ЗДОРОВЬЕ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ: ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕТСКИХ РИСУНКОВ

Е. Е. РОМИЦЫНА

На основе анализа 1237 рисунков на тему «Мое здоровье» исследована возрастная динамика отношения детей 6–16 лет к этой проблеме. Показано, что проблема сохранения здоровья представляется детям как фактор повышенной тревоги в связи с отсутствием приоритета двигательной активности и здорового питания, с пагубным влиянием вредных привычек и нарушенной экологии.

Ключевые слова: рисунки, возрастная динамика, проблемы сохранения здоровья, пропаганда здорового образа жизни.

Изобразительная деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать картину мира в целом, мир своих переживаний [2], [7], [9]. При всем разнообразии диагностических методов, получивших название графических, их возможности еще недостаточно широко раскрыты [1]. Рисуночные тесты часто используются в практической диагностике и служат источником информации об авторе (в рисунках содержится обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для диагностики) [8]; они формально относятся к классу проективных методов, поскольку дают возможность автору проецировать реальность и по-своему интерпретировать ее [3]. В субъективном графическом продукте воедино слиты, с одной стороны, смысл, отношение автора, его способности и т. д., а с другой — ограничения на это выражение со стороны культуры, материала изображения, структуры графического задания и, наконец, возраста человека.

Анализируя детские работы, многие авторы обращают внимание на то, как в них передается окружающая ребенка действительность и какой личностный смысл в это вкладывается. Исследователи детского рисунка подчеркивают, что рисунок является своего рода рассказом об изображаемом и, по существу, не отличается от словесного рассказа [5], [6]. Собственно, это и есть рассказ, только выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать.

К сожалению, расширяющееся применение графических методов и процедур пока не привело к появлению работ, обобщающих опыт их использования, к формированию общего психологического подхода к анализу разных видов изображений. В то же время история подобных попыток убеждает исследователей в том, что в «рисунках на заданную тему», (т. е. в ситуации стандартного изобразительного задания) содержится значительно больше информации о представлениях рисовавшего их человека, чем в простом рукописном тексте, поэтому такие рисунки являются весьма мощным психодиагностическим средством. При этом само задание адресуется не к логическим формам мышления, а непосредственно к образному его содержанию, смыслу графического изображения, в котором в общей форме представлены и образ, и отношение к миру, и личный опыт, и переживания субъекта.

Данная работа не претендует на полноту материала по использованию графических диагностических приемов и представляет лишь начальный этап в развитии общего подхода в интерпретации результатов конкурса тематических рисунков.

05.10.2012


39

2


40

Основной Целью Нашего исследования было выявление представления современных детей о своем здоровье. Для этого в 2002 г. в Санкт-Петербурге был организован городской конкурс детских рисунков на тему «Мое здоровье». Детям предлагали в свободной форме изобразить с помощью карандашей, фломастеров или красок то, как они представляют собственное здоровье.

Чтобы провести квалифицированную психологическую оценку полученного материала, мы изучали особенности эмоциональной экспрессии при отражении темы здоровья у детей; особенности использования детьми шаблонных сюжетов и персонажей; специфику экспрессивного усиления художественного выражения детьми собственных мыслей и ощущений; а также основные темы рисунков, в которых представлено восприятие детьми факторов, оказывающих непосредственное влияние на состояние здоровья.

По результатам конкурса к анализу было принято 1237 работ, которые были разделены на три группы в зависимости от возраста авторов (6–9 лет, 10–13 лет, 14– 16 лет). Предполагалось, что сгруппированные таким образом рисунки будут различны как в плане содержания, так и по технике исполнения.

Больше всего работ было прислано детьми младшего подросткового возраста (10–13 лет), меньше всего (десятая часть) — детьми старшего подросткового возраста (14–16 лет) (табл. 1).


Распределение авторов рисунков по возрасту и полу, %


Таблица 1


Полученные данные отражают особенности самовосприятия в юношеском возрасте, когда подростки более склонны относить себя к категории взрослых людей, а рисование рассматривается ими скорее как детская игра, так называемый атрибут детства, чем как вид изобразительной деятельности. Кроме того, активнее всего принимали участие в конкурсе девочки (67 %). Это может быть связано с особенностями полоролевых характеристик (бóльшая амплитуда эмоциональной экспрессии, а также художественный стиль восприятия).

