МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

22–27 января 2005 г. в Сан-Диего (Калифорния, США) состоялась юбилейная 20-я Международная конференция по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми. Среди ее организаторов были как ведущие университеты США, так и крупнейшие международные профессиональные сообщества педагогов, врачей, психологов, социальных работников, юристов.

Известно, что насилие и жестокое обращение с детьми как феномен социальной жизни современного общества представляет собой комплексную проблему, поэтому для ее решения наиболее эффективным является системный междисциплинарный подход, основанный на профессиональном взаимодействии специалистов из разных сфер: образования, медицины, социальной работы, правоохранительных и правозащитных органов. В ходе работы конференции было сделано свыше 200 докладов, направленных на решение общей проблемы — защиты детей от насилия.

В докладах президента Центра здоровья детей в Сан-Диего Б. Садлера И директора Chadwick Center Ч. Вильсона была представлена оценка достижений в области исследований и организации помощи детям за последние 30 лет. Обзор основных результатов международных исследований по обозначенной проблеме был сделан Б. Боннер — президентом Международного общества по предотвращению насилия над детьми (ISPCAN), директором Центра по предотвращению насилия над детьми Университета шт. Оклахома (США). В выступлении Г. Кармона (Департамент здоровья и социальной защиты) защита детей от насилия была названа одним из национальных приоритетов США.

Основные результаты и достижения в деятельности национальных систем защиты детей от насилия были представлены следующими докладчиками: Р. Соонетс (Эстония), Дж. Девос (Индия), Х. Йешан (Иордания), А. Иссали (Сирия), Б. Гербака (Ливан), А. Босшаарт (Нидерланды), М. Тан (Филиппины), Б. Гудбрандсон (Исландия). С докладом и лекцией на тему «Система профилактики насилия и жестокого обращения с детьми: возможности и перспективы развития в России» выступила Е. Н. Волкова.

Следующая, 21-я Международная конференция по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми состоится 22–26 января 2007 г. в Сан-Диего (США); вебсайт конференции Www. chadwickcenter. org

Е. Н.Волкова

Нижний Новгород

05.10.2012


122

1


122

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧУВСТВА ЮМОРА

Е. М. ИВАНОВА, С. Н. ЕНИКОЛОПОВ

Представлен обзор теоретических и эмпирических исследований в области психологии чувства юмора. Анализируются основные подходы к изучению восприятия юмора и варианты их практического применения.

Ключевые слова: чувство юмора, юмор, остроумие.

Исследования чувства юмора в психологии становятся все более популярными не только за рубежом, но и в нашей стране. Существует несколько основных направлений изучения чувства юмора, сопоставить результаты которых часто представляется сложным в связи с большим разнообразием подходов.

Все направления психологических исследований чувства юмора можно условно разделить по тому, какой аспект предмета изучения ставится во главу угла: 1) психофизиологическая функция, 2) психическая функция, 3) психологическая защита (защитный механизм или копинг), 4) черта личности. Особняком в предложенной классификации стоят исследования чувства юмора в клинической психологии, поскольку психопатология может затрагивать любой из выделенных моментов.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЧУВСТВА ЮМОРА

Психофизиология юмора включает феноменологию смеха и улыбки, а также изучение связанных с ними физиологических изменений. П. Экман и В. Фризен показали, что искренняя улыбка (улыбка радости, или улыбка Дюшенна — по фамилии ученого, впервые дифференцировавшего ее от социальной улыбки) обеспечивается работой мышц вокруг рта и вокруг глаз [44]. Эти же мышцы формируют и мимику смеха, однако при смехе активизируется работа и многих других мышц лица и тела, точное число которых пока не установлено [70].

Несмотря на напряжение ряда мышц, в целом смех характеризуется снижением мышечного тонуса, расслаблением. Во время смеха учащается сердцебиение, повышается давление, увеличивается глубина выдоха и амплитуда дыхательных движений [70]. Смех и искреннюю улыбку связывают с определенным паттерном мозговой активности: преобладанием активности в левой лобной доле по сравнению с правой [20].

Наибольший интерес, с точки зрения практики, представляет целый ряд исследований, основанных на предположении о терапевтичности смеха. Физиологические изменения, возникающие при смехе, по одной из гипотез, приводят к снижению болевой чувствительности, по другой — к повышению иммунитета. Так, например, было показано, что при просмотре юмористического фильма повышается секреция иммуноглобулина А (IgA) в слюне [41], [51]. Данные о влиянии смеха на гормональную активность стимулировали появление ряда иммунологических и эндокринологических исследований, показавших изменение около 18 физиологических переменных во время смеха. К сожалению, данные разных исследований оказываются противоречивыми и многие из полученных результатов не воспроизводятся [60].

Одним из важных направлений психофизиологических исследований смеха является изучение его у младенцев. Установлено,

05.10.2012


122

2


123

Что реакция улыбки является врожденной и универсальной [19]. П. Вольфф обнаружил, что в период от двух до двенадцати часов после рождения на лице младенца во время сна появляются движения, сходные с улыбкой. Они расцениваются как спонтанные и рефлекторные. Было выявлено, что подобная улыбка связана с фазой быстрых движений глаз (БДГ-сон) и причиной ее, вероятно, является активность лимбической системы, т. е. области мозга, отвечающей за эмоциональные состояния. Примерно на третьей неделе жизни возникает широкая и ясная улыбка в ответ на высокий человеческий голос [19].

Р. Эмд и К. Кениг изучали стимулы, вызывающие у младенца смех. Они получили данные о возрастной специфичности этой стимуляции. Дети смеются в среднем в ответ на тактильные стимулы — с 6,5 мес, слуховые — с 7 мес, социальные — с 8 мес, зрительные — с 10,5 мес [19].

