ТЕОРИЯ П. Я. ГАЛЬПЕРИНА ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГОВ ХХI ВЕКА

2002 год оказался для психологии щедрым на съезды и конференции, круглые даты и юбилейные заседания. Московская осень запомнилась сразу двумя научными конференциями, связанными со 100-летием выдающихся психологов мирового значения А. Р.Лурия и П. Я.Гальперина. Их личная и профессиональная жизнь неотделима от факультета психологии МГУ им. М. В.Ломоносова, от созданных ими кафедр соответственно нейропсихологии, патопсихологии и возрастной психологии. Поэтому пленарные и секционные заседания прошли в стенах Московского университета.

Сначала выступали ученики и последователи А. Р.Лурия, затем те, кто не представляет психологии и себя в ней без П. Я.Гальперина.

Международная научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения П. Я.Гальперина (1902–1988), состоялась на факультете психологии МГУ им. М. В.Ломоносова 30 сентября — 2 октября 2002 г.

С приветствием к собравшимся обратился один из организаторов и идейных вдохновителей конференции А. И.Подольский. Приятно, что в числе приглашенных на юбилейную конференцию оказались не только те, кто разделяют психологические идеи П. Я.Гальперина, но и его ближайшие родственники: дочь Софья Петровна и зять Иосиф Григорьевич Абрамсон, внуки Яков Иосифович и Наталья Иосифовна.

Своеобразным мостиком от торжественных поздравлений с юбилеем к научной части стал доклад В. П.Зинченко «П. Я.Гальперин — Учитель в психологической школе деятельности» — психологический по содержанию и праздничный по форме. Видя в П. Я.Гальперине одновременно Учителя и Ученого, В. П.Зинченко говорил о П. Я.Гальперине преимущественно как об Учителе. Попытка воспроизвести духовную атмосферу тех лет подготовила всех собравшихся к разговору о П. Я.Гальперине как Ученом, о значении созданной им теории для современной психологии.

Затем была включена запись выступления Петра Яковлевича Гальперина. Вместо привычного лаконичного текста научных публикаций зазвучала живая речь создателя самостоятельного психологического подхода.

По мнению А. И.Подольского, сила концепции П. Я.Гальперина заключается в том, что он предложил единицу анализа душевной жизни человека — целенаправленное осмысленное развивающееся человеческое действие — и создал орудие — поэтапно-планомерное формирование этого действия с заранее заданными свойствами. Причину трудности восприятия, интерпретации и использования концепции П. Я.Гальперина А. И.Подольский видит в недифференцированном рассмотрении уровней существования гальперианского (термин А. И.Подольского) знания, выделению которых и был посвящен его доклад.

Л. Ф.Обухова Отметила, что П. Я.Гальперин создал новое направление в психологии, которое сегодня можно назвать Общей генетической психологией. Это отрасль психологии, которая изучает становление и развитие психических процессов. Она имеет свой Предмет: все психические процессы изучаются как различные формы ориентировочной деятельности, выполняющие свою специфическую функцию в регуляции поведения. У этой науки есть свой Метод — построение психического явления с заранее заданными показателями.

09.10.2012


136

2


137

В своем докладе Н. Ф.Талызина Убедительно продемонстрировала, что, хотя П. Я.Гальперин не занимался теорией учения и не ставил своей целью разработку деятельностного подхода, объективно он заложил Основы деятельностной теории учения.

Попытка оценить значение теории П. Я.Гальперина не только для психологической науки, но и для культуры в целом была предпринята М. А.Степановой. В своем докладе она отметила, что еще 25–30 лет назад теория П. Я.Гальперина сосуществовала с другими психологическими концепциями. Сегодня ситуация в обществе изменилась настолько, что учение об ориентировочной роли психики в жизни человека может и должно занять особое место в ряду других психологических теорий и направлений. Учение П. Я.Гальперина переросло рамки психологической теории и в период политической и экономической нестабильности приобрело поистине Общекультурное значениЕ.

Философский анализ концепции П. Я.Гальперина содержался и в коротком сообщении З. Цацковского. В частности, он указал на невозможность формирования идеального (в смысле полной и окончательной ориентировки) действия; человек всегда понимает что-то после осуществления действия. З. Цацковский обратился к греческой мифологии: если Прометей — символ мудрости до совершения действия, правильной ориентировки перед действием, то его брат Эпиметей, вульгарно интерпретируемый как глупый, — символ ума, появляющегося после действия. З. Цацковский сказал об эпиметейской судьбе человека, когда человек становится умным после действия, которое не всегда правильно.

Во многих выступлениях речь шла о том, как идеи П. Я.Гальперина используются в современных психологических исследованиях и разработках.

