ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СМЫСЛА ЖИЗНИ

В.Э. ЧУДНОВСКИЙ

Рассматривается понятие оптимального смысла жизни как одна из характеристик смысложизненных ориентаций. Выделены и охарактеризованы различные аспекты оптимального смысла жизни как психологического феномена. Описаны взаимосвязь между уровнем сформированности смысложизненных ориентаций и характером профессиональной деятельности, своеобразие «смыслостроительства» в условиях инвалидности, роль общечеловеческой нравственности в процессе становления оптимального смысла жизни.

Ключевые слова: смысл жизни, оптимальный смысл жизни, «смыслостроительство», возраст.

В психологической литературе подчеркивается огромная значимость для человека психологического феномена смысла жизни. В. Франкл пишет, что наличие смысла жизни помогало человеку выжить даже в ужасных условиях концентрационного лагеря [21]. Он же рассказывает о группе студентов, совершивших попытку суицида, к счастью, неудачную. Большинство из них жили во вполне благополучных условиях, но утратили смысл жизни. К. Обуховский пишет: «Как свойством птицы является потребность летать, так свойством взрослого человека является потребность найти смысл своей жизни» [13; 133]. А. Маслоу относит стремление искать смысл жизни к высшим потребностям; оно является первичным человеческим побуждением [11]. С. Франк подчеркивал, что стремление к поиску смысла жизни — «не теоретический вопрос», не предмет праздной умственной игры — это вопрос о самой жизни, это вопрос о хлебе, который напитал бы нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду» [18; 443]. Для С. Л.Рубинштейна смысл человеческой жизни — быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь [17; 385]. Б. С.Братусь размышляет о смысле жизни как насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека [2].

Таким образом, характеризуя смысл жизни, исследователи выделяют его позитивное влияние на жизнь человека и становление его личности. Вместе с тем, рассматривая смысл жизни именно как психологический феномен, следует подчеркнуть, что одна из основных его характеристик — Многозначность: «двоящаяся диалектика» жизни присуща и этому феномену — обретение смысла жизни еще не гарантирует позитивного становления личности. Парадоксальный факт: потеряв смысл существования, человек

4

Может лишить себя жизни, но вместе с тем он жертвует жизнью ради реализации определенного смысла жизни (другое дело — во имя чего приносится жертва). Очень многое зависит от содержательной характеристики этого феномена, его адекватности. По-видимому, следует выделить различные уровни смысла жизни по степени его

09.10.2012


3

2


Позитивного или негативного влияния на жизнь человека, становление его личности. В плане этой логики мы и рассмотрим проблему Оптимального Смысла жизни.

Анализ показывает, что смысл жизни — не просто определенная идея, цель, убеждение. Это особое психическое образование, имеющее свое содержание и структуру. Обратимся в этой связи к этимологии понятия «смысл». Оно имеет два значения: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного [6]. Феномен смысла жизни включает в себя оба эти значения, причем суть, главное доминирует над неглавным, второстепенным. Но определение смысложизненной «доминанты» — лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду Адекватность Смысла жизни как одну из основных его характеристик. Мы выделили два признака адекватности смысла жизни:

1) «реалистичность» смысла жизни, т. е. соответствие смысла жизни, с одной
стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой
— индивидуальным возможностям человека;

2) «конструктивность» смысла жизни, т. е. степень его позитивного (или негативного)
влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека.

Поскольку (теперь это уже представляется бесспорным фактом) смысложизненные ориентации человека не исчерпываются одной, хотя бы и очень важной идеей, жизненной целью, а представляют собой структурную иерархию «больших» и «малых» смыслов, мы выделили и охарактеризовали различные типы структурных иерархий смысла жизни, различающиеся по уровню адекватности [22]. По мере того как накапливался фактический материал по проблеме смысла жизни (см. ряд работ в сб. [15], [16], [19] и в журнале «Мир психологии» № 2 за 2001 г.), становилось резонным и целесообразным выделить еще одну характеристику смысла жизни и ввести понятие «оптимальный смысл жизни». Дело в том, что в понятии «адекватность смысла жизни», соединяющем в себе его «реалистичность» и «конструктивность», главным является признак Соответствия Смысла жизни внешним и внутренним факторам. Но человек нередко выходит за рамки обычного «соответствия» — он максимально реализует свои возможности, достигая высоких результатов как в конкретной деятельности, так и в раскрытии собственной индивидуальности. В литературе этот факт описан как противопоставление «будничного» и «высшего» Я. Привыкая действовать на уровне «будничного», «житейского» Я, человек в большой мере оставляет нераскрытым психологический потенциал собственной индивидуальности (А. А. Бодалев [19]). Оптимальный смысл жизни можно охарактеризовать как гармоническую структуру смысложизненных ориентаций, существенно обусловливающую высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни и удовлетворенности ею. Рассмотрим некоторые аспекты данного феномена.

