РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ: ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ

А. К. БОЛОТОВА

Рассматриваются эмпирические представления о природе возникновения и развития самосознания и его структурных компонентов во временнóм аспекте. Предполагается, что на разных этапах онтогенеза самосознание проявляется как самопознание, самоотношение и саморегуляция. В более или менее отчетливой форме своего проявления самосознание возникает онтогенетически несколько позже сознания и имеет временнУЮ детерминацию «ощущения себя во времени жизни».

Ключевы е слова: самосознание, самооценка, самопознание, структура самосознания, время, временнáя представленность, Я-идеальное, Я-реальное, временнáя регуляция самосознания.

Проблемой «высокого жизненного значения, венчающей психологию личности», называл А. Н. Леонтьев проблему самосознания, разработке которой посвящено достаточное количество исследований в отечественной и зарубежной психологии. Эти исследования ведутся в разных направлениях, среди которых можно выделить такие, как: изучение самосознания в общетеоретическом и методологическом аспектах (Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и другие), структура самосознания и анализ отдельных его составляющих звеньев, в том числе самооценки (О. Н. Молчанова, В. С. Мухина, Л. В. Бороздина и другие), самосознание как социально-психологическая и философская проблема существования и развития личности (И. С. Кон, В. В. Столин, А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова и другие).

Вместе с тем, несмотря на встречающиеся в психологической и философской литературе обобщения и развитые теоретические представления о природе возникновения и развития самосознания, вопрос о развертывании динамики и регуляции актов самосознания во времени остается еще недостаточно разработаным. Изучение временнóго фактора в развитии и регуляции самосознания позволяет лучше понять природу самосознания, выявить активные периоды его развития на всем протяжении жизненного пути личности.

Уже сама проблема возникновения самосознания как одна из исходных и методологически важных при анализе соотношения сознания и самосознания имеет временнýю представленность. Согласно точке зрения Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, самосознание ребенка есть этап в развитии его сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности. Самосознание в более или менее отчетливой форме своего проявления возникает онтогенетически несколько позже сознания. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность, ее индивидуальность [7], [15].

С точки зрения психологического анализа самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование — понятие Я, собственной индивидуальности.

В процессе развития личности самосознание все более усложняется, и по мере увеличения числа образов, интегрирующихся в представлении человека о самом себе, формируется все более совершенный,

05.10.2012


116

117

Глубокий и адекватный образ собственного Я. Таким образом развивается и формируется самосознание, которое в структурном отношении представляет собой единство трех сторон — 1) познавательной (самопознание), 2) эмоционально-ценностной (самоотношение), 3) регулятивной (саморегуляция), — обусловленных деятельностью человека.

Анализ формирования самосознания в историко-философском аспекте, представленный в работах А. Г. Спиркина, И. И. Чесноковой, Г. Я. Розена, подтверждает, что оно является более поздним продуктом развития по сравнению с сознанием. Самосознание дает возможность индивиду осознать себя через осознание своего отношения к миру, через предметное отношение к людям, через практическую деятельность и ее результаты [8], [14], [21].

Еще Б. Г. Ананьев указывал, что историческое и онтогенетическое развитие самосознания проходит несколько временнЫХ этапов; оно возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя в качестве субъекта своих действий [2]. Несколько последовательных моментов становления самосознания в онтогенезе отмечает и С. Л. Рубинштейн [15]. Это овладение собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание. Так ребенок становится самостоятельным субъектом своих действий, выделяет себя из окружения, у него формируются первые представления о своем Я. Есть мнение, что появление самосознания соотносится с периодом формирования мышления и речи, освоением сложных пространственно-временнЫХ отношений [3], [4].

С. Л. Рубинштейн в работе «Сознание и его границы» пишет, что самосознание ребенка — это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности [15]. П. Р. Чамата считает, что самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием; при этом самосознание, как и сознание, возникает не сразу, не с рождения, а по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные [20].

В. С. Мухина прямо указывает на временнýю детерминацию проявления самосознания, связывая это с появлением у ребенка «ощущения себя во времени». Особо надо указать на появление ощущения себя во времени: когда для ребенка появляется прошлое, настоящее и будущее, он по-новому начинает относиться к самому себе — для него открывается перспектива его собственного развития.

