СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРОСТИ

Т. Н. ВОЛКОВА

Обсуждается проблема отношения молодого поколения к старшему, ставятся нравственные вопросы, связанные с отношением общества к старости. Проведенное автором исследование показало, что наряду с социальной защищенностью не менее важными являются психологические, семейные, реабилитационные (восстановление после тяжелых болезней, оказание помощи после освобождения из мест лишения свободы в пожилом возрасте) и прочие проблемы.

Ключевые слова: старость, процесс старения, конфликт поколений.

Тема старения и смерти в жизни отдельного человека и общества в целом звучит в различных исторических источниках, в том числе самых древних. «Господь создал человека из земли и опять возвращает его в нее. Определенное число дней и время дал Он им, и дал им много власти над всем, что на ней... Не может быть всего в человеке, потому что не бессмертен сын человеческий», — сказано в Книге Сираховой (Библия. Ветхий завет. 17:1; 17:3). Там же содержатся поучения: «Не удаляйся от повести старцев, ибо и они научились от отцов своих, и ты научишься от них рассудительности и — какой в случае надобности дать ответ»; «бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть и притчи разумные да не ускользнут от тебя».

Конфликт между старшими и младшими возрастными поколениями всегда имеет место в любом, в том числе российском обществе. Возрастные противоречия в таких случаях способны перейти в социальные и даже государственно-политические, так как нередко именно представители старшего поколения оккупируют всю систему власти и управления в стране, не допуская молодежь к решению кардинальных государственных вопросов и препятствуя естественному процессу обновления и реформ. Между тем общеизвестно, что революционные перемены, активизация политических процессов в обществе, как правило, всегда сопровождались обновлением и омоложением государственного аппарата. Старости свойствен консерватизм, молодости — авантюризм, вполне оправданный необходимостью продвижения вперед, потребностью «свежего воздуха» новизны в общественной жизни. Вероятно, именно поэтому опытные реформаторы делали ставку на молодых в революционных проектах, где молодежи всегда предназначалась роль лидера, реализатора новых, во многом неприемлемых для старшего поколения идей и преобразований в жизнь.

Молодое поколение, которому присуще стремление к новизне, риску, быстрым переменам, не пугает и не останавливает

119

Проблема разрушения старого уклада, в том числе сопровождающегося порой убийствами невиновных людей и террором. Эта особенность достаточно широко использовалась мировыми государственными и политическими деятелями, а зачастую — и обычными преступниками, при подготовке и проведении всевозможных политических акций и

05.10.2012


118

Криминальных актов (один из последних тому примеров — события в Москве на Дубровке, где среди тщательно физически и психологически подготовленных террористов, захвативших культурный центр, не было ни одного, чей возраст превышал 40 лет).

Указанные особенности молодежи учитывались в свое время и В. И. Лениным при подготовке революционного переворота в октябре 1917 г. в России; мысль о ведущей роли молодого поколения в военных действиях красной нитью проходит в абсолютном большинстве его работ. Интересно, что огромное значение в пропаганде коммунистических идей придается непосредственно эмоциональному воздействию на психику молодых людей, которое достаточно легко «зажигает» умы и сердца не умудренных жизненным опытом граждан, однако в значительно меньшей степени влияет на поведение старшего поколения, которому нужна прежде всего доказательность, аргументированность свершаемого. Показательным примером этому может служить отрывок из книги В. И. Ленина «Детская болезнь “левизны” в коммунизме»: «История вообще, история революций в частности, всегда богаче содержанием, разнообразнее, разностороннее, живее, “хитрее”, чем воображают самые лучшие партии, самые сознательные авангарды наиболее передовых классов. Это и понятно, ибо самые лучшие авангарды выражают сознание, волю, страсть, фантазию десятков тысяч, а революцию осуществляют, в моменты особого подъема и напряжения всех человеческих способностей, сознание, воля, страсть, фантазия десятков миллионов, подхлестываемых самой острой борьбой классов.

Отсюда вытекают два очень важных практических вывода: первый, что революционный класс для осуществления своей задачи должен уметь овладеть всеми, без малейшего изъятия, формами или сторонами общественной деятельности (доделывая после завоевания политической власти, иногда с большим риском и огромной опасностью то, что он не доделал до этого завоевания); второй, что революционный класс должен быть готов к самой быстрой и неожиданной смене одной формы другою» [3; 396–397].