А. Н.Ждан Поделилась своим пониманием значения идей П. Я.Гальперина о предмете психологии для историко-психологических исследований. Анализируя его труды, она отметила, что единая теоретическая позиция П. Я.Гальперина, и прежде всего Идея о предмете психологии Составляет основу для рассмотрения истории мировой психологии, и отечественной в том числе.

А. Н.Ждан пришла к выводу, что рассмотрение истории психологии с точки зрения ее предмета в контексте социокультурных условий и учета междисциплинарных связей позволяет конкретизировать процесс развития психологического знания и дать ему конкретно-историческую интерпретацию. Это дает основание по-новому посмотреть на историческое развитие психологии, в ходе которого происходит вычерпывание новых содержаний психического. Поэтому все определения психологии, будучи исторически ограниченными, сохраняют свое значение и в наши дни, но уже в новом качестве.

О применении психологической концепции П. Я. Гальперина для операционализации представлений о социальной ситуации развития рассказала О. А.Карабанова. Она выдвинула гипотезу о том, что в структуре социальной ситуации развития ведущее значение должна иметь ориентировка ребенка, результатом которой является формирование Ориентирующего образа. Ориентирующий образ выполняет функцию

Планирования, регуляции совместной деятельности общения.

1 О значении прикладных аспектов ТПФ для построения новой теории обучения

Рассказала З. А.Решетова. Метод системного анализа, по ее мнению, оказался наиболее

Подходящим для решения задачи представления научных знаний в учебном предмете и

Построения программы его изучения. И программа, и предмет открывались в новой

09.10.2012


136

Форме — в форме системы. Это потребовало изменения всей системы обучения: целей, содержания, метода и средств обучения.

Ю. А.Самоненко Продолжил анализ разработанного З. А.Решетовой системного подхода к обучению. В докладе «Усвоение методологических знаний как путь развития научного сознания» он рассказал о результатах проведенного им практически ориентированного исследования и о выделенных уровнях методологического знания.

Н. Н.Нечаев Попытался ответить на вопросы, что дает ТПФ психологии высшего образования, и наоборот, способствует ли психология высшего образования пониманию особенностей среднего и начального образования, что такое предмет науки и др.

Проблема применения ТПФ к решению дефектологических задач была поднята Е. Л.Гончаровой. Она отметила, что такое использование теории П. Я.Гальперина имеет

138

Не только практическое значение для дефектологии, но и способствует разработке самой теории поэтапного формирования. По ее мнению, можно выделить два направления исследований в дефектологии. Во-первых, это — работы, которые сделаны строго в ТПФ (около 20 работ по разным видам нарушений). Во-вторых, это — исследования, в которых ТПФ прямо представлена не была.

М. Цацковская Затронула проблему значения ТПФ для дидактики. О возможности использования ТПФ в сфере образования по большей части говорят психологи. Я. И.Абрамсон Поделился педагогическим опытом; его сообщение на тему «Идеи П. Я.Гальперина и преподавание школьной математики» отличалось от многих других выраженной практической направленностью.

Внук П. Я.Гальперина, выросший в «обстановке мощнейшего интеллекта Петра Яковлевича и Тамары Израилевны», получил математическое образование и в настоящее время занят разработкой новых подходов к обучению математике, основанных на положениях ТПФ. Именно поэтому Я. И.Абрамсон в своей профессиональной деятельности не ограничивается математическими сведениями, а обращается к фактам и закономерностям, описанным в теории П. Я.Гальперина.

Я. Хаутмаки Рассказал о влиянии советской психологии (Л. С.Выготский, А. Н.Леонтьев, П. Я.Гальперин) на формирование его профессионального мировоззрения.

О возможности перестройки образования в целом на основе положений концепции П. Я.Гальперина говорила Л. И.Айдарова. Она наметила перспективы, которые открывает теория П. Я.Гальперина. Во-первых, возможность перехода от развивающего к личностно-ориентированному образованию, что предполагает смену парадигмы образования с информационной на смысловую. Во-вторых, организация процесса усвоения с опорой на описанные П. Я.Гальпериным законы интериоризации. В-третьих, создание нового типа учебника, который также может строиться по третьему типу; причем в работу по его написанию включаются и педагоги, и дети. Л. И.Айдарова — одна из учениц П. Я.Гальперина — поделилась своими личными воспоминаниями об Учителе, поражавшем ее сочетанием «великой скромности и великой ответственности».

Глубоко личным по своему содержанию оказалось и выступление Н. С.Пантиной, хорошо известной не одному поколению психологов работой по формированию навыков письма, которая была выполнена под руководством П. Я.Гальперина.

