ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ЭТНИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ

А. В. СУХАРЕВ, С. Л. БУХАРЕВА

Предпринята попытка этнофункционального анализа формирования этнической идентичности русских и еврейских подростков в специализированных этнических учебных центрах — Русской фольклорной школе, Православной воскресной школе, Синагогальной школе и Еврейском культурном центре. Установлено, что этнофункциональный подход более адекватен для исследования этой идентичности в современной культурно-исторической ситуации по сравнению с этнопсихологическим (типологическим) подходом. Выявлены особенности формирования этнической идентичности в различных группах подростков, а также факторы риска возникновения у них психической дезадаптированности при целенаправленном формировании этой идентичности. Получены положительные результаты применения метода этнофункциональной психологической коррекции в целях психопрофилактики психической дезадаптированности и формирования межэтнической толерантности.

Ключевые слова: этнофункциональный подход, этническая идентичность, этнофункциональная психопрофилактика, межэтническая толерантность, психическая дезадаптированность.

В условиях нарастания международных коммуникаций, развития средств массовой информации, роста миграции населения, актуальным является изучение психологии этничности как одного из смыслообразующих факторов в поведении человека. Современные условия жизни показывают, что одной из самых уязвимых сфер человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является этничность, этническая идентичность. Нарушения этнической идентичности могут обусловливать появление напряженности между различными этническими группами, что проявляется в возникновении национальной розни, межэтнических конфликтов ([4], [9], [14], [15] и др.). Исследования показывают, что обретение человеком целостной этнической идентичности обусловливает его психическое созревание, способствует повышению степени психической адаптации к его внутренней и внешней среде ([16], [22] и др.).

Этническая идентичность стала предметом теоретических и эмпирических исследований отечественных этносоциологов и этнопсихологов в 1970-х гг. ([1], [2], [9], [14], [15] и др.). Анализ исследований показал, что важную роль в процессе формирования этнической идентичности играет социокультурная и природная среда рождения и проживания, т. е. ландшафтно-климатические, расово-биологические и социокультурные характеристики этнической идентичности [9], [14].

Установлено, что именно подростковый возраст является ключевым моментом формирования этнической идентичности. Многие психологи полагают, что «реализованной» идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте. Однако ряд исследователей отмечают наличие несформированной, или диффузной, этнической идентичности у подростков [13], [15].

Современные российские подростки, в силу сложившейся культурно-исторической ситуации, живут в неоднородном, характеризующемся этнокультурной «мозаичностью» [19] информационном пространстве. Н. Пезешкиан, в частности, отмечает, что кросскультурный подход в воспитании в современном мире порождает трудности,

05.10.2012


35

Связанные с необходимостью «навешивания этнических ярлыков» [12; 28].

83

В настоящем исследовании была предпринята попытка рассмотреть процесс формирования этнической идентичности подростков с теоретико-методологических позиций этнофункционального подхода [16], который является дополнительным по отношению к этнопсихологическому (типологическому) и более адекватным для изучения процессов формирования этнической идентичности в поликультурной среде. С позиций этнофункционального подхода все группы этнических признаков — климато-географические особенности места проживания этноса, расово-биологические и культурно-психологические (включая конфессиональные) — наделяются той или иной этнической функцией, интегрирующей или дифференцирующей отношения подростка с определенным этносом или этнической системой; этническая идентичность — это результирующая этнофункционального развития человека, которое понимается как повторение общего плана истории развития, например, русской культуры, в онтогенезе психики конкретного человека. Оно проходит в общем случае три последовательные стадии: сказочно-мифологическую, религиозно-этическую и научно-познавательную. Этническая идентичность понимается прежде всего как система отношений личности [10] Ко всем группам этнических признаков, а собственная этничность (по самоопределению человека) является лишь одним из этих отношений. В этнофункциональном подходе приоритетной является именно целостность, системность всех отношений личности, а не то, какой именно этнический «ярлык» (Н. Пезешкиан) присваивает себе тот или иной человек.

