с другой — длительные лонгитюдные исследования женщин, показавших исключительные творческие способности в подростковом возрасте, выявили,

05.10.2012


105

Что через 25 лет только одна из них считала проявление творчества доминирующей жизненной целью, а остальные демонстрировали умеренную

106

Активацию своего творческого потенциала [14]. Это может означать, что внешние социально определяемые цели, формирующиеся под влиянием бытующих культурных, социальных и педагогических норм, для женщин больше значимы, чем для мужчин [30]. Таким образом в меняющейся социально-экономической обстановке у женщин может появиться бóльшая гибкость в приобретении новых форм поведения и, вероятно, в результативности творческого мышления. Действительно, ранее нами было показано, что половые различия при экспериментальном определении образной креативности уменьшаются, если в выборку испытуемых входят студентки с высокими значениями интеллекта, обучающиеся современным престижным, стереотипно «мужским» профессиям [5]. По-видимому, соответственно этим новым формам поведения у женщин будет изменяться и соотношение стереотипно феминных или маскулинных свойств.

На показатели креативности влияет также соотношение внешней и внутренней мотивации, причем эта зависимость связана с выраженностью полоролевых стереотипов [15]. В ряде исследований установлено, что внутренняя мотивация имеет более существенное значение в проявлении креативных способностей у женщин, чем у мужчин, у которых творческая продуктивность в большей мере стимулируется условиями соревнования [22], [23]. В ходе наших исследований были разработаны компьютеризированные методики численной оценки как вербальной, так и образной креативности, которые позволяют более объективно подойти к определению структуры взаимодействия интеллектуальных и личностных свойств индивидов, характерной для результативной творческой деятельности [5], [6]. Задачей настоящего исследования стало выяснение с помощью этих методик роли феминных и маскулинных свойств мужчин и женщин при определении их креативных способностей с учетом как интеллекта, так и мотивации студентов к выполнению креативного задания.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие 803 студента (329 мужчин и 474 женщины) Новосибирского государственного технического университета. Для определения образной и вербальной креативности использовали компьютеризированные методики теста «Круги» Торренса [31] и отдаленных ассоциаций Медник [27], позволяющие количественно определять оригинальность, гибкость и множественность образов в первом случае и оригинальность ассоциаций — во втором [5]. Время выполнения тестов не ограничивалось, и при желании в тесте «Круги» можно было добавлять придуманные образы сверх двадцати, имеющихся на бланке. Для определения маскулинных, феминных и андрогинных качеств применяли методику С. Бем [12]. Для оценки мотивации к креативной деятельности студентам предлагалось поставить метку на вертикальном отрезке, обозначив тем самым интерес, который они испытывали при выполнении задания, причем при отрицательном отношении к этой деятельности нужно было ставить метку ниже минимального уровня. В дальнейшем этот отрезок делился на десять частей, так что при статистическом анализе использовалась 10-балльная шкала с положительными или отрицательными значениями. Уровень интеллекта (вербального – IQw, арифметического — IQd и образного — IQs) определяли по тесту Амтхауэра [10].

05.10.2012


105 3

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием оценки значимости различий между группами по T-критерию Стьюдента и корреляционного анализа по Пирсону с помощью пакета программ (STATISTICA for Windows, StatSoft, Inc.,1995).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты сравнительного анализа показателей образной и вербальной креативности совместно с субъективной оценкой интереса выполнения тестов у мужчин и

107

Таблица 1

Показатели креативности и интеллекта мужчин и женщин

ПРОЯВЛЕНИЕ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Женщин представлены в табл. 1. Достоверные половые различия получены по оригинальности и количеству изображений в тесте «Круги» и оригинальности в ассоциативном тесте: во всех случаях показатели креативности, а также вербального (IQw) и образного (IQs) интеллекта у мужчин были выше, чем у женщин. Напротив, уровень интереса оказался достоверно выше у женщин в обоих тестах. Мы полагаем, что в созданных условиях тестирования индивидуально отмеченный уровень интереса можно рассматривать как эквивалент внутренней мотивации, поскольку согласно инструкции студенты были свободны в выборе задания, времени его выполнения (или невыполнения вовсе). При этом встретились только единичные случаи, когда студенты не делали либо вербальное (2 мужчин), либо образное (1 женщина) задания.

