КРИЗИС КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Е. Е. КРАВЦОВА

Рассматриваются причины пребывания культурно-исторической психологии в кризисе. Основной выход из него автор видит в особой подготовке психологов для работы в рамках неклассической психологии. Основа этой подготовки связана с предложенным Л. С. Выготским экспериментально-генетическим методом, позволяющим проектировать процессы психического и личностного развития.

Ключевы е слова: культурно-исторический подход, неклассическая психология, психология искусства, игра в практическую деятельность, проектирующая психология, развивающая среда.

Л. С. Выготский, его последователи, предложенная им культурно-историческая теория и стоящая на этой основе неклассическая психология вызывают большой интерес у психологов, филологов, культурологов, лингвистов и представителей других специальностей как в нашей стране, так и за рубежом. Вместе с тем и современная психологическая наука, и даже то ее направление, которое относят к школе Выготского, имеют целый ряд характеристик, которые свидетельствуют о том, что многие черты кризиса психологии, на которые указывал Л. С. Выготский в работе «Исторический смысл психологического кризиса» [2], не только не преодолены сегодня, но и значительно усугубились.

126

Прежде чем указать на симптомы этого кризиса и наметить некоторые пути выхода из него, необходимо ответить на вопрос о том, что дает культурно-историческая психология развитию психологической науки. Может быть, кризис культурно-исторической психологии — это определенный этап в ее развитии или вообще в развитии психологии? Может быть, не надо искать какие-либо пути выхода из него, так как культурно-историческая психология уже устарела?

Ответы на эти вопросы можно найти в текстах Л. С. Выготского, который подчеркивал, что «старая» (классическая) психология, как он ее называл, не знала проблемы личности. Другими словами, классическая психология (психология до возникновения культурно-исторической теории), по мнению Л. С. Выготского, не имела ни средств, ни методов, ни подходов к проблемам, касающимся личности человека.

Много лет спустя после смерти Л. С. Выготского И. С. Кон, который не являлся ни его учеником, ни последователем, указывает, что личность нельзя изучать средствами науки. Правда, он не добавляет, какой науки, но это довольно легко вывести из его аргументов. Так, И. С. Кон считает, что личность можно изучать средствами искусства, которое Не противостоит Человеку. Однако и это, и многие другие характеристики средств изучения личности были вполне реализованы в «неклассической» психологии Л. С. Выготского, которая снимала противопоставление экспериментатора и испытуемого, рассматривала развитие человека в культурном контексте, позволяла теоретически и практически моделировать процессы психического и личностного развития.

Итак, в рамках классической психологии нет личности как предмета исследования, а

05.10.2012


125

Есть лишь некоторые лозунги, призывы, даже теоретические конструкты. Об этом свидетельствует тот факт, что существует более 80 определений понятия «личность». Одним из последних наиболее революционных и инновационных тезисов и конструктов, связанных с личностью человека, стали разного рода практики, которые получили название личностно-ориентированных: обучение, коррекция, развитие и т. п. При этом, несмотря на то, что эти понятия стали ориентирами как для теоретиков, так и для практиков, которые должны создавать условия для целенаправленного развития личности, во многом данные словосочетания так и остались словами, мало отличающимися и по своему значению, и по воплощению от модных в 1970-е гг. слов о формировании «всесторонне развитой гармоничной личности».

Личность в классической, не культурно-исторической психологии, либо сводится к какому-то другому термину или понятию — эмоционально-волевой сфере, деятельности, иерархии мотивов и т. п., — либо к некоторой терминологической или понятийной «солянке», в силу того, что все, что происходит с человеком, отражается на его личности. Судя по довольно богатой истории исследования личности в рамках современной классической психологии иных путей нет: надо либо отказаться от «научного» изучения личности, как предлагают И. С. Кон и представители описательной психологии, либо принять редукционизм или «солянку».