Понятия и определения, использованные В. И. Лениным в данном выступлении, придают речи не политическую, а, скорее, психологическую окраску, как-то: «воля», «страсть», «особый подъем и напряжение», «фантазия, подхлестываемая острой борьбой» и т. д. Несомненно, что адресатом подобных речей является исключительно молодой человек, и подобные «возбуждающие» психику призывы вряд ли оставят его равнодушным, побуждая к требуемым с его стороны действиям.

Вообще, в работах «красного вождя» постоянно проводятся сравнения и сопоставления с использованием понятий «старое» и «новое»: «старое общество», «старые формы», «старая школа» и т. п., — и «новое творчество», «новая дисциплина», «новый аппарат». Постоянное подчеркивание плохого в «старом» и положительного — в «новом», «молодом», заставляет верить, что абсолютно все старое подлежит уничтожению, и взять оттуда нечего, а вот новое — прекрасно и заманчиво: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем — тот станет всем...».

Собственно, старшему поколению, исходя из предполагающейся низкой активности его участия в революции и строительстве «нового коммунистического

120

Общества» инициаторы революции в России ничего особенного не предлагали. Тот факт,

05.10.2012


118

Что молодежи фактически пообещали устранение старого поколения от руководства и главного участия в будущем переустройстве государства, несомненно, также играл «на руку» большевикам в деле подготовки молодежи к революционному восстанию. Так, в знаменитой ленинской речи на Третьем Всероссийском съезде Коммунистического союза молодежи в 1920 г. сказано конкретно: «Тому поколению, представителям которого теперь около 50 лет, нельзя рассчитывать, что оно увидит коммунистическое общество. До тех пор это поколение перемрет. А то поколение, которому сейчас 15 лет, оно и увидит коммунистическое общество, и само будет строить это общество...» [3; 425].

Между тем истории известны и примеры засилья власти стариков, когда целые поколения молодых и зрелых людей фактически были отстранены от государственного управления. Определенный возрастной эталон для крупного политического лидера требовался в нашем недавнем советском прошлом. Как отмечает В. Бочаров, еще свежи в памяти многочисленные анекдоты, сопровождавшие правление «дряхлых старцев» из последнего Политбюро КПСС. «Средством же примирения реального возраста “вождей” с культурой (в данном случае — с традиционной политической культурой), предусматривавшей иные возрастные параметры, служило “изобразительное творчество”. В результате “вожди” всегда представали на портретах “мужчинами в расцвете сил”. Как анекдоты, так и “изобразительное творчество”, несомненно, надо рассматривать в качестве культурной реакции на отклонение возрастных характеристик политического лидера от приписываемых ему и имевших место в общественной практике» [1; 10]. Таким образом, нельзя не признать существование государственно-политического аспекта проблемы старости, обусловленного тем местом, которое в данный исторический период в конкретном государстве занимает старшее поколение, степенью активности и эффективности его участия в общественном развитии.

Межпоколенный конфликт традиционно фактически в любом обществе был социальной проблемой, обусловленной одновременным старением массы людей. Показателен опыт христианского православия, обучающего молодое поколение в беспрекословном уважении и послушании старшим. Антоний Великий учит: «Твердо знайте, что ни преуспеть, или возрасти и сделаться совершенным вы не можете, ни уметь верно различать добро от зла вы не будете, если не будете повиноваться отцам вашим. Отцы ваши сами так поступали: повиновались отцам своим и их наставления слушали; оттого и преуспели, возросли и сделались сами учителями, как написано в Премудрости сына Сирахова: Не отступай от повести старцев, ибо тии навыкоша от отцов своих. Яко От них навыкоша разуму и во время потребно Дати Ответ (Сир. 8, 11–12)» [5; 36].

Одной из существенных, но не признаваемых публично, причин возникновения конфликта между старшим поколением и молодежью служит физическая немощь стариков, влекущая потерю ими социальной активности. Отношение к старости и старикам периодически проявлялось в нежелании оказывать им реальную помощь, в том числе — в продлении жизни. Некоторые ученые Запада, начиная с английского философа Г. Спенсера и немецкого ученого А. Вейсмана вообще выступали против идеи увеличения продолжительности жизни, что определенным образом сближало их позицию с обычаем уничтожения стариков в первобытнообщинном обществе. Нередко и сегодня можно встретить тех, кто требует сократить усилия и расходы общества, направленные на

121

Увеличение срока человеческой жизни, обосновывая данный подход экономической целесообразностью и бременем излишней нагрузки на людей, которые способны

05.10.2012


118

Трудиться.