Смеховую реакцию в ответ на специфический тактильный стимул (щекотку) изучал Дж. Грейг. Он указал на то, что в онтогенезе смех в ответ на щекотку появляется не сразу, а только примерно к трехмесячному возрасту [45]. Дж. Грейг рассматривал формирование такой реакции по механизму условного рефлекса.

Описаны кросскультурные различия по средней частоте улыбок у младенцев в различных ситуациях [29], [34].

ЧУВСТВО ЮМОРА КАК ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ТЕОРИИ ВОСПРИЯТИЯ ЮМОРА

Изучение чувства юмора как одной из психических функций в его взаимосвязи с другими психическими функциями представляется основой всех психологических исследований в этой области. Существует множество определений чувства юмора, большинство из них довольно противоречивы, но все они подчеркивают комплексность этого явления. Очевидно, что юмор включает в себя остроумие как интеллектуальный компонент, эмоцию радости, а также физиологические и поведенческие составляющие [59]. Вопрос в том, какой именно компонент или какое именно их сочетание определяет специфику чувства юмора в ряду психических явлений.

А. Н. Лук назвал преобладание интеллектуального аспекта в юморе остроумием, а эмоционального — чувством юмора [25]. Принципиально такое разделение задачу не решает. Понятно, что и интеллект, и эмоции важны для восприятия смешного, но тем не менее чувство юмора представляет собой самостоятельную психическую функцию, не сводимую только к этим двум.

Интересное рассуждение предложил В. Рух [70]. Он считает, что определить специфику чувства юмора можно только через анализ специфического переживания, которое он назвал чувством смешного (Exhilaration). Чувство смешного — это «эмоциональный конструкт, обозначающий временное усиление жизнерадостного состояния, которое наблюдается на уровне поведения, физиологии и эмоционального переживания, и которое возникает в ответ на юмор, а также и на другие стимулы» [70; 606]. Другими словами, это то качество эмоции радости, которое наиболее тесно связано со смехом.

По мнению В. Руха, необходимо различать чувство смешного, связанное просто с жизнерадостным настроением («смешинка в рот попала»), и чувство смешного, обусловленное восприятием юмора. Чувство смешного как специфическая реакция на

05.10.2012


122

Восприятие юмора характеризуется короткой продолжительностью, ограниченностью во времени, четким окончанием. Длительное восприятие юмора и соответственно многократное возникновение чувства смешного может приводить человека в веселое расположение духа. С другой стороны, хорошее настроение способствует возникновению чувства смешного. Например, С. Ликок писал, что восприятие шутки связано с эмоциональным фоном, который создается не только содержанием

124

Самой шутки, но и общим настроением, которое формируется окружающей обстановкой [22]. В. Рух полагает единым феноменом чувство смешного, возникающее в ответ на юмор, щекотку, действие веселящего газа и т. д.

Описанную эмоцию В. Рух считает единственным предметом собственно психологического изучения в юморе. Тем не менее при анализе юмора как стимула для возникновения чувства смешного он вынужден обратиться к когнитивным механизмам: восприятию противоречия. Здесь он возвращается к широко известным теориям юмора, идущим еще от классической философии: это теории возбуждения, превосходства и противоречия [8], [9], [14], [52]. Таким образом, когнитивный аспект чувства юмора с необходимостью включается в психологический анализ этого феномена.

Изучение интеллектуальных механизмов восприятия юмора в современной психологии помещается в контекст изучения творческого мышления и креативности в целом [11], [18], [28]. Предполагается, что юмористическое и неюмористическое остроумие — это одна и та же интеллектуальная способность. А. Н. Лук выделил этапы творчества, сближающие его с процессом создания острóты: предварительное накопление материала, период подсознательно-интуитивного поиска нужных ассоциативных связей и критическая оценка результата [25].

А. Н. Луку принадлежит одна из наиболее удачных отечественных классификаций приемов остроумия. Он выделяет ложное противопоставление, ложное усиление, доведение до абсурда, остроумие нелепости, смешение стилей, намек, двойное истолкование, иронию, обратное сравнение, сравнение по случайному признаку, повторение и парадокс [25]. То общее, что объединяет эти приемы, — это, по мнению А. Н. Лука, выход за пределы формальной логики. Остроумная мысль связана с нарушением логики на одном смысловом уровне и установлением логических связей на более высоком уровне абстракции [26]. В этом суть остроумия и в этом его сходство с научным (творческим) мышлением.

М. В. Мусийчук проиллюстрировала эту идею, проведя сравнительный анализ юмористических выражений и так называемых парадоксальных задач, т. е. задач-головоломок, требующих нестандартного, творческого подхода [28]. Дж. Гилберт и М. Малкей исследовали юмор ученых и показали, что их способность шутить тесно связана со способностью к научным открытиям [11].

Таким образом, в процессе восприятия юмора можно выделить когнитивный и эмоциональный компоненты, причем они не всегда находятся в прямой зависимости друг от друга. Исключительно когнитивное понимание шутки необязательно связано с чувством смешного. В свою очередь, оно может быть вызвано не только когнитивным пониманием юмора, но и другими стимулами.

Наиболее полную и стройную психологическую теорию юмора сформулировали Р. Уайр и Дж. Коллинз [83]. Они предложили рассматривать процесс восприятия юмора в контексте процессов восприятия социальной информации вообще. При этом они

05.10.2012


122

Утверждают, что когнитивные механизмы, лежащие в основе восприятия юмора, — одни и те же, независимо от вида юмора или использованных приемов остроумия.