Л. С. Выготский считал, что он предложил путь научного изучения личности. Почему же предложенный им подход во многом так и остался невостребованным, непонятым, непродолженным? Почему даже сейчас, когда понятие «личность» является одним из наиболее используемых в психологической науке, многие из тех, кто считает себя последователями Л. С. Выготского, работают не в культурно-исторической парадигме?

Представляется, что можно выделить пять групп причин, которым соответствуют пять основных симптомов кризиса культурно-исторической психологии.

Первый симптом Касается ее понятийного аппарата культурно-исторической

127

Психологии. В современной психологии практически не используются многие понятия, имеющие первостепенное значение для неклассической психологии, а другие приобрели совсем иной смысл. Если даже оставить в стороне понятие ведущей деятельности, которое упорно приписывается Л. С. Выготскому и которое на долгие годы стало центральным моментом культурно-исторической психологии, то такие основополагающие для него понятия, как сознание, центральные психологические новообразования, психологический возраст, натуральные психические функции, зона ближайшего развития и т. п., в лучшем случае «приговариваются» и не имеют до сих пор ни четкого определения их психологического содержания в культурно-историческом контексте, ни выявленного механизма взаимосвязи друг с другом. Во многих исследованиях как теоретического, так и практического характера эти понятия используются параллельно; в силу этого они не могут рассматриваться как звенья единой целостной системы психического и личностного развития в онтогенезе. Помимо этого и уже упомянутое понятие ведущей деятельности, и очень значимое для культурно-исторического подхода понятие общения вообще приобрели сегодня смысл, противоречащий общеметодологическим характеристикам неклассической науки. Может ли, например, в такой науке, где нет противопоставления субъекта и объекта исследования, рассматриваться общение с его мотивами, целями и операциями? Именно в силу такого, мягко сказать, вольного обращения с методическим и методологическим

05.10.2012


125

Аппаратом культурно-исторической психологии и появляются целые отрасли и направления, не соотносящие себя никаким образом с культурно-исторической психологией. Между тем одно из основных понятий социальной психологии — общение — занимает центральное место в концепции Л. С. Выготского, а многие методы психотерапевтической и коррекционной работы с детьми и взрослыми являются не чем иным, как особой формой экспериментально-генетического метода. Более того, есть некоторые основания говорить, что развитие таких отраслей психологии непосредственно связано с предложенным Л. С. Выготским подходом.

Вторая группа симптомов Кризиса культурно-исторической психологии связана с разделением психологической науки на теоретическую и практическую, прикладную. В современной психологии во многом стало уже узаконенным, что, например, готовящиеся педагогическими вузами педагоги-психологи являются практиками — в противовес выпускникам университетов, которые в большей степени должны быть теоретиками. Однако это еще не предел, сейчас вовсю идут разговоры, что и среди обучающихся теоретической психологии надо выделить тех, кто будут практическими психологами, и тех, кто будут разрабатывать теоретические основы психологии. При этом если учесть, что многие студенты очень ориентированы на так называемую практическую психологию, которая и более востребована, и совсем по-другому оплачивается, нежели теоретическая, то на последней можно ставить большой крест. Правда, не очень понятно, что будут делать практические психологи при таком положении дел.

В начале 1990-х гг. на одном из семинаров, посвященных детскому саду будущего, Л. А. Венгер сказал: «Вот внедрим то, что мы придумали в практику детского сада, это и будет детский сад будущего». При таком подходе образование будет, как указывал Л. С. Выготский, ориентировано на вчерашний день и в силу этого не будет иметь развивающего характера, будет реализовывать какое-то очень далекое прошлое, которое устаревает прежде, чем успевает внедриться в практику. Кстати, именно такое положение дел наблюдается во многих исследованиях по психологии, где теоретические положения, основания, конструкты в лучшем случае «могут стать основой», «будут учитываться», станут базой и т. п., при этом, случится ли это когда-то

128

Или нет, никому неизвестно, так как существующее положение дел отчетливо свидетельствует о том, что теоретики и практики не нужны друг другу.