Вынужденный переход данной категории граждан в положение иждивенцев, как это ни жестоко, сопровождается явно выраженным отторжением ее обществом. Так называемая геронтофобия (неприятие, отторжение пожилых людей) распространена сегодня и в России. Действительно, ни для кого не секрет, что в настоящее время пожилому человеку почти невозможно устроиться на работу, быть допущенным к выборам на руководящую должность или в органы представительной власти. Ни высшее профессиональное образование, ни огромный опыт работы не ставятся в заслугу, если свою кандидатуру даже на невысокую престижную должность выдвигает человек пенсионного возраста. Легкомыслие, поспешность, отсутствие опыта и другие качества, столь свойственные молодым сотрудникам, все же предпочитаются несравнимо большим профессиональным и личностным достоинствам претендента на должность с единственным «недостатком» — пожилым возрастом.

Получается, что старость зачастую представляет собой своеобразную стигму, клеймо человека, она как бы осуждается обществом. Истории известны случаи, когда отношение к старикам в различных обществах отражало крайнее проявление жестокости, вплоть до их убийства. Например, в старые времена старики-якуты, чувствуя близость смерти, просили закопать их живьем. В Индии до сих пор в отношении представителей некоторых каст существует традиция, согласно которой старый человек самостоятельно добирается до кладбища, чтобы умереть там. Подобные обычаи были в старину приняты в Северной Канаде.

Между тем нередко, вступая в противоречие и ведя борьбу с явными признаками физической и умственно-психической деградации, старые люди все же любыми путями оставляли власть за собой, тем самым вызывая агрессию и сопротивление младших поколений. Не желающая «уходить с арены» активной общественной жизни старость и наступающая молодость — один из признаков борьбы поколений не только в политике, но и в социальной, семейной жизни, быту, отраженный в многочисленных источниках как документального исторического, так и художественного характера. При этом вместо уважения к старости, олицетворяющей мудрость, опыт, доброту, в реальных проявлениях жизни и поведении молодых людей часто отражается презрение и цинизм к ней.

М. Вилсон, работавшая в Африке в 1930-х гг., свидетельствовала, как вождь и все его поколение, несмотря на старческий возраст, продолжали находиться у власти. Они брали в жены молодых женщин, в то время как их сыновья продолжали ходить в холостяках, не обретая тех прав, которые получали только по вступлению в брак. Отметим, что особенности патологии личности при старческом слабоумии включают и постепенное разрушение прежних нравственных установок. Исчезает стыдливость, появляется гиперсексуальность. Но обычно она сочетается с половым бессилием, поэтому часто принимает извращенные формы. Больные старческим слабоумием проявляют повышенный интерес к молодым людям противоположного пола, заводят с ними разговоры на эротические темы, сопровождая их непристойными комментариями и намеками, что, несомненно, всегда производит отталкивающее впечатление [2]. Подобного рода конфликт между старшими и младшими мужчинами существовал в России в годы первой мировой войны, и был связан с так называемым «снохачеством», когда отцы вступали в половую связь с женами сыновей, ушедших на фронт.

122

Традиционно существовал и конфликт «отцов и детей» внутри одной семьи, когда

05.10.2012


118

Авторитарность и деспотизм отца подавлял личность сына, вызывая порой ненависть, хотя и скрытую. Криминолог Д. А. Шестаков приводит характеристику взаимоотношений между отцом и сыном, которую дал на суде Ю. А. Балановский, организатор вооруженной банды, совершившей ряд убийств с целью завладения крупной суммой денег: «Отец сеял смятение в мою душу, вызывая злобу. Он никогда не баловал меня, да я и не просил его об этом, зная, как трудно ему расстаться с деньгами. Мне хотелось привести домой товарищей, девушку, но это вызывало раздражение родителей. Отношения накалялись, намечалась перспектива моего ухода из семьи, с которой меня ничего не связывало» [8; 80].