Это позволяет ввести определенные показатели степени

Сформированности/несформированности этнической идентичности. Например, принятие себя как еврея (что традиционно является одним из показателей сформированности этнической идентичности) на практике может этнофункционально рассогласовываться с негативным отношением данного человека к иудейской религии и культуре (показатель несформированности еврейской идентичности). Этнофункциональное рассогласование отношений личности имеет место при несовпадении отношений человека к различным этническим признакам, свойственным разнородным этнокультурным общностям. При этом чем больше степень рассогласования, тем выше риск возникновения у него психической дезадаптированности ([16] и др.). Этническая идентичность «встроена» в систему отношений личности, а формирование этой идентичности способствует формированию важнейших личностных качеств [16], [22].

В современной России широкое распространение получили различные этнические культурные центры, религиозные учебные заведения и другие организационные формы, имеющие целью активное формирование (в первую очередь у молодежи) тех или иных характеристик этнической идентичности: преобладание той или иной конфессиональной и культурной направленности, отношение к расово-биологическим характеристикам людей и ландшафтно-климатическим особенностям места проживания.

Наше исследование посвящено формированию этнической идентичности у русских и еврейских подростков в специализированных культурных и религиозных учебных центрах — Русском фольклорном центре, Православной воскресной школе, Еврейской воскресной школе и Синагогальной школе. Актуальность данной работы обусловлена возможностью применения полученных результатов для психопрофилактики возможной напряженности в отношениях между подростками русской и еврейской национальностей.

05.10.2012


35

Как показал этнофункциональный анализ, специфику психолого-педагогической среды Синагогальной школы составляют иудаизм, отношение к израильской природе и ландшафту, Еврейской воскресной школы (светской) — к израильской природе и ландшафту, а также к народной культуре. Данные этнические признаки

84

Дифференцируют еврейских подростков, живущих в России, с русским суперэтносом [5]. В Православной воскресной школе, где делается упор на христианскую этику, этнодифференцирующим является отсутствие акцента на народной культуре и подчас весьма осторожное отношение к таким фольклорным образам, как русалки, лешие и пр. Наконец, в Русском фольклорном центре этнодифференцирующим является отсутствие явного акцента на православной этике (но без негативного отношения) при существенном внимании к эстетической стороне фольклора в целом — как православного, так и «природно-мифологического» его аспектов. Все эти этнодифференцирующие проявления составляют содержание этнической идентичности подростков.

В рамках этнофункционального подхода разработан механизм этнофункциональной психотерапии (коррекции) и психопрофилактики, который направлен на гармонизацию когнитивной, эмоциональной и двигательно-поведенческой сторон отношения человека к той или иной группе признаков. Исходя из представлений о системности отношений человека можно предположить, что изменение одного из отношений может обусловить изменение отношений к другим группам признаков. Такая гармонизация способствует устранению этнофункциональных рассогласований в психике, которые являются фактором риска возникновения психической дезадаптированности у подростков.

Целью Настоящего исследования было изучить особенности формирования этнической идентичности русских и еврейских подростков, обусловленные их обучением в этнически ориентированных учебных центрах. Мы полагаем, что такое обучение может отразиться на степени сформированности этнической идентичности, а также этнофункциональной рассогласованности системы отношений личности. Также предполагалось, что отношение к группе климато-географических этнических признаков является важнейшим фактором формирования этнической идентичности, а этнофункциональная коррекция отношений подростков к климато-географическим условиям их рождения и проживания может повышать степень сформированности их этнической идентичности и степень этнофункциональной согласованности системы их отношений.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Показателем большей степени сформированности этнической идентичности подростков в работе полагалось наличие большего количества позитивных и меньшего количества негативных отношений к этничности по самоопределению и согласованным с ней этнофункциональным признакам, а показателем большей степени этнофункциональной рассогласованности системы отношений личности, наоборот, — наличие большего количества негативных отношений к этническим признакам, являющимся традиционными для населения страны, где подросток родился и проживает, а также меньшего количества позитивных и большего количества негативных отношений подростков к этническим признакам, этнофункционально согласованным с их

05.10.2012


35

4


Этничностью по самоопределению.

