ЗАВИСИМОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПЕРСОНАЖАМ СКАЗКИ ОТ ЕЕ КОМПОЗИЦИИ

Е. Г. АЛЕКСЕЕНКОВА, В. Н. АНДРЕЕВА

Исследуется один из аспектов влияния народной волшебной сказки на формирование этических эталонов у дошкольников. Показана зависимость эмоционального отношения к персонажам сказки, являющегося условием усвоения детьми этических норм, от ее композиционного строя. В работе экспериментально доказано, что нарушение традиционной композиции народной волшебной сказки приводит к несоответствию эмоционального отношения дошкольника объективному характеру нравственной поляризации персонажей сказки и в целом к этической дезориентации ребенка.

Ключевые слова: сказка, этические эталоны, эмоциональное отношение, дошкольники.

В психологии и педагогике сказка традиционно считается одной из форм организации детского опыта. Существование скрытого за незатейливым на первый взгляд сказочным повествованием психодиагностического, развивающего, психокоррекционного,

40

Психотерапевтического потенциала сказки давно осознано в психологии. Однако на сегодняшний день нельзя сказать, что этот потенциал максимально востребован. Интерес к проблеме сказки обусловлен прежде всего потребностями психологической практики при слабом собственно исследовательском интересе. Разработка новых технологий осуществляется в лучшем случае на базе теоретических положений, выдвинутых признанными психологическими направлениями (юнгианство, фрейдизм), а в худшем — либо вообще без необходимого исследовательского и теоретического фундамента, либо на основе нескольких эклектически объединенных предположений, взятых из различных, порой даже по сути противоречащих друг другу, подходов [11].

Анализ литературных источников показывает, что не существует общепринятого определения сказки; проблема типологии сказок также не имеет однозначного решения, что может объясняться чрезвычайным разнообразием сказок и по героям, и по сюжетам, и по композиции, а также тем, что до сих пор не найден тот решающий признак, который мог бы быть положен в основу различения сказок [9], [10], [12]. Тем не менее в ряде работ в качестве особого вида выделена волшебная сказка и ее роль в психическом развитии дошкольника [9], [12].

Вопрос о психологических механизмах такого влияния остается во многом неясным. В качестве основного психологического механизма, обеспечивающего установление и поддержание контакта между внутренним миром ребенка и сказочным миром, называют процесс идентификации ребенка с главным героем, чему способствует ряд специфических особенностей сказки, касающихся и сюжета, и характеристик персонажей, и устройства сказочного мира в целом [2], [11], [13], [16], [20]. Созвучие сказочного мира внутреннему миру ребенка объясняется их одинаковой алогичностью и отсутствием необходимости строить причинно-следственные связи при восприятии сказки, относительной простотой и доступностью стиля и языка сказки, семантической неперегруженностью сказки и т. д.

05.10.2012


39

[2], [6], [13].

В ряде исследований подчеркивается роль сказки в формировании эмоциональной сферы ребенка [13], [14]. Признается посредническая функция сказочно-фольклорного мира между развивающимся детским сознанием и реальностью, между внутренним и внешним объективным миром [2], [11], [16], [20].

Сторонники концепции сказки как механизма сопровождения перехода ребенка из детского состояния во взрослое считают, что многократное прослушивание одних и тех же сказок соответствует отработке инфантильных травм, отыгрыванию страхов и подготовке к переживаниям определенных возрастных кризисов [2], [3], [6].

Согласно представлениям различных авторов, волшебная сказка, обучая ребенка приемам метафоризации, наделяет его мощным орудием адекватного сущностного познания окружающей действительности, проникновения в мир смыслов, скрывающихся за предметами, систематизирования и структурирования приобретаемого и уже существующего опыта. Сказка является источником развития воображения ребенка. Наконец, в наиболее сообразной возрастным особенностям ребенка форме она задает в его сознании полярные эталоны всех основных человеческих категорий, с помощью которых человек строит модель мира и осознает самого себя [10], [14], [16], [20]. К сожалению, многие рассмотренные позиции на сегодняшний день остаются на уровне гипотез из-за отсутствия экспериментального подтверждения.