По мнению В. К.Шабельникова, «парадокс П. Я.Гальперина» заключался в том, что было два Гальперина: явный и скрытый. В этом отношении он был даже не айсбергом, скорее его можно сравнить с подводным китом, поднимающим на поверхность лишь 2– 3

09.10.2012


136

% своего объема. Таким образом, считает В. К.Шабельников, проявлялись осторожность и удивительная тревожность П. Я.Гальперина, сформировавшиеся под влиянием личного опыта.

Естественно, что на юбилейной конференции, посвященной 100-летию П. Я.Гальперина, речь шла прежде всего о его психологических взглядах и вкладе в развитие психологии. Однако среди выступлений выделилась группа докладов, авторы которых использовали то или иное положение П. Я.Гальперина для построения собственных теоретических конструкций.

Б. Д.Эльконин Напомнил о внутренней дискуссии между Д. Б.Элькониным и П. Я.Гальпериным, внутренней в том смысле, что она «проходила по каждому из них, а не велась между ними». Узелок, нерв дискуссии составлял функциональный генез и другие виды генеза. Эта дискуссия может пониматься в двух аспектах: экстенсивно — внешне и достаточно плоско — как разница условий формирования действия и условий детского или другого становления (например, деятельности), и интенсивно, когда акцент делается на том, каким должен быть Функциональный генез действия, чтобы оно стало элементом в другой системе, в других видах генеза — онто-, а может быть, антропогенеза.

Г. А.Цукерман Озаглавила свой доклад «Рефлексивное развитие младшего школьника» — именно так называлась ее дипломная работа. Тогда П. Я.Гальперин задал молодому психологу вопрос: «Чем отличается рефлексивное действие от разумного, критичного, осознанного, обобщенного действия?» Г. А.Цукерман призналась, что ей потребовалось почти 30 лет, чтобы приблизиться к ответу на данный вопрос. Она делает вывод, что для развития Метапредметных действий Важно не столько предметное — понятийное — содержание, заложенное в ориентировочной основе предметного действия, сколько Форма построения Учебного сообщества

139

(не входит в содержание ООД), которая характеризует способы соорганизации совместного действия.

С. М.Чурбанова Остановилась на перспективах развития идей П. Я.Гальперина в психолого-педагогической работе с одаренными детьми. Она обратила внимание на те факты, которые были получены П. Я.Гальпериным при исследовании решения так называемых малых творческих задач.

Новым, мало изученным направлением приложения идей П. Я.Гальперина является профессиональный выбор школьников. О своем понимании использования идеи «ориентировочной основы действия» в профессиональной ориентации школьников рассказал Н. С.Пряжников.

Авторы ряда сообщений остановились на анализе созданного П. Я.Гальпериным метода планомерно-поэтапного формирования умственных действий. А. Г.Лидерс Выдвинул гипотезу, согласно которой формирование представляет собой не эксперимент, а самостоятельный, разрабатываемый в отечественной психологии со времен Л. С.Выготского, метод исследования. По его мнению, метод формирования не столько противостоит, сколько снимает (в гегелевском смысле слова) собой другие методы.

Начатый разговор о методе продолжил Ю. И.Фролов. В докладе «Метод планомерного формирования как психотехнический метод в психологии» он попытался осмыслить разработанный П. Я.Гальпериным метод исследования. Отталкиваясь от предложенного Ф. Е.Василюком Деления познания на естественнонаучное, академическое и психотехническое, Ю. И.Фролов показал, что планомерное формирование обладает

09.10.2012


136

5


Особенностями психотехнического метода.

В ходе конференции были организованы две секции.

1. Механизмы формирования умственной деятельности человека (председатель
О. А.Карабанова).

Ученики и последователи П. Я.Гальперина рассказали о собственных теоретических исследованиях в области педагогической психологии, поделились опытом использования ТПФ П. Я.Гальперина при создании новых образовательных программ для начальной и средней школы, в сфере военного обучения.

Работа секции началась с доклада А. Н.Поддьякова, который обратил внимание на гуманистическую направленность подхода П. Я.Гальперина к ориентировке, когда цели обучения и соответственно обучающих являются однозначно положительными, связанными лишь с развитием учащихся. Однако современная практика обучения и воспитания нередко становится ареной борьбы за душу и ум ребенка и взрослого; и подопечному приходится сталкиваться с кардинально различными целями и средствами обучения, в том числе и с дезориентирующими. Анализу феномена Дезориентации И было посвящено выступление А. Н.Поддьякова. По его мнению, дезориентирующий образ мира имеет нравственную и когнитивную стороны.