Результаты многолетних исследований детских рисунков дают основание говорить о факте существования определенной типологии изображений. Английский искусствовед, художественный критик, а также теоретик эстетического воспитания Г. Рид (1893–1968), подвергший анализу несколько тысяч детских рисунков, пришел к весьма важному заключению: «все разнообразие форм художественного выражения детей можно свести к восьми видам», которые он попытался привести в соответствие с личностной типологией К. Юнга. Разработанная Г. Ридом типология рисунка оказалась вполне пригодной для классификации любых рисунков, созданных людьми, независимо от их возраста, пола, квалификации и рода занятий; в настоящее время она является общепринятой. Дадим ее

05.10.2012


39

3


Краткое описание.

Эмфатический (импрессионистский, экспрессивный) рисунок характеризует стремление передать эмоциональную атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений;

Гаптический — характеризует изображение каких-либо болезненных ощущений (болит ухо, голова, зуб, живот и т. п.);

Ритмический — изображает движение (машина едет, человек идет, бежит и т. п.);

Структурный — отражает структуру целого, как оно есть (включая все необходимые детали); такой рисунок может быть абстрактным или конкретным (город, подробное изображение ландшафта в деталях, и т. п.);

Органический — отображает живую природу (человека, животных, растения, деревья и пр.);

Перечисляющий — содержит много отдельных деталей или предметов, которые трудно объединить какой-либо связью;

Декоративный — подчинен передаче цвета (узоры, орнаменты, украшения и т. п.);

Имажинарный — содержит какой-то сюжет из книги, отдельный ее персонаж, отображает собственные фантазии автора рисунка и пр.

41

Для отнесения рисунка к тому или иному типу (по Г. Риду) мы прежде всего обращали внимание на его общий характер, композиционные особенности и порядок исполнения отдельных, наиболее крупных (а часто — самостоятельных) элементов композиции (табл. 2).

Таблица 2

Характер рисунков (по Г. Риду), %

ЗДОРОВЬЕ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ: ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕТСКИХ РИСУНКОВ

Как видно из табл. 2, подавляющее число рисунков имеет Эмфатический Характер (от 21 до 63 %), что, на наш взгляд, является отражением представления детей о здоровье. Поскольку при рисовании детьми на свободную тему, либо рисовании заданного объекта отмечается преобладание Органического Либо Ритмического Характера изображения (что подтверждается и нашими исследованиями) [1], мы можем говорить об эмоциональной насыщенности переживаний детей по поводу своего здоровья, об ощущении зависимости собственного самочувствия от эмоциональной атмосферы, окружающей ребенка. Рисунки большинства детей отражали стремление к передаче этой атмосферы, к непосредственному выражению ощущений. Для ребенка собственно ощущение есть конкретное проявление жизни и ее полноты. Другими словами, для ребенка гораздо важнее ощущение собственного здоровья, чем отражение каких-либо болезненных

05.10.2012


39

4


Ощущений (Гаптический Характер изображений составляет чуть более 2 %).

На втором месте стоят особенности отображения детьми темы собственного здоровья в рисунках Ритмического Характера (от 17 до 49 %). Наибольшую актуальность для них имеют занятия физкультурой и массовыми видами спорта, связанными с движением.

В нашем исследовании 475 рисунков снабжены комментариями самих авторов: таким путем дети стремились усилить смысловую нагрузку своего рисунка. При анализе комментариев мы выделяли особые признаки вербального сопровождения изображения, на основе которых они могли бы быть объединены. По характеру самого текста все пояснения авторов к своим рисункам были условно разделены на 12 подгрупп.

Таким образом, на первом этапе обработки материала мы выделили следующие виды комментариев.

