РОЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗА ЖИЗНИ В ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

А.Н. ТАТАРКО, Н.М. ЛЕБЕДЕВА, М.А. КОЗЛОВА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 04-06-00155а.

В проведенном авторами исследовании обнаружено, что модернизация образа жизни связана с позитивностью и неопределенностью этнической идентичности. Показано, что уровень модернизации образа жизни отрицательно связан с ценностями традиционализма и консерватизма и положительно — с ценностями гедонизма и аффективной автономии. При этом ценности традиционализма и консерватизма отрицательно связаны с уровнем удовлетворенности жизнью. Уровень модернизации образа жизни также связан с ценностями гармонии, но направление связи в культурах с разным уровнем модернизации может отличаться.

Ключевые слова: Этническая идентичность, ценностно-мотивационная структура, модернизация образа жизни, культуры традиционного и современного типов, удовлетворенность жизнью.

XX в. значительно изменил сложившийся уклад жизни как отдельных людей, так и целых народов. К концу XX столетия существенным трансформациям подверглась культурная и экономическая система даже тех этнических общностей, которые

157

В течение относительно долгого времени сохраняли приверженность традиционной культуре. Комплекс этих изменений описывается понятием Модернизации образа жизни, которая сопровождает модернизацию производства. Концепция модернизации А. Инкелеса и Д. Смита, ставшая классической в ряде работ, которые посвящены изучению всевозможных изменений, описывает этот процесс, сопоставляя «традиционный» и «модернизированный» культурные типы по ряду параметров (изменения характера производства, социальных связей, духовных ценностей и значимых личностных характеристик):

• в традиционных обществах люди включены в докапиталистические экономические отношения, низок уровень грамотности и образования, внутрисемейные социальные связи являются ведущими, преобладает жесткая религиозная система ценностей, личность характеризуется высокой потребностью в аффилиации;

• индустриальное развитие приводит к тому, что большинство населения включается в машинное производство, повышается уровень грамотности и формального образования, внесемейные социальные связи приобретают бóльшую значимость [14].

При анализе литературы нам удалось выделить следующие критерии, по которым можно проводить оценку уровня модернизации образа жизни представителей этнокультурной общности [1], [9], [13].

1. Место проживания (уровень урбанизации населенного пункта). Как правило,
городские жители могут рассматриваться как представители более модернизированной
группы, по сравнению с жителями села.

2. Профессиональная занятость. В данном случае рассматривается вид

05.10.2012


156

Профессиональной деятельности, которой преимущественно занимаются представители определенной этнической группы. Имеет значение, насколько связана данная деятельность с применением современной техники или ориентирована на выполнение работ, не предполагающих использование сложных технических средств.

3. Владение традиционными промыслами, А также степень включенности в
традиционные виды производства в рамках как профессиональной деятельности, так и
проведения досуга.

4. Уровень благосостояния (как правило, представители более модернизированных культур имеют более высокий уровень благосостояния).

5. Тип семьи (состав, число детей, меры по планированию семьи). Для традиционных культур характерны многопоколенные семьи и высокая детность.

6. Характер проведения досуга. В традиционных культурах досуг чаще проводится в кругу семьи, в культурах современного типа (модернизированных культурах) — с друзьями, коллегами по работе.

7. Уровень образования. С повышением модернизации культуры повышается уровень образования ее представителей.

8. Жилищные условия (уровень обустроенности и технической оснащенности).

9. Тип питания (Традиционный, обусловленный природно-экологической средой или же предполагающий преимущественное использование покупных продуктов питания, что указывает на бόльшую модернизированность культуры).

10. Круг общения. Представители традиционных культур ориентируются преимущественно на внутрисемейный круг общения, модернизированных — на внесемейные социальные контакты.

11. Владение родным языком, компетентность в родной культуре. При модернизации, как правило, происходит утрата родной культуры, снижается роль родного языка, на первое место выходит язык доминирующей этнической общности.