5

Ситуационный аспект оптимального смысла жизни. Оптимальный смысл жизни, будучи динамической структурной иерархией, может существенно изменяться под влиянием ситуации, данных условий. Жизнь сложна, порой она преподносит сюрпризы, не всегда приятные... Серьезная болезнь, потеря близкого человека, резкое изменение

09.10.2012


3

Социального статуса существенно меняют условия существования. Как в этой ситуации «не уронить себя», не потерять тот «стержень», который делал жизнь осмысленной? В годы Великой Отечественной войны рассказывали о лейтенанте, который в ужасных условиях окопной жизни носил на гимнастерке белый воротничок. И это не было капризом франта, оригинальничанием, стремлением выделиться. Белый воротничок был одним из «инструментов», помогающих сохранить свое достоинство, самоуважение, держать себя в постоянной мобилизационной готовности — и в какой-то мере это был вызов судьбе: нечеловечески трудная ситуация, постоянный, ежедневный и ежеминутный поединок со смертью не заставит меня сломаться... Я такой же, каким был вчера и каким буду завтра. Феномен «белого воротничка» был проявлением оптимального смысла жизни...

Социальные катаклизмы, резкое изменение привычных стереотипов могут существенно сказаться на характере смысложизненных ориентаций человека. Произошедшие в последнее время коренные социальные изменения в нашем обществе у многих вызвали психологический шок: «сломался» смысл жизни. Оказалось, что множество людей в течение многих десятилетий отдавали свои силы, энергию, саму жизнь ради цели призрачной, «декоративной», недостижимой... Жизнь поставила их перед необходимостью пересмотреть сложившиеся взгляды и убеждения, выработать свое отношение к новой социальной ситуации. В этих условиях нередко проявляется «инертность» смысла жизни: происходит чрезмерная «эмансипация» от обстоятельств, отрыв от реальности. Человек становится рабом устаревшей идеи и основанной на ней жизненной цели. И трагедия не только в том, что идея устаревает; еще более трагично стремление всеми силами «защитить» ушедшее, всеми средствами реанимировать его, сделать возвращение прошлого смыслом своей жизни...

Оптимальный смысл жизни — такой уровень сформированности смысложизненных ориентаций, при котором человек приобретает способность в ходе реализации своей «главной линии жизни» учитывать реалии сегодняшнего дня и одновременно — становиться над ситуацией, преобразовывать обстоятельства и собственное поведение.

Возрастной аспект оптимального смысла жизни. В настоящее время есть ряд публикаций, в которых затрагивается возрастной аспект смысла жизни, в их числе интереснейшая работа Г. А.Вайзер [3], в которой излагаются результаты экспериментального исследования особенностей становления смысла жизни в подростковом и пожилом возрасте. Автор получила данные о том, что периоды взросления и старости в современных условиях характеризуются «двойным кризисом» — возрастным и социальным, которые взаимодействуют и как бы накладываются один на другой. В настоящей работе нас интересует возрастной аспект именно оптимального смысла жизни. Можно полагать, что каждый возрастной период вносит своеобразный «вклад» в процесс поиска и становления оптимального смысла жизни. Разумеется, Детство Не является временем его активного поиска, тем не менее это период интенсивной подготовки психологической почвы, на которой затем происходит его становление. В работах Н. С.Лейтеса в свое время было убедительно показано, что раннее развитие способностей ребенка может в известной мере предопределить

6

Всю его дальнейшую жизнь, становление и реализацию его самой главной жизненной цели [7]. Еще большее значение для выработки такой цели имеет раннее усвоение нравственных норм. Разумеется, такое усвоение может быть не только с положительным,

09.10.2012


3

4


Но и с отрицательным знаком.

Подростковый возраст — время, когда происходит как бы отмена прежних ценностей и стремлений и «разравнивается площадка» для будущего «смыслостроительства»; время, когда сосуществуют парадоксально противоположные смыслы, время конгломерата смыслов, которые еще не стали устойчивой иерархией, но существенно обусловливают характер дальнейшего «смыслостроительства».