Восприятие юмора, по Р. Уайру и Дж. Коллинзу, обусловливается как объективными, так и субъективными факторами. Объективным условием является наличие «юмористического события» [55]. Юмористическое событие по определению должно содержать в себе некоторое противоречие. Первоначальное восприятие юмористического события способствует актуализации у субъекта соответствующего набора когнитивных схем и концепций, с точки зрения которых и происходит интерпретация последующих событий. Затем восприятие противоречия приводит к поиску

125

Других, более подходящих схем, а следовательно, — к переосмыслению полученной ранее информации. Этот механизм переосмысления или реинтерпретации подробно описал Дж. Салс [74]. Реинтерпретация может касаться как содержания юмористического события, так и смысла коммуникации, т. е. самой ситуации передачи юмористической информации.

Большое значение, с точки зрения возникновения чувства смешного, имеет уровень интеллектуальной сложности шутки. Слишком простые, равно как и слишком трудные для понимания шутки, не столь смешны, как умеренно трудные шутки. При этом интересно, что трудные для понимания шутки не смешны даже в том случае, когда они все же доступны пониманию [83].

В результате реинтерпретации юмористического события происходит снижение ценности или уменьшение значимости каких-либо его черт. «Снижение ценности» понимается здесь широко: это может быть буквально унижение достоинства персонажа шутки в соответствии с классическим вариантом теории противоречия. Другой пример — это вывод о несерьезности полученной информации, т. е. уменьшение значимости самой коммуникации [32].

Р. Уайр и Дж. Коллинз [83] описали также еще один феномен, возникающий в процессе восприятия юмора. Помимо чисто интеллектуального понимания содержания шутки (процессов интерпретации-реинтерпретации), восприятие юмора определяется также контекстуальными переменными, т. е. спонтанно возникающими ассоциациями, мыслями о прошлых или будущих событиях, связанных с полученной информацией, представлениями о человеке, рассказывающем шутку, и т. п. (В отечественной литературе идеи о роли контекста в юморе высказывали Е. Курганов [21], Б. А. Успенский [30].) Все эти побочные ассоциации, существенным образом влияющие на восприятие юмора, Р. Уайр и Дж. Коллинз назвали смысловой переработкой.

Юмористическое событие объективно может иметь низкий или высокий смысловой потенциал. Это означает, что одни шутки понимаются всеми однозначно, а другие могут вызывать смех у разных людей по разным причинам. Чем выше смысловой потенциал шутки, тем бόльшую интенсивность чувства смешного она вызывает.

Описанные выше факторы восприятия юмора являются относительно объективными, т. е. обусловлены характеристиками юмористического события. Однако восприятие этих характеристик становится возможным только при наличии определенных субъективных условий. Центральным здесь становится мотив восприятия юмора, в соответствии с которым возникают цели его восприятия. М. Аптер указал на то, что чувство смешного возникает скорее, если субъект настроен именно на восприятие юмора, т. е. просто хочет повеселиться [32]. Наличие более специальных целей восприятия — например, дать

05.10.2012


122

Оценку шутке или продемонстрировать свои интеллектуальные способности — препятствует возникновению чувства смешного. Мотив и цели восприятия юмора в значительной степени определяют актуализацию тех или иных когнитивных схем при интерпретации и реинтерпретации юмористического события. Особое влияние мотивация имеет на этапе смысловой переработки шутки, так как этот компонент восприятия юмора наиболее зависим от индивидуальных особенностей.

Анализ чувства юмора как психической функции был бы неполон без обращения к его генетическим аспектам. Развитие чувства юмора на ранних стадиях онтогенеза традиционно исследуется на основе изучения поведенческих и физиологических реакций, т. е. улыбок и смеха. Однако такой подход имеет очевидные недостатки. По данным В. Руха, корреляция между переживанием чувства смешного и смехом равна 0,7, поэтому некорректно судить о наличии чувства смешного по внешней реакции [70].

126

А. Н. Лук рассматривает онтогенез чувства юмора в связи с развитием способности к рефлексии и эмпатии [26]. Для восприятия юмора ребенок должен научиться ставить себя на место другого и наоборот. А. Н. Лук называет это способностью к состраданию и отчуждению. Со-страдание другому и отчуждение от собственного Я — две стороны одного и того же явления. По данным М. К. Бардышевской и В. В. Лебединского, первичная способность к пониманию юмора, а также стремление рассмешить взрослого формируется у ребенка в период от 18 до 24 мес [4].

Одним из следствий теории Р. Уайра и Дж. Коллинза является изменение объекта юмора с возрастом. Поскольку оптимальной для возникновения чувства смешного является умеренная интеллектуальная сложность юмористического события, то разнообразные ситуации становятся источником юмора для детей по мере овладения ими различными навыками, что подтверждается эмпирически [61], [69]. Э. Зиглер, Я. Левайн и Л. Гоулд наблюдали за детьми во время просмотра мультфильмов. Сюжеты слишком легкие или слишком трудные для понимания не вызывали у детей смеха, в отличие от умеренно трудных [85]. М. Вольфенстайн показала, что юмор у детей обычно связан с теми проблемами, с которыми они только недавно научились справляться (см. [52]). Так, смех четырехлетних детей обычно относится к «анальной» теме, а шестилетних — к алогизмам.

Для понимания этапов развития чувства юмора как культурно-исторического явления особый интерес представляют некоторые отечественные исследования, выполненные на стыке исторического, этнографического, филологического и философского анализа юмора. В философии юмора существует понятие «смеховая культура» (термин введен А. М. Панченко), позволяющее описывать национальную и историческую специфику смеха [1], [5], [23], [24]. Анализ «смеховой культуры» на различных этапах социогенеза может пролить свет на особенности развития чувства юмора в онтогенезе.