Модернизацию нельзя рассматривать как изменение лишь внешних характеристик группы, хотя переход к новому типу производства, повышение уровня образования и т. п. — наиболее очевидные ее последствия. С нашей точки зрения, модернизация

158

Предполагает более глубокие качественные трансформации сложившейся этнокультурной системы: изменение ценностных ориентаций и их иерархии, смену критериев оценки удовлетворенности жизнью и представлений о собственном благополучии, и в соответствии с этим — переоценку статуса своей группы (в нашем случае — этнокультурной общности), а также ее места в меняющихся условиях. Принятие этих изменений и представляет главную проблему для этнокультурной общности, что сказывается на отношении ее представителей к себе, собственной идентичности, а также на отношениях с другими этническими группами.

В этой связи возникает вопрос: как могут соотноситься ценности обществ современного типа и традиционных культур? Ценности являются «ядерным», по выражению Г. Хофстеда, образованием культуры [16]. Таким образом, в периоды сильных социально-экономических и культурных трансформаций изменению может подлежать и структура ценностей общества.

С. Шварц, исследования которого были направлены на поиск универсалий в ценностях различных культур, предложил два уровня анализа ценностей — Индивидуальный И Культурный. На индивидуальном уровне им было выделено десять

05.10.2012


156

3


Типов универсальных ценностей: Власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, заботливость, традиции, конформизм, безопасность [18].

На культурном уровне могут пролегать наиболее значительные различия между ценностями культур современного и традиционного типов. Для измерения ценностей на культурном уровне C. Шварц предложил следующие биполярные оси: Консерватизм — автономия, иерархия — равноправие и мастерство — гармония [3].

Руководствуясь подходом C. Шварца и опираясь на концепцию модернизации А. Инкелеса и Д. Смита, можно предположить, что основные направления различий в ценностно-мотивационной структуре между культурами современного типа и культурами, отличающимися традиционным укладом жизни, пролегают по следующим осям.

1. Культуры современного типа тяготеют к полюсу Автономии (личность рассматривается как независимая, уверенная в себе, ценящая свою уникальность, стремящаяся выразить собственные внутренние качества), а культуры традиционного типа — к полюсу Консерватизма (личность рассматривается как принадлежащая группе, видящая смысл жизни в социальных связях, идентификации с группой и разделении общего образа жизни).

2. Доминирующая культура современного типа (в нашем исследовании она представлена русским этносом) расположена ближе к полюсу Равноправия, в таких культурах для всех людей существуют одни и те же моральные нормы и интересы. В людях воспитывается внутреннее согласие с ценностью добровольного объединения с другими и заботы об их благе.

Представители культур традиционного типа, скорее, тяготеют к полюсу Иерархии. В культурах, придающих большое значение данной ценности, людей учат подчиняться обязанностям и правилам, предписанным их ролями, и наказывают, если они не делают этого. Этот тип ценностей опирается на легитимность неравного распределения власти, ролей и ресурсов (социальная власть, авторитет, подчинение, богатство).

3. Культуры современного типа располагаются на полюсе Мастерства (люди активно
стремятся подчинить себе и изменить природный и социальный мир, контролировать и
использовать его в личных или групповых интересах), а культуры традиционного типа —
на полюсе Гармонии (люди принимают мир таким, каков он есть, пытаясь скорее
сохранить, чем изменить или использовать его). Этот тип ценностей основан на
установлении гармонии со средой (Единство с природой, защита окружающей среды,
мир прекрасного
) [3].

Вместе с изменениями, которые влечет за собой модернизация современного общества, представители традиционных культур вынуждены менять свою ценностно-159

Мотивационную структуру. Изменение структуры ценностей в традиционных обществах сопряжено с трансформациями этнической идентичности их представителей, с ее размыванием, т. е. повышением неопределенности или маргинальности.