На основе метода структурированного этнофункционального психологического интервью (А. В. Сухарев) была разработана методика, состоящая из двух структурированных интервью. Одно было адресовано коренным жителям, другое — репатриантам; каждое интервью включало девять показателей, отражающих позитивное и негативное отношение подростков к следующим четырем группам этнических признаков: Климато-географическая группа (1 — отношение к родной природе; 2 — к родному климату); Культурно-психологическая группа (3 — к религии своего народа; 4 — к народной культуре и фольклору; 5 — к истории страны проживания; 6 — к субъективно воспринимаемым национальным особенностям характера представителей своего народа); Расово-биологическая группа (7 — к субъективно воспринимаемым

85

Особенностям внешности представителей своего народа; 8 — к традиционным особенностям питания своего народа); Отношение к своей этничности (национальности) по самоопределению. По результатам интервью экспериментатор присваивал испытуемому определенный балл: 1 (позитивное отношение) и –1 (негативное отношение).

Интервьюирование всех испытуемых проводилось дважды: при зачислении в указанные учебные центры и по истечении года обучения в них. Квантификация результатов структурированного интервью отражает в нашем исследовании методологическую полноту исследования — сочетание идиографического и номотетического подходов [6]. Применялись также метод наблюдения, метод независимых экспертных оценок, метод срезов и формирующий эксперимент (с использованием так называемого метода этнофункциональной коррекции). Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с помощью χ2 — критерия Пирсона.

Было обследовано 107 русских и 166 еврейских подростков — учащихся российских средних общеобразовательных школ Орска, Оренбурга, Новотроицка и израильских подростков (г. Натания) (всего 273 человека); из них русские: 34 человека, посещавшие Русский фольклорный центр (РФЦ); 41 человек — Православную воскресную школу (ПВШ); евреи: 48 человек, посещавших Еврейскую воскресную школу (ЕВШ), и 40 человек — Воскресную школу при синагоге (СВШ); не посещавшие национальные культурные и религиозные центры («неорганизованные») русские — 32 человека и евреи — 18 человек; репатрианты, проживающие в Израиле не менее двух лет, — 32 человека; коренные израильтяне — 28 человек.

Экспериментальная часть исследования состояла из двух этапов — констатирующего и формирующего экспериментов. В констатирующем эксперименте сравнивались группы подростков, посещавших различные этнические центры, по начальному и конечному этапу обучения. В формирующем эксперименте производилось формирование (а) этнической идентичности подростков, (б) этнофункциональной согласованности их отношений в процессе этнофункциональной психопрофилактики.

При интерпретации некоторых результатов исследования использовались экспертные оценки православных и иудейских священнослужителей.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

05.10.2012


35

При сравнении результатов интервью, полученных до начала обучения и по прошествии года, у большинства подростков выявлены этнофункциональные рассогласования.

В РФЦ достоверно большее число подростков после одного года обучения стали позитивно относиться к родной природе, ландшафту и климату (показатели 1 и 2, P<0,01), а также к православию (п. 3, P<0,05), русской народной культуре и фольклору (п. 4, P<0,01). По этим показателям у них не были выявлены этнодифференцирующие отношения (т. е. этнофункциональные рассогласования). Что особенно важно — в данной группе увеличилось число подростков с позитивным отношением к собственной этничности по самоопределению (п. 9, P<0,05), что свидетельствует о более сформированной этнической идентичности.

Среди подростков, посещавших в течение одного года ПВШ, за время обучения стало достоверно больше тех, кто позитивно относился к родному ландшафту и климату (п. 2, P<0,01), из них также больше тех, кто негативно относился к русской народной культуре и фольклору (п. 4, P<0,01), и меньше тех, кто позитивно относился к православию (п. 3, P<0,05). У подростков, посещавших ПВШ в течение года, в целом этническая идентичность оказалась более диффузной — у значительного числа подростков выявились этнофункциональные рассогласования отношений к определенным группам этнических признаков — православию, народной культуре и фольклору.

86

У значительного числа евреев, посещавших ЕВШ один год и более, по сравнению с тем, что было при их зачислении, выявилось этнодифференцирующее негативное отношение к родному ландшафту и климату (п. 2, P<0,05). При этом большее число подростков стало позитивно относиться к иудаизму (п. 3, P<0,001), еврейской культуре и фольклору (п. 4, P<0,001), а также к субъективно воспринимаемым национальным особенностям собственной внешности (п. 7, P<0,01).