Третья группа симптомов Кризиса культурно-исторической психологии связана с общим теоретико-методологическим контекстом, в рамках которого осмысляются как выдвигаемые теоретические положения, так и получаемые в ходе экспериментальных исследований практические данные. В последние годы часто можно слышать спор о том, кем по профессии был Л. С. Выготский. Он не имел высшего психологического образования, т. е. не был полноценным психологом, впрочем, как З. Фрейд, В. Франкл, Ж. Пиаже и многие другие. Правда, спор о профессиональной принадлежности Л. С. Выготского преимущественно связан не с его образованием, а с тем, что он в своих текстах для решения собственно психологических задач использовал данные и материалы из философии, медицины, истории, филологии и т. п. При этом надо учитывать, что сделанные им заключения и предположения оказываются значимыми не только для психологии, потому что в центре гуманитарных наук находится человек. Данный тезис можно осмыслить следующим образом: чтобы психология и проводимые в ней исследования имели общенаучное, в данном случае, общегуманитарное значение,

05.10.2012


125

Необходимо использовать накопленные в разных науках факты, методологию, теоретические конструкции и т. п. при решении психологических задач и проблем.

Это можно пояснить на примере воображения, которое, кстати, почти как любимые Л. С. Выготским эмоции, можно без преувеличения назвать «Золушкой психологии». Исследование воображения детей и взрослых позволило вывить один очень важный для обсуждаемой нами проблемы факт: оказывается, воображение лучше развито у тех, кто ориентируется на более широкий контекст. Анекдот про солдата, который при виде кирпичей воображает блондинку, так как он всегда ее воображает, свидетельствует о невысоком уровне его воображения. Точно так же ученый, который в любых ситуациях видит только собственные или своего учителя теоретические конструкты потому, что с другими мало и плохо знаком, не оставит сколько-нибудь значимых результатов ни в психологии, ни в какой-либо другой науке.

В своих работах Л. С. Выготский довольно много ссылается на введенный К. Левиным термин «Точка вовне». Л. С. Выготский подчеркивает важность вывода К. Левина о том, что, например, в бессмысленной ситуации «человек ищет как бы опорную точку вовне и через нее определяет так или иначе собственное поведение» [1; 463]. В современных терминах психологической науки эту мысль можно выразить несколько иначе: человек выходит за пределы ситуации, которая по тем или иным причинам вызывает проблемы и трудности, действует Надситуативно И таким образом овладевает ею.

Представляется, что эта точка вовне является необходимым условием и важнейшим понятием для работы в рамках неклассической психологии. Точка вовне важна и нужна для решения собственно психологических задач и проблем. В некоторых случаях излишне широкий контекст, используемый в психологических исследованиях, и применение заимствованных из других наук понятий, скорее уводят исследователя от психологии, нежели помогают к ней приблизиться.

Это легко проследить на примере того, что современная психологическая наука, в том числе и та, которая претендует на название культурно-исторической, строится вне контекста проблем психологии искусства, очень значимой для понимания всего творчества Л. С. Выготского. Можно без преувеличения сказать, что проблемы психологии искусства вообще почти ушли из психологических исследований. Это приводит к тому, что многие важные аспекты психологии вообще и психологии личности, в частности, не входят

129

В поле внимания психологов. Однажды первоклассник, психологически не готовый к школьному обучению, сказал своей маме, которая пыталась с помощью фасоли объяснить ему решение трудной математической задачи: «Что ты, мама, то — задачи, а это — жизнь». Представляется, что уход психологической науки от психологии искусства или сведение последней к очень узким, специфическим проблемам, не имеющим общеметодологического значения, приводит к тому, что вместо человека, его психики и личности исследуют каких-то роботов или инопланетян, которые не имеют ни пола, ни возраста, ни каких-либо иных индивидуальных особенностей и которые вообще существуют, чтобы психологам было удобно их изучать.