Определенность этнической идентичности чрезвычайно важна для адаптации к изменениям в культуре и сохранения психического здоровья. Канадский исследователь Д. Тэйлор указывает на то, что психологически здоровый индивид имеет четко определенную коллективную (этническую, культурную) идентичность. Такой индивид готов к осмысленному, позитивному взаимодействию с физической и социальной средой,

05.10.2012


156

4


И, что самое важное, он Готов взаимодействовать с изменяющимся миром [19]. У
маргинальной в плане этнической самоидентификации личности развивается целый
комплекс неблагоприятных индивидуально-психологических свойств,

Свидетельствующих о фрустрированности: ощущение психологической незащищенности, замкнутость, низкий уровень притязаний, пассивность, нежелание отстаивать ценности своего рода и этнической общности [6; 7].

В зарубежной литературе помимо понятия «маргинальность» используется понятие неопределенности этнической идентичности [11; 19]. С нашей точки зрения, оно более точно описывает процесс размывания этнической и культурной идентичности представителей традиционных культур в модернизируемом обществе, чем понятие маргинальности, которое означает скорее двойственность. В чем специфика этого измерения этнической идентичности?

Р. Браун [11] пишет, что существуют три основные стратегии манипулирования определенностью групповой идентичности: декатегоризация, рекатегоризация и категоризация. Декатегоризация Заключается в том, что путем специальных воздействий снижается акцент или значимость групповых идентичностей, и это приводит к повышению толерантности межгрупповых установок. Смысл Рекатегоризации Состоит в том, что какая-либо общая надгрупповая идентичность выпячивается и делается наиболее ясной, что позволяет снизить проблему межгрупповой дифференциации и также повысить позитивность межгрупповых установок. Категоризация Описывает процесс создания кооперации путем поддержания четкой, определенной групповой идентичности взаимодействующих общностей. Последняя стратегия была предложена Р. Брауном, который отметил, что Есть преимущество в сохранении некоторого минимума определенности групповой идентичности до тех пор, пока это способствует успешному межгрупповому контакту [11].

С этими результатами созвучны взгляды канадского исследователя Д. Тейлора [19], который в своей теории Я-концепции выделил четыре ключевых компонента: личностная идентичность, личностное самоуважение, коллективная идентичность, коллективное самоуважение. Центральным компонентом в структуре Я-концепции он считает Коллективную идентичность, которая, по его мнению, важнее, чем индивидуальная. При этом автор акцентирует внимание на том, что коллективная идентичность должна быть определенной, Последствия отсутствия определенности коллективной идентичности катастрофичны. Этнические меньшинства, с точки зрения Д. Тейлора, очень часто страдают именно от отсутствия определенной коллективной (этнической) идентичности [19].

Другой важной характеристикой идентичности, которую необходимо рассмотреть в
данном контексте, является Валентность Идентичности (степень

Позитивности/негативности). В литературе есть множество данных, указывающих на то, что Негативная коллективная (этническая, культурная) идентичность связана с негативным отношением к представителям иных этнических и культурных групп (см. обзор в [11]).

В качестве характеристики, описывающей результат адаптационных процессов личности и характеризующей ее готовность к изменению своей жизненной ситуации (в том числе и изменение отношения к собственному здоровью), мы предлагаем использовать понятие Субъективная оценка

160

05.10.2012


156

5


Качества жизни, или удовлетворенность жизнью. Данное понятие отражает восприятие индивидами их положения в жизни, в контексте культуры и систем ценностей, в которых они живут, в соответствии с их собственными целями, ожиданиями и стандартами. В каждой культуре существуют доминирующие ценности и цели, определяемые самой культурой. Степень соответствия между индивидуальными целями и целями, одобряемыми в культуре, согласно модели C. Оайши [12], ведет к развитию позитивных чувств индивида. Таким образом, индивидуальные цели являются своего рода посредником между культурой и субъективной оценкой качества жизни.

Рассматривая взаимосвязь идентичности личности и субъективной оценки качества жизни, можно отметить, что целостность и интегрированность различных подструктур идентичности, является необходимым условием психического здоровья и позитивной оценки качества жизни, что было продемонстрировано на примере американской и корейской культур [12].