После одного года посещения СВШ большее число подростков стали негативно относиться к иудаизму (п. 3, P<0,05), еврейской народной культуре и фольклору (п. 4, P<0,05), а также к национальным особенностям питания своего народа (п. 8, P<0,05). При этом достоверно большее их число позитивно оценивали влияние осознания принадлежности к еврейской национальности (п. 9, P<0,05) на свою жизнь и позитивно оценивали историю России. Таким образом, изменение большинства показателей (и важнейшего из них для еврейской этнической идентичности — отношения к иудаизму) за год обучения свидетельствует о снижении степени сформированности этнической идентичности этих подростков.

Из групп «неорганизованных» подростков достоверно большее число русских по сравнению с евреями позитивно относились к родной природе (точнее, климату) (п. 1 и 2, P<0,05), к особенностям внешности (п. 7, P<0,001) и характера (п. 6, P<0,05) своего народа. Это свидетельствует о более высокой степени этнической идентичности русских подростков и более низкой степени риска возникновения у них психической дезадаптированности.

Исследование показало также, что по сравнению с коренными израильтянами среди подростков-репатриантов больше тех, кто негативно относится к местному климату (п. 2, P<0,05), субъективно воспринимаемым национальным особенностям собственной внешности (п. 7, P<0,05), а также к традициям и культуре еврейского народа (п. 4, P<0,05). При этом достоверно бóльшая их часть позитивнее относятся к природе и

05.10.2012


35

Климату России, а не Израиля (п. 2, P<0,01) и к субъективно воспринимаемой внешности россиян по сравнению с собственной внешностью (п. 7, P<0,01). Это свидетельствует о повышенном факторе риска возникновения у них психической дезадаптированности и меньшей степени сформированности еврейской этнической идентичности по сравнению с коренными израильтянами.

Такой парадоксальный результат, как более высокий негативизм подростков в отношении еврейской народной культуры и фольклора, а также иудаизма после первого года обучения в СВШ и более высокий негативизм русских подростков по отношению к православию, фольклору и народной культуре после года обучения в ПВШ, объясняется, на наш взгляд, тем, что нравственно-этическое воспитание в обоих случаях осуществляется на неподготовленной почве. Дети обеих национальностей до поступления в соответствующие школы воспитывались практически в одних и тех же социально-психологических условиях. Как показывают исследования, полноценная эмоционально-чувственная подготовка (на сказочно-мифологической стадии этнофункционального психического развития) к религиозно-этической стадии требует использования в процессе воспитания арсенала сказочно-мифологических образов русской культуры (для детей, родившихся и проживающих в традиционно русских регионах страны) [16], [17].

После 1917 г. традиционные нормативно-религиозные ценности были замещены на во многом чуждые безрелигиозные идеалы. Этнофункциональный анализ культурно-исторической ситуации в России показал, что вместе с этим происходила трансформация и десакрализация сказочно-мифологической стадии развития, а это связано с нарушениями эмоционального развития [16]. Только после полноценного прохождения сказочно-мифологической стадии можно переходить к стадии религиозно-этической. Если у ребенка формируется

87

Еврейская идентичность, то на религиозно-этической стадии этнофункционального
психического развития у него могут формироваться нравственно-этические нормы, во
многом основанные на иудаизме. Однако для родившихся в России подростков и
русской, и еврейской национальностей естественным является то отношение к природной
среде, которое закреплено в русской культуре и на когнитивном уровне представлено
соответствующими этой культуре сказочно-мифологическими образами [20].
Деформации сказочно-мифологического содержания, обеспечивающего

Соответствующую стадию психического развития у российских детей, обусловливают недостаточное вызревание их эмоционально-чувственной сферы (т. е. неполноту прохождения «эстетической» стадии по В. В. Зеньковскому [7]). Рост негативизма по отношению к иудаизму у еврейских подростков или более высокий уровень негативизма к собственным народным традициям, культуре и более низкое позитивное отношение к религии у русских представляются вполне объяснимыми как защитная реакция на целенаправленное религиозно-этическое воспитание при недостаточно развитой чувственной сфере.