Самосознание ребенка с раннего возраста развивается в плане постижения своего Я в прошлом, настоящем и будущем. Образы памяти и воображения помогают ребенку соотносить свое Я во всех временнЫХ интервалах. Притязая на признание, ребенок проектирует себя в будущем как сильную, все умеющую и все могущую личность. Способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем — важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности. Наличие осознаваемой перспективы в будущем стимулирует личность к развитию. Бытие личности во времени, как полагает В. С. Мухина, вербализуется в формуле: «Я был, я есть, я буду». При этом имя собственное становится тем первым кристаллом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. Исходя из этого, автор призывает нас в первое изначальное звено структуры самосознания включить притязания индивида на признание своей первичной нерасторжимой сущности: плюс имя собственное, плюс физический облик, плюс индивидуальная духовная сущность [12].

В других источниках утверждается, что самосознание появляется только в

05.10.2012


116

Подростковом возрасте [11], [25], [27]. Согласно исследованиям М. Куна и М. Мид, появление самосознания связано у подростка со способностью стать на место другого. Эти авторы считают самосознание основным новообразованием подросткового

118

И юношеского возраста. Такой же точки зрения придерживается И. С. Кон; он пишет, что это — период собственно возникновения самосознания во всей его целостности [11].

Впервые к исследованию самосознания подростка в отечественной психологии обратился Л. С. Выготский. Согласно ему, самосознание — это социальное знание, перенесенное вовнутрь. Самосознание подростка Л. С. Выготский рассматривает не только как феномен его личности и сознания, а как особый Временной момент Развития личности подростка, биологически обоснованный и социально подготовленный всей предшествующей его историей. Образование самосознания — это определенная стадия в развитии личности, неизбежно возникающая из предыдущих стадий. Процесс становления самосознания подростка Л. С. Выготский рассматривает также стадиально, как поэтапное развитие, где каждая предыдущая ступень как бы подготавливает последующую. Таким образом, осуществляется временнáя последовательность в развитии самосознания — от самопознания к самоотношению и саморегуляции [7].

Процесс становления самосознания Л. С. Выготский рассматривает в русле своей культурно-исторической концепции и с точки зрения положения об интериоризации внешних действий. Особенно полно он обосновывает социальную сущность самосознания, анализируя его как непрерывный во времени процесс развития. Реализация Л. С. Выготским культурно-исторического подхода в разработке самосознания подростка нашла свое развитие и продолжение в работах Л. И. Божович, И. И. Чесноковой, И. С. Кона, В. В. Столина и других.

Л. И. Божович также усматривает в структуре самосознания подростка временнýю направленность и полагает, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является потребность познать самого себя как личность и устремленность в будущее. Расхождение между стремлениями, связанными с осознанием себя как личности, и реальным положением вызывает желание вырваться за ограничительные возрастные и временнЫЕ рамки. В мечтах подростка имеет место моделирование будущего. Представление своего будущего может стать, как полагает Л. И. Божович, регулятором поведения подростка, способом самовыражения его индивидуальности [3].

Дальнейшие исследования Б. В. Зейгарник подтвердили, что ориентация личности на дальние цели, способность к целеполаганию, умение развести во времени реальные и идеальные цели в подростковом возрасте может сопутствовать относительно благополучному ходу развития [10]. Как показали исследования В. Э. Чудновского [22], особую роль в формировании устойчивости и саморегуляции самосознания играет ориентация личности на отдельные цели.

На решающую роль перспективных, т. е. отдаленных во времени целей, обратил внимание еще К. Левин. В своем топологическом учении о личности он доказывал, что цели, которые ставит перед собой человек, намерения, которые он принимает, являются своеобразными потребностями («квазипотребностями»). Чем более широким является жизненное пространство, в которое включен индивид, тем большее значение приобретают отдаленные цели. Они подчиняют себе промежуточные цели и тем самым определяют поведение субъекта. Таким образом, временнЫЕ перспективы, т. е. время

05.10.2012


116

Становится регулятором самосознания подростка, делает его активным, более мобильным, организованным [26]. Недаром Л. С. Выготский говорил, что подростка характеризует не слабость воли, а слабость целей [7].