1. Напоминающие призывные лозунги. В целом их можно разделить на так
называемые шаблонные, общеизвестные, простые («Береги здоровье!», «Наконец
избавимся от сигарет!», «Здоровье важнее страхов!», «Люби и береги землю — наш
общий дом родной!», «Учись плавать!», «Не привыкай!») и те, которые исполнены в виде
рекламного слогана:

«Мойте, дети, руки с мылом. Мыло съест микробов живо! Руки станут чистыми, блестящими, отличными!»

2. Поясняющие сюжет («Морж», «Прыгуны», «Солнце, воздух и вода», «На занятиях

42

Художественной гимнастикой», «Зимняя забава», «Букет здоровья»).

3. ПредостерегающиеВыражающие своим содержанием общеизвестное («Минздрав предупреждает — курение опасно для вашего здоровья», «Наркотики и
жизнь несовместимы», «Много смотреть телевизор вредно»), либо собственное
представление автора о том, что вредно для здоровья («Курение, алкоголь и наркотики
губят твою жизнь», «Не дыши ядом»).

4. Констатирующие общеизвестные факты Относительно того, что такое здоровье («Чистый воздух — мое здоровье», «Здоровье — это главное», «Дружная семья и настоящее родное молоко — вот источник здоровья», «В здоровом теле — здоровый дух»).

5. Агрессивные — содержащие прямой призыв к открытой борьбе с носителями болезней («Берегите жизнь — бейте наркоманов!»), имеющие в своем контексте обезличенную агрессию («Смерть наркотикам!», «Стоп мафии смерти — операция “Берегите здоровье”»), а также негативные переживания относительно нездорового образа жизни близких («Коля сердится на папу за то, что он курит»). Кроме того, к этой же категории нами были отнесены и комментарии в виде лозунгов («Вредным привычкам — нет!»).

6. Отражающие противопоставление Здорового образа жизни нездоровому,
ведущему к болезни. Данные комментарии зачастую сопровождаются графическим
разделением рисунка на соответствующие тематические зоны. Следует отметить, что
большинство работ, выполненных в стиле противопоставления, принадлежит девочкам,
причем поэтапный характер чаще можно встретить у младших подростков. Разделение
может быть полярным («Хорошо — плохо», «Горько! Один цветок поливают простой
водой, а другой — 5%-м раствором спирта», «Спорт — это здоровье, а курение — это

05.10.2012


Болезнь»), либо поэтапным или многоступенчатым («Выбирай: путь к здоровью или путь к болезни» и т. п.).

7. Эмоционально насыщенные — отражающие отношение ребенка к факту
собственного здоровья («Как хорошо быть здоровым!», «От счастья я становлюсь все
лучше и лучше») имеют место, как правило, у младших детей.

8. Отражающие то, что нужно делать, чтобы быть здоровым («5 правил моего
здоровья», «Плавай в бассейне и будешь здоров»,

«Утром рано поднимайся и зарядкой занимайся. Будешь весел и здоров безо всяких докторов!»).

9. Отображающие негативное влияние окружающих На состояние здоровья детей —
содержащие, как правило, риторический вопрос («Где взять глоток свежего воздуха?», «А
детям чем дышать?», «Мы в ответе за тех, кто придет после нас. Что мы оставим им?»).

10. Отражающие страхи и опасения В связи с нездоровым образом жизни — своим или окружающих («Курил я много сигарет, теперь похож я на скелет», «Вот до чего наркотики доводят — детская колония для малолетних наркоманов») или неблагоприятной экологической и социальной обстановкой, неподвластной ребенку («Я боюсь...», «Мое здоровье под угрозой»).

11. Связанные с образом врача. Их можно разделить на три подгруппы: когда врач изображается во взаимодействии с пациентом («Доктор и наркоман»), когда он производит профилактический осмотр («Осмотр у врача», «Я люблю ходить к зубному врачу») и когда сам ребенок видит свою будущую профессию непосредственно связанной с медициной («Буду доктором!», «Учитесь медицине!»).

12. Отражающие направленность на профилактику заболеваний. К данной
категории были отнесены активные способы профилактики («Закаленные беременные») и
так называемые пассивные, связанные с приемом определенных иммуностимулирующих
лекарственных форм («Витамины — источник здоровья») и соответствующих прививок
(«Защищайтесь от болезней!»,

43

«Залог вашего здоровья зависит от посещения врача. Все на прививку!», «Прививка от гриппа избавит меня от болезни»).