На рисунке показаны результаты распределения оценок оригинальности в образном (А) и вербальном (Б) тестах (методика Торренса «Круги»), а также интереса (В) (тест Медник), возникшего при их выполнении. Видно, что в тесте «Круги» показатели оригинальности у женщин заметно сдвинуты в сторону их минимального уровня. В ассоциативном тесте распределения более сходны, однако различия в среднем уровне оригинальности между мужчинами и женщинами возникают и в этом случае за счет большего представительства последних в группе с минимальными оценками.

Таким образом, полученные результаты подтверждают наши предыдущие результаты, а также известные из литературы данные о значительно большей образной креативности у мужчин [2], [5], [24]. Существует гипотеза, что такие половые различия обусловлены долговременным влиянием стиля деятельности: охоты у мужчин и собирательства у женщин [24]. Известны и нейрофизиологические данные, указывающие на половые различия в строении и функциях париетальной доли мозга — структуры, которая

05.10.2012


105

4


Принимает участие в контроле ментального пространства, необходимого для успешного образного мышления [21]. Таким образом, наблюдаемый на большой выборке лиц эффект устойчивого доминирования мужчин по показателям образной креативности может быть обусловлен биологическими особенностями строения их мозга.

Полученное распределение уровня интереса указывает на его более высокие показатели у женщин, по сравнению с мужчинами (см. рис., В), при этом у тех и других интерес к образному заданию был выше, чем к вербальному. Корреляционный анализ показал, что достоверная положительная связь, хотя и на низком уровне (R=0,13; P<0,002), имеется между показателями оригинальности и интереса в образном тесте, причем у мужчин такая связь была обнаружена только, если уровень IQs был больше 110, а у женщин — наблюдалась независимо от уровня интеллекта. Достоверные положительные корреляции были

108

ПРОЯВЛЕНИЕ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рис. Распределение оценок оригинальности (А, Б) в креативном тесте «Круги» и уровня

Интереса (В) при их выполнении

Установлены также между образной оригинальностью и IQs (R=0,25; P<0,000) или IQw (R=0,24; P<0,000) как в группе мужчин, так и в группе женщин. Гибкость образной креативности только у мужчин была положительно связана с IQw, при этом достоверная корреляция была обнаружена для первого (IQw1 — общая осведомленность) и четвертого (IQw4 — поиск общего понятия) субтестов вербального интеллекта. Показатель количества образов положительно коррелировал практически со всеми вербальными и образными субтестами интеллекта у женщин, но наиболее высокие коэффициенты корреляции были отмечены для IQs (R=0,19; P<0,000) и IQw1 (R=0,14; P<0,006). У мужчин этот показатель имел достоверные корреляции только с субтестами образного интеллекта (в целом для IQs R=0,17; P<0,005). Для вербальной оригинальности достоверная положительная корреляция была обнаружена только в группе женщин (R=0,12; P<0,02 для IQw1).

Полученные результаты указывают, что и интеллект, и интерес к выполняемому заданию являются необходимыми, однако не достаточными составными компонентами

05.10.2012


105

Успешной креативной деятельности. Небольшие, но высоко достоверные значения коэффициентов корреляции между оригинальностью мышления и указанными компонентами могут свидетельствовать в пользу представлений об иерархически сложном взаимодействии многих личностных, интеллектуальных и мотивационных составляющих в формировании творческого стиля мышления [3], [6], [7], [28]. Согласно корреляционным связям между показателями креативности и уровнем вербального или образного интеллекта у женщин вербальные ментальные операции при креативной деятельности, по-видимому, имеют большее значение, чем у мужчин. Возможно, это связано с более тесным межполушарным взаимодействием у женщин и, соответственно, большей связью вербального и образного стилей мышления [16], [25], [29]. Известно, например, что при запоминании конкретных существительных женщины в большей степени используют зрительно-пространственные стратегии, чем мужчины [32]. В то же время, наблюдаемую связь гибкости или количества генерируемых образов в тесте «Круги» с показателями оригинальности и вербального интеллекта можно интерпретировать как опосредствованное отражение богатства семантических связей и категориальных ассоциаций,

109

Таблица 2

Показатели свойств полоролевых стереотипов у мужчин и женщин

ПРОЯВЛЕНИЕ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Позволяющих именно на основе перебора множественных вариантов создавать разнообразные и, в том числе, оригинальные образы. Это явление подтверждает высказанное нами ранее предположение, что низкая образная креативность у женщин обусловлена слабой актуализацией смысловых зон, формирующих разностилевые категории образов [5]. Увеличение интеллектуальных возможностей при этом потенциально будет способствовать расширению категориального мышления и, следовательно, многообразию и в конечном счете — большей оригинальности генерируемых образов.

