ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Э. Д. ТЕЛЕГИНА, В. В. ГАГАЙ

На основе анализа современного состояния проблемы взаимосвязи перцепции и творчества априорно выделяются продуктивные функции зрительного восприятия в творческом процессе. Приводятся результаты эмпирического исследования, подтверждающие связь творческого мышления с особенностями зрительного восприятия у младших школьников. Экспериментальные данные интерпретируются с позиций когнитивного подхода к творчеству. Обосновывается необходимость учитывать особенности взаимосвязи творческого мышления с познавательными способностями при разработке методов его формирования в младшем школьном возрасте.

Ключевые слова: творческое мышление, познавательные способности, зрительное восприятие.

Чтобы полнее и глубже понять взаимосвязь между перцепцией и творчеством, необходимо выяснить, какие функции восприятия находят свое выражение в творческой деятельности. В поисках ответа на этот вопрос мы проанализировали природу, структуру и механизмы творчества и восприятия и попытались найти то общее, что объединяет эти две психические реальности. Анализ показал, что восприятие в процессе познания выполняет не только репродуктивные, но и продуктивные функции, играющие важную роль на различных этапах творческой мыслительной деятельности. Мы выделили следующие Продуктивные функции восприятия, которые проявляются в процессе творчества: целеобразующая, моделирующая, преобразующая, эвристическая, регулирующая.

Целеобразующая Функция — выделение в визуальном поле объекта, отвечающего цели и задачам деятельности. Образ восприятия, возникший в проблемной ситуации, является предметом исследовательской деятельности человека.

Моделирующая Функция — упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов или явлений, которые выступают в качестве идеальных объектов преобразовательной деятельности человека в процессе творчества. Творческая деятельность предполагает преобразование исходной ситуации, наличной информации. С точки зрения Е. А. Ретановой, В. П. Зинченко, Н. Ю. Вергилеса [4], роль объекта, пригодного для преобразования, должна выполнять не реальная ситуация, а образ этой ситуации. Реальная ситуация не может

48

Служить объектом непосредственных мыслительных преобразований. «Объектом такого рода преобразований является образ предмета, который можно включить в новые отношения, которым можно манипулировать» [4; 45].

Преобразующая функция — способность зрительной системы манипулировать образами, находящимися в зрительном поле. На эту способность восприятия указывает В. П. Зинченко [3]. Он считает, что видимое поле в условиях стабилизации непрерывно

09.10.2012


47 2

Трансформируется. Возможны фрагментарные выпадения элементов поля, а также их восстановление в целом или по частям. В результате манипулятивных действий с образами восприятия исходная ситуация видоизменяется, что способствует выдвижению разнообразных гипотез решения творческой задачи.

Эвристическая функция — возникновение нового смысла образа восприятия. Появление нового смысла перцептивного образа есть результат увеличения количества альтернативных схем для восприятия одного и того же объекта. В основе такого восприятия лежат включение объекта познания в разные системы связей для обнаружения различных его свойств и сторон, рассмотрение предмета с различных точек зрения, усмотрение в одном предмете признаков других предметов и т. п. Отсюда вытекает, что смыслообразующая функция восприятия играет решающую роль в обеспечении новизны продукта творческой деятельности.

Регулирующая функция — соотнесение результатов отражения внешнего мира с самим же внешним миром. Она основывается на таком свойстве восприятия, как предметность, которая выражается в так называемом акте объективации, т. е. отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Регулирующая функция восприятия, обеспечивая адекватное отражение действительности, дает возможность на основе оценок промежуточных результатов определять направление поиска решения творческой задачи, отбрасывая одни гипотезы и принимая другие.

Продуктивные функции восприятия избирательно реализуются на всех этапах творческого процесса. Мы соотнесли выделенные продуктивные функции восприятия с этапами творческого процесса (табл. 1).

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Таким образом, связь между перцепцией и творчеством выражается в том, что, с одной стороны, восприятие включает в себя творческие процессы, с другой — перцептивные процессы выступают в качестве элементов творческой деятельности. В то же время при достаточно высоком уровне теоретической разработки данного вопроса имеется мало экспериментальных данных, характеризующих соотношение восприятия и творческого мышления. В еще большей степени это относится к выявлению взаимосвязи перцепции и творчества в различных возрастных группах. Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей взаимосвязи зрительного восприятия и творческого мышления в младшем школьном возрасте, когда активно формируются механизмы творческой и учебно-познавательной деятельности.

Были поставлены следующие Задачи: 1) выявить характер связей между творческим мышлением и особенностями восприятия пятен Роршаха у младших школьников; 2) изучить особенности взаимосвязи творческого мышления и способностей зрительного

09.10.2012


47

Восприятия целостно и адекватно отражать объект в младшем школьном возрасте.

49

В экспериментальном исследовании участвовало 126 учащихся I, II, III классов, соответственно 40, 40 и 46 человек.

