ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У МОРЯКОВ

Н. С. СУХАНОВА, Е. В. КАЗАКЕВИЧ

Изучено и доказано влияние телесно-ориентированной психотерапии на показатели уровня тревожности и артериального давления у моряков Северного морского пароходства, Архангельской базы тралового флота, речного флота и частных судоходных фирм.

Ключевые слова: психоэмоциональный стресс, артериальная гипертония, артериальное давление, психотерапия.

Моряки являются представителями профессиональной группы, на которую воздействуют очень много вредных факторов. Среди важнейших факторов — напряженный режим труда в отрыве от дома, физические и химические влияния, связанные с особенностями среды и работой судового оборудования и механизмов, частая смена климатических зон и часовых поясов и др. [6]. Деятельность человека в море значительно сказывается на его здоровье [11]. На организм представителей морских профессий действует комплекс общебиологических проявлений морской среды и технических средств судоходства [3], [7], [11], [12]. Данные многих исследований свидетельствуют о том, что психологические факторы, в том числе психоэмоциональный стресс, влияют на уровень артериального давления (АД) и могут быть причиной развития артериальной гипертонии (АГ), особенно при сочетании с другими факторами риска [1], [10], [12].

Доказательством влияния стресса на формирование АГ являются и данные по изучению ее распространенности среди различных профессиональных групп моряков. Наибольшая распространенность АГ выявляется у капитанов и штурманов, что, видимо, объясняется тем, что их профессиональная деятельность связана с гиподинамией и высоким психоэмоциональным напряжением. Пограничная артериальная гипертония (ПАГ) встречается в профессиональной группе капитанов, штурманов и механиков и редко — у матросов [2], [5], [7], [13][15]. Длительные психоэмоциональные перегрузки приводят к явлению обратного торможения — психоэмоциональному перенапряжению, или стрессу, который негативно влияет на организм человека [6].

Поскольку связь между АД и психоэмоциональным состоянием пациента очевидна, возникает необходимость коррекции психоэмоционального фона больного.

Именно факт тесного взаимодействия психического и соматического в генезе и проявлениях гипертонической болезни (ГБ) позволяет многим современным исследователям отнести ее к психосоматическим заболеваниям [9]. Центром тяжести психосоматического страдания всегда оказывается орган, наиболее уязвимый и важный в жизнедеятельности организма. «Выбор» органа свидетельствует о преимущественной направленности защитно-приспособительных механизмов, вызывающих

156

Повреждающий эффект по мере нарастания дезинтеграции в стрессовых ситуациях.

05.10.2012


155

Человек, находящийся в гармоничных отношениях со своей средой, может перенести экстремальные и психические нагрузки, избежав болезни. Однако в жизни встречаются личностные проблемы, которые вызывают настолько тягостную фиксацию и душевный разлад, что в определенных жизненных ситуациях приводит к негативным эмоциям и неуверенности в себе. Именно в сложных ситуациях психосоматически отягощенные пациенты, проявляющие эмоциональную подавленность, не могут правильно оценить и описать свое состояние [8].

Одним из направлений современной практической психологии является телесно-ориентированная психотерапия (Body-Mind Therapy) (ТОПТ). Это сложный и тонкий метод воздействия на тело в сочетании с психологическим анализом сопутствующих телесных импульсов и эмоциональной реакции человека.

ТОПТ — направление психотерапии, объединяющее ряд авторских методов, среди них — вегетативная терапия (В. Райх), биоэнергетический психоанализ (А. Лоуэн), стержневая (core) энергетика (Д. Пьерракос), соматическая терапия — биосинтез (Д. Боаделла), радикс (Ч. Келли), хакоми (Р. Курц), соматический процесс (С. Келеман), организмическая психотерапия (М. Браун), первичная терапия, или терапия первичного крика (А. Янов), комплексы двигательных упражнений, связанных с выявлением и улучшением привычных телесных поз (Ф. Александер), а также осознанием и развитием телесной энергии (М. Фельденкрайз), структурная интеграция, или рольфинг (И. Рольф), биодинамическая психология (Г. Бойсен), бодинамика, или психология соматического развития (Л. Марчер), чувственное осознавание (Ш. Селвер), психотоника (Ф. Гласер), процессуальная терапия (А. Минделл).

В сферу ТОПТ входит также ряд оригинальных отечественных методик, в первую очередь танатотерапия (В. Н. Баскаков). Если преодолеть основные напряжения в теле с помощью специальных упражнений и массажа, пациент совершенно по-новому переживает свое тело, иначе оценивает себя и окружающий мир. В техниках биоэнергетики чувствовать себя хорошо — значит быть свободным, функционировать ритмично, без хронических мышечных зажимов. Именно В. Райх выявил тончайшую взаимосвязь телесных защит и содержащейся в них эмоциональной жизненной энергии, а также нашел пути изменения баланса сил в сторону здоровья. Это одновременно и физическое, и психическое здоровье.