При анализе сказок нередко подчеркивается наличие в них персонифицированного в форме конфликта ее героев противопоставления добра и зла ([1], [9], [15]), задающего ребенку полярные эталоны для построения «шкалы» оценки нравственности того или иного поступка, для ориентации собственного поведения относительно нее. Однако попытки экспериментально опосредствовать этический поступок ребенка

41

В реальной ситуации нравственного выбора с помощью образцов (эталонов) поведения персонажей сказки показали, что дошкольники, Знающие, как им следовало бы вести себя, все же, как правило, не могут руководствоваться примером поведения сказочного героя [19].

В нашей работе мы исходили из положения о том, что наряду со знанием двух полярных эталонов, воплощающих в конкретной форме категории добра и зла, сопоставлением себя и своих поступков с эталонами самим ребенком важнейшим условием нравственного поведения дошкольника в ситуации морального выбора является обязательное Полярное эмоциональное отношение К этическим эталонам [18], [19].

По мнению ряда исследователей, наиболее ярко противопоставление добра и зла, персонифицированных в образах сказочных персонажей — Героя И Антагониста, представлено В народных волшебных сказках [5], [7], [9], [10], [15].

ЦЕЛЬ, ГИПОТЕЗА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящей работе была поставлена цель — исследовать характер зависимости эмоционального отношения детей старшего дошкольного возраста к персонажам волшебной сказки от ее композиции, в частности, от развязки и реакций Героя На действия Испытателей. При этом мы опирались на выделенную В. Я. Проппом структуру волшебной сказки, включающую семь действующих лиц, выполняющих основные сказочные функции: Антагонист, даритель, помощник, царевна, отправитель, герой,

05.10.2012


39

3


Ложный герой [9].

Гипотеза Исследования заключалась в том, что соответствие эмоционального отношения детей старшего дошкольного возраста объективному характеру нравственной поляризации персонажей народной волшебной сказки зависит от ее композиции (в частности, от характера развязки, включающей в себя ликвидацию начальной беды, возвращение Героя, преследование его Антагонистом И спасение Героя От преследования Антагонистом, а также реакций героя на действия Испытателей).

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие Задачи:

1) изучить характер поляризации эмоционального отношения к персонажам сказки у
детей старшего дошкольного возраста после прослушивания ими традиционной и
искаженной версий народной волшебной сказки;

2) выявить возрастные и гендерные особенности изменения эмоционального
отношения старших дошкольников к действующим лицам искаженной версии народной
волшебной сказки.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач в качестве экспериментального материала использовалась народная волшебная сказка «Гуси-лебеди» [8]. Мы подготовили два варианта этой сказки: традиционный — для проведения в контрольной группе и экспериментальный (с изменением композиции) — для проведения в экспериментальной группе. В исследовании приняли участие 144 ребенка старшего дошкольного возраста (в контрольную группу вошло 70 человек (29 мальчиков и 41 девочка; из них 12 мальчиков и 17 девочек в возрасте 5 лет и 17 мальчиков и 24 девочки в возрасте 6 лет); в экспериментальную группу — 74 человека (29 мальчиков и 45 девочек; из них 17 мальчиков и 12 девочек в возрасте 5 лет и 12 мальчиков и 33 девочки в возрасте 6 лет)).

При создании экспериментального варианта начало сказки оставалось неизменным, модификации касались ее развязки, а именно: при повторной серии испытаний Героя (Сестрицы Аленушки) Печкой, Молочной Речкой, Кисельными Берегами и Яблонькой он во всех случаях реагирует отрицательно, не выполняя просьбы, в форме которых были испытания («съесть ржаного пирожка, киселька, лесного яблочка»), что влечет за собой неспасение от

42

Погони, означающее победу Антагониста, олицетворяющего зло, и поражение Сестрицы Аленушки, воплощающей добро.