Однако если социальные условия жизни подростка резко меняются, требуя от подростка изменения поведения, перестройки отношения к себе, иной саморегуляции,

119

Т. е. изменения самосознания, то можно ожидать, что традиционно выделяемые стадии развития самосознания он пройдет значительно раньше. Здесь можно говорить о влиянии Гетерохронности Социальных, психических и биологических изменений в развитии подростка, о том, что временной фактор внезапного, резкого изменения социальных условий становится решающим в развитии самосознания. Кроме того, именно этот фактор задает специфику развития самосознания в подростковом возрасте, состоящую в активном включении самого субъекта в становление самосознания. Под влиянием временнόго фактора изменяется и структура самосознания — впервые в развитии личности отдельные проявления самосознания и поведения становятся необходимыми потребностями личности.

В процессе формирования самосознания, как отмечает Б. И. Додонов [8], особой интенсивности и глубины достигает эмоционально-ценностное отношение человека к себе. Многообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время, в разных ситуациях жизни, образуют эмоциональный «фонд» самосознания, в совокупности с эмоционально-ценностным отношением человека к себе. Они составляют его самооценку. Процесс становления самооценки не имеет какого-то предела во времени, ибо личность постоянно развивается, в результате преобразуются содержание, способы выработки самооценки и мера ее участия в регуляции поведения личности.

Как отмечает в своих исследованиях И. И. Чеснокова, самооценка с самых первых моментов своего возникновения имплицитно участвует в регуляции поведения. Самооценка является значимым компонентом структуры самосознания, специфически определяя и направляя весь процесс саморегулирования. Результат этого процесса прямо соотнесен с адекватностью, устойчивостью и глубиной самооценки, динамикой ее развития [21].

Сфера самосознания непрерывно расширяется во времени благодаря осмыслению прошлого и планированию будущего. Самосознание во временнóм плане — это сложное образование, которое не фиксирует личность в статичном состоянии, а отражает процесс ее непрерывного развития. Самосознание — сложный двухуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. На первом его уровне складываются единичные образы самого себя, своего поведения, связанные с конкретной ситуацией, с конкретным общением, в основе которого лежат самовосприятие и самонаблюдение. Для второго уровня самосознания специфично то, что соотнесение знаний о себе происходит не в рамках «Я и другой человек», а в рамках «Я и Я». Ведущими приемами данного уровня самосознании являются самопознание и самоосмысливание, усложнение способов познания своего внутреннего мира.

Идея непрерывности развития самосознания в течение всей жизни человека отчетливо выделяется в работах С. Л. Рубинштейна: «Самосознание — не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития... В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое Переосмысливание жизни.

05.10.2012


116

Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, Образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни» [15; 244].

Наивысшей ступени самопознание личности достигает тогда, когда формируется понятие о себе не только в настоящем, но и в будущем. Сущность человека не может быть раскрыта полностью, исходя только из прошлого и настоящего, оно далеко не полностью отражается в наличном опыте индивида. В нем таятся силы, задатки, устремления, вообще потенции, еще не реализованные, требующие своего проявления, актуализации [18], [19]. Эти устремления

120

Играют роль детерминирующего фактора, заставляющего человека выбирать определенную линию поведения на относительно длительный срок. В таком случае человек определяет свои жизненные планы и цели как стратегию жизни, считает К. А. Абульханова-Славская [1].

Нам представляется, что подход к рассмотрению самосознания с выделением его Процессуальности во временнόм плане, Особенностей накопления со временем и постепенного влияния знаний о себе, обусловливает динамичность самосознания, которое находится в постоянном движении, изменении не только в онтогенезе, но и в своем повседневном функционировании, в процессе саморегулирования поведения. При этом в разные периоды развития человека психологическая насыщенность самосознания, как пишет И. И. Чеснокова, может быть различной: бывает, что человек многие годы занимается самопознанием, но это почти ничего не дает, напротив, в сжатые временнЫЕ промежутки, в экстремальных ситуациях при соответствующих условиях человек может подняться на высокий уровень самосознания [21].

Самосознание функционирует не только как самопознание, со временем оно развивается в определенную систему переживаний, эмоционального отношения к самому себе. При этом целый ряд переживаний и связанного с ними самоотношения, возникающих у человека в разные возрастные периоды, остается за пределами сознательного. Человек может испытывать смутное, недифференцированное переживание, но быть не в состоянии еще вполне точно и последовательно соотнести его с определенной причиной. Отдельные сложные переживания в связи с трудностями их осознания тормозятся на время (иногда длительное) и устраняются из области осознаваемого. Лишь при определенных условиях, под влиянием соответствующего стимула они могут актуализироваться и стать реальным фактом сознания и самосознания.