Юношеский возраст — период активного поиска именно оптимального смысла жизни, который осложняется тем парадоксальным обстоятельством, что выбор главной линии жизни приходится на ту пору, когда у человека еще мало жизненного опыта и знаний, а образовательный процесс в школе и вузе явно недостаточно осуществляет Личностную Подготовку молодого человека к ответственнейшему шагу — выбору «главной линии» своей жизни. Проведенное Т. В.Максимовой анкетирование молодых учителей показало, что более половины из них прежде не задумывались о смысле своей жизни [10]. Иначе говоря, их будущая или настоящая профессия никак не связана со смысложизненными ориентациями. По-видимому, этим, в частности, объясняется тот факт, что, по данным специальных исследований, значительное число студентов педвузов не планируют работать по специальности после окончания учебы. Таким образом, существует диссонанс между смысложизненными ориентациями студентов и направленностью их профессиональной подготовки. Сказанное характерно и для вузов другого профиля.

Зрелый возраст — период стабилизации личности, период, когда уже накоплен значительный жизненный опыт и вместе с тем сохраняется достаточно далекая жизненная перспектива. Однако характер такой стабилизации существенно обусловлен своеобразием формирования смысложизненных ориентаций на предыдущих возрастных этапах. В ряде случаев период зрелости может быть временем «ломки» смысложизненных ориентаций и поиска нового жизненного смысла.

В этой связи можно выделить различные типы изменений смысложизненных ориентаций на протяжении жизни человека:

1) эволюционные, постепенные изменения, частично затрагивающие структуру
смысложизненной иерархии, но не нарушающие ее основы, главного компонента
иерархии; при этом видоизменяется, но не исчезает «главная линия» жизни;

2) эволюционные изменения, постепенно приводящие к качественному
преобразованию структурной иерархии смысла жизни;

3) революционные изменения, крутые повороты в жизни человека, приводящие к «ломке» прежней структурной иерархии, и созданию иерархической структуры нового типа, появлению новой «главной линии» жизни;

4) инволюционные изменения, ведущие к разрушению иерархической структуры смысла жизни, замене ее «конгломератом» смыслов [22].

По-видимому, одним из условий становления оптимального смысла жизни является наличие «сквозной линии» жизни, в той или иной форме проходящей через все возрастные этапы, изменяющейся в деталях, второстепенных звеньях структурной иерархии, не затрагивающих ее основы. Вместе с тем следует подчеркнуть относительность этого условия. «Сквозная линия» жизни может содержать в себе и деструктивные тенденции, которые в конце концов приводят к осознанию неадекватности смысла

7

09.10.2012


3

5


Жизни и потере жизненной перспективы.

Старческий возраст — совершенно особый период в жизни человека. Можно возразить, что каждый возраст имеет свои неповторимые особенности. Да, но старости присущи особые уникальные черты, не характерные для всех предыдущих возрастов.

• Прежде всего это период, когда процессы инволюции становятся ярко
выраженными и начинают преобладать в жизни и деятельности человека.

• С этим связаны существенные изменения в психической жизни человека, в
частности, изменения в его самооценке, преимущественно в сторону ее снижения. В
отличие от всех других возрастов, для которых характерна тенденция развития, когда
человек больше приобретает, чем теряет, в старости преобладающими становятся потери.
Человек фиксирует в своем сознании, что сегодня он уже не может сделать то, что делал
вчера, и резонно полагает, что завтра эта тенденция продолжит свою разрушительную
работу.

• Для старости характерен все более суживающийся круг общения. Уходят близкие, родные, друзья, коллеги. Для научного работника особое значение имеет уход крупных ученых-исследователей, труд которых и непосредственное общение с которыми составляли существенную часть его собственной жизни и способствовали становлению его смысложизненных ориентаций. При этом каждое такое печальное событие — не просто потеря, но и напоминание о приближающемся финале жизни.

• Разумеется, характерным признаком старости является ожидание такого финала. Конечно, оно имеет место и в других возрастах. Даже маленький ребенок интуитивно в какой-то мере осознает этот факт, хотя, будучи не в состоянии понять и осмыслить его, старается как бы отодвинуть его на «край сознания», сосредоточившись на более оптимистическом отношении к жизни, своей и своих близких: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет мама! Пусть всегда буду я!»