Процедура эксперимента включала в себя три этапа.

На первом этапе изучалось эмоциональное отношение детей старшего дошкольного возраста к персонажам народной волшебной сказки до непосредственного предъявления одного из подготовленных вариантов. Для этого использовался Цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный А. М. Эткиндом [17]. В задании № 1 ребенку предлагалось восемь цветовых стимулов (карточек), которые он должен был соотнести с характером следующих персонажей: Братец Иванушка, Баба-Яга, Сестрица Аленушка, Еж, Молочная Речка, Кисельные Берега, Печка, Яблонька. При этом подчеркивалось, что необходимо будет подбирать цвет, подходящий именно к Характеру Сказочного героя, а не к его одежде или внешнему виду. Задание № 2 заключалось в ранжировании цветных карточек,

05.10.2012


39

4


Начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным». Работа проводилась как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Второй этап исследования включал предъявление испытуемым экспериментальной группы варианта сказки с искаженной композицией, а участником контрольной группы — с неизменной композицией.

На третьем этапе исследования осуществлялось повторное применение ЦТО для исследования изменения эмоционального отношения детей к персонажам. При этом специально подчеркивалось, что необходимо подобрать цвета, подходящие для характеров персонажей именно Только что прослушанной сказки, а не вообще для Братца Иванушки, Сестрицы Аленушки и других.

При обработке результатов знак и интенсивность эмоционального отношения дошкольников к тому или иному персонажу определялись местом (рангом) соотносимого с ним цвета в шкале цветовых предпочтений ребенка.

Для статистической обработки результатов эксперимента были использованы следующие методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена (для определения тесноты и направления корреляционной связи между двумя групповыми иерархиями, между двумя признаками, измеренными в одной и той же группе); G-критерий знаков (для оценки достоверности сдвига признака от первого замера ко второму).

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Картину поляризации эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки в контрольной и экспериментальной группах до экспериментальной ситуации можно представить в виде усредненных и упорядоченных по возрастанию ранговых мест персонажей в шкале, где первый ранг соответствует максимально положительному эмоциональному отношению, а восьмой — максимально отрицательному.

Из рис. 1 видно, что в целом старшие дошкольники как контрольной, так и экспериментальной групп имеют сходные тенденции в эмоциональном отношении к образам сказочных персонажей. При этом наиболее эмоционально принимаемыми являются образы персонажей Сестрица Аленушка, Братец Иванушка. Они часто встречаются в народных волшебных сказках в положительных ролях Героев Или Искомых персонажей И, следовательно, хорошо знакомы дошкольникам и имеют по отношению к себе достаточно определенное и устойчивое положительное эмоциональное отношение. Последнее место отводится образу Бабы-Яги, предстающей в сказках, как правило, в роли Антагониста/вредителя. К неантропоморфным образам персонажей Еж, Молочная Речка, Кисельные Берега, Печка и Яблонька старшие дошкольники не демонстрируют столь выраженного положительного или отрицательного эмоционального отношения. Степень соответствия рангов в рейтингах сказочных персонажей в двух группах в соответствии

43

С коэффициентом ранговой корреляции Спирмена высокая (rs=0,929, p≤0,01).

Эмоциональное отношение к персонажам сказки в контрольной и экспериментальной группах до и после предъявления в них традиционного и измененного ее вариантов представлено на рис. 2 и 3.

05.10.2012


39

5


ЗАВИСИМОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПЕРСОНАЖАМ СКАЗКИ ОТ ЕЕ КОМПОЗИЦИИ

Как видно из рис. 2, в целом эмоциональное отношение к образам сказочных персонажей у дошкольников контрольной группы, прослушавших сказку «Гуси-лебеди» с традиционной композицией, не изменилось. Степень соответствия рангов в рейтингах сказочных персонажей высока (rs=0,955, p≤0,01).