Интересен опыт психоанализа, описанный З. Фрейдом, который объясняет проблему взаимоотношений отца и сына на основе исследований сновидений молодого еврея, длительное время ухаживающего за больным старым отцом. Отец был давно болен, а его уход и лечение стоили сыну много денег. Однако он не терял терпения, у него никогда не появлялось желания, чтобы все поскорее окончилось. Он гордился тем, что проявлял по отношению к отцу истинно еврейский пиетет и строго выполнял все требования еврейского закона. Между тем З. Фрейд отмечал, что в глаза бросается явное противоречие в мыслях, относящееся к сновидению. «Хвастливые уверения в его богобоязненном пиетете клонились к тому, чтобы отвлечь внимание от этих воспоминаний. При таких условиях обыкновенно появляется желание смерти по отношению к тому, кто причиняет нам все эти страдания, и это желание скрывается под маской мыслей сострадания, например: это было бы для него спасением... Враждебные душевные движения против отца, вероятно, накапливались в “бессознательном” пациента еще с детских лет, а во время болезни отца, замаскировавшись, иной раз робко проскальзывали в сознание... Если мы проследим до корней подобные враждебные чувства к отцу в детской жизни, то вспомним, что страх перед отцом является потому, что отец уже с самых ранних лет противится сексуальным проявлениям мальчика (эдипов комплекс). Такое же положение обыкновенно повторяется снова по социальным мотивам в возрасте после наступления половой зрелости» [7].

Говорят, что душа не стареет, увядает лишь тело. Несмотря на старость, человек не может отказаться от потребностей и эмоций молодости. И в этом также существует конфликт: физическое старение организма противоречит тем желаниям, мечтам и устремлениям, которые постоянно порождает наша духовная сущность. О. Уайльд писал в одном из произведений: «Трагедия не в том, что стареешь, а в том, что остаешься молодым».

Мужчины и женщины неодинаково переживают процесс старения. Женщины более жизнестойки и менее подвержены воздействию экстремальных факторов, а также алкоголизму, вовлечению в политические и военные конфликты, преступления и т. п. У женщин, в сравнении с мужчинами, и показатели смертности в три-четыре раза ниже во всех возрастных группах. Исследования показывают, что женщины с возрастом становятся более самостоятельными, агрессивными, деятельными. Мужчины же, напротив, пассивными, экспрессивными и зависимыми.

Для стареющего мужчины одной из главных задач становится продление как можно дольше своих физических и сексуальных возможностей. Изучение большой группы мужчин в период с 67 до 70 лет выявило отсутствие у них снижения интереса к сексуальной стороне жизни [3]. Однако выяснилось, что интерес к сексу, как и физическая возможность

123

05.10.2012


118

6


Реализовать его, зависят от регулярности в сексуальной активности в течение жизни, а также коррелируют с ее уровнем в более молодые годы.

Для стареющей женщины самой главной проблемой является сохранение внешних данных, хорошей фигуры, физической привлекательности. Представляется, что для женщин проблема старения психологически является более болезненной, нежели для мужчин. Один из самых драматических моментов, которые для женщины символизируют старость, — это отсутствие интереса к ней мужчин. На наш вопрос о первом ощущении себя стареющей женщиной, одна из наших респонденток, 60-летняя К., ответила так: «Это был день, когда в переполненном троллейбусе мне уступили место и назвали бабушкой. Я запомнила не только эту дату, но даже время этого эпизода. Пришла домой и сказала своей дочери — теперь я точно знаю, что стала старой, хотя до случившегося еще сомневалась в этом».

Интересно, что при общественном признании женщины как «молодой» даже в пожилом возрасте, несомненно, ее физиологическое и психологическое состояния будут соответствовать молодости в большей степени, чем, наоборот, — при отсутствии такового, или более того — в условиях постоянных напоминаний о возрасте, стареющей внешности, унижения со стороны кого-либо из окружающих. Так, например, респондентка М., 62 лет, рассказала, что муж, с которым она прожила более 30 лет, постоянно ее оскорблял, называя проституткой, не разрешал носить яркую одежду, красить губы и т. п. Кроме того, он высмеивал ее внешность, походку, называл «страшилой». В результате к 40 годам (и фотография действительно это подтверждает) симпатичная женщина превратилась в старуху, к тому же приобрела несколько серьезных заболеваний на нервной почве. «Мне уже в 50 лет казалось, что я зажилась на этом свете, так как чувствовала себя на все 70, а то и 80 лет. Пожалуй, и жить-то уже надоело, такой старой я считала себя...».

С точки зрения возрастных биологических изменений, многие ученые считают, что женщины стареют медленнее. Так, немецкие геронтологи выявили, что изменения в тканях старых женщин находятся на уровне состояния тех же тканей у мужчин, которые по возрасту на восемь лет моложе их. Кстати, эта разница в общей устойчивости и жизнеспособности в пользу женщин характерна для всей их жизни, а не только для старости.

