ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, ПОСВЯЩЕННАЯ 100-ЛЕТИЮ А. Н. ЛЕОНТЬЕВА

Идею научной студенческой школы предложила доцент факультета психологии МГУ им. М. В.Ломоносова Л. С.Цветкова. А. Н.Леонтьев, будучи деканом, горячо поддержал эту идею, отметив, что именно такая форма поможет восполнить, как он говорил, «дефицит общения между поколениями». Итак, 1967 г., спортивный лагерь «Джемете», пляж — первая летняя психологическая школа; в кругу — студенты, А. Н.Леонтьев, П. Я.Гальперин, Е. Н.Соколов. Постепенно стали складываться традиции, появилась особая культура летних и зимних психологических школ. «Время вашего учения должно стать не только годами подготовки к жизни, но уже и самой жизнью: в науке, в профессии, в обществе», — сказал как-то А. Н.Леонтьев на встрече со студентами.

Мемориальная психологическая школа, посвященная 100-летию со дня рождения А. Н.Леонтьева состоялась 2–5 февраля в пансионате «Звенигородский» РАН. Ее организатором выступили кафедра общей психологии и кафедра личности факультета психологии МГУ им. М. В.Ломоносова. Научными руководителями школы стали Б. С.Братусь И А. Г.Асмолов.

В работе школы приняли участие 127 человек: 46 студентов и 81 преподаватель и ученый. Для отбора студентов был проведен конкурс работ, присланных учащимися вузов многих городов России. В результате в школу попали 26 москвичей (в том числе 25 студентов и аспирантов факультета психологии МГУ им. М. В.Ломоносова) и 20 студентов и аспирантов из Санкт-Петербурга, Казани, Оренбурга, Рязани, Челябинска, Самары, Томска, Белгорода, Курска, Уфы, Магадана. Среди гостей школы были профессора из СПбГУ В. М.Аллахвердов И А. И.Худяков.

Поднятые студентами научные проблемы были чрезвычайно разнообразными: проблема воли, теория обнаружения сигнала, сознание, профессиональная деформация, мотивационно-смысловая сфера личности, творческая активность, моральное развитие, целеобразование, наркозависимость, проблемы личности, истоки теории деятельности в марксизме, феномен общения с Богом, образ мира. Объединял всех интерес к личности А. Н.Леонтьева и его научному наследию, значению созданной им теории деятельности для современной психологии.

Царившее в школе настроение с самого начала было задано выступлениями А. И.Донцова, Б. С.Братуся, А. Г.Асмолова, Т. Ю.Базарова, Н. Ф.Талызиной, В. П.Зинченко, А. А.Леонтьева, Ф. Е.Василюка, В. М.Аллахвердова, В. А.Иванникова, Е. Е.Насиновской, В. И.Слободчикова.

Выбранный участниками школы президент — Инна Пасечник (III курс, МГУ) подчеркнула важность школы в становлении профессионализма молодого поколения психологов. В завершение заседания В. В.Умрихин Представил теорию деятельности в форме песенного фольклора.

Событием стала встреча, названная «У Леонтьевых в гостях». Алексей Алексеевич и Дмитрий Алексеевич Леонтьевы говорили о той части жизни Алексея Николаевича, которая обычно скрыта за фасадом научных трудов и политических ходов, рассказывали о его ранней биографии, отвечали на вопросы, пытаясь представить слушателям его живой портрет.

09.10.2012


145

2


146

Второй день открылся пленарным заседанием, на котором выступали В. П.Зинченко И А. Г.Асмолов. Первый в докладе «Переживание как средство одушевления существования» рассказывал об оппонентном круге А. Н.Леонтьева, о тех мыслителях и ученых, которые оказали большое влияние на развитие отечественной психологии и теории деятельности в частности. Он делал особый акцент на портретах тех ученых, о которых рассказывал, тем самым подчеркивая, что для любого человека, а для психолога — в особенности, принципиальным является наличие, как писал А. А.Ухтомский, «доминанты на лицо Другого».

В своем докладе «Неодеятельностная парадигма в психологии ХХI века: деятельность как существование» А. Г.Асмолов начал с того, что оценил современное состояние психологии как драматическое. Опираясь на методологические принципы школы Выготского — Леонтьева — Лурия, он подчеркнул, что для выхода из кризиса необходимо сохранять связь с собственной историей и диалог с культурой своего времени и достижениями других наук. Он особо отметил, что нельзя редуцировать категорию деятельности только к предметной деятельности. Сегодня в диалоге с экзистенциальной философией деятельность предстает как категория бытия, существования.

Такие абсолютно разные по содержанию и по исполнению доклады во многом отразили общую концепцию школы, и, наверное, линию развития современной психологии в целом. А. Е.Кремлев Дал такую оценку данных выступлений: «Эти два доклада задали тон школы: исторический, обращенный к корням культуры и, в то же время, ищущий синтеза академических и практических задач на общем поле теории деятельности».