Особо обращают на себя внимание комментарии к рисункам, отражающим негативное влияние рекламы нездорового образа жизни (в частности, реклама пива и сигарет в СМИ) на сознание ребенка («Помни! Рекламу видят дети!», «Курение улучшает память, но лишает крыльев (цитата из СМИ)»).

Помимо 12-ти видов комментариев мы выделили также основные их группы в соответствии с отдельными темами, отражающими представление детей о своем здоровье (%):

05.10.2012

5


39

6


Из этого перечня видно, что первое место занимают комментарии, относящиеся к вредным привычкам («Мое здоровье под угрозой»), причем среди них явно лидирует курение как наиболее актуальная проблема среди детей («От табачного дыма даже волосы дыбом»). В то же время обращает на себя внимание отождествление по своей тяжести вреда на детский организм алкоголя и наркотиков, которые многие дети относят к одной категории зависимости («Если много будешь пить — долго ты не будешь жить», «Наркотики и жизнь несовместимы»).

В связи с этим интересны данные об использовании отдельных атрибутов образа «вредных привычек» собственно в рисунке.

Таблица 3

Характерные особенности образа на рисунке, %

Представленные в табл. 3 данные позволяют отследить тенденцию к проявлению в сознании ребенка с возрастом образа персонажа, употребляющего алкоголь, наркотики, либо просто курящего. Так, дети младшего возраста имеют довольно абстрактное представление о потенциальном вреде употребления алкоголя, наркотиков или курения. Они мыслят образами, в которых «сигареты, рюмка и бутылка, шприц наркомана» и пр. могут оказывать негативное влияние на здоровье безотносительно к кому-то конкретному. С появлением в рисунках изображений курящих или непосредственно употребляющих алкоголь и наркотики данный вред может быть формально «опредмечен» в их восприятии. Далее, следуя логике развития представлений ребенка, можно предположить наличие в их сознании связи с собственным самочувствием (пребывание в компании курящих, попытка употребления напитков, содержащих алкоголь, и пр.), что и находит непосредственное отражение в их изобразительном творчестве.

На втором месте располагаются комментарии, относящиеся к представлениям детей о собственно здоровом образе жизни.

05.10.2012


39

44

Данные комментарии отражают не только факторы, способствующие активному сохранению здоровья («Закаляйся и будь здоров», «Движение — жизнь»), но и специфические моменты, указывающие на негативное влияние умственного и физического переутомления («Если хочешь быть здоров — отсыпайся»), свидетельствующие о необходимости соблюдения режима труда и отдыха («Распорядок дня»).

Следующим по количеству авторских комментариев стоит тема физической культуры («Физкультура — залог здоровья», «Кто на воде играл с мячом, тому болезни нипочем»).

Особо интересен тот факт, что дети отмечают позитивное влияние не столько спортивных достижений для сохранения здоровья, сколько элементов физической культуры, связанных с подвижным образом жизни («Зимой — лыжи, весной — велосипед, летом — плаванье, осенью — бег»). Тема спорта занимает особое место в списке предпочтений, и девиз «Спорт — залог здоровья!» более свойствен детям младшего возраста, что объясняется скорее их двигательной активностью. С возрастом же дети не склонны связывать высокие достижения в спорте с отличным здоровьем.

Еще одна важная тема — экология и ее влияние на здоровье окружающих. Окружающая среда в понимании детей может быть как источником здоровья («Природа — источник здоровья!»), так и фактором, приводящим к его утрате («Здоровье — это когда природа не отравлена ничем»). Довольно заметной оказывается тема медицинской профилактики заболеваний среди населения («Прививка от гриппа избавит меня от болезни»), а также личной гигиены («В помещение заходите с чистыми ногами и в сменной обуви! Не несите микробов»).