Традиционно ученые-антропологи предполагали, что адаптация, рост и развитие человека происходят до молодой взрослости. Считается, что максимального развития способности достигают к 20–25 годам. Далее постепенно начинается возрастное снижение способностей. Вместе с тем существуют многочисленные доказательства того, что многие люди добиваются самых высоких творческих успехов в возрасте за 60 и даже за 70 лет. Современная антропология свидетельствует, что адаптация, рост и развитие продолжаются в течение всей жизни, хотя существует значительный пробел в исследованиях поздних стадий жизни человека. Были отмечены случаи, например, роста зубов в старческом возрасте, беременности у пожилых женщин при многолетнем отсутствии менструаций, обновления кожи и улучшения обмена веществ, вызывающих внезапное «омоложение» человека, и т. п. Между тем старости более свойственны значительные расстройства здоровья, обусловленные болезнями, которыми поражается теряющий иммунитет увядающий организм.

Отчего люди стареют? Почему люди вынуждены зависеть от процесса, который ведет их к неминуемой смерти?

Среди примитивно организованных существ, находящихся на низком уровне

05.10.2012


118

Эволюционного развития, есть примеры

124

Фактического бессмертия. Условием этого является способность регенерации, обновления ткани и непрерывной замены отмирающих клеток другими, новыми, возникающими при их делении. Чем быстрее часть клеток отмирает, тем интенсивнее качественно и количественно воспроизводятся новые запасы. У простейших одноклеточных вообще не существует старения, отмирания, так как каждая клетка через определенный период времени делится на две родственные, молодые клетки. Несмотря на то, что индивидуальное бытие такого организма кратковременно, путем деления он как бы переходит в новые особи, и жизнь продолжается без процесса старения как такового.

Известно, что мозг и нервная система человека после первых лет жизни уже не производят новых клеток, поэтому «запаса» должно хватить на всю жизнь. В сущности, с биологической точки зрения, жизнь — это процесс, в котором тоже происходит постоянная борьба противоположностей, старого и нового, с прирожденным стремлением организма к саморегулированию.

Старость, с точки зрения биологического старения, объясняется по-разному. Однако в заключении патологоанатомов очень редко встречается констатация того, что смерть наступила от старости. Почти всегда причинами смерти являются те или иные болезни, тем более что для старого организма даже легкая болезнь может стать роковой.

Существует мнение, что основная причина и старости, и болезни лежит в нарушении биоэнергетических процессов в организме как результате неправильного питания. Одна из наиболее распространенных теорий — «холестериновая», хотя и не получено достоверных объяснений тому, что несмотря на преимущественно холестериновую пищу (животные жиры), многие народы меньше подвержены атеросклеротическим изменениям в организме, нежели иные, ее избегающие. Примером тому может послужить исследование племени масаи (Африка): у людей, которые питаются преимущественно мясом и молоком (на растительную пищу установлено табу), с возрастом не увеличивается вес, чрезвычайно редки сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, коронарная болезнь, сохраняется низкий уровень холестерина в крови.

Популярна генетическая теория атеросклеротического процесса, которая объясняет старение как запрограммированное генами явление. В каждый организм заложена программа развития, где процессы старения начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки, нарушения процесса саморегуляции, передачи информации. В организме, образованном слиянием двух клеток, по идее, белковые структуры должны быть одинаковыми, а получается, что функции их различны. Предполагается, что старение организма — это его новое качество, и оно вовсе не означает снижения жизненно важных функций. Исследования показали, что более чем из 100 ферментов, существующих в организме, 42 с возрастом свою активность снижают, у 43 она остается в норме, а у 20, наоборот, даже увеличивается.

Одна из теорий объясняет старение тем, что при окислительно-восстановительных процессах в организме образуются свободные радикалы, представляющие собой высокоактивные и агрессивные химические обрывки молекул, имеющих неспаренный электрон. С ними связывают повреждение белков, нуклеиновых кислот и главное — мембран клеток. Так же пытаются объяснить и природу онкологических заболеваний и некоторых иных болезней.