ЮМОР КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

Широко распространено представление о юморе как о специфической психологической защите. В более узком смысле имеется в виду защитный механизм в психоаналитическом значении, в более широком — чувство юмора как копинг, механизм противодействия личности разнообразным негативным влияниям среды. Огромное количество работ ([52], [59], [60], [71]) посвящено адаптационной роли юмора в

05.10.2012


122

Ситуациях эмоционального стресса, агрессии, психического или соматического заболевания и др.

Существует крайне оптимистичная точка зрения, представляющая юмор как универсальный терапевтический фактор. В настоящее время все большей популярностью начинают пользоваться различные виды юморотерапии, начиная от тренингов остроумия и заканчивая клоунадой в онкологических стационарах. Создаются международные ассоциации, пропагандирующие данный подход к терапии различных заболеваний, например, Американская ассоциация терапевтического юмора (ААТН — American Association for Therapeutic Humor).

В то же время, как убедительно показал Р. Мартин [60], такой оптимизм пока не имеет достаточного научного обоснования (см. также [47], [77]). Результаты исследований крайне противоречивы и не всегда методологически корректны. Р. Мартин считает, что юмор не является однородным по своему терапевтическому эффекту. По-видимому, стоит говорить о различных механизмах или видах чувства юмора, одни из которых могут быть терапевтичными и способствовать адаптации, а другие — нейтральными или даже антитерапевтичными. Эта проблематика активно обсуждается в рамках психотерапевтиче-ских исследований, отличающихся своей

127

Прагматичностью. Дискуссия о терапевтичности юмора во многом основана на восприятии его в качестве защитного механизма [72].

В психотерапевтических исследованиях чувства юмора можно выделить четыре взаимосвязанных направления. Чувство юмора рассматривается как: 1) показатель (а) психического и/или психологического здоровья и (б) эффективности психотерапии; 2) мишень психотерапии, в связи с чем обсуждаются вопросы (а) о возможности полного отсутствия чувства юмора у человека, (б) о выделении стадий развития чувства юмора в онтогенезе и/или в психотерапевтическом процессе; 3) специфическая техника психотерапии (отметим, что различные авторы приводят аргументы «за» и «против» применения подобных техник); 4) специфический метод психотерапии (созданы специальные методы психотерапии, основанные на использовании юмора).

Способность клиента оценить шутку терапевта или шутить самому часто становится диагностическим критерием в психотерапии. Большинство психотерапевтов полагают наличие адекватного чувства юмора необходимым атрибутом здоровой личности. В связи с этим увеличение остроумия клиента отражает эффективность терапии.

Поскольку наличие чувства юмора признается атрибутом здоровой личности, постольку можно понимать его как мишень психотерапии. И здесь встает несколько методологических вопросов. Существуют ли люди вовсе без чувства юмора? И если говорить об индивидуальных различиях в области юмора, то каковы стадии его развития в онтогенезе и психотерапевтическом процессе? Каковы признаки здорового, зрелого, развитого чувства юмора? У. Поланд выделил следующие стадии развития чувства юмора: а) полное отсутствие чувства юмора, б) уровень неосознаваемых шуток, когда клиент может употреблять смешные слова, имена или названия, не осознавая их комичности, в) наличие развитого чувства юмора при одновременной тенденции к его подавлению в случае, если юмор воспринимается как нечто неприличное или недостойное, что определяется соответствующими психологическими конфликтами, и, наконец, г) развитое и спонтанное чувство юмора [66]. Феномен неосознаваемого остроумия описывают и другие авторы [36]. Большинство психотерапевтов все же

05.10.2012


122

Отрицают возможность полного отсутствия чувства юмора у человека.

Очевидно, что юмор может быть использован в качестве психотерапевтической техники. Тем не менее преимущества и недостатки подобной техники дискуссионны. Общепризнанна связь юмора с подсознательными процессами, однако этот факт может быть рассмотрен с точки зрения как позитивных, так и негативных влияний юмора на психотерапевтический процесс. Среди позитивных влияний выделяют уменьшение уровня тревоги и стресса, повышение уровня безопасности и доверия, эмоциональную разрядку, способ достижения инсайта. К негативным влияниям относят усиление сопротивления и психологических защит, отрицательные эмоции клиента в случае восприятия им юмора терапевта как насмешки. Учитывая значение позитивных и негативных влияний юмора, различные авторы призывают к применению или, наоборот, отказу от юмористических техник в психотерапии [72].

Помимо использования юмора в качестве специфической психотерапевтической техники созданы также относительно самостоятельные методы и методики психотерапии, основанные на использовании юмора (как терапевта, так и клиента). К подобным методам можно отнести, например, технику представления юмористических ситуаций Ф. Прироста (HIST — Humorous Imagery Situation Technique); ее применяют в имагинативной психотерапии. Клиент воображает и описывает некую ситуацию, а терапевт неожиданно предлагает какой-либо абсурдный и комичный ход, что вызывает смех и, как следствие, — инсайт [68].

128

Д. Маламуд предложил специальную юмористическую игру в групповом формате, целью которой является повышение ответственности за свои поступки [57]. Это парное упражнение, в котором предлагается рассмешить партнера. Подсчитывается, сколько раз каждому участнику удалось вызвать смех у напарника, и обсуждаются стратегии поведения и чувства участников.

Таким образом, юмор в психотерапии исследуется довольно широко, при этом он может пониматься не только как инструмент психотерапевтического воздействия, но и как мишень психотерапии, а также как показатель здоровья и уровня функционирования личности. Во всех этих случаях юмор в психотерапии рассматривается в качестве специфического защитного механизма.