Завершающим звеном целостного процесса самосознания является саморегулирование личностью сложных психических актов. Под саморегулированием в структуре самосознания в узком смысле имеется в виду такая форма регуляции поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе, причем эта включенность актуализирована на всех этапах осуществления поведенческого акта, начиная от мотивирующих компонентов и кончая собственно оценкой достигнутого эффекта поведения. Наиболее сложные формы саморегулирования возникают и как завершающий этап самосознающей, регулирующей себя личности.

В функциональном плане в саморегуляции поведения можно выделить временнЫЕ границы или временнЫЕ факторы, определяющие два основных типа саморегуляции поведения. Первый Тип — это саморегуляция, которая имеет четкие временны€е границы

05.10.2012


116

Своего осуществления: предполагает управление поведением в течение короткого промежутка времени в конкретных ситуациях деятельности или общения и обусловлена конкретным поведенческим актом, действием или вербальным проявлением. Второй Тип — это саморегуляция поведения на протяжении длительного времени; она связана с планированием личностью целенаправленных изменений в самой себе. Эта форма основывается на опыте самопознания механизмов овладения своими внутренними резервами, направленного на наиболее полную реализацию себя.

Таким образом, временной фактор выступает определяющим в выделении уровней развития и регуляции самосознания. Самосознание в онтогенетическом плане — сложное образование, понимаемое как постепенно развертывающийся во времени интегративный процесс, в основе которого лежит все более усложняющаяся деятельность самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и способности к саморегуляции поведения.

121

Методологический принцип развития, применяемый нами к анализу самосознания, признание непрерывного изменения самосознания на основе взаимоотношения человека с окружающей его социальной средой также позволяет исследовать самосознание как развернутый во времени процесс. Это дает нам возможность выявить закономерности самосознания не только как структурно-функционального явления психики, но и исследовать дальнейшую динамику отдельных форм и актов процесса самосознания, опровергнуть тезис о неизменности самосознания. При этом процесс развития самосознания, как отмечает В. С. Мухина [12], включен в генезис самой личности.

Самосознание развивается по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. В общей структуре личности самосознание выступает как сложное интегративное свойство ее психической деятельности. С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического развития личности на определенных этапах, а с другой — выступает в качестве внутреннего регулятора поведения. Самосознание влияет на дальнейшее развитие личности и, являясь одним из необходимых внутренних условий непрерывности этого процесса, устанавливает равновесие между внешним влиянием, внутренним состоянием личности и формами ее поведения.

Самосознание не надстраивается внешне над личностью, как пишет С. Л. Рубинштейн, оно включается в нее. Самосознание поэтому не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, в нем отражающегося, а включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента [15].

Содержанием самосознания является не только фактическая сторона достижений личности, ее прошлого опыта, но и осознание настоящего, действующих настоящих психических условий и возможностей личности, а также и ее будущего, того, какой она могла бы быть и какой ей хотелось стать (через Я-реальное, Я-идеальное и т. д.).

Наиболее полно временнáя динамика самосознания, непрерывное расширение временнόй сферы самосознания через осознание прошлого и планирование будущего проявляется в самооценке — одном из ключевых элементов самосознания личности.

Как известно, самооценка представляет собой довольно позднее образование. Начало ее реального функционирования нередко датируется подростковым возрастом. В цикле исследований Л. И. Божович убедительно показан момент и процесс перехода ребенка от ориентации в своем поведении на внешнюю оценку взрослых к ориентации на

05.10.2012


116

Самооценку [3]. Можно говорить о несовпадении появления самооценки и самоотношения во времени. Подобные факты были отмечены в исследовании Л. В. Бороздиной и О. Н. Молчановой [6].

Так, в исследованиях самооценки периода старости был выявлен сниженный профиль оценки себя (по методике Дембо — Рубинштейн) и средний или высокий балл самоотношения (тест Розенберга). Человек признает ухудшение памяти, внимания, замедление и снижение эффективности мышления, но уровень отношения к себе может остаться прежним и даже повыситься. Феномен несовпадения уровней самооценки и самоотношения встречается и на этапе первой зрелости (20–35 лет), а также в течение всего периода взрослости. Такие случаи дивергенции являются особыми, а факт расхождения уровней самооценки и самоотношения указывает на нетождественность данных личностных конструктов.