На следующий день было заслушано сообщение Е. Е.Соколовой «О чем говорят старые письма (Личностная история школы А. Н.Леонтьева)» — историко-психологический анализ личной переписки ученых харьковской школы. Переписка А. Н.Леонтьева, Н. Г.Морозовой, П. Я.Гальперина, Д. Б.Эльконина, Т. О.Гиневской показала еще одну сторону совместного научного творчества: обсуждение жизненных проблем и радостей, посвященные друг другу стихи, обмен мнениями и прояснение ключевых идей, теоретических разногласий.

Пленарное заседание было продолжено краткими докладами гостей: С. Н.Ениколопова, В. В.Знакова, В. М.Аллахвердова. Они осветили тематику некоторых своих исследований, вдохновившую студентов на активную дискуссию.

Традиционно в студенческих школах главным видом работы является обсуждение проблем коллективами, состоящими из преподавателей и студентов. В данной школе это содержание оказалось воплощено в форме студенческой конференции: было проведено две секции «История и теория школы А. Н.Леонтьева» И «Практика и эксперимент в школе А. Н.Леонтьева».

Первая секция объединила работы очень разных типов. Были представлены историко-биографические исследования, работы, посвященные ключевым проблемам теории деятельности (сознание, образ мира, личностные смыслы, воля), и доклады методологического характера: о месте теории деятельности в системе психологических и философских подходов. Сопредседатели секции отметили высокий уровень представленных докладов. Их обсуждение превращалось в дискуссию, в которой на равных участвовали как студенты, так и преподаватели. А. А.Леонтьев И Е. Е.Соколова

09.10.2012


145

Поделились своим соображением о том, что после школы им придется внести некоторые коррективы в преподаваемые ими курсы, имеющие отношение к школе А. Н.Леонтьева.

На второй секции обсуждались экспериментальные исследования и возможное практическое приложение теории А. Н.Леонтьева. Надо заметить, что большинство выступлений было посвящено скорее подведению теоретической базы исследования и его планированию, нежели уже реализованному проекту. Попытка докладчиков рассмотреть и спланировать свои исследования с позиций теории деятельности и дальнейшее активное обсуждение их работ на секции подчеркивает одно из важных значений школы: она показала молодому поколению еще одну дорогу, парадигму, в которой можно работать. Действительно, даже московскому студенту, который растет в стенах школы Леонтьева, не всегда понятны ее значение и смысл. Поэтому, как ни печально, теория теряет актуальность. Так, Н. Б.Березанская Заметила, что в постановке проблем студенты использовали идеи А. Н.Леонтьева недостаточно глубоко,

147

Включая понятие «деятельность». Этот же недостаток отметил С. Н. Ениколопов; он также добавил, что в рамках школы были представлены очень интересные доклады и что надо всячески поощрять познавательную активность студентов при проведении эмпирических исследований.

Работа второй секции показала, что теория А. Н. Леонтьева может быть воплощена в реальных исследованиях и в практике. Н. Б. Березанская оценила рассмотренные участниками школы проблемы как достаточно современные; большинство из них сам А. Н. Леонтьев не выделял. Одним из вопросов о будущем теории А. Н. Леонтьева был вопрос о реализации деятельностного подхода. Существует мнение, что это удалось сделать только в педагогической психологии П. Я. Гальперину, который поставил теорию учения на «новые рельсы». Выступления участников секции являются хорошей заявкой на подобную перестройку психологии, по крайней мере, некоторых ее областей.

Обсуждение докладов носило очень серьезный характер; здесь не было ни младших, ни старших — были коллеги.

По итогам голосования были выделены лучшие доклады, тезисы которых будут опубликованы в сборнике тезисов предстоящей Международной конференции, посвященной 100-летию А. Н. Леонтьева.

Важным идейным подведением итогов школы стал семинар, соведущими которого были Б. С. Братусь и В. А. Петровский. Они предложили не совсем обычную, но очень удачную форму работы. Сначала участники семинара выдвигали фундаментальные, ключевые темы, а затем происходило их обсуждение в очень кратком и потому выразительном стиле. Каждому участнику предлагалось структурировать свое потенциальное 15-минутное выступление так, чтобы уместить его в одну минуту. Подобная форма работы привела к более тонкому осмыслению новых оттенков значений слов, что позволило осветить такие аспекты обсуждаемого, которые не удается выразить профессиональным языком. Это укрепило научное взаимопонимание между участниками школы и подарило им множество искрометных идей.

Зимняя психологическая школа продемонстрировала трансляцию идей трех поколений, дала возможность убедиться, что отечественная психология имеет прочный базис. Если использовать метафору дерева, то теория деятельности — это один из тех корней, которые крепко держат древо и продолжают давать ему жизнь. Прикоснувшись к этим корням, участники школы осознали свою общность с учеными, работающими в

09.10.2012


145

4


Самых разных областях психологии. Это открывает возможность преодоления разногласий не только между различными областями психологии.

И. В. Пасечник, А. А. Леонтьева, А. Г. Радковская, Н. С. Семенова

Москва

09.10.2012


146

146 НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