ЧУВСТВО ЮМОРА КАК ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ

Исследования чувства юмора в дифференциальной психологии представлены достаточно широко. Тем не менее методология подобных работ недостаточно разработана [60]. Качественный анализ отдельных составляющих чувства юмора, соответственно которым создаются субшкалы тестов, существенно отстает от количественных данных. Классификации видов юмора противоречивы. Например, Г. Миндесс с соавт. [63] предложили следующую классификацию, на основе которой ими был создан тест чувства юмора (Antioch Humor Test). Они выделили такие виды юмора, как абсурдный, философский, сексуальный, скатологический (анальный), враждебный, дискриминирующий мужчин или женщин, этнический, мрачный, социальная сатира. На наш взгляд, данная классификация далека от научной; очевидно, что, например, философский юмор вполне может быть мрачным и при этом дискриминирующим женский пол.

05.10.2012


122

Ниже перечислены наиболее известные опросники, направленные на выявление чувства юмора, и их авторы:

· С. Свебак (Sense of Humor Questionnaire — SHQ) [76],

· Г. Лефкурт и Р. Мартин (Situational Humor Response Questionnaire — SHRQ) [52],

· Ж. Торсон с соавт. (Multidimensional Sense of Humor Scale — MSHS) [78],

· К. Крейк с соавт. (Humorous Beha-vior Q-sort Deck — HBQD) [39],

· Г. Миндесс с соавт. (Antioch Humor Test) [63].

Создание шкал юмора послужило толчком для развития целого пласта исследований, направленных на поиск связей чувства юмора с другими чертами личности. Положительные корреляции были установлены с такими чертами, как экстраверсия [70], уверенность в себе, внутренний локус контроля, поленезависимость, стрессоустойчивость [52], оптимизм [79] и др., отрицательные корреляции — с уровнем тревожности личности [54].

А. МакДональд приводит данные о зависимости улыбчивости ребенка от порядка его рождения в семье. Дети, рожденные первыми, как правило, характеризуются большей ответственностью и, как следствие, меньшей улыбчивостью по сравнению с остальными детьми [56].

Существуют попытки выделения целостных типов личности, характеризующихся своеобразием чувства юмора. А. Зив описал четыре таких типа [86]:

· эмоциональные экстраверты характеризуются агрессивным чувством юмора; это
активные, агрессивные, импульсивные, холерические личности;

· стабильным экстравертам присущ легкий юмор по поводу межличностных
отношений; это сангвиники, легкие в общении, заботливые люди;

· стабильные интроверты предпочитают интеллектуальный юмор, поскольку они
флегматичны, пассивны, осторожны, подозрительны;

· эмоциональные интроверты вовсе не любят юмор, они мрачны, пессимистичны,
меланхоличны, тревожны.

Наличие гендерных различий в отношении чувства юмора показано многими авторами ([35], [40], [52], [53]), однако их природа остается неясной.

129

Наибольший общественный резонанс получили исследования, демонстрирующие адаптивную роль юмора. Получены данные о том, что чувство юмора снижает чувствительность к боли ([65], [80], [84]), помогает справляться с гневом ([38], [43], [73]) и агрессией [71], способствует преодолению тревоги [42] и стресса ([3], [31], [48], [52], [60], [75]), помогает адаптироваться в экстремальных условиях [12], повышает эффективность лечения при различных заболеваниях [37].

Однако, как показали Р. Мартин [60], С. Султанофф [75], Ж. Керш и Н. Куипер [47] и другие, чувство юмора не является однородным, с точки зрения своей адаптивности и терапевтичности. Собственно говоря, близкие представления возникали уже в работах классических философов ([2], [6], [7], [10], [13] и др.). Многие современные авторы противопоставляют юмор и сатиру как позитивный (жизнеутверждающий) и негативный (деструктивный) виды комизма [5], [8], [9], [14], [18].

Ж. Керш и Н. Куипер выделили три типа юмора: 1) социальный юмор, направленный на установление эмоционально теплых межличностных отношений; 2) сальный, агрессивный юмор; 3) нарочитый юмор, ориентированный на демонстрацию собственного остроумия [47]. Если первый тип (или фактор) юмора, как правило, имеет

05.10.2012


122

Позитивный смысл, с точки зрения адаптации личности в социуме, то следующие два — негативный. Ж. Керш и Н. Куипер показали также связь выделенных типов юмора с такими фундаментальными характеристиками личности, как индивидуализм и коллективизм (ориентация на себя и ориентация на социальные отношения). Предпочтение людьми социального юмора положительно коррелирует с высоким уровнем у них позитивного индивидуализма и позитивного коллективизма: эти люди позитивно оценивают себя как автономную личность и получают позитивный опыт в межличностных отношениях. Предпочтение сального и агрессивного юмора коррелирует с высоким уровнем негативного индивидуализма, т. е. для таких людей характерно игнорирование мнения окружающих наряду с завышенными личностными стандартами и агрессивностью. Предпочтение нарочитого юмора коррелирует с высоким уровнем негативного коллективизма, а также с повышением уровня негативного индивидуализма. Для этих людей наиболее важным становится «соответствовать», «не уронить себя» в глазах окружающих.

Р. Мартин в обзорной статье на тему терапевтической функции юмора показал, что восприятие юмора может оказывать воздействие на состояние здоровья по разным механизмам [60]: 1) за счет физиологических изменений, возникающих при смехе, 2) позитивного эмоционального состояния, 3) специфического юмористического взгляда на жизнь, 4) повышения социальной адаптации, усиления социальной поддержки (чувство юмора повышает социальную привлекательность человека, в том числе — сексуальную [67]).

Несмотря на то, что результаты исследований терапевтического влияния юмора весьма противоречивы [60], в настоящее время становятся все более популярными различные тренинги, ориентированные на развитие чувства юмора [16], [17], [64].