Согласно нашему исследованию, при обучении в РФЦ у подростков не усиливалась «диффузность идентичности» и в их психике не возникали дополнительные этнофункциональные рассогласования. Это также вполне объяснимо с этнофункциональных позиций. Ведь именно фольклорная практика в наибольшей степени восполняет недостаток эмоционально-чувственной «включенности» подростков

05.10.2012


35

В сказочно-мифологическую реальность взаимосвязи русской культуры и природной среды.

Своего рода «аналог» РФЦ для российских подростков еврейской национальности — ЕВШ, с одной стороны, действительно формирует «недиффузную» еврейскую идентичность, что благоприятно для их психической адаптированности, но с другой стороны, после года обучения у них усиливается негативное отношение к родной природе и климату (России), а у подростков из СВШ такого не наблюдается. На наш взгляд, это в существенной мере обусловлено тем, что в основной книге иудаизма — Торе (в отличие, например, от Нового Завета) — значительное внимание уделяется отношениям человека к достаточно далеким от России природно-климатическим условиям, растениям, животным, соответствующему быту людей. Например, в Торе 613 глав — именно столько, сколько косточек у такого экзотического для русской природы плода, как гранат, и т. п. [8]. В Новом Завете же основное внимание уделяется не столько взаимоотношениям человека и природной среды, сколько его отношению к Богу и нравственным аспектам отношения человека к другим людям и к себе самому. Здесь следует заметить, что еврейская фольклорная культура в значительной мере представлена в Ветхом Завете и, соответственно, в определенной мере дается и в СВШ [21], а в ПВШ существенная часть русской народной культуры и фольклора на практике чаще рассматривается как в основе своей языческая, хотя определенная часть фольклорных образов имеет также и христианский смысл. Наличие в СВШ позитивной подачи элементов даже экзотического для России фольклора, на наш взгляд, блокирует негативизм по отношению к природе (в том числе и русской), а определенный негативизм к «природно-языческой» составляющей фольклора в ПВШ обусловливает возрастание негативного отношения к родной природе и климату. Эти факты в определенной мере подтверждают необходимость наличия позитивного отношения к фольклорно-опосредствованному образу неантропогенной природы в структуре этнической идентичности подростков независимо от конкретного содержания данного образа. В частности, в исследованиях получены результаты, подтверждающие роль формирования целостных отношений российских школьников к образам австралийской природы для улучшения

88

Некоторых показателей их эмоционально-личностной адаптированности (но не социально-психологической или интеллектуальной) [18].

При формировании конфессионального аспекта этнической идентичности подростков обеих рассматриваемых национальностей с целью психопрофилактики также представляется необходимым уделять большее внимание формированию их фольклорно-опосредствованных отношений к природной среде в контексте русской культуры для полноты развития эмоционально-чувственной стороны системы их отношений с их внутренней и внешней средой [16].

Этнофункциональные рассогласования в системе отношений личности к социокультурным, конфессиональным и расово-биологическим этническим признакам (например, в форме возрастания негативного отношения еврейских подростков к иудаизму, еврейской народной культуре и фольклору, а также к истории России как страны рождения и проживания), хотя и в меньшей мере, чем рассогласование отношения к природной среде, также могут являться факторами риска возникновения психической дезадаптированности.

05.10.2012


35

В ПВШ восстанавливаются народные традиции христианского календаря и русской православной народной культуры (так называемое народное православие — см. [11]), например, масленица (зимне-весенний праздник), Троица (летний праздник) и т. п., которые «привязывают» подростков к русской природе и климату средней полосы. В СВШ, например, может восстанавливаться эмоционально-чувственное отношение подростков к природе Израиля, но не к природе региона рождения и проживания (в России), хотя при этом не формируется этнофункционально рассогласованное отношение (негативизм) к родным для них русским ландшафту и климату.

Следует заметить также, что фактором, который способствует психической адаптированности подростков, посещавших ПВШ и РФЦ, является улучшение отношения к родной природе и климату. Мы полагаем, что это может быть обусловлено наличием в обучении фольклорного компонента (в отличие от ЕВШ), опосредствующего отношение подростков к ландшафтно-климатическим условиям региона рождения и проживания.