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель Исследования: изучение взаимосвязи ценностно-мотивационной структуры и характеристик этнической идентичности с модернизацией образа жизни.

Объект Исследования: представители двух этнических групп, отличающиеся по уровню модернизации образа жизни (русские из Москвы и армяне из Еревана).

Предмет Исследования: изменения этнической идентичности и ценностно-мотивационной структуры, вызываемые модернизацией культуры.

Задачи Исследования:

1. Создание и апробация психологического инструментария для оценки уровня
модернизации образа жизни представителей определенной этнической группы.

2. Изучение связи модернизации образа жизни с ценностно-мотивационной
структурой и характеристиками этнической идентичности представителей различных
этнических групп.

Теоретическая гипотеза: Модернизация образа жизни связана с трансформациями ценностно-мотивационной структуры и коллективной (культурной, этнической) идентичности.

Исследовательские гипотезы:

1. В различных культурах уровень модернизации образа жизни связан со следующими ценностями: на индивидуальном уровне отрицательная связь с ценностями Традиционализма, на культурном уровне — с ценностями Консерватизма, аффективной автономии, гармонии.

2. Процессы модернизации культуры сопряжены с повышением неопределенности и негативности этнической идентичности ее представителей.

3. Изменения в ценностно-мотивационной структуре и этнической идентичности
связаны с модернизацией и могут сказываться на удовлетворенности качеством жизни.

Выборка. В исследовании приняли участие 175 респондентов: 115 человек — русские студенты, проживающие в Москве и 60 человек — армяне, студенты и работники гуманитарных специальностей, проживающие в Армении (Ереван). В выборку вошло 117 женщин и 58 мужчин, средний возраст респондентов 25 лет (медиана 23 года).

ИЗУЧАЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДИКИ

1. Уровень модернизации образа жизни. На основе вышеуказанных критериев

05.10.2012


156

6


Модернизации нами была разработана специальная шкала для оценки уровня модернизации образа жизни представителей обеих этнических групп. Шкала включала восемь вопросов. Примеры вопросов с вариантами ответов:

1) Используете ли Вы в повседневном быту какие-либо предметы национальной
утвари?

А) не использую, б) использую редко, в) использую часто.

161

2) Соблюдаете ли Вы национальные обычаи?

А) я не знаю национальных обычаев, б) соблюдаю частично, в) да, соблюдаю полностью.

3) Укажите населенный пункт, в котором Вы проживаете: а) село, б) поселок
городского типа, в) город.

4) С кем Вы чаще проводите свободное время?

А) с супругой и детьми, б) с близкими и дальними родственниками, в) с друзьями и сослуживцами.

Чем выше балл по данной шкале, тем выше уровень модернизации образа жизни представителей изучаемой этнической группы.

2. Ценностно-мотивационная структура Изучалась с помощью Опросника структуры ценностей (PVQ) С. Шварца. Ценности выявлялись на двух уровнях — индивидуальном (власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, заботливость, традиции, конформизм, безопасность) и культурном (консерватизм, интеллектуальная автономия, аффективная автономия, иерархия, равноправие, мастерство, гармония). Подробное описание ценностей приводится в [3; 4].

3. Этническая идентичность; Изучались две ее характеристики — определенность и валентность (позитивность/негативность) [2; 10]. Для оценки степени определенности этнической идентичности использовалась разработанная авторами шкала, состоящая из четырех пунктов (два прямых и два обратных). Размерность шкалы — от 4 баллов (определенная идентичность) до 20 баллов (неопределенная идентичность). Примеры утверждений: «Я не уверен, что являюсь представителем того народа, к которому относят меня окружающие» (прямое утверждение), «Несмотря на то, что вокруг меня живет столько разных народов, я всегда ясно осознаю свои национальные корни» (обратное).