Рис. 3 показывает, что эмоциональное отношение к образам сказочных персонажей у детей, прослушавших версию сказки с искаженной композиционной структурой, значительно изменяется. Образ Сестрицы Аленушки с первого места (ранг 2,58) был перенесен на предпоследнее шестое место (4,36); образ Братца Иванушки со второго места (3,16) переместился на первое (2,36); второе место (3,05), передвигаясь с пятого (4,18), занял образ сказочного Ежа; на третье место (3,38), вместо исходного четвертого (3,88), был поставлен образ Молочной Речки, Кисельных Берегов; четвертое и пятое, вместо бывших шестого и третьего мест, заняли остальные Испытатели Печка (3,96 против 4,55) и Яблонька (4,09 против 3,76) соответственно. Значения коэффициента ранговой

44

05.10.2012


39

6


ЗАВИСИМОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПЕРСОНАЖАМ СКАЗКИ ОТ ЕЕ КОМПОЗИЦИИ

Корреляции Спирмена в данном случае не достигают уровня статистической значимости (p≤0,05), что указывает на достоверность изменения эмоционального отношения детей к персонажам сказки.

При рассмотрении экспериментальной группы с целью возможного выявления в ней возрастных различий в характере изменения эмоционального отношения к действующим лицам сказки обнаружились интересные закономерности (табл. 1).

У дошкольников пяти лет изменение эмоционального отношения к образам Сестрицы Аленушки в роли Героя И Бабы-Яги в роли Антагониста/вредителя Не имеет однозначной тенденции. Доля детей, все-таки пересмотревших свое отношение к данным образам в пользу их большего эмоционального отвержения, несущественно превышает долю детей, эмоциональное отношение которых к этим персонажам даже несколько улучшилось. Также не достигают уровня статистической достоверности сдвиги в сторону улучшения эмоционального отношения к образам Братца Иванушки в роли Искомого персонажа И Помощника — Ежа.

Дошкольники шести лет демонстрируют значительное изменение эмоционального отношения в сторону его ухудшения к образам Сестрицы Аленушки в роли Героя (p≤0,001) и Бабы-Яги в роли Антагониста (p≤0,05), а также в сторону улучшения к образам Братца Иванушки (p≤0,05) и Ежа (p≤0,001), исполняющих круг действий Искомого персонажа И Помощника.

Данный факт может объясняться следующим. У детей пяти лет в оценке сказочных персонажей преобладает ориентация на их внешний вид [14]. При этом нравственные характеристики, выражающиеся через круг действий персонажа, находятся на втором плане. Ведущую же роль в оценке действующих лиц сказки они начинают играть только с шестилетнего возраста, когда дети научаются дифференцировать понятия «хороший» и «красивый», и те уже не становятся полностью совпадающими, как это было у младших детей. Вероятно, образ Сестрицы Аленушки как раз и является для дошкольников внешне привлекательным. Красивая Сестрица Аленушка не может быть плохой для младших детей.

Известно также, что адекватное эмоциональное отношение дошкольников к нравственным нормам формируется только в конце старшего дошкольного возраста [4].

Можно предположить, что дети пяти лет, идентифицируясь с образом какого-либо

05.10.2012


39

7


45

Таблица 1

Сдвиг эмоционального отношения детей к персонажам сказки после прослушивания Версии с искаженным композиционным строем (число испытуемых в %)

Персонажа, в силу большего, чем у шестилетних детей, эгоцентризма не могут отстраниться от него, занять независимую позицию стороннего наблюдателя, позволяющую адекватно отнестись к этому персонажу. Продолжая идентифицироваться с ним, дошкольники демонстрируют к нему положительное эмоциональное отношение, определяющее и систему отношений ко всем остальным персонажам.

Таким образом, наше исследование на материале восприятия детьми народной волшебной сказки позволяет уловить один из моментов перехода ребенка на новый уровень развития морального сознания.