Большинство подростков, обучающихся в СВШ и ЕВШ, в качестве возможной перспективы рассматривают репатриацию в Израиль. Более морально подготовленными к репатриации можно считать учащихся, посещавших ЕВШ в течение одного года, — у них отмечается относительно более позитивное отношение к религии, культуре и традициям своего народа (также и по сравнению с «неорганизованными» еврейскими подростками) и наблюдаются наименьшие различия по соответствующим отношениям в сравнении с подростками — коренными израильтянами (однако у этих подростков имеется фактор риска возникновения психической дез-адаптированности — этнофункциональное рассогласование отношения к родной природе и климату).

Следует отметить, что, как и у подростков, посещавших РФЦ, отсутствие этнофункциональных рассогласований отношений к этническим признакам и признаков несформированности этнической идентичности (негативных отношений к собственным этническим признакам) было выявлено у подростков — коренных израильтян. Анализ различий при сравнении остальных показателей этнической идентичности в обследованных группах в целом также не противоречит смыслу этнофункционального подхода к исследованию этнической идентичности человека.

Психопрофилактика этнофункциональных рассогласований

Проработка этнофункциональных рассогласований у подростков проводилась в

Форме занятий по этнофункциональной психопрофилактике, в процессе которых, в

Общем случае, осуществляется восстановление когнитивных, эмоциональных и
поведенческих сторон отношений человека

89

К различным группам этнических признаков.

Для экспериментально-психологической работы была отобрана группа еврейских подростков (32 человека), у которых было выявлено усиление негативного отношения к природе и климату региона рождения и проживания (как соответствующее этнофункциональное рассогласование) после одного года обучения в ЕВШ. Психокоррекционная программа была рассчитана на 12 занятий продолжительностью по два часа. Работа проводилась в течение трех месяцев два раза в неделю (всего 24 часа).

Учитывая, что системообразующим фактором в психическом развитии человека с

05.10.2012


35

9


Позиции этнофункционального подхода является его отношение к природе и климату, коррекция состояла именно в проработке отношения к этим признакам — в восстановлении целостности когнитивных, эмоциональных и двигательных сторон отношений подростков к этим признакам.

По окончании курса занятий показатели отношения к этническим признакам у подростков достоверно изменились. Число подростков, негативно относящихся к климату (п. 2, P<0,01) своего края, к истории страны проживания (п. 5, P<0,05), к субъективно воспринимаемым национальным особенностям характера своего народа (п. 6, P<0,05), к собственной национальности по самоопределению (п. 9, P<0,05), достоверно уменьшилось.

После цикла занятий достоверно увеличилось число подростков, имеющих позитивное отношение к природе и климату региона своего рождения и проживания (соответственно п. 1, P<0,01 и п. 2, P<0,05), к субъективно воспринимаемым национальным особенностям характера своего народа (п. 6, P<0,05), к своей национальности по самоопределению (п. 9, P<0,05), а также к традиционным национальным особенностям питания еврейского народа (п. 8, P<0,05) и субъективно воспринимаемым особенностям внешности представителей как своего (п. 7, P< 0,05), так и других народов (P<0,05) (в психокоррекционной работе дополнительно выявлялось субъективное отношение к внешности других народов). Показатели позитивного отношения к иудаизму и истории страны проживания (России) не изменились, но при этом уменьшилось число подростков, имеющих негативное отношение к истории России (п. 5, P<0,05).

Полученные положительные результаты психокоррекционной работы (повышение степени сформированности у подростков этнической идентичности и снижение внутренней рассогласованности системы отношений личности как фактора риска возникновения психической дезадаптированности и межэтнической напряженности) показывают, что этнофункциональная психопрофилактика может быть практически полезной. Она опирается на этнофункциональный механизм формирования внутренних условий возникновения психической дезадаптированности и межэтнической напряженности. Данный механизм основан на положении о системности отношений человека ко всем группам этнических признаков и, соответственно, о том, что изменение одного из отношений может обусловливать изменение всей системы этих отношений, приводить к личностным изменениям (В. Н. Мясищев), в том числе и к изменениям структуры этнической идентичности. Применение этнофункционального подхода подтвердило в настоящем исследовании системность этнической идентичности и роль опосредствованного фольклорными образами позитивного отношения к климато-географическим условиям рождения и проживания для формирования целостной этнической идентичности и, в частности, позитивного отношения к собственной этничности по самоопределению. Выявлена роль позитивного изменения отношения к родной природе и климату, опосредствованного традиционными фольклорными образами в процессе этнофункциональной коррекции, для формирования этнической толерантности подростков.