Таким образом, в структуре самосознания личности развиваются и функционируют три образования — образ себя, самооценка и самоотношение, которые не следует смешивать, так как это разные подструктуры. Выступающие слитно, особенно на стадии взрослости, они формируются и реализуются в течение жизни индивида

122

В разное время и по-разному, хотя и составляют элементы самосознания личности, и разделить их можно только в абстракции, чтобы уяснить природу самооценки, ее место и время в структуре самосознания личности.

Самооценка, возникая на определенном этапе возрастного развития личности, со временем становится очень важным, если не ключевым элементом самосознания личности, который может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самопринятия субъекта, служит источником пополнения знаний о себе. Особенно важно это в контексте возрастного развития и становления личности, ее саморазвития и регуляции деятельности в зрелом возрасте.

Наибольшее внимание исследователи уделяют изучению влияния уровня самооценки на поведение и деятельность человека. В частности, утверждается, что люди с низкой самооценкой работают менее эффективно в стрессовых ситуациях; при неудачах они не реализуют свои силы в полной мере, часто испытывают затруднения в межличностных контактах [25], [28]. Высокая самооценка приравнивается к высокой внутренней регуляции личности и ведет к эффективному социальному функционированию личности. В этом случае самооценка выполняет не только адаптационные функции, но и выступает в качестве фактора мобилизации человеком своих сил, реализации творческого потенциала, определяя временнýю перспективу деятельности, чаще актуальную, чем ретроспективную, Таким образом, обеспечиваются различные стратегии в решении задач [5], [6], [11].

В зависимости от временнόй направленности самооценки (актуальной или ретроспективной) и уровня самооценочного профиля можно выявить и различные уровни адаптации в позднем возрасте. Кроме того, было отмечено, что основным механизмом самооценивания в позднем возрасте является фактор времени — ориентация на свое Я в цикле жизни, на свой личный опыт, отслеживающий происшедшие во времени изменения. Одной из отличительных особенностей динамики содержания самооценки на протяжении взрослых лет жизни является изменение временнóй направленности самопредставления: у молодых взрослых явно ощущается устремленность в будущее, пожилые и особенно старые люди все чаще обращают свой взор в прошлое [6].

05.10.2012


116

В других исследованиях показано, что отличительной чертой динамики самооценки с возрастом является изменение ее главного принципа — от социального сравнения в ранних возрастных группах к временнόму сравнению в престарелом возрасте. Можно, таким образом, наблюдать нарастание значимости временно€го фактора в развитии процесса саморегуляции личности. Рассматривая самооценку как ведущий компонент саморегуляции, исследователи раскрывают возможности и виды ее регулятивных функций в течение всего периода осуществления деятельности.

Проводя свои исследования в русле деятельностного подхода, А. В. Захарова выделяет три вида самооценки по ее временнóй отнесенности к процессу деятельности: Прогностическая Осуществляет регуляцию активности личности на самом начальном этапе деятельности, Корригирующая Выполняет функцию контроля за ходом деятельности, Ретроспективная Используется субъектом на заключительном этапе деятельности для подведения ее итогов [9].

Наряду с самооценкой в структуре элементов самосознания определенное место занимают образ Я, уровень притязаний, самоконтроль, соответственно и традиционно выделяемые как система саморегуляции личности, в которой функция обеспечения активности личности реализуется только в процессе взаимодействия этих компонентов с когнитивной составляющей самооценки [13].

Само понятие образа Я в психологической литературе представлено достаточно многозначно, включая то, каким себя

123

Видит человек в данный момент, и то, каким он стремится стать (И. С. Кон). А поскольку образ Я всегда включен в систему отношений человека с другими людьми, то он выступает и в качестве специфической субъективной модели условий готовящихся и текущих преобразований личности. Другими словами, образ Я имплицитно предполагает наличие фактора времени, который связан именно с длительностью готовящихся и текущих преобразований [11], [12], [20].