Особое место занимает тема здорового питания («Пейте, дети, молоко — будете здоровы!»). С возрастом наиболее актуальным становится не столько показатель полезности отдельных продуктов («Ешьте фрукты — будете здоровыми!»), сколько контроль за их энергетической составляющей, связанной с проблемой переедания («Яблоко в день — и ты здоров»), а также их качеством.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РИСУНКАХ СЮЖЕТНОГО ШАБЛОНА

Айболит имеет непосредственное отношение к так называемому стереотипному изображению привычных графических образов. Изобразительные шаблоны представляют собой весьма прочные образования, так как отвечают элементарным требованиям изображения и находят признание у окружающих людей. Шаблоны могут стереотипно передаваться из поколения в поколение. В индивидуальном опыте ребенка шаблоны могут жить очень долго. Известно, что многие графические штампы не являются изобретением самого ребенка, а являются их «схематическими идеями», в которых отражается общий для всех детей опыт ознакомления с данной проблемой в определенной культурной среде.

Наиболее приемлемой формой тематического отображения здоровья для детей любых возрастных групп является рекламный плакат. В восприятии детей довольно органично вписываются насаждаемые извне сюжетные шаблоны (от 5 до 22 %). Таким образом, при создании материалов, пропагандирующих здоровый образ жизни среди детей, целесообразно было бы использование рекламных плакатов, содержащих сюжетные шаблоны.

Шаблонный персонаж (герой в нетрадиционной для него обстановке, например

05.10.2012


39

Чебурашка в космосе и т. п.) также имеет отношение к стереотипному отображению общепринятых в данной среде образов. Можно было бы предположить, что таковой будет достаточно активно использован в рисунках детей младшего возраста, однако, по результатам нашего анализа, дети (даже младшего школьного возраста) практически не используют в своих рисунках шаблонных персонажей вне их основного контекста.

45

Обращает на себя внимание неоднозначное восприятие детьми образа врача. Дети обоего пола не стремятся к активному использованию этого образа. По всей видимости, врач в меньшей степени ассоциируется у них с понятием «здоровье». Девочкам он представляется в большей степени положительным персонажем. Мальчики младшего школьного возраста, если и изображают врача, то чаще — это зубной врач, врач, держащий в руках шприц, хирург на операции и т. п. Рисунки, в которых он все же появляется в качестве персонажа, призванного защитить здоровье ребенка, также неоднозначны. К примеру, на рисунке М. (12 лет) врач, держащий на руках новорожденного младенца, может оцениваться в качестве положительного персонажа только в контексте сопровождающих рисунок комментариев («Первый, кого мы видим в своей жизни, — это врач»), поскольку сквозь марлевую повязку, закрывающую его лицо, ясно видна улыбка, напоминающая оскал.

При анализе графических характеристик рисунков мы исходили из положения К. Маховер о том, что степень или тип штриховки может считаться выражением тревоги. По особенностям деталей рисунка (в частности — по наличию штриховок) можно сделать вывод, что рисовавший находился в состоянии внутреннего напряжения. Наличие штриховки, как правило, выявляет особенности контроля над собственными эмоциями, наличие внутреннего напряжения и тревожности. Так, штриховка, распространяющаяся более чем на половину рисунка, отражает недостаточность контроля над выражением собственных эмоций, с тенденцией к импульсивности. Было обнаружено, что у большинства детей вне зависимости от возраста площадь заштрихованной поверхности занимает не менее половины рисунка, что может свидетельствовать о высокой эмоциональной насыщенности переживания темы своего здоровья.

Нами также оценивались особенности цветовой экспрессии в рисунках детей. Отношение ребенка к цвету является объектом многочисленных исследований медицины и психологии. Существует множество теорий о возможной смысловой нагрузке цвета. Большинство исследователей этой проблемы придерживаются того мнения, что ребенок обладает инстинктивным, врожденным чувством цвета, интуитивным и спонтанным знанием, происходящим от естественного и довольно раннего предпочтения того или иного цвета. Ученые единодушно признают, что цвет может выражать определенные чувства, настроения и даже передавать эмоциональную окраску отношений. В рисунках различного рода посредством цвета могут проявляться соматические явления, оказывающие определенное влияние на жизнь ребенка.