Культурно-исторический подход к проблемам психологии искусства, как хорошо видно на примере Л. С. Выготского, во многом является ключом к пониманию человека. Не сводя любую точку вовне психологической науки к искусству, отметим, что оно не

05.10.2012


125

Только обеспечивает психологу возможность взглянуть на психологические проблемы со стороны, но помогает найти методы, адекватные той психологической реальности, которая лежит за понятием личности.

Четвертая группа симптомов, свидетельствующая о кризисе культурно-исторической психологии, напрямую связана с известной поговоркой о том, что в некоторых случаях «за деревьями леса не видно». Пояснить это можно с помощью образа, данного одним современным психологом, который сказал, что каждый, в том числе и многие представители культурно-исторического подхода, взяли себе по куску пирога и всю жизнь его жуют. Иными словами, в современной психологической науке можно выделить довольно узкую специализацию разных психологов — одни всю жизнь исследуют память, другие отдают предпочтение эмоциям и т. п. При этом каждый углубленно исследует свою область, мало обращая внимание на работы других авторов, посвященных иным проблемам психологической науки.

С одной стороны, благодаря тому, что в психологии стали углубленно изучать эмоции или внимание, удалось получить много интересных фактов и феноменов. С другой стороны, не очень понятна их теоретическая и практическая значимость в силу того, что они оказываются довольно сильно изолированными друг от друга. Исследователь, изучающий, к примеру, когнитивные эмоции, как правило, мало соотносит их с предвосхищающими эмоциями, которые, как подчеркивал А. В. Запорожец, возникают к концу дошкольного периода развития и обеспечивают прохождение ребенком кризиса семи лет, или эмоциями воображения, которые в некоторых случаях могут становиться основой для развития у субъекта серьезных фобий и т. п. Все это происходит в первую очередь потому, что в отличие от неклассической психологии, рассматривающей целостного человека с его психологическими особенностями, отношениями, личностными характеристиками, в современной психологии господствует подход, результатом которого является выделение 125 стадий развития зрительного восприятия у людей определенной профессии. Ни в коей мере не оспаривая, что такие исследования имеют важное значение, хочется отметить следующее: они мало востребованы как теорией, так и практикой психологии в силу того, что, во-первых, их трудно соотнести с другими аналогичными исследованиями, в которых изучались иные свойства и качества, и, во-вторых, не очень понятна целесообразность и возможность их внедрения в реальную практику.

Пятая группа симптомов Кризиса культурно-исторической психологии касается декларируемого во многих областях, но чрезвычайно мало используемого современной психологией индивидуального подхода. Анализ неповторимой и уникальной личности отдельного человека вытеснился статистическими данными о закономерностях развития памяти школьников V класса какой-то конкретной школы. Конечно, нужно знать и понимать возрастные,

130

Профессиональные, гендерные и другие закономерности развития как целостной личности, так и отдельных психических процессов и функций. Однако особенности культурно-исторической психологии состоят в том, что эти закономерности ни в коем случае не должны заслонять конкретного двоечника. При этом специфика современной психологической науки состоит в том, что даже в областях, где изучаются индивидуальные особенности человека, используются преимущественно методы математической статистики, с помощью которых, как нам кажется, никак нельзя

05.10.2012


125

Проникнуть в душу человека.

Анализ состояния современной психологии свидетельствует, что психология находится в кризисе и необходимы определенные меры по его преодолению. Я совершенно согласна с тем психологом, который в качестве первого шага на пути выхода из кризиса и последующего движения к новой психологии предложил формулу «Вперед — назад к Л. С. Выготскому».

Изучение творчества Л. С. Выготского и предложенной им неклассической психологии позволяет выдвинуть тезис о том, что работа в рамках культурно-исторического подхода требует от психологов особых профессиональных свойств и качеств. Поэтому решение проблемы выхода культурно-исторической психологии из кризиса в значительной степени связано с проблемой подготовки профессиональных психологов.