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧУВСТВА ЮМОРА В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Исследований нарушения чувства юмора при психических заболеваниях до сих пор крайне мало, несмотря на то, что многие авторы подчеркивают их актуальность [47]. Можно выделить два основных подхода к изучению чувства юмора в клинической психологии. Один из них предполагает наличие качественной специфики юмора больных с психическими нарушениями, другой — только количественной. В рамках последнего подхода выполнены, например, исследования, в которых наличие психического заболевания у испытуемых учитывается только в связи с повышением у них уровня тревоги, по сравнению с группой здоровых людей [54].

130

Предполагается, что чувство юмора у таких больных «снижается».

Р. Уайр и Дж. Коллинз [83] на основе своей теории восприятия юмора показали, что у больных с тревожными расстройствами чувство юмора может снижаться в связи с повышением сложности когнитивного восприятия материала. Наличие высокого уровня фоновой тревоги повышает уровень общей активации и тем самым затрудняет интеллектуальное понимание юмористического события, что, в свою очередь, может препятствовать возникновению чувства смешного. Однако влияние фактора тревожности на возникновение чувства смешного неоднозначно, оно зависит от объективного уровня интеллектуальной сложности шутки.

Большинство исследователей предполагают наличие различных нарушений чувства

05.10.2012


122

Юмора в зависимости от нозологии. Так, Д. Марджорам с соавт. показали, что больные шизофренией хуже понимают юмор, по сравнению со здоровыми людьми. Это связано со снижением у них способности к пониманию внутреннего состояния других людей [58]. Исследование Н. Куипера с соавт. показало, что у больных клиническими формами депрессии чувство юмора снижается в целом, в то время как у больных шизофренией оно снижается только по некоторым показателям [49], [50]. Ж. Керш и Н. Куипер предположили, что снижение чувства юмора при депрессии может обусловливаться характерными для этих больных тенденциями к самообвинению, самоуничижению, самокритике [46], [47]. А. Верт, М. Перкинс и Дж. Бучер проанализировали единичный случай наличия неординарного чувства юмора у взрослой женщины с аутизмом [81]. Традиционно многие авторы отмечали неспособность таких больных к юмору [33], [82]. Тем не менее некоторые данные свидетельствуют о том, что определенное чувство юмора при аутизме все же развивается [62]. Указанные авторы считают, что описанный ими случай можно рассматривать как искажение в развитии психических функций, характерное для аутизма в целом, по аналогии, например, с необычными способностями к счету и т. п.

Качественный подход к изучению нарушений чувства юмора предлагал А. Н. Лук [25][27]. По его мнению, чувство юмора приобретает определенную специфику при разных психических заболеваниях. А. Н. Лук рассматривал психологическую структуру чувства юмора и остроумия. Чувство юмора предполагает: 1) наличие установки на отыскание нелепостей в повседневной жизни и способности к этому (мотивация и интеллект), 2) способность к отчуждению этих нелепостей, что онтогенетически напрямую связано со способностью к сопереживанию, эмпатии, способностью поставить себя на место другого и наоборот (рефлексия). Психологическая структура остроумия включает: а) определенный эмоциональный фон (отношение к ситуации в целом, злободневность остроты) и б) способность обнаруживать связи и закономерности в хаосе. Далее А. Н. Лук анализировал возможные нарушения чувства юмора при психических заболеваниях. Он считал, что при шизофрении больные перестают адекватно реагировать на шутку (смеяться) в связи с уплощением эмоций, потерей эмоциональной вовлеченности. При этом способность чисто интеллектуального понимания смысла шутки у них остается сохранной вплоть до формирования интеллектуального дефекта. При эпилепсии же (с относительной сохранностью эмоционального компонента юмора) вязкость больных не позволяет им за множеством деталей уяснить суть шутки, что приводит к потере смысла. А. Н. Лук также указывал на возможное «снижение уровня острот» при органической патологии мозга (вероятно, аналогично снижению уровня обобщений в интеллектуальной деятельности). Он писал, что нарушения чувства юмора и остроумия могут возникать у больных склерозом мозговых сосудов значительно раньше каких-либо других симптомов, являясь, следовательно, важным диагностическим показателем.

131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что современные представления о чувстве юмора являются самыми общими и требуют дальнейших исследований, как теоретических, так и эмпирических. Наиболее перспективным, с этой точки зрения, кажется изучение чувства юмора как психической функции, подразумевающей наличие собственной специфики, а также

05.10.2012


122

11


Сложных функциональных связей с другими психическими функциями. Анализ психологических факторов восприятия смешного позволит увидеть по-новому действие чувства юмора на физиологическом, а также личностном уровне.

Как известно, чувство смешного является одним из наиболее неуловимых предметов исследования, поскольку его возникновение зависит от целого комплекса факторов. Обычно человеку трудно сказать, почему что-либо вызвало у него смех. Еще труднее проанализировать это стороннему наблюдателю. Гораздо легче выявить причины того, почему чувство смешного не возникает при каких-то обстоятельствах, чем то, как оно возникает. Поэтому естественным путем для изучения восприятия юмора становятся клинические исследования.

1. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура // М. М. Бахтин как философ. М.: Наука,

1992.

2. Аристотель. Поэтика // Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, 1998.

3. Асмолов А. Г., Цветков А. В. Ужас как смешно — черный юмор против терроризма? // Век

Толерантности (научно-публицистический вестн.). Вып. 7. М.: Изд-во МГУ, 2005.

4. Бардышевская М. К., Лебединский В. В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.:

ЧеРо, 2003.

5. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.

М.: Худ. литер., 1990.

6. Бергсон А. Смех // Бергсон А., Сартр Ж.-П., Симон К.: Сб. Биб-ка «Лауреаты Нобелевской

Премии». М.: Панорама, 2000.

7. Бергсон А. Смех в жизни и на сцене. СПб., 1900.

8. Борев Ю. Комическое. М.: Искусство, 1970.

9. Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1969.