Валентность этнической идентичности измерялась с помощью специальной шкалы, состоящей из четырех пунктов (два прямых и два обратных). Минимальный балл шкалы — 4 балла (негативная идентичность), максимальный — 20 (позитивная идентичность). Примеры вопросов: «За границей мне было бы приятно ощущать себя представителем именно своего народа» (прямое утверждение), «Я не люблю, когда меня лишний раз спрашивают о моей национальности, и в подобных случаях стараюсь аккуратно сменить тему разговора» (обратное).

4. Субъективная оценка качества жизни Исследовалась с помощью «Шкалы
субъективной оценки качества жизни» К. Риф [17], в которой выделены психологические
составляющие субъективной оценки качества жизни, это: 1) автономия, 2) управление
ситуацией, 3) уровень личностного развития, 4) позитивные отношения с другими, 5)
наличие цели в жизни, 6) самопринятие. Автор создала опросник для оценки
удовлетворенности жизнью по этим шести измерениям в конкретный момент жизни
человека. Данный подход использовался нами при исследовании субъективной оценки
качества жизни.

05.10.2012


156

7


Ответы фиксировались с помощью пяти- и семибалльных шкал.

Обработка Данных проводилась с помощью Statistica и SPSS. Полученные данные обрабатывались путем: 1) корреляционного анализа (вычислялся коэффициент корреляции Спирмена (r), устойчивый к отклонению распределений переменных от нормальности); 2) множественного регрессионного анализа (метод Stepwise); 3) для оценки нормальности распределения использовался критерий Колмогорова — Смирнова; 4) для выявления значимых различий между показателями в группах использовался U-критерий Манна — Уитни; 5) для определения внутренней согласованности психологических оценок использовалась процедура Reliability (пакет SPSS), вычислялся коэффициент α-Кронбаха.

РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Взаимосвязь уровня модернизации образа жизни с ценностно-мотивационной структурой. В табл. 1 приводятся дескриптивные

162

РОЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗА ЖИЗНИ В ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Статистики шкалы: в целом по всей выборке, на выборке армян и на выборке русских.

С помощью U-критерия Манна — Уитни обнаружено достоверное различие между ответами русских и армян по шкале, оценивающей уровень модернизации образа жизни (P<0,001). Этот уровень у русских респондентов, проживающих в Москве, достоверно выше соответствующего уровня армян, проживающих в Армении. Для выявления взаимосвязи уровня модернизации образа жизни с ценностно-мотивационной структурой на культурном и личностном уровнях проводился корреляционный анализ данных. При этом наша основная цель заключалась в том, чтобы выяснить, какие ценности связаны с модернизацией и какова эта связь.

Из табл. 2 можно видеть, что у русских на индивидуальном уровне модернизация образа жизни связана отрицательно с такими ценностями, как Традиционализм, безопасность, благожелательность, и положительно — с ценностями власти и гедонизма. У армян на индивидуальном уровне модернизация образа жизни отрицательно связана с Конформностью и традиционализмом И положительно — с ценностью Гедонизма.

Что касается уровня культуры, то у русских выявлена отрицательная связь модернизации образа жизни с ценностями Консерватизма И Гармонии И положительная — с Аффективной автономией (независимой устремленностью человека к переживанию положительных эмоций), а у армян — отрицательная связь с ценностью Консерватизма, и положительная с ценностями Гармонии, аффективной автономии, интеллектуальной автономии.

05.10.2012


156 8

РОЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗА ЖИЗНИ В ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Помимо различий в связях ценностно-мотивационной структуры и уровня модернизации образа жизни у армян и русских наблюдается ряд сходств. На индивидуальном уровне в обеих группах модернизация связана с ценностями Традиционализма И Гедонизма, на культурном уровне — с ценностями Консерватизма, гармонии, аффективной автономии. Величина коэффициента α-Кронбаха для этих пяти переменных на всей выборке (175 человек) составила 0,75; величина коэффициента интеркорреляции между указанными переменными на всей совокупности данных — 0,56. Это позволяет предположить, что данные ценности зависят от общего фактора — уровня модернизации.