В работе были выявлены некоторые гендерные особенности изменения эмоционального отношения детей шести лет к персонажам сказки после прослушивания ее искаженного варианта (табл. 2).

У мальчиков в рассматриваемой группе обнаружено значительное ухудшение эмоционального отношения к образу Сестрицы Аленушки в роли Героя, а также улучшение к образам Братца Иванушки и Ежа, исполняющих круг действий Искомого персонажа И Помощника (p≤0,05).

У девочек же видны значительные изменения эмоционального отношения в пользу их ухудшения к образам Сестрицы Аленушки в роли Героя (p≤0,001) и Бабы-Яги в роли Антагониста (p≤0,01), а также в сторону их улучшения к образу Ежа, исполняющего круг действий Помощника (p≤0,01).

Таким образом, можно констатировать, что в изменении эмоционального отношения старших дошкольников к образам сказочных персонажей при нарушении композиционного строя прослеживаются различия, которые проявляются в достоверном улучшении эмоционального отношения к мужскому образу Искомого персонажа У мальчиков, не наблюдающемся у девочек, и в достоверном ухудшении эмоционального отношения к образу Антагониста У девочек.

Мальчики, которые еще до процедуры предъявления им экспериментального варианта сказки больше симпатизировали образу Братца Иванушки, чем девочки, в связи с актуальностью процессов полоролевой идентификации, после указанной процедуры еще больше утвердились в своем положительном отношении к данному образу. Кроме того, Братец Иванушка не делает в сказке ничего плохого, в отличие от остальных персонажей,

05.10.2012


39 8

Действия которых так или иначе привели к негативному финалу.

Девочки же по причине все той же значимости процессов половой идентификации до процедуры эксперимента более

46

ЗАВИСИМОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПЕРСОНАЖАМ СКАЗКИ ОТ ЕЕ КОМПОЗИЦИИ

Симпатизировали образу Сестрицы Аленушки, чем образу Братца Иванушки (в отличие от мальчиков). Можно предположить, что процесс эмоциональной идентификации с данным персонажем и определил поначалу объект развертывающихся эмпатических переживаний, вместе с которым девочки участвовали в сказочных событиях до тех пор, пока герой соответствовал всем сказочным канонам и упорно боролся за спасение искомого персонажа. Череда же искаженных композиционных элементов сказки, а именно непрохождение серии трех испытаний героем и победа антагониста, ослабляет процесс эмоционального уподобления герою и вызывает у девочек разочарование в нем, проявляющееся в достоверном ухудшении эмоционального отношения к нему. При этом естественным кажется уход на второй план образа Братца Иванушки, изменение эмоционального отношения к которому здесь недостоверно, а также значительное (достоверное) ухудшение эмоционального отношения к фигуре антагониста (в отличие от недостоверного — у мальчиков). Последнее может объясняться компенсацией разочарования в герое, с которым имела место эмоциональная идентификация, «поиском виноватого» в том, что он продемонстрировал свою геройскую несостоятельность.

ВЫВОДЫ

1. Проведенное исследование экспериментально подтвердило предположение о том, что искажение композиции народной волшебной сказки ведет к формированию такого эмоционального отношения к ее персонажам, которое не соответствует объективному характеру их нравственной поляризации. Прежде всего предъявление детям такой сказки приводит к изменению отношения к двум главным действующим лицам — Герою И Антагонисту. А так как они представляют собой персонифицированные полярные категории добра и зла, т. е. этические эталоны, формирование которых в старшем дошкольном возрасте является актуальным, то можно констатировать, что искажение композиционного строения народной волшебной сказки делает данную сказку неприменимой для целей такого формирования (кстати, примеры подобных искажений можно наблюдать и в некоторых авторских сказках).