Однако в целом в литературе образ Я имеет более дробную классификацию, выделяющую каждый из моментов преобразования в их временнόй последовательности; это движение образа Я во времени. Так, американский психолог М. Розенберг выделяет уже шесть возможных, дифференцированных по содержанию и по времени возникновения образов Я: 1) настоящее Я — то, каким видит себя индивид в действительности в данный момент; 2) Динамическое Я — то, каким индивид поставил себе цель стать; 3) Фантастическое Я — то, каким следует быть, исходя из усвоенных норм и образцов; 4) Идеализированное Я — то, каким приятно видеть себя; 5) Будущее или возможное Я — то, каким, по мнению человека, он мог бы стать; 6) ряд изображаемых Я — тех образов и масок, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные или болезненные черты, слабости своего настоящего Я. Таким образом, понятие образа Я наделяется все более разветвленным и функциональным смыслом, причем как представление о себе оно пересекается с такими понятиями психологии личности, как цель самореализации (Динамическое Я Или при внешнем целеполагании Фантастическое Я) и уровень притязаний как представление человека о своих возможностях (Будущее или возможное Я, идеализированное Я). Такое насыщение рассматриваемого понятия множественными образами свидетельствует о постоянном движении, динамике структурных компонентов самосознания личности как предпосылок процесса ее саморегуляции [30].

05.10.2012


116

Динамизм самосознания, изменение его компонентов во времени подтверждают и исследования американского психолога К. Роджерса, который выделяет в структуре самооценки реальное и идеальное Я и фиксирует заложенный в этих моментах временно€й момент: Я-реальное — то, каким человек является в данный момент; Я-идеальное — то, каким ему хотелось бы стать в будущем. Всего же К. Роджерс выделяет четыре параметра Я: rеаl Self-Concept (реальное представление о себе); Social Self-Concept (представление о своей социальной роли); Physical Self-Concept (представление о собственном физическом состоянии и здоровье; Ideal Self-Concept (представление о своих целях, планах и желаниях на будущее. Обобщая множественность этих параметров, К. Роджерс утверждает, что Я-концепция — это динамическое образование, которое складывается из представления о собственных характеристиках и способностях индивида, о возможностях взаимодействия его с другими людьми и с окружающим миром, о целях и идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это сложное структурированное образование, существующее в сознании индивида и включающее как собственно Я, так и отношения, в которые может вступать человек, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я — в прошлом, настоящем и будущем, т. е. в широком временнóм диапазоне жизненного пути [29].

Временнáя отнесенность характерна и для уровня притязаний, который определяется как совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным достижениям субъекта [12]. Такое содержательное раскрытие этого понятия принадлежит Ф. Хоппе, но в общем виде уровень притязаний интерпретируется как цель последующего

124

Действия. Надо признать, что вслед за Ж. Нюттеном Ф. Хоппе обозначал термином Anspruchsniveau Реальную цель, т. е. цель непосредственно планируемого, намеченного к выполнению действия [5], [23].

М. Юкнат также рассматривает уровень притязаний как разворачивающийся во времени процесс, выделяя еще одну временнýю детерминанту — влияние не только наличного достижения, но и предшествующего, т. е. прошлого опыта. Так, в ее экспериментах двум группам испытуемых, одна из которых участвовала в серии успеха, другая — в серии неуспеха, спустя неделю предлагалось выполнить новое задание. Притязания испытуемых в группах были резко различными. Группа, имевшая опыт успеха, начинала выбор с трудных задач, испытуемые из группы с негативным опытом — с легких. Таким образом, и на более длинном временнóм отрезке эффект действия успеха и неудачи был идентичен кратковременному: позитивный прошлый опыт стимулировал подъем уровня притязаний, неуспех в прошлом снижал притязания [24]. Факт типичного изменения уровня притязаний под воздействием прошлого опыта был позднее подтвержден в ряде других работ [16], [18].

Прошлый опыт личности в качестве устойчивого детерминанта уровня притязаний (наряду с некоторыми культурными факторами и групповыми стандартами) выделяет и К. Левин [5]. Важной характеристикой в его анализе уровня притязаний является расхождение между уровнем цели действия и уровнем прошлого выполнения, а также между уровнем намеченной цели и фактическим ее достижением; это расхождение имеет положительный знак, если результат выше намеченной цели, и отрицательный, если он не достигает уровня притязаний; знак и величина несоответствия достижения — два

05.10.2012


116

Главных фактора, определяющих появление чувства успеха и неуспеха. Их переживание, собственно, и является реакцией на это расхождение.