Диагностика творческого мышления осуществлялась при помощи теста Торранса в адаптации Е. Е. Туник. Для изучения образной креативности использовались следующие задания: «Нарисуй картину», «Незаконченные фигуры», «Повторяющиеся фигуры»; вербальной креативности — «Вопросы», «Причины», «Следствия», «Улучшение предмета», «Необычное использование», «Необычная ситуация». Оценка образной креативности включала в себя такие показатели, как беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность названий, сопротивление замыканию; оценка вербальной креативности — беглость, оригинальность и гибкость.

Для диагностики зрительного восприятия использовался тест Роршаха [1] и методика С. В. Филиной: анкета и изучение зрительного восприятия на материале художественного произведения [5].

Тест Роршаха применялся в качестве перцептивного теста для оценки особенностей зрительного восприятия. При обработке результатов использовались следующие показатели: общее количество ответов (R), процент целостных ответов (W %), процент целостных ответов с хорошей формой (W+%), процент ответов на детали (D %), процент ответов с четкой формой (F+%), количество ответов по движению (М), показатель «суммы цвета» (SC), формоцветовые ответы (FC), цветоформовые ответы (CF), первичные ответы по цвету (C), индекс реалистичности (Ri), процент персевераций.

Анкета С. В. Филиной направлена на диагностику четырех свойств способностей зрительного восприятия: свойство целостно и адекватно отражать объект при отсутствии его детализации, свойство отражать многообразные детали объекта в их полноте и точности, свойство отражать незаметные и замаскированные детали в их полноте и точности, свойство адекватно отражать объект целостным на основе полноты его детализации.

В качестве экспертов выступала группа учителей (основной учитель и учитель труда), которые по семибалльной шкале оценивали у каждого учащегося свойства способностей зрительного восприятия. Коэффициенты корреляции оценок учителей по классам варьировали от 0,53 до 0,78. Все показатели статистически значимы. Эти данные говорят о том, что эксперты имели относительно близкое понимание свойств зрительного восприятия.

Оценка способностей зрительного восприятия на материале художественной картины (Н. В. Невреев «Смотрины») осуществлялась на основе следующих показателей: а) общее количество воспринятых деталей объекта, в том числе малозаметных; б) количество правильно воспринятых незаметных деталей объекта.

Количественные данные, полученные при изучении творческого мышления и зрительного восприятия, были обработаны при помощи линейного корреляционного анализа Пирсона.

Результаты, приведенные в табл. 2, показывают, что большинство корреляционных связей выявлены у учеников I классов (9 связей из 18). Так, выявлена значимая положительная связь образной креативности с целостными ответами (R=0,361; P<0,05) и ответами по движению (R=0,428; P<0,01) и отрицательная связь — с ответами на детали (R=–0,365; P<0,05). Для учеников II классов выявлена значимая положительная связь

09.10.2012


47 4

Образной креативности с общим количеством ответов (R=0,388; P<0,05). Остальные корреляционные связи характеризуют частные варианты взаимозависимостей между отдельными показателями творческого мышления и особенностей восприятия пятен Роршаха. Так, например, существует положительная связь беглости с целостными ответами и ответами по движению и отрицательная связь с ответами на детали (I класс). Оригинальность положительно коррелирует с общим количеством ответов (II класс) и ответами по движению (I класс). Разработанность

50

Положительно связана с общим количеством ответов (II класс), с ответами по движению (I класс), отрицательно связана с целостными ответами хорошей формы (III класс) и с индексом реальности (III класс). Абстрактность названий положительно связана с общим количеством ответов (III класс), с ответами с четкой формой (I класс), с ответами по движению (III класс) и отрицательно связана с целостными ответами хорошей формы (III класс). Значимые корреляционные связи сопротивления замыканию с особенностями зрительного восприятия не выявлены.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Характер взаимосвязей между вербальной креативностью и особенностями восприятия пятен в тесте Роршаха, выявленных в эксперименте, представлен в табл. 3.

Выявлены 42 значимые корреляционные связи зрительного восприятия с вербальной креативностью, что значительно превышает количество связей с образной креативностью (18 связей). Наиболее тесная и устойчивая положительная связь обнаружена между всеми показателями вербальной креативности и общим количеством ответов во всех классах. Коэффициенты корреляции в разных классах варьируют от 0,411 до 0,679. Большинство показателей статистически значимо на уровне 0,1 %.

Отрицательная корреляционная связь обнаружена между вербальной креативностью и количеством целостных ответов с хорошей формой во всех классах, и коэффициенты корреляции соответственно равны: –0,315*; –0,399**; –0,377**. Наиболее тесная связь этих показателей характерна для II и III классов (на 1 %-ном уровне значимости). Целостные ответы с хорошей формой отрицательно коррелируют и с отдельными

09.10.2012


47 5

Характеристиками вербальной креативности: в I классе — с оригинальностью (R=–0,395; P<0,01); во II классе — с беглостью (R=–0,338; P<0,05) и оригинальностью (R=–0,448; P<0,01); в III классе — с беглостью (R=–0,394; P<0,01) и гибкостью (R=–0,443; P<0,01).