Носящий имя Л. С. Выготского Институт психологии РГГУ, десятилетие которого отмечалось в 2005 г. в рамках VI Чтений памяти Л. С. Выготского, был создан на основе нашего понимания неклассической психологии и тех трудностей, которые сегодня испытывает как культурно-историческая теория, так и психологическая наука в целом.

Первая — центральная — идея состояла в том, что в основу психологического образования должна быть положена единая теория. Такой теоретической основой стала культурно-историческая концепция Л. С. Выготского.

Построение обучения в рамках конкретной целостной теоретической парадигмы позволит студентам, с одной стороны, значительно повысить уровень своей теоретической подготовки, а с другой — найти свое место в ряду множества направлений современной психологии.

Учитывая высказанную Л. С. Выготским мысль о том, что обучение должно вести за собой развитие, можно сказать, что главным результатом высшего образования является становление и развитие профессионального самосознания. Такое понимание целей и результатов высшего образования предполагает пересмотр как его методологической основы, так и результатов. Распространенная ныне в большинстве университетов подготовка будущих специалистов, несмотря даже на то, что она в большинстве случаев ведется высокими профессионалами, имеет, как правило, своим результатом накопление знаний, умений и навыков.

Выделение профессионального самосознания как главного результата высшего образования позволит выделить стандарты и логику высшего психологического образования, создать условия для планомерного целенаправленного формирования профессионального психологического самосознания у будущих специалистов.

Организация высшего психологического образования на базе культурно-исторической теории Л. С. Выготского предполагает учет двух обстоятельств. Во-первых, это ни в коем случае не предполагает, что в преподавании следует ограничиться идеями Л. С. Выготского. Конечно, любой современный специалист должен ориентироваться в большинстве из существующих сегодня теорий и подходов. Это означает, что учебные планы обязательно должны содержать и психоанализ, и гештальтпсихологию, и экзистенциальную психологию, и гуманистическую психологию т. п. Однако само построение образования, логика введения будущих специалистов в профессию

131

И специальные дисциплины учебного плана должны обязательно быть ориентированы на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского.

05.10.2012


125

Во-вторых, построение высшего образования на основе определенной научной парадигмы не означает, что все выпускники будут последователями, например, неклассической психологии. Говоря о методологии обучения в вузе, мы в первую очередь имеем в виду только то, что для ориентации в широком спектре отраслей и концепций психологии надо иметь не отдельные отрывочные знания, а целостное представление об определенном (в нашем случае) культурно-историческом подходе в максимально широком контексте. Именно это помогает не просто знакомить студентов с разными понятиями, но создавать условия для того, чтобы они могли «открыть для себя» их психологическое содержание.

Вторая Идея подготовки психологов, реализующаяся в Институте психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, связана со взаимоотношением теории и практики. Необходимо методологически и методически решить вопрос о том, как они будут присутствовать в обучении. Введение практики после обучения, как это принято в большинстве вузов, показывает, что в реальной деятельности имеющий багаж теоретических знаний студент часто вынужден, как герой А. Райкина, забывать все то, чему его обучали раньше в университете.

В последние годы стало модно вводить практику в обучение до теоретических курсов. Это тоже оказывается малоэффективным, так как, попробовав реализоваться в практической деятельности, многие студенты не считают нужным погружаться в теоретическое обучение, довольствуясь тем, что им удалось подсмотреть у более опытных коллег. При этом, как показывает практика, они, во-первых, довольно скоро показывают себя малосостоятельными и малоквалифицированными и, во-вторых, испытывают большие трудности и проблемы даже в тех случаях, когда сами решают заняться теоретическим обучением.

Анализ культурно-исторического подхода позволяет предложить в качестве решения проблемы соотношения теоретического и практического Игру в практическую деятельность.