К. Левин наметил путь анализа отдельного уровня притязаний в полной целевой структуре, но не разработал его. Существенной для прояснения данного вопроса является относительная устойчивость притязаний индивида во времени и на разных задачах.

Все это дает нам основание утверждать, что уровень притязаний выступает как достаточно определенное функциональное структурное образование, назначение которого — предвосхитить, конкретизировать приемлемый для образа Я возможный результат. Примечательно, что конкретная цель текущих реально, сейчас преобразований фактически рассматривается и у Ф. Хоппе как конкретизация, представительство более широкой и отдаленной во времени цели человека, направленной на реализацию им дальней, идеальной цели [23].

Наличие уровня притязаний отражает то обстоятельство, что деятельность человека предполагает постановку по крайней мере двух видов целей: реальной, которую, по мнению человека, он может реализовать в данных конкретных условиях, и идеальной, которой он хотел бы достичь в идеале; между этими целями может установиться большее или меньшее расхождение. Если оно очень велико и уровень притязаний не обеспечивает ориентации человека в меняющихся условиях, это ведет к изменениям самооценки, а затем и представления о себе.

Итак, каждое из рассмотренных нами психологических структурных образований личности характеризуется последовательностью возникновения в структуре самосознания и взаимоотношениями с другими компонентами структуры личности в плане организации деятельности в прошлом, настоящем и будущем, а также осознания человеком своего жизненного пути во времени. Эти компоненты (ценности, цели, идеалы, образ Я, уровень притязаний, самооценка) выступают совокупно в виде определенной функциональной структуры; взятые по отдельности, они не имеют

125

Статуса самостоятельного регулятора поведения и деятельности. Все вместе они образуют структурно-функциональную модель самосознания и его развития в разные временнЫЕ отрезки жизни.

Таким образом, развитие самосознания происходит в процессе саморегуляции и самосовершенствования личности через изменение и осознание себя и своей жизни во времени.

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. С. 125–156.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: ИП АН СССР, 1977.

3. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1978. № 4. С.

20–28.

4. Болотова А. К. Особенности восприятия времени в дошкольном возрасте // Новые исслед. в

Психол. 1977. № 2. С. 31–39.

5. Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний. М.: ИП РАН, 1993. С. 43.

6. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в разных возрастных группах. М.: Проект,

2001. С. 92–113.

7. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 108–132.

8. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М.: Педагогика, 1978. С. 53–68.

9. Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника // Вопр. психол. 1980. № 4. С.

35–38.

10. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1971.

05.10.2012


116

11


11. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 3. С. 29–34.

12. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М.: МГПИ, 1985. С. 60–64.

13. Ольшанский Д. Б. К анализу когнитивной самооценки человека // Проблемы медицинской психологии. М., 1980. С. 62–78.

14. Розен Г. Я. Самопознание как проблема социальной перцепции // Вопросы психологии познания. Вып. 235. Краснодар, 1977. С. 18–26.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989.

16. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии // Вопр. психол. 1991. № 2. С. 37–49.

17. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 84–97.

18. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.

19. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.

20. Чамата П. Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания:
Материалы симпозиума. Март-апрель 1966 / Отв. ред. В. М. Банщиков. М.: Наука, 1966. С.
228–239.

21. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.

22. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось-89, 1997. С. 87–114.

23. Hoppe F. Erfolg und Misserfolg // Psychol. Forschung. 1939. Bd. 12. S. 33–59.

24. Jucnat M. Leistung und Selbstbewustsein // Psychol. Forschung. 1937. Bd. 22. S. 33–59.

25. Kuhn M. An empirical investigation of self attitudes // Am. Sociol. Rev. 1984. V. 19. N 1. P. 292.

26. Lewin K. Time perspective and morale // Watson G. (ed.) Civil. Morale. Boston; N. Y., 1942.

27. Mead M. Male and female. N. Y., 1955.

28. Mitchel M. The borderline diagnosis and integration of self // Am. J. Psychoanal. 1985. V. 45. N 3. P. 273–308.

29. Rogers C. Client-centered psychotherapy // Kaplan H., Sadock B., Freedman A. (eds). Texbook of psychiatry. V. 3. Baltimore, 1980. P. 2153–2186.

30. Rosenberg M. Society and the adolescent selfimage. N. Y., 1965. V. 28. N 2. P. 189–233.

Поступила в редакцию 11.VII 2005 г.

05.10.2012


118

118