2. Взаимосвязь уровня модернизации образа жизни с характеристиками идентичности (валентностью и определенностью). Корреляционный анализ (табл. 3) показал, что в обеих этнических группах наблюдается положительная взаимосвязь неопределенности идентичности и модернизации образа жизни, т. е. модернизация может сопровождаться «размыванием» этничности.

163

РОЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗА ЖИЗНИ В ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

05.10.2012


156

Также в обеих группах выявлена отрицательная связь валентности и модернизации образа жизни. Можно сказать, что модернизация жизни сопряжена со снижением позитивности этнической идентичности, особенно в группе, характеризующейся более высоким уровнем традиционности.

Итак, модернизация образа жизни в обеих этнических группах взаимосвязана с валентностью и определенностью этнической идентичности и такими ценностями как: Традиционализм И Гедонизм (на индивидуальном уровне), а также Консерватизм, Гармония, аффективная автономия (на культурном уровне).

Определялась взаимосвязь субъективной оценки качества жизни с уровнем модернизации по всей выборке (N=175). Оказалось, что модернизация положительно связана с субъективной оценкой качества жизни R=0,16 при P<0,05. Чтобы оценить, насколько субъективная оценка качества жизни зависит от состояния этнической идентичности и ценностей, связанных с модернизацией, проводился регрессионный анализ данных всей выборки (N=175). Результаты регрессионного анализа приведены в табл. 4.

Результаты регрессионного анализа указывают на то, что субъективная оценка качества жизни взаимосвязана с обеими характеристиками этнической идентичности — положительно с валентностью и неопределенностью. Также обнаружена положительная взаимосвязь субъективной оценки качества жизни с ценностями Гармонии, и отрицательная с ценностями Традиционализма.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Корреляционный анализ позволил установить взаимосвязь уровня модернизации жизни с ценностно-мотивационной структурой личности на индивидуальном и культурном уровнях. В этнических группах, статистически значимо различающихся по уровню модернизации образа жизни, взаимосвязи носят как различный, так и сходный характер. Рассмотрим сначала те взаимосвязи, которые наблюдаются в обеих этнических группах.

Модернизация жизни в них отрицательно связана с ценностью Традиционализма. Основная мотивационная цель данной ценности — уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии. Соответственно, если модернизация образа жизни снижает значение данной ценности, то это может способствовать утрате культурной идентичности индивида.

С ценностью Гедонизма Модернизация жизни в обеих группах связана положительно, т. е. изменения в культуре могут приводить к росту значимости данной ценности. Люди в культурах современного типа в большей степени стремятся к удовольствию, наслаждению жизнью, чем представители культур традиционного типа. Более модернизированное общество, кроме того, дает человеку несравнимо больше возможностей для реализации этой ценности, с одной стороны, высвобождая время, которое раньше требовалось на деятельность по жизнеобеспечению, с другой — предоставляя огромный выбор учреждений и мероприятий развлекательного характера и форм проведения досуга.

Модернизация образа жизни отрицательно связана с ценностью Консерватизма, Т. е. значимость данной ценности в культуре снижается в ходе модернизации. В культурах, располагающихся на полюсе консерватизма, личность рассматривается

164

05.10.2012


156

10


РОЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗА ЖИЗНИ В ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Как принадлежащая к группе, видящая смысл жизни в социальных связях, идентификации с группой и разделении общего образа жизни [3]. Таким образом, модернизация образа жизни увеличивает выраженность индивидуализма в культуре. Следовательно, модернизация «смещает» культуру к полюсу Автономии, на котором личность рассматривается как независимая, уверенная в себе, ценящая свою уникальность, стремящаяся к самовыражению. С. Шварц выделил два взаимосвязанных типа автономии: а) Интеллектуальная автономия, основанная на независимости идей и праве индивида следовать своими собственными интеллектуальными путями (любознательность, открытость ума, изобретательность); б) Аффективная автономия, Означающая независимую устремленность индивида к переживанию позитивных эмоций (удовольствие, возбуждение, разнообразие) [18]. В нашем исследовании в обеих группах модернизация образа жизни положительно связана с аффективной автономией, а в группе армян также и с интеллектуальной автономией. Это еще раз доказывает факт смещения культуры к полюсу автономии под влиянием изменений. Такого рода трансформации ценностно-мотивационной сферы необходимы в модернизированном мире, где все большую по сравнению с традиционными обществами значимость приобретает умение самостоятельно планировать свою жизнь, нести ответственность за постоянно совершаемые выборы при решении принципиальных вопросов. Здесь нет той достаточно жесткой регламентации образа жизни и поведения, которая характерна для традиционной культуры.