10. Гегель Г. Эстетика: В 4 т. Т. 2, 3. М.: Искусство, 1969.

11. Гилберт Дж. Н., Малкей М. Открывая ящик Пандоры. М.: Прогресс, 1987.

12. Дедов Н. П. Диагностирующая и регулирующая роль юмора в экстремальных условиях: Автореф. канд. дис. М., 2000.

13. Декарт Р. О страстях души // Избр. произв. М.: Госполитиздат, 1950.

14. Дземидок Б. О комическом. М.: Искусство, 1974.

15. Иванова Е. М. Восприятие и категоризация юмористической информации при психических заболеваниях // Социальные, экологические и экономические аспекты информационных технологий. М., 2003. С. 58–62.

16. Иванова Т. В. Обучающая программа «Восприятие комического» // Журн. практ. психолога. 1998. № 5. С. 57–61.

17. Иванова Т. В. Остроумие и креативность // Вопр. психол. 2002. № 1. С. 76–87.

18. Иванова Т. В. Психология восприятия комического. Самара, 2002.

19. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.

20. Измайлов Ч. А., Черноризов А. М. Психофизиологические основы эмоций. М.: Изд-во МГУ, 2004.

21. Курганов Е. Анекдот как жанр. СПб.: Акад. проект, 1997.

22. Ликок С. Юмористические рассказы. М.: Худ. литер., 1962.

23. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. СПб.: Наука, 1999.

24. Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984.

25. Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. М.: Наука, 1968.

26. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977.

27. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Наука, 1982.

28. Мусийчук М. В. О сходстве приемов остроумия и механизмов построения парадоксальных задач // Вопр. психол. 2003. № 6. С. 99–105.

29. Романова В. Кросскультурные исследования младенчества в психологии // Вопр. психол. 1997. № 5. С. 118–129.


122

12


30. Успенский Б. А. Поэтика композиции. М.: Азбука, 2000.

31. Цветков А. В. Юмор и стили реакции личности на критическую ситуацию // Материалы второй научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых МПСИ: Тезисы докладов. Ч. 3. М.: МПСИ, 2004. С. 27–29.

32. Apter M. J. The experience of motivation: The theory of psychological reversals. San Diego, CA: Acad. Press, 1982.

33. Asperger H. Autistic psychopathy in childhood // Frith U. (ed.). Autism and asperger syndrome. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1992. P. 37–92.

132

34. Babad Y. E., Alexander I. E., Babad E. Y. Returning the smile of the stranger // Monogr. of the Society for Research in Child Development. 1983. Ser. N 203. V. 48. N 5.

35. Barreca R. They used to call me snow white — but I drifted: Women’s strategic use of humor paperback. Penguin, USA, 1992.

36. Barry R. R. Recognizing unconscious humor in psychoanalysis // Strean H. S. (ed.). The use of humor in psychotherapy. Northvale, NJ: Jason Aronson, 1994.

37. Chapple A., Ziebland S. The role of humor for men with testicular cancer // Qualitative Health Res. 2004. V. 14. N 8, Oct. P. 1123–1139.

38. Controlling anger — before it controls you. (Online article published by Am. Psychol. Ass. 2004. Http://www. apahelpcenter. org/articles/article. php? id=29)

39. Craik K., Lampert M., Nelson A. Sense of humor and styles of everyday humorous conduct // Humor: Intern. J. Humor Res. 1996. N 9(3/4). P. 273–302.

40. Crawford M., Gressley D. Creativity, caring and context: Women’s and men's accounts of humor preferences and practices // Psychol. of Women Quart. 1991. N 5. P. 217–231.

41. Dillon K. M., Minchoff B., Baker K. H. Positive emotional states and enhancement of the immune system // Intern. J. Psychiatry in Medicine. 1985. N 15. P. 13–17.

42. Doris J., Fierman E. Humor and enxiety // Levine J. (ed.). Motivation in humor. N. Y., 1969.

43. Dworkin E. S., Efran J. S. The angered: Their susceptibility to varieties of humor // J. Pers. and Soc. Psychol. 1967. V. 6. N 2. P. 233–236.

44. Ekman P., Friesen W. V. Unmasking the face: A guide to recognizing emotions from facial clues. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1975.

45. Greig J. Y.T. The psychology of laughter and comedy. N. Y.: Cooper Square Publ., 1969.

46. Kirsh G. A., Kuiper N. A. Individualism and relatedness themes in the context of gender, depression and a self-schema model of emotion // Canad. Psychol. 2002. N 43. P. 76–90.

47. Kirsh G. A., Kuiper N. A. Positive and negative aspects of sense of humor: Associations with the constructs of individualism and relatedness // Hu-mor: Intern. J. Humor Res. 2003. N 16(1). P. 33–62.

48. Klein A. How can you laugh at a time like this? (Online article published by Am. Ass. of Therapeutic Humor. 2001. Http://aath. org/art klein01.htlm)

49. Kuiper N. et al. Sense of humor, self-concept and psychological well-being in psychiatric inpatients // Humor: Intern. J. Humor Res. 1998. N 11(4). P. 357– 381.

50. Kuiper N., Olinger J. Humor and mental health // Friedman H. (ed.). Encyclopedia of mental health. V. 2. San Diego, CA: Acad. Press, 1998. P. 445–457.

51. Lefcourt H. M., Davidson-Katz K., Kueneman K. Humor and immune-system functioning // Humor: Intern. J. Humor Res. 1990. N 3. P. 305–321.

52. Lefcourt H. M., Martin R. A. Humor and life stress: Antidote to adversity. N. Y.: Springer-Verlag, 1986.

53. Lefcourt H. M., Thomas S. Humor and stress revisited // Ruch W. (ed.). The sense of humor: Explorations of a personality characteristic. Berlin; N. Y.: Mouton de Gruyter, 1998. P. 179–202.