Изучая цветность рисунков, можно говорить о том, что большинство детей стремятся использовать более четырех цветов, т. е. их изображения «насыщены красками». Известно, что именно хорошо адаптированные и эмоционально не обделенные дети обычно используют до десяти цветов.

В то же время можно наблюдать некоторую негативную тенденцию в плане возрастания числа детей, использующих при изображении своего здоровья только один цвет. Как правило, дети, использующие всего один цвет, боятся проявлять свою

05.10.2012


39

9


Эмоциональность. По всей видимости, тема их собственного здоровья либо здоровья окружающих их людей достаточно актуальна и эмоционально значима для них.

Выбор определенного цвета и его применение в рисунке может свидетельствовать о наличии равновесия в жизни или о его недостатке. Цвет указывает на важность тех или иных психологических или физических явлений. Согласно данным Г. Клара и Л. Буша, предпочтение темных цветов отражает стремление к покою, в то время как выбор светлых цветов отражает склонность к эмоциям, связь с внешним миром.

При изображении темы собственного здоровья в детских рисунках довольно

46

Часто используются синий, зеленый и серый цвета. Данная особенность отражает стремление детей быть достаточно критичными и точными в отображении образа здоровья, потребность в защите от внешних воздействий.

Гораздо реже можно встретить в рисунках оранжево-красный и желтый цвета, что также может быть связано с потребностью в защите от тревожащих факторов и попыткой «оградить себя от изоляции и утрат». Рассматривая же предпочтение и отвержение основных цветов с позиции концепции психологического влияния цвета М. Люшера, можно предположить, что с возрастом тема здоровья приобретает достаточно выраженную актуальность и переживается детьми как один из факторов, вызывающих тревогу [10].

Таким образом, по результатам проведенного психологического анализа содержания рисунков, представленных на конкурс «Мое здоровье», можно сделать следующие Выводы.

1. Исследование графических характеристик детских рисунков выявляет высокую степень эмоциональной насыщенности переживания предложенной темы. При этом оценка характера цветовой экспрессии, особенностей предпочтения и отвержения основных цветов с позиции М. Люшера позволяет предполагать, что Тема здоровья для детей приобретает с возрастом достаточно выраженную значимость и воспринимается ими как один из факторов, вызывающих тревогу.

2. Наиболее приемлемой и понятной формой тематического отображения здоровья для детей любых возрастных групп является рекламный плакат. В восприятии детей довольно органично вписываются насаждаемые извне в большей степени сюжетные шаблоны, нежели отдельно взятые шаблонные персонажи вне их основного контекста. При создании материалов, пропагандирующих здоровый образ жизни среди детей, целесообразно было бы использование рекламных плакатов, содержащих сюжетные шаблоны.

3. Подавляющее большинство рисунков отражает стремление к передаче
эмоциональной атмосферы, к непосредственному выражению ощущений, связанных с
состоянием здоровья. Другими словами, ощущение здоровья в понимании детей
отождествляется с активным отдыхом, занятиями физкультурой и развитием массовых
видов спорта, связанных с движением. В целях пропаганды здорового образа жизни
адекватнее было бы «говорить» с детьми об их здоровье в контексте его сохранения и
приумножения, чем «пугать» их различного рода недугами
.

4. К особенностям экспрессивного выражения детьми собственных мыслей и
ощущений относится стремление большинства из них усилить смысловую нагрузку
своего рисунка соответствующими комментариями к нему (текстом, сопровождающим
рисунок). Первое место занимают комментарии, относящиеся к вредным привычкам,

05.10.2012


39

10


Причем среди них явно лидирует курение как наиболее актуальная проблема среди детей. Особо обращают на себя внимание комментарии к рисункам, отражающим негативное влияние рекламы нездорового образа жизни на сознание ребенка.

5. Дети младшего возраста имеют довольно абстрактное представление о потенциальном вреде употребления алкоголя, наркотиков, курения. Они мыслят абстрактными образами, в которых сам образ «сигареты, рюмки и бутылки, шприца наркомана» и пр. может оказывать негативное влияние на здоровье. По мере взросления образ курящего или употребляющего спиртные напитки или наркотические средства человека «опредмечивается» и приобретает в сознании детей непосредственную связь с собственным самочувствием, что и находит непосредственное отражение в их изобразительном творчестве.