С возрастом мысль о конечности человеческой жизни все более оформляется. Подкрепляясь множеством жизненных впечатлений, она проходит красной нитью через все возрастные этапы. Впрочем, одновременно развивается и возникшая еще в детстве способность отвлекаться от этого факта, запрятывать его в глубины своего сознания, прикрывая массой дел и забот, печалей и радостей. И только в старости мысль о конечности жизни как бы встает во весь рост, становится актуальнейшим вопросом текущей повестки дня. С. Л.Рубинштейн, раскрывая диалектику жизни и смерти, писал: «В силу смерти жизнь есть нечто, в чем с известного момента ничего нельзя изменить. Смерть превращает жизнь в нечто внешне завершенное и ставит, таким образом, вопрос о ее внутренней содержательности... Жизнь человека в силу факта смерти превращается в нечто, чему подводится итог» [17; 354–355]. Но для человека важен не только факт наличия смерти, но и ожидание ее, осознание ее неотвратимости, т. е. неизбежности приближающегося конца. Это побуждает человека подвести итог собственной жизни. С этой точки зрения в данном возрастном периоде возникает наиболее благоприятная психологическая почва для проявления такого качества смысложизненных ориентаций, как осмысленность жизни.

Вместе с тем в старости обычно происходят негативные изменения в «смыслостроительстве»: ухудшающееся здоровье, ослабление ряда психических функций, «укорочение», а то и исчезновение жизненной перспективы имеют своим следствием распад структуры смысложизненных ориентаций на ряд отдельных, ограниченных и приземленных жизненных смыслов. Возникает нечто подобное конгломерату смыслов, характерному для подростка.

09.10.2012


3

8

Если говорить об оптимальном смысле жизни в этот период, то он может быть выражен краткой формулой знаменитого русского полководца А. В.Суворова: «Отступать медленно, организованно, с боями». Да, старость — отступление. Но отступать можно по-разному. Это может быть паническое бегство, которое лишь ускоряет разрушительные процессы, или медленное отступление опытного полководца в ходе военных действий: да, ситуация чрезвычайно сложна, «противник» наступает по всему фронту, то в одном, то в другом месте возникают прорывы, куда нужно бросить резервы, которых все меньше... И может быть, оптимальный смысл жизни в этих условиях — разумно организовать сопротивление негативным обстоятельствам, не только отстаивать каждую пядь земли, но и время от времени переходить в контратаки... Нужна перегруппировка сил, психологическая перестройка, выработка нового отношения к окружающему и к собственной личности.

Такая перестройка включает в себя не только учет негативных факторов, присущих данному периоду, но и «настройку» на его позитивные возможности:

• возможность по-новому воспринимать жизнь именно потому, что приближается ее
финал; как в детском возрасте свежесть и острота восприятия обусловлены тем, что
ребенок только знакомится с миром, так в старости своеобразие восприятия мира
обусловлено приближением расставания с ним;

• возможность «целостного» отношения к собственной жизни с высоты
накопленного опыта и знаний и вследствие этого — восприятие конкретных
обстоятельств, успехов и неудач в свете такого целостного отношения к жизни:
происходят качественные изменения в переживании успехов, которые все в большей мере
становятся результатом победы над собой, а значит — результатом самосозидания.

К сожалению, в старости более остро воспринимаются и неудачи. И в этой связи становятся особенно значимыми тщательность и продуманность действий, воспитание мобилизационной готовности к неожиданным сюрпризам жизни. Феномен «белого воротничка» чрезвычайно актуален в данных обстоятельствах: стремление соответствовать максимально возможному в данных условиях уровню жизнедеятельности, быть в согласии с самим собой, как можно дольше не снижать требований к себе, — пожалуй, это и есть основная составляющая оптимального смысла жизни в данный период.

Психологической перестройке в этом возрасте может способствовать и качественное изменение жизненной перспективы. Выскажу парадоксальную мысль: жизненная перспектива на склоне лет увеличивается... Прежде она была крепко привязана к настоящей, сегодняшней действительности — наличным социальным и иным обстоятельствам, к собственным возможностям, наконец, к состоянию здоровья. Выйдя на финишную прямую жизни, мы уже не можем видеть себя в будущем (за исключением ближайшего завтра). Однако опережающее отражение, обращенность в будущее — слишком значимое свойство человеческой природы. И вот происходит метаморфоза, изменение качества жизненной перспективы; она все больше связывается с тем, что имеет к человеку непосредственное отношение, но уже не является его собственной жизнью, им самим, — это дети, внуки, правнуки, ученики, последователи, дело, которое, возможно, будет продолжаться. Это опора старого человека; сюда постепенно «перетекает» смысл его жизни... Подготовка к старости, заключающаяся в выработке отношения к ней как к периоду, который не только важен сам по себе, но и «венчает» жизненное пространство личности, — значимая составляющая структурной иерархии

09.10.2012


3

Оптимального смысла жизни человека.