Б. И.Хозиев Посвятил свой доклад анализу применения ТПФ П. Я.Гальперина в военном обучении, остановился на полученных результатах и тех трудностях, с которыми пришлось столкнуться. Л. В.Шибаева Обратила внимание на переформулирование проблемы исследования развития. Если раньше в психологии исследовалось развитие и его условия, то в настоящее время ставится вопрос о возможности постановки целей и задач обучения самими учениками.

О результатах использования и трансформации метода поэтапного формирования сотрудниками факультета психологии Сургутского государственного университета рассказала И. П.Грехова.

Выступления Ю. К.Стрелкова и Б. И.Беспалова выделялись среди других своей теоретической направленностью. Б. И.Беспалов Поставил вопрос о возможности отнесения концепции П. Я.Гальперина к деятельностной в плане подхода, но не в плане теоретического аппарата, поскольку не обсуждается проблема личностного смысла.

Ю. К.Стрелков Поделился результатами размышлений по поводу абстрактного понятия Схема. Схему трудно исследовать, она стоит за действием, внутри него и никогда не выступает наружу. Поэтому он предложил говорить о схеме и действии, о сопоставлении их.

2. Применение положений психологической концепции П. Я.Гальперина в
практике обучения
(председатели: Н. Ф.Талызина, З. А.Решетова, И. А.Володарская).

Была прочитана большая группа докладов, представивших результаты исследований, проведенных под руководством З. А.Решетовой И развивающих идеи П. Я.Гальперина

140

О третьем типе обучения, формирующем теоретическое мышление учащихся. На разном материале (математики, химии, иностранного языка, физического практикума) были разработаны для экспериментального обучения учебные программы с новой экспозицией изучаемого объекта — в логике его системного анализа, в единстве всеобщей и особенных форм его существования. Усвоение процедур метода было организовано через систему специально разработанных учебных заданий, предполагающих анализ разных аспектов системы, разных ее вариантов и с разной топологией искомого в задачах.

09.10.2012


136

Усвоенный метод стал средством организации учащимся познавательной и преобразовательной деятельности с новым способом освоения объекта.

На конференции была отмечена еще одна сторона многогранной научной деятельности П. Я.Гальперина — развиваемые им идеи о Языковом сознании Как одной из форм общественного сознания (руководитель — О. Я.Кабанова). Под языковым сознанием П. Я.Гальперин понимал совокупность значений языковых категорий, причем эти значения отражают не частные, а типовые обстоятельства речевого общения. По мнению П. Я.Гальперина, именно языковое сознание народа должно стать непосредственным объектом усвоения при овладении речью на том или ином языке, в том числе на родном. Это фундаментальное для методики преподавания языка положение лежит в основе всех обучающих программ по языку, созданных в Учебном центре по переподготовке работников системы образования. На конференции докладчики приводили примеры из курса обучения английскому, арабскому, немецкому, русскому (родному), французскому языкам.

Опыт построения программы и методики преподавания курса информатики с позиций деятельностной теории учения изложили И. Н.Королева И Г. А.Ярочкина (научный руководитель — И. А.Володарская). Было раскрыто содержание обобщенных приемов по решению основных информационных задач — поиск, преобразование, обработка, передача, описано хранение информации с использованием банков данных и сетей связи между компьютерами; продемонстрирована созданная система учебных карт и других дидактических средств; показаны особенности учебных заданий, специально составленных для отработки указанных умений. Овладение материалом осуществлялось в процессе создания проектов, выполняемых в виде мультимедиа презентации, слайд-шоу, Web-страницы, электронного документа и др.

Конференция собрала тех психологов, для которых теория П. Я.Гальперина стала своеобразным компасом в мире психологии, а может быть, и основанием для личностного самоопределения. Среди участников — докладчиков и слушателей — не было равнодушных. Ученики П. Я.Гальперина вспоминали своего Учителя, как бы заново переживали встречи и беседы с ним, опасаясь забыть что-то важное, казавшееся в свое время незначительным и второстепенным. Поэтому научное сочеталось с личным, строгие психологические положения П. Я.Гальперина приобретали эмоциональную окрашенность.

Хочется надеяться, что у читателей журнала возникнет чувство сопричастности к тому, что происходило на факультете психологии МГУ им. М. В.Ломоносова. Тем более, что в канун 100-летнего юбилея П. Я.Гальперина увидели свет его «Лекции по психологии» (М.: Книжный дом «Университет»; Высшая школа, 2002), которые являются надежным способом приобщения к теории поэтапного формирования.

М. А.Степанова

Москва

1

Здесь и далее ТПФ — теория планомерно-поэтапного (планомерного) формирования

Умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.

09.10.2012


140

140 КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