На следующем этапе исследования наряду с определением креативности у студентов (85 мужчин и 114 женщин) оценивались показатели феминных, маскулинных и андрогинных качеств. Оказалось, что половые различия наблюдаются по всем трем показателям гендерных стереотипов, причем в группе женщин наряду с бóльшими, чем у мужчин значениями феминности и андрогинности отмечено также относительное преобладание маскулинности (табл. 2).

В ходе корреляционного анализа показателей креативности и полоролевых стереотипов были обнаружены положительные корреляции между оригинальностью и уровнем маскулинности: у мужчин — для вербальной оригинальности (R=0,23; P<0,04), а у женщин — для образной (R=0,22; P<0,04). Отмеченная выше положительная связь между показателями оригинальности и интереса была достоверна в том случае, если

05.10.2012


105

Маскулинность меньше 4,6 (для образной креативности R=0,42; P<0,003, а для вербальной — R=0,25; P<0,047). Показатель феминности отрицательно коррелировал в общей выборке с уровнем арифметического интеллекта (R=–0,22; P<0,04), а в группе женщин — с образным интеллектом (R=0,22; P<0,05).

Информативным признаком эффективного образного креативного мышления оказались повышенные значения как маскулинности, так и феминности: при сравнении таким образом сформированной группы (маскулинность>4,6 и феминность>4,4 — группа М+Ф+) с группой, где преобладала либо феминность, либо маскулинность (группа МФ) обнаружилось, что показатель образной оригинальности в ней достоверно выше (соответственно 7,8 и 3,8 при P<0,03). Это явление следует отнести именно к комбинации данных стереотипных гендерных свойств, так как большинство в ней было представлено женщинами, и отдельно проведенное сравнение в женской группе указало на сходную тенденцию: образная оригинальность в группе М+Ф+ была больше, чем в группе МФ (9,2 и 3,8 при P<0,08). Для вербальной креативности различия между этими группами обнаружены только у мужчин: оригинальность в группе М+Ф+ была достоверно выше, чем в группе МФ (10,6 и 8,4 при P<0,04). Достоверные различия по уровню интеллекта были выявлены только для IQw1: в группе МФ он был выше, чем в группе М+Ф+ (соответственно 114,4 и 111,7 при P<0,01). Сходные различия были получены по общему вербальному интеллекту, но с достоверностью только 0,057 (в группе МФ IQ=111,0, а в группе М+Ф+ IQw=109,4).

Полученные результаты хорошо согласуются с данными недавних исследований, согласно которым высокий уровень креативности также проявили испытуемые,

110

Имеющие либо одновременно высокие значения как маскулинных, так и феминных качеств, либо недифференцированные по этим признакам [26]. Однако в нашем исследовании связи между андрогинностью и показателями креативности обнаружено не было. Значения уровня интереса к выполнению творческих заданий у женщин выше, чем у мужчин, а также положительная связь между показателями интереса и феминности подтверждает положение о большем значении внутренней мотивации женщин при их эффективной творческой продуктивности [9], [15]. По-видимому, именно интеграция внутренней мотивации и внешне определяемых условий деятельности определяет наблюдаемое разнообразие креативной результативности у женщин, в котором существенное значение имеет также их интеллектуальное развитие.