9

Таким образом, можно говорить о возрастной динамике оптимального смысла жизни. На каждом возрастном периоде имеет место своеобразное соотношение особенностей возраста и становления смысложизненных ориентаций. Вместе с тем существуют, по-видимому, различия в характере этой возрастной динамики у разных людей — она может быть либо более «целеустремленной», в разном возрасте сохраняющей «главную линию жизни», либо более «привязанной» к особенностям возраста. Можно выделить две возрастные ступени, для которых характерно наибольшее влияние возрастных особенностей на становление смысложизненных ориентаций: Юность, когда интенсивное развитие физических и психических сил сказывается на широте и масштабности постановки жизненных целей (при недостаточном учете реальности их осуществления), и Старость — время, когда «смыслостроительство» существенно обусловливается инволюционными процессами.

Оптимальный смысл жизни и проблема инвалидности. Как ясно из сказанного, каждый возрастной период характеризуется не только особыми возможностями, но и ограничительными рамками, которые в той или иной мере накладывают свой отпечаток на ход «смыслостроительства» и обусловливают своеобразие становления оптимального смысла жизни. Еще более отчетливо этот факт выступает в проблеме инвалидности. «Я всегда самоопределялся как личность Вопреки Своему “врагу” — слепоглухоте, — пишет А. В.Суворов (курсив мой. — В. Ч.). — И если в какой бы то ни было степени удалось добиться духовной и душевной «зрячеслышести», духовной и душевной нормальности — оставаясь, разумеется, физически слепо-глухим, — то это результат именно учета слепоглухоты, враждебно-пристального постоянного ее исследования, а никак не игнорирования, не попыток “забыть” о ней» [20; 134]. В этих размышлениях отчетливо выступает проблема соотношения двух феноменов — Дефекта И Личности, соотношения сложного и неоднозначного. В работах, которые описывают пациентов, страдающих логоневрозом (Ю. Б.Некрасова [15; 127–139], Н. Л.Карпова [5]), хорошо показана негативная сторона взаимовлияния дефекта и личности: нарушенная речь при логоневрозе — лишь «верхушка айсберга». Тяжесть дефекта не только, а во многих случаях не столько в нем самом, а в том, что он своими корнями «прорастает» в личность, изменяя, деформируя ее. Дефект и деформированная им личность «соединенными усилиями» усугубляют картину болезни и обусловливают трудности ее лечения.

В указанных работах фактически была создана модель личностного подхода к проблеме социореабилитации и устранения дефекта. Суть этого подхода в том, чтобы разрушить «негативный тандем», компоненты которого усиливают друг друга, отягощая картину болезни, и заменить его «позитивным тандемом», в котором личность становится союзником психотерапевта, во многом определяя эффективность процесса социореабилитации. Тактика создания такой модели включала три этапа:

1) отказ от «картины болезни», которая возникает у пациента и представляет собой навязчивую рефлексию по поводу дефекта;

2) замена «картины болезни» «портретом неповторимости», т. е. представлением о своеобразии и богатстве индивидуальности каждого пациента, его безусловной самоценности. Таким образом создаются условия для раскрытия его индивидуальности;

3) возникновение на этой основе «картины здоровья», которая становится личностно

09.10.2012


3

Принятой целью процесса лечения и способствует превращению его в сотворчество пациента и психотерапевта. Таким образом создаются условия для переосмысления пациентом

10

Своих личностных проблем и подготовки «психологической почвы» для обретения нового смысла жизни. Фактически главная особенность данного подхода — в максимальном раскрытии индивидуальности человека и ориентации его не просто на новый смысл, а на становление именно Оптимально Возможного в данных условиях смысла жизни.

Показательна цель, которую ставит психотерапевт перед пациентом: «Ты можешь и должен стать оратором»; заметим: можешь не просто устранить дефект, не просто приобрести нормальную, свободную речь, но максимально реализовать свои возможности и выйти на уровень, существенно превосходящий «норму».

Этот принцип отчетливо выступает в трудах и в жизни А. В.Суворова — человека, лишенного зрения и слуха и вместе с тем ставшего доктором наук, профессором, членом ряда академий. А. В.Суворов написал прекрасные книги, но главное — он достиг высочайшего уровня развития личности, и прежде всего потому, что видит смысл своего существования в максимально полноценной жизни, несмотря на тяжелую инвалидность: «Что поделать, если я с детства не вижу и не слышу, или не могу ходить, или у меня порок сердца, или еще что... Так уж вышло, с этим жить. И жить не абы как, не прозябать... а именно жить, максимально полноценно, с учетом вот этой экстремальной ситуации — той или иной инвалидности» [20; 170]. Благодаря такому отношению к собственной жизни он смог достичь высшего уровня социореабилитации, на котором не только происходит нейтрализация, компенсация дефекта, но сам дефект становится «союзником» человека, начинает служить ему. Так ситуация слепоглухоты становится фактором, способствующим глубокой концентрации внимания в исследовательской деятельности и в области самоисследования, в организации того «уединенного труда души», без которого, как подчеркивает автор, не может быть творчества и самосозидания [20; 162–170].