6. При изображении детьми пагубного влияния на состояние здоровья так называемых вредных привычек обращает на себя внимание тенденция к отождествлению тяжести вреда, оказываемого алкоголем и наркотиками; многие дети относят их к

47

Одной категории опасных для здоровья веществ («Если много будешь пить — долго ты не будешь жить», «Наркотики и жизнь несовместимы»). Принимая во внимание особенности детского восприятия, целесообразно было бы использовать в целях пропаганды здорового образа жизни авторские комментарии самих детей в качестве рекламного слогана, причем этот акцент на главной идее может быть многократно усилен по характеру своего воздействия при использовании молодежного языка («Следи за собой», «Не опускайся», «Стань сильнее»).

7. На втором месте по частоте встречаемости располагаются изображения, по своему
тематическому содержанию относящиеся к представлениям детей о здоровом образе
жизни. Данные рисунки отражают не только факторы, способствующие активному
сохранению здоровья (идеи закаливания, активного отдыха и т. п.), но и специфические
моменты, указывающие на негативное влияние умственного и физического
переутомления, свидетельствующие о необходимости соблюдения режима труда и
отдыха. В пропаганде здорового образа жизни целесообразно обращать особое внимание
на необходимость соблюдения определенного режима труда и отдыха как одного из
ключевых факторов, способствующих поддержанию здоровья детей
.

8. Следующим по количеству наиболее значимых для здоровья факторов,
отраженных непосредственно в рисунках, стоит тема физической культуры. Особое
место в профилактике здоровья среди детей должна занимать физическая культура как
проводник идеи развития массовых видов спорта, ориентированных не на высокие
спортивные достижения, а на подвижный образ жизни
.

9. Отдельное место в рисунках детей занимает тема экологии и ее влияния на
здоровье окружающих. Окружающая среда в понимании детей может быть как
источником здоровья, так и фактором, приводящим к его утрате.

10. Дети вне зависимости от возраста и пола не стремятся к активному
использованию образа врача при изображении своего здоровья. Его фигура в их
восприятии менее всего ассоциируется с понятием «здоровье», а имеет скорее обратную
смысловую насыщенность, поскольку, как правило, встречаются они с врачом
исключительно в случаях нарушения самочувствия. Для пропаганды здорового образа
жизни среди детей нежелательно использовать образ врача (или любого другого
медицинского работника), поскольку он сопряжен в сознании ребенка больше с

05.10.2012


39

11


Нарушением, чем с сохранением здоровья.

1. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.

2. Фесс Г. М. Тайный мир рисунка / Пер. с англ. СПб.: Европейский Дом, 2000.

3. Bertoia J., John A. Counselling seriously III children: Use of spontaneous drawings // Elementary

School Guidance and Counselling. 1988. Feb. V. 22. N 3. P. 206–221.

4. DiLeo J. H. Child development: Analysis and synthesis. N. Y.: Brunner/Mazel, 1977.

5. DiLeo J. H. Children’s drawings as diagnostic aids. N. Y.: Brunner/Mazel, 1983.

6. Edwards B. Drawing on the right side of the brain. Los Angeles: J. P. Tarcher, Inc., 1979.

7. Freud S. The moses of Michelangelo // Collected Works. V. XIII. L.: The Hogarth Press, Ltd., 1955.

P. 209–236.

8. Gardner H. Artfuls. N. Y.: Basic Books, Inc., 1980.

9. Kellogg R. Children's drawings // Children’s minds. N. Y.: Avon Publ., 1979.

10. Luscher M. The Luscher Color Test. N. Y.: Simon & Schuster, 1969.

11. Read H. Art and psychoanalysis // Yearbook of Psychoanalysis. 1951. V. VIII. N 9.

12. Shaie K. W., Heiss L. Color and personality // A manual for the Color Pyramid Test. Hans Huber,

1964.

Поступила в редакцию 22.VII 2003 г.

05.10.2012


36

1


36