В Институте психологии им. Л. С. Выготского РГГУ были разработаны специальные дисциплины, в процессе овладения которыми создаются условия для игры студенты в свою профессиональную деятельность. В отличие от реальной практической деятельности игра в нее условна, позволяет экспериментировать. Она помогает студентам, во-первых, с самого начала обучения рефлексировать свою позицию в профессиональной деятельности и, во-вторых, в случае необходимости корректировать и развивать ее с помощью разного рода средств, которые они черпают из теоретических дисциплин. Кроме того, такая игра позволяет решать еще одну проблему, связанную со взаимодействием психологии и искусства, которое, как мы уже указывали, имеет важное значение и для реализации неклассической психологии, и для овладения профессиональным самосознанием психолога.

Для включения искусства в подготовку будущих психологов были разработаны специальные дисциплины, непосредственно связанные с театром, литературой, изобразительной деятельностью, художественным движением. В процессе их изучения студенты, во-первых, учатся овладевать собственными психическими и личностными процессами, во-вторых, знакомятся с особенностями развития и организации этих видов деятельности, в-третьих, существенно расширяют свой психологический опыт, обучаясь анализировать самые разные ситуации с разных позиций, в-четвертых, овладевают довольно сложными знаниями, умениями и навыками, причем таким образом, что это сказывается на развитии их сознания и самосознания.

Например, вхождение студентов в профессию психолога начинается с дисциплины

05.10.2012


125

«экспериментальный психологический театр».

132

В процессе ее изучения будущие психологи развивают и при необходимости корректируют позицию субъекта игровой деятельности [3]. Помимо этого они учатся взаимодействовать друг с другом, у них целенаправленно развивается содержательное общение, они приобретают навыки идентификации с разными людьми и т. п. При этом студенты овладевают важнейшими понятиями современной психологии — понятиями общения, предметной деятельности, игры и учения. Они не только знакомятся с разными подходами к этим фундаментальным видам человеческой деятельности, но учатся их произвольно реализовывать, определять с их помощью психологические и личностные особенности разных людей, строить развивающую или корректирующую работу, используя их в качестве средств воздействия на детей и взрослых.

Дисциплина «экспериментальный психологический театр» имеет продолжение в курсах «психология режиссуры», где студенты приобретают навыки управления разными ситуациями, и «проектирующая психология», в процессе которой они учатся моделировать психические процессы в разного рода социальных практиках — образовании, медицине, юриспруденции и т. п.

Другим примером дисциплины, построенной в русле культурно-исторического подхода, является «коммуникация с текстом». В процессе ее изучения студенты приобретают навыки анализа текстов и понимания с его помощью психологических особенностей разных людей. Помимо этого они учатся «играть с текстами», произвольно строить разные тексты с целью реализовать ту или иную позицию и таким образом редактировать «чужие» и собственные тексты, чтобы получить определенный результат.

Чтобы сформировать специалиста для работы в рамках «неклассической психологии», недостаточно только создавать новые специальные дисциплины, надо пересмотреть положенную будущим специалистам по образовательному стандарту практику. Помимо практической работы по специальности, проводимой в самых разных учреждениях, где работают психологи, есть основания включать в обучение особые виды практики: рисование, предметно-практическую деятельность, движения и танцы, в процессе которых многие студенты приобретают навыки, необходимые им в их профессиональной деятельности, способы рефлексии и средства самовыражения и релаксации.

Включение в процесс подготовки психологов игровой деятельности и разных видов искусства позволяет обеспечить индивидуальный подход как в подготовке будущих специалистов-психологов, так и в их будущей профессиональной деятельности. Если следовать словам Л. Н. Толстого, что «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», то, разбирая и анализируя, а затем играя, перевоплощаясь в того или иного человека, героя, персонажа студенты получают возможность соотносить характеристики изображаемого ими образа со своими, находить в них сходства и различия, искать пути изменения и конструировать условия, которые для этого необходимы.