Личностный подход к дефекту является ключом к решению проблемы инвалидности, а концентрированным выражением такого подхода является построение оптимального в данных условиях смысла жизни.

Оптимальный смысл жизни и профессиональная деятельность.

Профессиональная деятельность — одна из наиболее значимых ценностей человека — является существенным компонентом структуры его смысложизненных ориентаций. Достаточно упомянуть о том, что окончание профессиональной деятельности и уход на пенсию во многих случаях переживается как личная трагедия, связанная с потерей смысла жизни, что имеет далеко идущие последствия: есть целый ряд данных о том, что окончание профессиональной деятельности человека приближает конец и его физического существования. Вместе с тем, как показало экспериментальное исследование [10], профессиональная деятельность может занимать Разное Место в структуре смысложизненных ориентаций: в одних случаях она может составлять главный смысл существования, т. е. быть ведущим компонентом структуры, в других случаях — «весомым» компонентом, и наконец — «периферическим»; существует связь между указанной градацией и особенностями проявления индивидуальности человека. Из сочинения молодой учительницы: «Чтобы добиться успеха в профессиональной

09.10.2012


3

Деятельности, нужно найти в ней нечто, близкое своей индивидуальности». Действительно, как показали результаты монографического изучения отдельных учителей, в тех случаях, когда профессиональная деятельность занимает значимое место в структуре смысложизненных ориентаций, происходит как бы сближение, соединение требований профессии и проявлений индивидуальности. Последняя «раскрывается»

11

Навстречу профессии и ее требованиям; с другой стороны, осуществляя профессиональную деятельность, которая вбирает в себя неповторимые черты человека, профессионал достигает более высокого уровня мастерства. Профессия и индивидуальность как бы сливаются в одно целое. (Из интервью с известным актером А. Джигарханяном: «Я занимаюсь любимым делом, а мне за это еще и деньги платят».) По-видимому, эта взаимообусловленность, взаимодополнение профессиональной деятельности и индивидуальности — значимый фактор становления оптимального смысла жизни.

Если профессиональная деятельность занимает периферическое место в структуре смысложизненных ориентаций, нередко возникает диссонанс между требованиями профессии и проявлениями индивидуальности. Человек не справляется с требованиями профессии, либо их реализация сопровождается чрезмерным напряжением сил и так называемым эмоциональным выгоранием [12].

Следует отметить наличие связи между оптимальным смыслом жизни и творческим отношением к профессиональной деятельности. В исследовании Е. А.Максимовой (изучалась роль смысложизненных ориентаций в педагогическом творчестве) было установлено, что группа творчески работающих учителей имеет существенно лучшие показатели осмысленности жизни по тесту Д. А.Леонтьева [8]. С повышением уровня педагогического творчества повышается и статус педагогической профессии в структуре смысложизненных ориентаций учителя, а в своих высших проявлениях профессиональное творчество становится ведущим компонентом смысложизненных ориентаций [9]. Были разработаны экспериментальные модели творческого и нетворческого учителя, которые выступают как определенная совокупность свойств, отражающих особенности его смысложизненных ориентаций, профессиональных качеств и эмоционального состояния. Учителя-«творцы» по-иному воспринимают и осмысливают пространство собственной жизни, настоящей, прошлой и будущей. Желаемый возраст для них соответствует настоящему (в то время как представители других групп боятся или стесняются своего возраста, им хотелось бы быть моложе); они получают удовлетворение от самого Процесса Жизни и ценят каждый ее этап. В отличие от других учителей, которые хотели бы поскорее уйти на пенсию, творческие педагоги готовы заниматься профессиональной деятельностью до самого конца своей жизни. Разработанный Е. А.Максимовой графический тест «Пространство моей жизни», совмещенный с тестом Люшера, показал, что в отличие от нетворческих учителей у педагогов-«творцов» с возрастом увеличивается количество и разнообразие цветовых оттенков, что свидетельствует о более оптимистическом восприятии жизни. По тесту «Уровень жизненной удовлетворенности» [15] представители этой группы более чем в два раза превосходят показатели «нетворческих» учителей.