05.10.2012


118

Существует учение японского профессора Коцузо, объясняющее старение как нарушение обмена веществ (отравление, зашлаковывание организма в результате неправильного питания). Теория старения И. Мечникова состоит в самоотравлении

125

Организма по причине плохой работы желудочно-кишечного тракта. В. Райх связывает старение с нарушением биологической пульсации: при старении процессы сжатия преобладают над растяжением, вследствие чего ткани теряют упругость, сморщиваются.

Интересно, что отношение человека к своему состоянию в старости бывает абсолютно разным в зависимости от характеристик личности. Так, например, при проведении нами исследований среди пенсионеров, проживающих в доме-интернате, многие тяжело больные и явно неважно чувствующие себя старики (инвалиды первой или второй группы) определяли свое состояние как хорошее или даже очень хорошее. И наоборот — в целом здоровые, активные респонденты отвечали, что чувствуют себя очень плохо, полагая, что они больны «по причине износа организма», как заметил один из наших собеседников. Таким образом, во многом самочувствие старого человека зависит не от объективного состояния здоровья, а от самооценки.

Личностная индивидуальность, несмотря на возраст, порой не только сохраняется, но становится более яркой, выразительной. Именно в пожилом возрасте некоторые по-новому видят мир: начинают рисовать картины, сочинять стихи, удивлять окружающих талантами, не раскрывшимися в молодости. Для некоторых оставшиеся годы жизни — это последний шанс реализовать то, чего до сих пор не удавалось. Один ученый, побывавший в доме для престарелых во Франции, рассказывал, как семидесятилетняя старушка жаловалась, что администрация не предоставляет ей возможность осуществить мечту ее жизни — прыгнуть с парашютом. Все остальные жизненные планы состоялись, но это заветное желание так и осталось нереализованным, что ее очень огорчает.

Существует множество подтверждений тому, что у старого человека меняется ощущение времени, оно «течет» неумолимо быстро, и этим порой обусловлена старческая торопливость, суетливость, принятие необдуманных решений, порой не в свою пользу, а, наоборот, во зло себе. Старец Иоанн, 48 лет проведший в Валаамском монастыре, пишет: «Вот что я заметил: под старость время летит быстрее, ибо чувствуется, что все кончено, приближается время перехода в вечность, как-то и интересы все пропали. А вот открой ум у молодых — и увидишь, как у них фантазия играет...» [6; 94].

Социально-психологические аспекты старости не могут не иметь связи с тем государством и обществом, в котором протекает жизнь конкретного человека. Кроме того, чрезвычайно важен психологический климат семьи, в которой проживает пожилой человек. Даже при материальном благополучии, квалифицированной медицинской помощи, финансовой поддержке родственников старики часто одиноки и несчастны, даже если они проживают в семьях своих детей и внуков. Наши исследования, проведенные в социальных учреждениях для старых людей, показали, что психологический комфорт все же является главным условием благополучной старости. Он заключается в том, что у старого человека есть чувство удовлетворения прожитой жизнью, ощущение собственной необходимости и незаменимости хотя бы для близких ему людей, когда он ощущает себя надежно защищенным не только от бед и катаклизмов внешнего мира, но и от унижения, пренебрежения и презрения со стороны окружающих его людей.

05.10.2012


118

9


Сложное искусство для окружающих и родных — создать необходимую видимость того, что «ненужные советы» или «никчемная помощь» отца и матери, деда и бабушки действительно им нужны. Однако старому человеку психологически необходимо знать и чувствовать, что он по-прежнему значим, его ум и опыт

126

Востребованы, и он действительно «живет» в полном смысле этого слова, а не только функционирует биологически как живой организм. К сожалению, никто не изобрел еще средства от старости и ее пороков, и каждое поколение стариков через определенное количество лет неизбежно передает очередному стареющему поколению все те же нерешенные проблемы, которые остаются по-прежнему актуальными.

1. Бочаров В. В. Антропология возраста (научное исследование). М.: Изд-во Сибирск. ун-та,

2001.

2. Еникеева Д. Д. Популярные основы психиатрии. М., 1997.

3. Ленин В. И. Сб. произв. М.: Полит. лит-ра, 1977.

4. Либин А. В. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 2000.

5. О старчестве. СПб.: Диоптра; Литвица, 2002.

6. Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2002.

7. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ: В 2 т. Т. 1. М.: Республика, 1994.

8. Шестаков Д. А. Семейная криминология. СПб., 1996.

Поступила в редакцию 11.IV 2003 г.

05.10.2012


119

1


119 К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М. Г. ЯРОШЕВСКОГО