Интересна выявляемая у русских на индивидуальном уровне отрицательная корреляционная связь модернизации жизни и ценности Безопасности, которая свидетельствует о том, что, включаясь в модернизированную культуру, русские испытывают ощущения риска, связанного с действием ряда факторов. В первую очередь речь идет о значительно меньшей по сравнению с традиционными культурами социальной поддержке, предоставляемой индивиду в более модернизированном обществе, а также о возрастании личной ответственности.

На культурном уровне модернизация жизни также связана с ценностями Гармонии, только у русских отрицательно, а у армян — положительно. Культуры, расположенные на полюсе гармонии, принимают мир таким, каков он есть, пытаясь скорее сохранить, чем изменить или использовать его. Соответственно для группы, имеющей более высокий уровень модернизации образа жизни, характерно стремление к изменению внешнего мира, активному использованию природных ресурсов. В менее модернизированной культуре ценности гармонии не теряют своей значимости. Данное различие можно объяснить различием в уровне модернизации образа жизни — уровень модернизации

05.10.2012


156

Культуры армян ниже, а менее модернизированные

165

Культуры придают большее значение ценностям гармонии.

В обеих этнических группах модернизированность оказалась связанной с характеристиками этнической идентичности (степенью позитивности и степенью неопределенности). И у армян и у русских направленность взаимосвязей одинакова: наблюдается положительная связь с неопределенностью и отрицательная — с валентностью. Можно сказать, что соответствующие изменения в культуре сопряжены с размыванием этничности, повышением ее неопределенности и одновременно со снижением ее позитивности. Модернизация сопровождается, с одной стороны, интенсификацией контактов с представителями аутгрупп, а с другой — возрастающей социальной дифференциацией внутри группы. Это, вероятно, приводит к тому, что значимость этнической идентичности снижается, а ее место занимают другие виды социальной идентичности.

Вместе с тем отметим, что определенная и при этом позитивная этническая идентичность связана с удовлетворенностью качеством жизни. Действительно, самоидентификация с устойчивой, веками складывающейся этнокультурной общностью выступает для человека опорой, особенно необходимой в условиях социальных и культурных изменений. Утрата этой опоры порождает ощущение нестабильности и зыбкости окружающего мира. Следовательно, если модернизация, привнося удобства и блага в жизнь, неблагоприятно сказывается на идентичности, то она вряд ли будет способствовать удовлетворенности качеством жизни, несмотря на реальное повышение уровня жизни.

Помимо характеристик идентичности субъективное качество жизни также отрицательно связано с ценностями традиционализма на индивидуальном уровне и положительно — с ценностями гармонии на культурном (групповом) уровне. Соответственно, можно сказать, что удовлетворенность качеством жизни выше будет в тех культурах, идентичность представителей которых позитивная и определенная, а также в культурах, в которых большее значение придается ценностям гармонии и меньшее — ценностям традиционализма. Сохранить такой баланс довольно сложно, так как ценности традиционализма помогают поддерживать определенную (ясную) этническую идентичность. Модернизация в целом приводит к повышению качества жизни, но ценой утраты культурной и этнической идентичности. Поэтому Модернизация традиционных культур, скорее всего, будет рождать конфликт ценностно-мотивационной структуры и коллективной (культурной, этнической) идентичности личности.