Состояние мышечного напряжения и поддерживающая его повышенная активность симпатической нервной системы стали для многих моряков хроническими. Нормальные, присущие организму процессы саморегуляции в стрессовой ситуации перестают действовать, и требуется помощь извне. Эмоционально значимые переживания «врастают в память тела», фиксируются в нем. Тело, запечатлевая маски и роли, избранные как способы защиты от тяжелых переживаний, обретает «мышечный панцирь» — хронические напряжения и зажимы, которые блокируют жизненную энергию, эмоции, силы и способности, ограничивают подвижность тела и снижают ощущение полноценности жизни и рано или поздно ведут к заболеваниям. Лишь преодолев мышечные зажимы и восстановив свободу движений, можно вернуть способность рационально и адекватно взаимодействовать с окружающей средой [4].

Предполагается, что ТОПТ, помогая уменьшить тревожность, преодолеть последствия психоэмоционального стресса, в котором находятся, в частности, и работники морского флота, может сформировать «сцепленные» с его телом формы защиты против воздействия неблагоприятных факторов стресса.

Основой метода является использование в процессе терапии контакта терапевта с телом пациента. При ТОПТ происходит

05.10.2012


155

3


157

Работа с телесными проявлениями психологических проблем пациента. Считается, что неотреагированные эмоции запечатлеваются в теле. Работа с их телесными проявлениями помогает провести коррекцию психологических проблем пациента, помочь ему осознать и принять вытесненные аспекты личности. Поэтому в работе терапевта с пациентом поощряется доверие последнего к телесным ощущениям, или интуитивной «внутренней мудрости» собственного организма. Тем самым метод ТОПТ ставит акцент в работе с пациентом на знакомстве с телом, подразумевающем расширение сферы осознания им глубоких организмических ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в различных телесных состояниях, и обучение реалистичному разрешению внутренних конфликтов в этой области. Прикосновения помогают лучше понять и ощутить свое тело, соприкоснуться с глубокими чувствами, с внутренними ресурсами здоровья. Основой метода ТОПТ является использование контакта терапевта с телом пациента.

Цель Исследования — изучить эффективность лечения моряков с АГ методом телесно-ориентированой психотерапии.

ТОПТ была проведена среди 31 пациента, которые проходили обучение в «Школе артериальной гипертонии» (ШАГ). Из них ПАГ была у четырех человек (12,90 %), ГБ I степени — у 5 (22,58 %), ГБ II степени — у 22 (64,52 %). Все пациенты были лицами мужского пола, средний возраст 44,5±6,5 лет, стаж АГ от 1 до 10 лет. До обучения и при проведении ТОПТ пациенты в качестве антигипертензивной терапии получали в основном ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента. Целевое АД до ТОПТ было достигнуто у 37,0 % больных. 36,7 % пациентов обходились без медикаментозной терапии и имели АД, в среднем на 20 мм рт. ст. превышающее целевые уровни.

Психологический статус до и после проведения ТОПТ оценивали с помощью методик Г. Айзенка, Ч. Спилбергера в модификации Ю. Л. Ханина, личностного опросника Бехтеревского института (ЛОБИ), многофакторной личностной методики Р. Кеттелл (16-PF, форма А стандартная) [8]. Полученные результаты были адаптированы для математической обработки; статистический анализ данных проводили с использованием программ STATISTICA 6.0.

ТОПТ проводилась в виде индивидуальных сеансов по одному сеансу два раза в неделю, всего 10 сеансов. Пациенты вели обычный образ жизни, измеряли АД три раза в день и заносили данные манометрии в дневник. В период психотерапии пациенты продолжали прием назначенных им антигипертензивных лекарственных препаратов.

В контрольную группу вошли сопоставимые по возрасту моряки с ГБ I–II степени, обучавшиеся в ШАГ и лечившиеся без использования метода ТОПТ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При помощи личностного опросника Бехтеревского института (ЛОБИ) у пациентов, страдающих ГБ, которые проходили обучение в ШАГ, был диагностирован «эйфорический» тип отношения к болезни. Этот тип отношения характеризуется необоснованно повышенным настроением, нередко наигранным, а также пренебрежением, легкомысленным отношением к болезни и лечению с надеждой на то, что «само все обойдется». Для данного типа отношения к болезни характерно желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Пациенты часто легко нарушают режим,

05.10.2012


155

Несмотря на то, что эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении заболевания.

До проведения курса психотерапии у пациентов исследуемой группы были определены особенности характера, в том числе уровень личностной (ЛТ) и реактивной тревожности (РТ), выявленные с помощью опросника Ч. Спилбергера в модификации Ю. Л. Ханина.

