ЮБИЛЕЙНОЕ ИЗДАНИЕ ТРУДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА РАО

В. Д. ШАДРИКОВ

МОСКВА

Московская психологическая школа. История и современность: В 3 т. / Под общ. ред. В. В. Рубцова. М.: ПИ РАО; МГППУ, 2004. Т. 1: В 2 кн. / Отв. ред. Н. И. Чуприкова, И. В. Равич-Щербо. 520 с.; 464 с; Т. 2 / Отв. ред. К. Н. Поливанова, И. С. Якиманская. 368 с.; Т. 3 / Отв. ред. Л. М. Митина. 448 с.

Трехтомник «Московская психологическая школа. История и современность», посвященный 90-летию Психологического института им. Л. И. Щукиной, это, несомненно, значительное и неординарное событие в отечественной психологической науке. В нем представлена широкая панорама исследований Института за 90 лет его существования.

Издание общим объемом 115 п. л. состоит из четырех книг. Две из них, составляющие первый том, посвящены фундаментальным проблемам общей психологии, во втором томе освещаются исследования по возрастной и педагогической психологии, в третьем томе — практикоориентированные направления деятельности института. В подготовке этого издания под общей редакцией В. В. Рубцова участвовали более 100 авторов, причем основная часть работы была выполнена сотрудниками самого института.

Панорама исследований Психологического института за 90 лет его существования, представленная в трехтомнике, поражает своей масштабностью и, можно даже сказать, грандиозностью. Это определяется как объемом содержащегося в трехтомнике материала, так и достигнутым итоговым уровнем его систематизации, обобщения и историко-теоретического осмысления. Содержание трехтомника четко структурировано по разделам, главам и отдельным параграфам. В нем много материалов, обобщающих многолетние исследования разных коллективов института по одной и той же или близким проблемам.

Психологический институт многие годы был единственным центром психологической науки в Советском Союзе. Результаты его работы хорошо известны и у нас и за рубежом. Вместе с тем впервые мы имеем дело с изданием, в котором собраны исследования, проводившиеся в институте с его основания и до наших дней. Анализ этих исследований показывает, что практически не было ни одной сколько-нибудь крупной проблемы в области общей, возрастной, педагогической и практической психологии, которая не разрабатывалась бы в институте и по которой не были бы получены значимые для науки и практики результаты. Из предоставленного анализа очевидно, что в институте не только постоянно проводились работы по фундаментальным и прикладным направлениям психологии, но и осуществлялся целый ряд крупных целостных фундаментальных научно-исследовательских программ, результаты реализации которых впечатляют своей новизной и значимостью.

Кроме хорошо известных программ по изучению памяти (А. А. Смирнов), речи (Н. И. Жинкин), свойств нервной системы (Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева),

05.10.2012


35

Личности (Л. И. Божович), это — программа изучения способностей и одаренности (Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, В. А. Крутецкий), обобщенных ассоциаций (П. А. Шеварев), мозговой организации высших психических процессов (Е. И. Бойко, Н. И. Чуприкова), активности и избирательности сенсорных процессов и восприятия (К. В. Бардин, Н. Н. Волков, Д. А. Ошанин, А. И. Миракян), различных форм и видов общения (М. И. Лисина, А. А. Бодалев), самых разных аспектов процессов мышления (Л. Л. Гурова, В. Н. Пушкин, Л. Н. Ланда, А. Н. Соколов, И. С. Якиманская, Т. В. Кудрявцев), механизмов регуляции деятельности теоретического мышления (В. В. Давыдов, О. А. Конопкин), основ закономерностей усвоения знаний (Н. А. Менчинская), смысла жизни (В. Э. Чудновский), психодиагностики (К. И. Гуревич), психологии профессиональной деятельности учителя (Л. М. Митина) и многие другие. Чтобы перечислить их полностью, понадобилось бы пересказать почти все содержание первого и второго томов нового издания.

Нельзя не отметить, что в институте было создано практически с нуля новое в отечественной науке направление — изучение психогенетики человека (И. В. Равич-Щербо), которое успешно развивается в настоящее время (С. Б. Малых, М. С. Егорова).

132

Результаты реализации всех исследовательских программ, собранные вместе, существенно обогащают и углубляют содержание всех основных категорий психологической науки, составляющих каркас знаний по общей, возрастной и педагогической психологии, раскрывают многие новые закономерности психической деятельности.