В настоящем исследовании мы получили подтверждение тому, что модернизация образа жизни ведет к глубоким качественным трансформациям сложившейся этнокультурной системы: изменению ценностных ориентаций, смене критериев оценки удовлетворенности жизнью и представлений о собственном благополучии. Однако ее нельзя рассматривать как изменение лишь внешних характеристик группы, хотя переход к новому типу производства, повышение уровня образования и т. п. — наиболее очевидные ее последствия.

Следует заметить, что уровень модернизации образа жизни представителей этнических групп, принявших участие в исследовании, выше среднего, и выявленная закономерность может относиться к представителям высокомодернизированных этнических групп.

05.10.2012


156

12


ВЫВОДЫ

1. Модернизация образа жизни связана с трансформациями ценностно-
мотивационной структуры и коллективной (культурной, этнической) идентичности.

2. Выявленная взаимосвязь модернизации образа жизни с рядом ценностей в
ценностно-мотивационной структуре личности позволяет сказать, что производимые
этим процессом изменения в культуре будут способствовать утрате традиционных норм и
правил и росту индивидуализма. Личность в модернизированы

166

Культурах будет стремиться к свободе и независимости, прежде всего к свободе в своих переживаниях, чувствах, а также к интеллектуальной независимости — свободе в своих мыслях и взглядах.

3. Представители менее модернизированных групп, в которых изменения идут медленнее, стремятся к сохранению гармонии с природой и с собой, что способствует поддержанию ценности гармонии в культуре.

4. Модернизация образа жизни может вызывать повышение неопределенности этнической идентичности и снижение ее позитивности.

5. Поскольку за модернизацию, приводящую к повышению качества жизни, приходится платить размыванием культурной и этнической идентичности, изменения в традиционных культурах могут рождать конфликт ценностно-мотивационной структуры и коллективной (культурной, этнической) идентичности личности.

1. Козлов А. И. и др. Модернизационный стресс у коренного населения севера Западной Сибири.

Препринт. М.: АрктАн-С, 2002.

2. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Социально-психологические факторы этнической
толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах
России // Психол. журн. 2003. Т. 24. № 5. С. 31–45.

3. Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже ХХI века // Психол. журн. 2000. Т. 21. №

3. С. 31–45.

4. Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психол.

Журн. 2001. Т. 22. № 3. С. 73–87.

5. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003.

6. Парк Р. Э. Культурный конфликт и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные

Науки. Сер. 10. Социология. 1998. № 2. С. 172– 175.

7. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: КСП-Плюс, 1999.

8. Урываев В. А. Большие социальные группы и некоторые проблемы медицинской психологии

// Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Т. 3. Ярославль, 2000.

9. Хайруллина Н. Г. Социологическая диагностика этнокультурной ситуации в северном регионе:

Докт. дис. Тюмень, 2001.

10. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Под ред. Н. М. Лебедевой,
А. Н. Татарко, М.: , 2002.

11. Brown R. Group processes. Dynamics within and between groups. N. Y.: Blackwell Publ., 2000.
12.,. Diener E., Suh E. M. (eds). Culture and subjective well-being. L.: MJT Press, 2000.

13. Dressler W. W. «Disorganization», adaptation and arterial blood pressure // Med. Anthropology. 1979. V. 3. P. 225–248.

14. Inkeles A., Smith D. H. Becoming modern. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1974.

15. Inglehart R., Klingeman H.-D. Genes, culture, democracy and happiness // Diener E., Suh E. M. (eds). Culture and subjective well-being. Cambridge, MA: A Bradford Book, 2000. P. 165–183.

05.10.2012


156

13


16. Hofstede G. Cultures and organizations: Software of the mind. L.: McGraw-Hill Book Comp., 1991.

17. Ryff C. D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychol. Sci. 1995. N 4. P. 99–104.

18. Schwartz S. et al. Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement // J. Cross-Cultural Psychol. 2001. V. 32. P. 519–542.

19. Taylor D. The quest for identity. From minority groups to generation Xers: Praeger, 2002.

Поступила в редакцию 26.X 2004 г

05.10.2012


157

1


157 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