Обобщая эти данные, можно сделать вывод о том, что сущность оптимального смысла жизни — в органическом сочетании желательной жизненной цели и удовлетворения, получаемого человеком от самого Процесса Ее реализации.

09.10.2012


3

10


Сиюминутные результаты профессиональной деятельности работают на жизненную перспективу, а последняя освещает светом особого смысла непосредственные дела сегодняшних дней.

Наконец, следует отметить важную роль «экстремальных» профессий в становлении оптимального смысла жизни. Были получены данные о том, что «экстремальность» профессии (изучались особенности смысложизненных ориентаций у работников ГИБДД) может способствовать формированию философского отношения к жизни, более глубокому пониманию жизненных ценностей, стремлению к самосовершенствованию [24].

12

Рамки, ограничения, накладываемые профессиональной деятельностью, ее сложность и напряженность, порой связанная с риском для жизни, могут быть фактором становления оптимального смысла жизни.

Таким образом, существуют сложные соотношения между характером смысложизненных ориентаций и профессиональной деятельностью, которые следует учитывать в процессе подготовки будущего профессионала.

Оптимальный смысл жизни и проблема активно-преобразующего поведения.

Естественно, смысложизненные ориентации должны быть адекватны тем ситуациям, тем реальностям и обстоятельствам, в которых живет человек. Значительную их часть составляют обстоятельства, которые созданы им самим или являются результатом его деятельности. Здесь возникает проблема устойчивости личности перед лицом неблагоприятных обстоятельств, способности противостоять им и преобразовывать их. Устойчивость личности — не пассивная, статичная устойчивость, она является не результатом пассивного приспособления к обстоятельствам, а следствием их активного преобразования [23], создания самим человеком благоприятных условий для реализации своей главной жизненной цели.

Здесь нельзя обойти молчанием тот факт, что в нашем обществе в течение многих десятилетий не стимулировалась активно-преобразующая деятельность человека; это особенно характерно для периода «застоя», суть которого — не только в торможении и остановке экономического развития страны, но в воспитании у миллионов людей пассивно-приспособительного поведения. Тоталитаризм создает стратегию воспитания, которой свойственны Механистичность (социальные воздействия якобы непосредственно и сразу проецируются на ребенка), Недооценка природных предпосылок развития (напомним пресловутое постановление «О педологических извращениях в

Системе наркомпросов» от 04.07.1936 г.), Умаление роли субъективного начала В

1 Воспитании [25]. Сама направленность общественной жизни, ее правила и установки

Стимулировали развитие пассивно-приспособительного поведения.

Это было время, когда человек получал указания не только о том, как выполнять производственные задания, где и когда сеять и собирать урожай, но и как Мыслить. «Тоталитарный социализм» был благоприятной психологической почвой для формирования человека с психологией «винтика» государственной машины. «Винтику» полагалось выполнять лишь строго ограниченные производственные и социальные функции, поддерживая официальную идеологию, приспосабливая свои оценки, мнения и убеждения к установкам директивных органов.

В последнее время оживленно обсуждается вопрос о вине старшего поколения за прошлое. Что сказать по этому поводу? Да, в истории нашей страны были ужасные

09.10.2012


3

Периоды сталинских репрессий, попрания элементарных человеческих прав. И все же неправомерно бороться с большевизмом большевистскими методами, неправомерно полностью перечеркивать прошлое, не учитывая его сложности и неоднозначности. Не будем забывать, что именно это поколение отдало миллионы жизней победе над фашизмом, создало мощную промышленность, добилось больших успехов в развитии образования, науки, в освоении космоса. Другое дело: трагедия старшего поколения в том, что миллионы людей искренне верили в «светлое

13

Будущее» и отдавали силы, энергию, а иногда и саму жизнь ради достижения иллюзорной цели. Вместе с тем вопрос об определенной вине старшего поколения, о его пассивном «непротивлении злу», о чрезмерной податливости прямолинейной политической пропаганде, по-видимому, должен стоять в «повестке дня» как гарантия от рецидива тоталитарного социализма.

Резкое изменение социальной ситуации в последние 15 лет принесло с собой не только гласность, свободу мнений и убеждений, но и свободу предприимчивости, предпринимательства. Мы оказались внутренне не подготовленными к таким переменам. Это проявилось, в частности, в возникновении и разрастании теневой экономики.