54. Levine J., Abelson R. Humor as a disturbing stimulus // Levine J. (ed.). Motivation in humor. N. Y.: Atherton Press, 1969.

55. Long D. L., Graesser A. C. Wit and humor in discourse processing // Discourse Processes. 1988. N

05.10.2012


122

13


11. P. 35–60.

56. MacDonald A. P. Manifestations of differential levels of socialization by birth order // Devel. Psychol. 1969. N 1. P. 485–492.

57. Malamud D. J. The laughing game: An exercise for sharpening awareness of self-responsibility // Strean H. S. (ed.). The use of humor in psychotherapy. Northvale, NJ: Jason Aronson, 1994.

58. Marjoram D. et al. Mind reading cartoons: A pictorial theory of mind study in people with schizophrenia // Schizophrenia research. Abstracts of the XIIth biennial winter workshop on schizophrenia. Davos, Switzerland, Feb. 7–13, 2004.

59. Martin R. A. Humor and laughter // Kazdin A. E. (ed.). Encyclopedia of psychology. V. 4. N. Y.: Oxford Univ. Press, 2000.

60. Martin R. A. Humor, laughter and physical health. Methodological issues and research findings // Psychol. Bull. 2001. V. 127. N 4. P. 504–519.

61. McGee P. E. Humor: Its origin and development. N. Y., 1979.

62. Mesibov G. B. Treatment issues with high-functioning adolescents and adults with autism // Schopler E., Mesibov G. B. (eds). High-functioning individuals with futism. N. Y.: Plenum Press, 1992. P. 143–155.

63. Mindess H. et al. The Antioch Humor Test: Making sense of humor. N. Y.: Avon, 1985.

64. Nevo O., Aharonson H., Klingman A. The development and evaluation of a systematic program for improving sense of humor // Ruch W. (ed.). The sense of humor: Explorations of a personality characteristic. Berlin; N. Y.: Mouton de Gruyter, 1998. P. 384–404.

65. Nevo O., Keinan G., Teshimovsky-Ardity M. Humor and pain tolerance // Humor: Intern. J. Humor Res. 1993. N 6. P. 71–88.

66. Poland W. S. The gift of laughter // Strean H. S. (ed.). The use of humor in psychotherapy. Northvale, NJ: Jason Aronson, 1994.

67. Pri est R. F., Thein M. T. Humor appreciation in marriage: Spousal similarity, assortative mating and disaffection // Humor: Intern. J. Humor Res. 2003. N 16(1). P. 63–78.

68. Prerost F. J. Humor as an intervention strategy // Strean H. S. (ed.). The use of humor in
psychotherapy. Northvale, NJ: Jason Aronson, 1994.

69. Rothbart M. K. Psychological approaches to the study of humor // Chapman A. J., Foot H. C. (eds).

133

It’s a funny thing, humor. Elmsford, NY: Pergamon Press Inc., 1977.

70. Ruch W. Exhilaration and humor // Lewis M., Haviland J. M. (eds). Handbook of emotions. N. Y.; L., 1993. P. 605–615.

71. Singer D. L., Gollob H. F., Levine J. Inhibitions and enjoyment of aggressive humor // Levine J. (ed.). Motivation in humor. N. Y.: Atherton Press, 1969.

72. Strean H. S. (ed.) The use of humor in psychotherapy. Northvale, NJ: Jason Aronson, 1994.

73. Strickland J. F. Motivation arousal on humor preferences // Levine J. (ed.) Motivation in humor. N. Y.: Atherton Press, 1969.

74. Suls J. M. Cognitive processes in humor appreciation // McGee P. E., Goldstein J. (eds). Handbook of humor research: Basic issues. N. Y., 1983. V. 1. P. 39–57.

75. Sultanoff S. Levity defies gravity: Using humor in crisis situations // Therapeutic Humor. 1995. Sept. V. IX. N 3. P. 1–2.

76. Svebak S. Revised questionnaire on the sense of humor // Scandinav. J. Psychol. 1974. N 15. P. 328– 331.

77. Szalkowski M. Humour research: в изучении юмора нет ничего смешного // Membrana. 5.03.2003. Http://www. membrana. ru/print. html?1046882820

78. Thorson J., Powell F. Development and validation of multidimensional sense of humor scale // J. Clin. Psychol. 1993. N 49. P. 13–23.

79. Vilaythong A. P. et al. Humor and hope: Can humor increase hope? // Humor: Intern. J. Humor Res. 2003. N 16(1). P. 79–89.

80. Weisenberg M., Tepper I., Schwarzwald J. Humor as a cognitive technique for increasing pain

05.10.2012


122

14


Tolerance // Pain. 1995. N 63(2). P. 207–212.

81. Werth A., Perkins M., Boucher J. Here’s the weavery looming up // SAGE Publications and The National Autistic Society. 2001. V. 5(2). P. 111–125.

82. Wing L. The autistic spectrum: A guide for parents and professionals. L., 1996.

83. Wyer R. S., Collins J. E. A theory of humor elicitation // Psychol. Rev. 1992. Oct. V. 99. N 4. P. 663– 688.

84. Yoshino S., Fujimori J., Kohda M. Effects of mirthful Laughter on neuroendocrine and immune systems in patients with rheumatoid arthritis // J. Rheumatology. 1996. N 23. P. 793–794.

85. Zigler E., Levine J., Gould L. Cognitive challenge in children’s humor appreciation // Levine J. (ed.). Motivation in humor. N. Y.: Atherton Press, 1969.

86. Ziv A. Personality and sense of humor. N. Y.: Springer Publ., 1984.

Поступила в редакцию 10.III 2005 г.

05.10.2012


133

1


133