Из сопоставления полученных результатов о повышении одновременно и образной, и вербальной оригинальности в группе М+Ф+ при более низких значениях интеллекта в этой группе с описанными выше корреляционными связями между показателями креативности и интеллекта можно сделать заключение, подтверждающее существование разных механизмов достижения результативности в творческом мышлении (см. например, [3], [4], [7]). Один путь, которому соответствуют высокие значения маскулинности, можно назвать Интеллектуальным — это достижение высоких показателей креативности за счет широты категориального мышления и верного принятия решения на основе перебора многочисленных вариантов придуманных образов или ассоциаций слов. Другой — Интуитивный Основывается на бессознательной селекции информации и принятии решения вследствие озарения, а не логического вывода, и такому варианту мышления соответствуют высокие показатели феминных свойств. Однако ограничивающим фактором феминного подхода является, по-видимому,

05.10.2012


105

Сопутствующее давление социальных и когнитивных стереотипов, которые развиваются как способ быстрой и, во многих случаях, оптимальной адаптации к среде. Поэтому у женщин повышение интеллекта будет компенсировать недостатки более свойственного им феминного стиля мышления. В свою очередь, развитие феминных психологических свойств у мужчин, напротив, будет способствовать большему проявлению креативных способностей. В группе М+Ф+ эти два варианта поддержки креативного мышления, по-видимому, суммируются оптимальным образом, что обеспечивает оригинальность и образного, и вербального мышления. Следовательно, в качестве рекомендаций по развитию творческого мышления можно предложить для девочек воспитание маскулинных психологических свойств, например таких, как настойчивость и независимость, совместно с развитием логического мышления, а для мальчиков — феминных качеств, к которым относятся интуиция, богатство эмоциональных переживаний, гибкость поведения и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные данные показали, что интерес к выполнению теста на креативность у женщин достоверно выше, чем у мужчин. Однако одного интереса недостаточно для продуктивного творческого мышления женщин, так как креативность — результат комплексного взаимодействия мотивации, интеллекта и соотношения феминных/маскулинных черт. Каждый из этих компонентов формируется под влиянием окружающей социально-культурной среды, и в обществе, организованном по принципу иерархического доминирования, успешность женщин определяется преимущественно эффективностью их деятельности в семье или в ограниченном профессиональном поле (воспитание, врачебная помощь и т. д.). Формирование партнерских отношений в социуме взамен отношений типа «доминирование — подчинение» меняет не только полоролевые стереотипы поведения, но и подходы к понятию «креативность». Все больше внимания уделяется творчеству «в жизни», т. е. проявлению креативности, например, в воспитании детей или оформлении

111

Жизненного пространства. И наряду с современным развитием психометрических и нейробиологических подходов к определению социального или эмоционального интеллекта уместно поставить вопрос о социальной или эмоциональной креативности и, соответственно, о расширении поля анализа гендерных различий в творческой продуктивности.

Несмотря на известную критику тестирования творческих способностей, использование экспериментальных моделей креативности кажется нам полезным, так как дает возможность количественно определить значение многочисленных компонентов дивергентного мышления, влияющих на его продуктивность, например уровня интеллекта, когнитивных стилей, характерологических черт или пола, возраста, социального статуса и т. д. Приведенные в настоящем исследовании данные свидетельствуют о некотором «сглаживании» полоролевых стереотипов в студенческой среде. Эти факты в совокупности с установленными взаимосвязями креативности, интеллекта и феминных/маскулинных черт у студентов разных специальностей не только отражают существенное значение социально-культурной среды в проявлении креативных способностей, но и дают возможность прогнозировать их успешное развитие в условиях

05.10.2012


105

8


Современной востребованности творческих форм деятельности. При этом следует отметить, что показанная в ряде исследований сравнительно бóльшая у женщин, чем у мужчин динамика полоролевых стереотипов и гибкости стратегий мышления при меньшем диапазоне «нормы реакции» позволяет предположить постепенное эволюционное нарастание креативной деятельности женщин в разных сферах жизни.

1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2001.

2. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у

Мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопр. психол. 1993. № 2. С. 63–71.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1998.

4. Пономарев Я. А. Психология творчества: перспективы развития // Психол. журн. 1994. Т. 15.

№ 6. С. 38–50.

5. Разумникова О. М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы

Креативности // Вопр. психол. 2002. № 1. C. 111–125.

6. Разумникова О. М., Шемелина О. С. Личностные и когнитивные свойства при
экспериментальном определении уровня креативности // Вопр. психол. 1999. № 5. C.
130–139.

7. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та;

М.: Барс, 1997.