Разумеется, кардинальная характеристика активно-преобразующей деятельности — ее направленность. У. Р.Эшби резонно заметил по этому поводу: «Можно привести в движение автомобиль с полным запасом бензина, но если пустить его без водителя, его активность далеко не будет плодотворной» [26; 26– 27]. Свободное развитие личности, ее творческих потенций обязательно должно включать в себя и процесс развития сдерживающих сил — внутренних рамок, нравственных предписаний. Не нужно доказывать, что характер нравственных инвариантов существенно обусловливает процесс становления смысла жизни, в том числе — оптимального. При этом следует подчеркнуть значение именно общечеловеческой нравственности. В последние годы эта проблема стала особенно острой в связи с распространением такого вида «активно-преобразующей деятельности», как терроризм, создающий угрозу самому существованию человечества.

Как ни парадоксально это может казаться на первый взгляд, психология террориста основана на некоторых нравственных инвариантах: террорист следует определенной идее, которая становится для него смыслом жизни, а террористический акт — способом его реализации: он выходит «за пределы» собственной личности и отдает свою жизнь, реализуя (как ему представляется) интересы единоверцев; наконец, он не сомневается, что совершает богоугодный, а следовательно, нравственный поступок. В данном случае мы имеем проявление ущербной, «частичной» нравственности, направленной на реализацию интересов определенного, строго ограниченного сообщества людей. Именно законы общечеловеческой нравственности — эти «конденсаты» многовековой исторической памяти [4], возвышающиеся не только над узколичными интересами человека, но и над партиями, классовыми и национальными идеологиями, религиозными конфессиями, — создают первооснову оптимального смысла жизни.

Итак, можно говорить о разных уровнях смысложизненных ориентаций по степени их влияния на судьбу человека. Процесс поиска и становления смысла жизни во многих случаях осуществляется на таком уровне, при котором остается нераскрытым психологический потенциал человека: в своей жизни и деятельности он не выходит за рамки определенного жизненного алгоритма.

Оптимальный смысл жизни представляет собой генеральную линию жизни,

09.10.2012


3 12

Задающую высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогает ему не сломаться на крутых виражах судьбы, максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности.

1. Бескина Р. М., Чудновский В. Э. Воспоминания о будущей школе. М.: Просвещение, 1993.

2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

3. Вайзер Г. А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психол. журн. 1998. Т. 19. №

5. С. 3–14.

4. Дробницкий О. Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974.

14

5. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учеб. пособие. М.: Флинта, 1997.

6. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, Л. А.Карпенко. М.; Ростов-н/Д.: Феникс, 1998.

7. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: Изд-во «Ин-т практ.

Психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

8. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992.

9. Максимова Е. А. Профессиональное творчество и профессиональный смысл жизни учителя

(опыт экспериментального исследования) // Мир психологии. 2001. № 2. С. 149–154.

10. Максимова Т. В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности // Мир психологии. 2001. № 2. С. 114–118.

11. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997.

12. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко // Практическая
психодиагностика: Методики и тесты: Учеб. пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского.
Самара: Издат. дом «Бахрам», 1998.

13. Обуховский К. Психология влечений человека / Под ред. Б. М. Сегал. М.: Прогресс, 1972.

14. Панина Н. В . Индекс жизненной удовлетворенности // Новые методы изучения психологии жизненного пути. М., 1993.

15. Психолого-педагогические и философские аспекты смысла жизни: Материалы I–II
симпозиумов ПИРАО / Под ред. В. Э. Чудновского, А. А. Бодалева, Н. Л. Карповой. М.: Изд-
во РПО, 1997.

16. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III–V симпозиумов ПИРАО / Под ред. В. Э. Чудновского и др. М.: Ось-89, 2001.

17. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1973.

18. Смысл жизни: Антология / Под общ. ред. Н. К. Гаврюшина. М.: Издат. группа «Прогресс — Культура», 1994. С. 489–583.

19. Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI–VII симпозиумов ПИРАО. Самара: НТЦ, 2002.

20. Суворов А. В. Совместная педагогика: Курс лекций. М.: Изд-во УРАО, 2001.

21. Франкл В. Человек в поисках смысла / Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.

22. Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2. С. 74–80.

23. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981.

24. Чудновский В. Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир
психологии. 2001. № 2. С. 82–89.

25. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось-89, 1997.

26. Эшби У. Р. Конструкция мозга: Происхождение адаптивного поведения / Пер. с англ.; под ред. П. К. Анохина, В. А. Шидловского. М.: Мир, 1964.

09.10.2012


3

13


Поступила в редакцию 30.VIII 2002 г.

1 Была и другая тенденция, которая формировалась под влиянием идей и педагогической

Практики А. С. Макаренко и воплощалась в создании воспитательных стратегий,

Альтернативных «официальной» направленности воспитания (см. [1]).

09.10.2012


51

1


51