Наряду с крупными исследовательскими программами разрабатывались и внедрялись в практику образования целостные психодидактические системы. Кроме ставшей государственной системой — системы развивающего обучения Эльконина — Давыдова, это — система проблемного обучения (А. И. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев), система развития личности в процессе обучения (Н. А. Менчинская, Е. Д. Божович), система отечественного варианта программированного обучения (Л. Н. Ланда), школа диалога культур (В. С. Библер), школа культурно-исторического типа (В. В. Рубцов, А. А. Марголис, В. А. Гуружапов). Сюда же можно отнести целостную программу по разработке психологических основ школьных учебников (М. Г. Граник). По существу анализу этих систем обучения посвящен и третий том рецензируемого издания.

Примечательно, что практически во всех материалах трехтомника воспроизводится история развития в институте психологических знаний, показаны их истоки в дореволюционной науке, в работах 1920–1930 гг. и их современное состояние. Важно, что все это рассматривается на фоне общего состояния и отечественной психологии, и мировой науки.

За 90 лет существования института отечественная психология развивалась в нелегких условиях, где давали себя знать и идеологический диктат государства, и борьба разных теоретических позиций, также в большой мере идеологизированных. Все это нашло отражение в трехтомнике, но не является в нем главным содержанием. Ясно прослеживается логика развития науки, которая устояла в очень непростой ситуации. В отличие от многих трудов по истории психологии, развитие психологии в институте представлено не как борьба разных взглядов или галерея разных подходов и теорий, а как история развития положительных психологических знаний, что Б. М. Теплов считал обязательной задачей истории психологии. Поэтому в трехтомнике подробно освещается

05.10.2012


35 3

Богатейшая «живая» фактология результатов экспериментальных и прикладных исследований, что позволяет наряду с историей развития психологических знаний увидеть «внутреннюю кухню» их получения и их несомненный кумулятивный характер. Поэтому из материалов трехтомника видно, насколько высок научный уровень многих исследований института.

Трехтомник возвращает отечественной психологии почти забытые имена таких крупных ученых, как Н. А. Рыбников, В. М. Экземплярский, Н. Н. Волков, А. Н. Соколов, Е. И. Бойко, П. А. Шеварев, Л. Н. Ланда, восстанавливая историческую справедливость и целостную картину отечественной психологической науки. При том, что в институте всесторонне и глубоко развивались идеи деятельностного подхода и культурно-исторической теории Л. С. Выготского (что отражено во многих его разделах и главах), фактическое содержание работ его сотрудников не сводилось только к этим направлениям, оно было значительно шире.

В трехтомнике отмечается, что не все замыслы работавших в нем ученых были реализованы и могут рассматриваться как своего рода завещание будущим исследователям. Такого рода «завещаниями» завершается, например, статья «Психологическое обеспечение современного образования» о работах А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, Е. И. Бойко, А. Н. Соколова, В. А. Крутецкого, Л. Н. Ланды. Этот небольшой штрих важен для оценки общего стиля трехтомника, нацеленного не только в прошлое, но и в будущее.

В короткой рецензии нет возможности ответить и даже обозначить все крупные достижения Психологического института в развитии психологической науки. Это должно быть задачей уже совсем другой аналитической и теоретической работы. В качестве почти наугад выбранных примеров можно указать обоснование таких принципиально новых понятий, как зрительные суждения, сенсорная абстракция, ситуационный концепт (1-й том), всесторонняя проработка проблемы возраста (2-й том), создание целостной психодиагностической системы управления образованием «контроль — диагностика — коррекция — оценка» (3-й том). К сожалению, трехтомник издан небольшим тиражом и пока остаётся мало известным нашему психологическому сообществу, которому он адресован, хотя освоение его содержания необходимо для успешного развития отечественной психологии и связанных с ней областей практики.

Создавая Психологический институт, его основатель Г. И. Челпанов одну из его главных задач видел в сохранении единства психологической науки, считая, что, если различные отрасли психологии будут развиваться «под общей кровлей», это будет способствовать собиранию воедино всего, что относится к изучению духа и проявлению психической жизни человека. Содержание трехтомника показывает, что институт в целом этот завет своего основателя выполнил. Из него видно, насколько фактически взаимосвязаны и переплетаются между собой самые разные направления его исследований. В сохранении так задуманного института неоценимая роль принадлежит, конечно, А. А. Смирнову, в течение 28 лет (с 1945 по 1973 г.) возглавлявшему его на посту директора и являвшемуся также крупнейшим организатором всей отечественной психологической науки. Содержание проведенных исследований, представленных на страницах вышедшего в свет трехтомника, — это событие в жизни всего психологического сообщества, событие для каждого, кто бережно и с пониманием относится к развитию отечественной психологии.

05.10.2012


35

1


91