8. Abra J., Valentino-French S. Gender differences in creative achievement: Survey of explanation //

Genet. Soc. Gen. Psychol. Monogr. 1991. V. 117. P. 233–284.

9. Amabile T. M., Hannesey B. A., Grossman B. S. Social influences on creativity: The effects of

Contracted choice for reward // J. Pers. and Soc. Psychol. 1986. V. 50. P. 14–23.

10. Amthauer R. Itelligenz Strukher-Tests. Gottingen: Hogrefe, 1970.

11. Bargh J. A., Chen M., Burrows L. Automaticity of casual behavior: Direct effects of trait construct

And stereotype activation on action // J. Pers. Soc. Psychol. 1996. V. 71. P. 230–244.

12. Bem S. L. The measurement of psychological androgyny // J. Consult. and Clin. Psychol. 1974. V.

42. P. 155–162.

13. Bussey K., Bandura A. Social cognitive theory on gender development and differentiation // Psychol. Rev. 1999. V. 106. P. 676–713.

14. Cangelosi D. M., Schaefer C. E. A twenty-five year follow-up study of ten exceptionally creative adolescent girls // Psychol. Rep. 1991. V. 68. P. 307–311.

15. Conti R., Collins M. A., Picariello M. L. The impact of competition on intrinsic motivation and creativity: Considering gender, gender segregation and gender role orientation // Pers. and Individ. Differences. 2001. V. 30. P. 1273–1289.

16. Corsi-Cabrera M. et al. Gender differences in the EEG during cognitive activity // Int. J. Neurosci.

1993. V. 72. P. 257–264.

17. DeMoss K., Millch R., DeMers S. Gender, creativity, depression and attributional style in adolescents with high academic ability // J. Abnorm. Child Psychol. 1993. V. 21. P. 455–467.

18. Dudek S. Z., Strobei M. G., Runco M. A. Cumulative and proximal influence on the social environment and children’s creative potential // J. Genet. Psychol. 1993. V. 154. P. 487–499.

19. Esqui vel G. B., Lopez E. Correlations among measures of cognitive ability, creativity and academic

Achievement for gifted minority children // Percept. Mot. Skills. 1988. V. 67. P. 395–398.

20. Forisha B. L. Creativity and imagery in men and women // Percept. Mot. Skills. 1978. V. 47. P.
1255– 1264.

112

21. Frederikse M. E. et al. Sex differences in the inferior parietal lobule // Cerebral Cortex. 1999. V. 9.

P. 896– 901.

22. Geary D. C. Male, female: The evaluation of human sex differences. Washington, DC: Am. Psychol.

Ass., 1998.

05.10.2012


105

9


23. Hall E. G. The effect of performer gender, performer skill level and opponent gender on self-confidence in a competitive situation // Sex Roles. 1990. V. 23. P. 33–41.

24. Halpern D. F. Sex differences in cognitive abilities. Mahwah; N. Y.; L.: Lawrence Erlbaum Ass. Publ., 2000.

25. Hugdahl K. Lateralization of cognitive processes in the brain // Acta Psychol. 2000. V. 105. P. 211–235.

26. Jonsson P., Carl sson I. Androgyny and creativity: A study of the relationship between a balanced

Sexrole and creative functioning // Scand. J. Psychol. 2000. V. 41. P. 269–274.

27. MedniСk S. A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rev. 1962. V. 69. P. 220–232.

28. Simonton D. K. Creativity: Cognitive, personal, development and social aspects // Am. Psychol. 2000. V. 55. P. 151–158.

29. Steinmetz H. et al. Sex but no hand difference in the isthmus of the corpus callosum // Neurology.

1992. V. 42. P. 749–752.

30. Strough J., Berg C. A. Goals as a mediator of gender differences in high-affiliation dyadic
conversions // Devel. Psychol. 2000. V. 36. P. 1117–1125.

31. Torrance E. P. Guiding creative talent. N. Y.: Prentice-Hall, 1962.

32. Volf N. V., Razumnikova O. M. Sex differences in EEG coherence during a verbal memory task in

Normal adults // Int. J. Psychophysiol. 1999. V. 34. P. 113–122.

Поступила в редакцию 7.X 2002 г.

05.10.2012


109

1


109