В организации учебной работы будущих специалистов в рамках неклассической психологии одно из центральных мест занимает их научная работа, позволяющая целенаправленно формировать у них исследовательскую позицию, которая является необходимым условием и важнейшим компонентом профессиональной компетенции психолога, особенно работающего в культурно-исторической парадигме. Именно исследовательская позиция позволяет ориентироваться на индивидуальные особенности

05.10.2012


125

Развития человека, на его личность.

Позиция исследователя обеспечивает психологу и адекватное использование полученных в ходе обучения знаний о различных теориях, методах диагностики и коррекции, и самостоятельное конструирование их в зависимости от решаемых проблем.

133

Третья Идея подготовки психологов, вытекающая из культурно-исторической психологии, касается мысли Л. С. Выготского о развивающей среде, которая является источником развития в онтогенезе.

В рамках образовательного процесса в вузе это означает, что центральным моментом обучения студентов и подготовки «неклассических» психологов является общение. Этот принцип реализуется в разнообразных видах деятельности, в процессе которой студенты взаимодействуют с преподавателями и друг с другом, сознательно меняя позиции и уровень произвольности в общении, учатся общаться с воображаемыми партнерами — авторами той или иной концепции, участниками разных воображаемых и представляемых ситуаций.

Пример научной жизни Л. С. Выготского, его общения с учениками показывает, что нельзя построить развивающую среду, ограничиваясь только занятиями, важно уделять внимание разным видам внеучебной деятельности — участию студентов и преподавателей в методологических и теоретических семинарах, конференциях, симпозиумах, проведению совместных вечеров, капустников, поездок, посещений театров, экскурсий и т. п.

Описанные принципы подготовки психологов предполагают конструирование и реализацию новой вузовской педагогики, построенной на фундаменте неклассической науки. При этом основой такой педагогики должен стать предложенный Л. С. Выготским экспериментально-генетический метод, который позволяет моделировать процессы психического и личностного развития.

Анализ экспериментально-генетического метода Л. С. Выготского как основного метода проектирующей психологии показывает, что именно он позволяет преодолеть кризис культурно-исторической психологии. Проектирующая психология позволяет строить и конструировать, а не только устанавливать наличное положение дел. Даже анализ каких-то частных свойств и качеств в рамках проектирующей психологии предполагает выделение единицы психики, имеющей те же характеристики, что и целостный объект. Проектирующая психология даже внешне похожа скорее на искусство, чем на традиционную науку. Вероятно, именно поэтому в течение нескольких лет Л. С. Выготский и А. Р. Лурия тесно работали над психологическими проблемами совместно с С. М. Эйзенштейном, М. М. Бахтиным, О. Э. Мандельштамом.

Проектирующий метод, примерами использования которого могут стать исследования Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко, Г. А. Цукерман и В. И. Слободчикова, позволяет по-новому осмыслить неклассическую психологию. Проектирующая психология, по словам Д. Б. Эльконина, трансформируется из науки, выявляющей и фиксирующей наличные свойства изучаемого объекта, в науку, позволяющую строить самого субъекта развития, проектировать жизнь такой, какой она должна быть согласно законам психического развития. Она преодолевает «старую психологию», которая не знала проблем личности, и превращает ее в науку, позволяющую создавать условия для целенаправленного развития личности.

Широкое использование проектирующей методологии как в отдельных

05.10.2012


125

10


Психологических исследованиях, так и при подготовке студентов-психологов поможет не только преодолеть кризис культурно-исторической психологии, но обеспечит ориентацию всей психологической науки на зону ее ближайшего развития.

1. Выготский Л. С. Воля и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.:

Педагогика, 1982. С. 454–466.

2. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. Т 1. М.:

Педагогика, 1980. С. 291–436.

3. Новикова Т. С. Психологическое значение сюжетно-ролевой игры в онтогенезе личности:

Автореф. канд. дис. М., 2006.

Поступила в редакцию 26.VII 2006 г.

05.10.2012


126

126