05.10.2012


39

Противоположный традиционному характер развязки и реакций Героя На действия Испытателей, с одной стороны, психологизирует образы действующих лиц сказки, приближает их к реальной действительности, но, с другой — затрудняет выделение в них тех нравственных характеристик, которые заложены народной волшебной сказкой. Таким образом, композиция

47

Народной волшебной сказки является условием, определяющим возможность ее использования в формировании полярного эмоционального отношения старших дошкольников к этическим эталонам, необходимого для присвоения ребенком нравственных норм, которые содержит в себе сказка.

2. Предъявление детям сказки с искаженной композицией приводит к изменению отношения не только к главным действующим лицам (Герою И Антагонисту), действия которых отклоняются от традиционных, но и к второстепенным (Искомому персонажу И Помощнику), функции которых остаются неизменными. Таким образом, нарушение традиционной композиции волшебной сказки приводит к появлению неадекватного отношения к персонажам сказки и в целом ведет к этической дезориентации ребенка.

3. Обнаружены возрастные различия в интенсивности изменения эмоционального отношения к образам персонажей, выступающим в роли действующих лиц сказки с искаженной композицией. Дети шести лет (в отличие от детей пяти лет) демонстрируют значимые изменения эмоционального отношения ко всем четырем указанным выше персонажам. Таким образом, наше исследование подтверждает данные других авторов о роли внешнего оформления образа персонажа при его оценке дошкольниками, о возрастной обусловленности способности к эмоциональному отстранению от идентифицируемого объекта для формирования адекватного эмоционального отношения к нему, о динамике эмоционального компонента нравственного развития в дошкольном возрасте [4], [14].

4. Эмоциональное отношение дошкольников к персонажам сказки и, следовательно, восприятие ими полярных этических эталонов во многом определяется протекающими в дошкольном возрасте процессами половой идентификации, что также необходимо учитывать, выстраивая работу по нравственному развитию дошкольников.

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской

Субкультуре. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-

89, 2001.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2001.

4. Калинина Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение:

Автореф. канд. дис. СПб., 1998.

5. Лихачёв Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. СПб.:

Алетейа, 1999. С. 20–23, 129–134.

6. Медведев В. А. Там, на неведомых дорожках... Психоанализ сказки: профилактика,

Диагностика и терапия // Психол. газета. 1996. № 6.

7. Мелетинский Е. М. Структурно-типологическое изучение сказки // Структура волшебной

Сказки / Под ред. Н. В. Усенко. М.: РГГУ, 2001. С. 163–199.

8. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева // Собр. сказок: В 3 т. / Сост. Л. Г. Бараг, Н. В.

Новиков. М.: Наука, 1989. Т. 1. С. 147–148.

9. Пропп В. Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.:

Лабиринт, 1998.

05.10.2012


39

10


10. Пропп В. Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000.

11. Сапогова Е. Е. Морфология и психосемиотика сказки в контексте моделирующих процессов

Воображения // Журн. практ. психолога. 1999. № 10–11. С. 6–11.

12. Сказки // Собр. сказок: В 3 т. / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю. Т. Круглова.

М.: Сов. Россия, 1988. Т. 1.

13. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Класс, 2000.

14. Стрелкова Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф.

Канд. дис. М., 1987.

15. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. СПб.: Б. С.К., 1998.

16. Эльконинова Л. И. Предметность детской игры в контексте понимания игрового и сказочного пространства-времени // Мир психологии. 1999. № 4. С. 187–191.

17. Эткинд А. М. Разработка медико-психологических методов исследования эмоциональных компонентов отношений личности и их применение в изучении неврозов и аффективных расстройств: Автореф. канд. дис. Л., 1985.

18. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984.

19. Якобсон С. Г., Почеревина Л. П. Роль субъективного отношения к этическим эталонам в регуляции морального поведения дошкольников // Вопр. психол. 1982. № 1. С. 40–50.

20. Яничев П. И. Психологическая интерпретация некоторых функций волшебной сказки //
Журн. практ. психолога. 1999. № 10–11. С. 28–35.

Поступила в редакцию 24.I 2005 г.

05.10.2012


3

3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