158

Личностная тревожность — это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предрасполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающих.

Как видно из табл. 1, показатели реактивной тревожности (РТ) и личностной тревожности (ЛТ) в экспериментальной группе после ТОПТ стали достоверно ниже по сравнению с показателем РТ до психотерапии и контрольной группой. Следовательно, после ТОПТ пациенты стали менее тревожны и беспокойны, нормализовался психоэмоциональный фон.

ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У МОРЯКОВ

Средний уровень экстраверсии экспериментальной группы, отраженный в табл. 2, после психотерапии достоверно возрос. Данное увеличение показателя можно рассматривать как положительную динамику после завершения психотерапевтического лечения, так как у пациентов стали более выраженными коммуникативные качества, чувство уверенности в себе, жизнерадостность, кроме того, возрос оптимистический настрой на жизнь, появились такие качества, как общительность, добродушие и веселость. У пациентов контрольной группы этот показатель был достоверно ниже.

По сравнению с показателями опытной группы значения нейротизма в контрольной

05.10.2012


155

5


Группе оказались более низкие. Показатель лжи (неискренности в ответах) был достоверно выше в контрольной группе.

У пациентов, с которыми проводилась ТОПТ, достоверно снизились цифры систолического артериального давления (САД) с 144,4±1,5 мм рт. ст. до 122,1±1,2 мм рт. ст. и диастолического артериального давления (ДАД) с 88,9±1,0 мм рт. ст. до 80,0± 0,6 мм рт. ст. (p<0,001).

Все пациенты, с которыми проводилась ТОПТ, отмечали улучшение общего состояния, исчезновение головных болей, улучшение качества сна, улучшение настроения,

159

Устранение фобий, в частности страха потери работоспособности, страха перед прохождением медицинской комиссии.

Таким образом, ТОПТ оказалась эффективной в лечении ПАГ и ГБ I–II степени у моряков, снижая и стабилизируя уровень АД, что подтверждается результатами. На фоне психотерапевтического лечения стало заметным также снижение показателей психологической тревожности пациентов; это говорит об улучшении психологического состояния пациентов.

1. Айвазян Т. А., Храмелашвили В. В., Оборина Т. Г. Психологические и психофизиологические

Особенности больных гипертонической болезнью // Кардиология. 1986. № 1. С. 59–61.

2. Асмолов А. К. Функциональное состояние организма моряков в условиях плавания //

Физиология человека. 1990. № 1. С. 141–148.

3. Асмолов А. К. Адаптация моряков к условиям морских рейсов // Морской мед. журн. 1997. №

1. С. 10–12.

4. Боаделла Д. Моторные поля как основные паттерны потоков движения // Энергия и характер.

2002. № 2. С. 5–17.

5. Винникова В. И. и др. К вопросу о профилактике ишемической болезни сердца у плавсостава

Морских судов // Сов. здравоохранение. 1989. № 4. С. 34–37.

6. Войтенко А. М. Зависимость заболеваемости моряков от некоторых судовых факторов //

Материалы VII Междунар. симп. по морской медицине. М., 1976.

7. Казакевич Е. В. и др. Динамика распространенности артериальной гипертонии у моряков

Северного морского пароходства // Морской мед. журн. 1997. № 1. С. 43–45.

8. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004.

9. Маношкина Е. М. Антигипертензивный эффект и качество жизни у больных гипертонической

Болезнью при длительном применении основных антигипертензивных препаратов: Канд. дис. М., 1994.

10. Щербина Ф. А. Показатели психологического статуса моряков в зависимости от типа
вегетативного реагирования в условиях длительного плавания // Морской мед. журн. 1999.
№ 6. С. 16–18.

11. Jaremin B. Et al. Causes and circumstances of deaths of Polish seafarers during sea voyages // J.

Travel Med. 1996. N 3. P. 91–95.

12. Franrenhaeuser M. An ambulatory system of the recording and analysis of physiological, postural

And impact loading in repetitive work // Inter. symp. on new epidemics in occupational health. Marina Congr. Center Helsinki, Finland, 1994. P. 5.

13. Hemmingsson T. Female seafarers adopt the high risk lifestyle of male seafarers// Am. J. Inter. Med. 1997. N 31. P. 662–668.

14. Quillis Figueroa L. et al. La navegaciуn por satйlite en los umbrales del siglo XXI // Med. Marit.

1996. V. 1. N 3. P. 37–41.

15. Lee J. D., Sanquist T. F. Human performance in automated systems // Human Factors in

05.10.2012


155

Transportation. 1996. P. 365–384.

05.10.2012

Поступила в редакцию 10.VIII 2006 г.

6


156

156