90

ВЫВОДЫ

1. Проведенное исследование показало, что обучение подростков в этнически

05.10.2012


35

10


Ориентированных учебных центрах может приводить к изменению степени сформированности их этнической идентичности и к этнофункциональной рассогласованности системы отношений личности (т. е. ее усилению или ослаблению); возрастание последней может являться фактором риска возникновения у подростков психической дезадаптированности.

2. Исследование подтверждает системность этнической идентичности подростков, а
также ведущую роль для ее формирования отношения подростков к ландшафтно-
климатическим условиям их рождения и проживания.

3. Подтверждена возможность применения этнофункционального подхода к исследованию и коррекции этнической идентичности подростков в процессе ее формирования в различных религиозных и этнокультурных центрах.

4. Общие рекомендации по составлению программ в различных этнически ориентированных центрах состоят в том, что они должны опираться на: а) приоритетность формирования у подростков отношения к родной природе и климату, опосредствованного традиционной фольклорной культурой; б) материалы, отражающие позитивное отношение к природе, культуре и истории страны рождения и проживания; в) необходимость использования материалов русской фольклорной культуры, опосредствующей отношение как русских, так и еврейских подростков к природе и климату региона их рождения и проживания.

Учет данных рекомендаций может способствовать повышению степени сформированности этнической идентичности у подростков при минимизации количества этнофункциональных рассогласований в системе отношений личности.

1. Арутюнов С. П., Богина Ш. А. Маргинальность этнокультурная // Этнические и
этносоциальные категории / Под ред. С. П. Арутюнова. М.: ИЭА РАН, 1995.

2. Баграмов Э. А. Нация и национальная психология // Евразия: Народы. Культура. Религия.

1993. № 1. С. 8–14.

3. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1993.

4. Гнатенко П. И., Павленко В. Н. Идентичность: Философский и психологический анализ. Киев:

ООО «Арт-Пресс», 1999.

5. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

6. Давыдов Ю. Н. Номотетический метод // Современная западная социология: Словарь / Сост.

Давыдов Ю. Н., Ковалева М. С., Филиппов А. Ф. М.: Изд-во полит. литер., 1990. С. 227–228.

7. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995. С. 630–670, 327.

8. Лау Исраэль-Мэир. Практика иудаизма в свете устной Торы. Иерусалим: Модан, 1996.

9. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультуральную психологию. М.: ИД «Ключ»,

1999.

10. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960.

11. Панченко А. А. Народное православие. СПб.: Алетейа, 1998.

12. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М.: Смысл, 1993.

13. Собкин B.C. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций русских и
еврейских подростков // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника: Тр. по
социол. образов. Т. III. Вып. IV. М.: Центр социологии образов. РАС, 1995. С. 6–63.

14. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. С. 40–64.

15. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН; «Акад. проект», 1999.

16. Сухарев А. В. Этнофункциональная психология в воспитании, психотерапии и
психопрофилактике: Учеб. пособие. М.: ЭКО ТКЦ «Альтекс», 2004.

17. Сухарев А. В. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития // Вопр. психол. 2002. № 2. С. 40–57.

18. Сухарев А. В. и др. Этнофункциональный подход в воспитании и психопрофилактике // Психол. журн. 2003. Т. 24. № 5. С. 68–80.

05.10.2012


35

11


19. Тишков В. А. Советская этнография: преодоление кризиса // Этнограф. обозрение. 1992. № 1. С. 5–20.

20. Флоренский П. А. Оправдание космоса. СПб.: РХГИ, 1994. С. 27–60.

21. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Изд-во полит. литер., 1985.

22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

Поступила в редакцию 10.VI 2003 г.

05.10.2012


35

1


35