Вербальная креативность положительно связана с показателями персеверации в I (R=–0,336; P<0,05) и II классах (R=–0,365; P<0,05), с суммарным показателем цвета в III классе (R=–0,334; P<0,05)

51

И ответами на детали во II классе (R=–0,421; P<0,01). Вербальная креативность отрицательно связана с целостными ответами во II классе (R=–0,403; P<0,01) и ответами с хорошей формой (R=–0,390; P<0,01). Выявлены две положительные связи на 5 %-ном уровне значимости ответов по движению с показателями вербальной креативности: с беглостью в I классе (R=0,370) и гибкостью в III классе (R=0,307).

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Соотнесение результатов методик Торранса и Роршаха показывает, что в случае восприятия пятен в тесте Роршаха наблюдается наибольшее количество значимых корреляционных связей показателей зрительного восприятия с вербальной креативностью по сравнению с образной креативностью. Анализ полученных результатов показывает, что отсутствуют устойчивые значимые корреляционные связи между особенностями восприятия пятен теста Роршаха и показателями образной креативности, отражающие динамику их взаимосвязи у учеников I–III классов. Выявленные в эксперименте корреляционные связи представляют собой частные случаи взаимозависимости зрительного восприятия и образной креативности и не отражают ее закономерный характер.

Наличие устойчивых значимых корреляционных связей между особенностями восприятия пятен Роршаха и вербальной креативностью можно объяснить тем, что в основе восприятия неопределенных пятен Роршаха и вербальной креативности лежит один и тот же механизм интеллектуальной деятельности — механизм возникновения разнообразных образных ассоциаций на предъявляемый стимул и трансформации

09.10.2012


47

Образной информации в словесную форму. Поэтому выявленная значимая связь между общим количеством ответов в тесте Роршаха и всеми свойствами вербальной креативности младших школьников свидетельствует о том, что дети, которые могут увидеть в неопределенном объекте большое количество конкретных зрительных образов и выразить их в речи (соединить образ со словом), проявляют

52

Большую продуктивность вербальной креативности. Они с удовольствием фантазируют, предлагают большое количество разнообразных и нестандартных идей в вербальной форме.

Объяснения требуют результаты, указывающие на отрицательную корреляционную связь между вербальной креативностью и количеством целостных ответов с хорошей формой: чем выше вербальная креативность у детей, тем меньше у них целостных ответов с хорошей формой. По Роршаху, целостные ответы — один из важных признаков интеллекта. Однако в большинстве дальнейших исследований было обнаружено, что «целостные ответы могут служить значимой характеристикой интеллекта только в том случае, если они представляют собой ответы с хорошей формой и при этом являются не банальными, а либо комбинаторными, либо оригинальными по особенностям восприятия» [1; 46–47]. Следовательно, целостные ответы с хорошей формой можно оценить только в единстве с другими показателями. Наиболее информативными с этой точки зрения являются показатели ответов по движению (М) и персеверации.

По нашим данным, у испытуемых в ответах часто встречаются персеверации, которые являются отражением инертности представлений. Количество персевераций составляет около 17 % в каждом классе, что примерно в два раза больше возрастных показателей, полученных в исследовании И. Г. Беспалько и М. Н. Раевой [2]. Кроме того, в нашем эксперименте получена положительная корреляционная связь вербальной креативности с показателями персевераций в I и II классах. Наличие этой связи можно рассматривать как отражение несформированности у младших школьников механизмов зрительного восприятия.

В отношении ответов по движению существуют различные интерпретации. Сам Г. Роршах М-ответы рассматривал как меру внутренней жизни, или интроверсию, которая может проявляться в творчестве [8]. Однако, как указывает Б. И. Белый [1], специальное изучение связи между М-продукцией и творчеством не выявило значимых корреляций. В нашем эксперименте обнаружены только две значимые корреляционные связи ответов по движению с вербальной креативностью.

Таким образом, практическое отсутствие ответов по движению и большое количество персевераций у испытуемых указывают на то, что целостные ответы с хорошей формой в большинстве своем не являются комбинаторными и оригинальными и поэтому имеют отрицательную корреляционную связь с творческим мышлением. В этом случае целостные ответы с хорошей формой не могут рассматриваться в качестве показателя творческого потенциала ребенка.

Креативные дети, как показывает проведенный эксперимент, дают больше, чем некреативные, ответов в тесте Роршаха. Однако эти ответы чаще являются детализированными ответами с плохой формой, т. е. в редко встречающихся ответах наблюдается несоответствие между концепцией образа, которую предлагает испытуемый, и конфигурацией пятна, которое он при этом использует. Ответы креативных детей не привязаны к пятну. Ребенок видит в пятне такие образы, которые мало напоминают

09.10.2012


47 7

Конфигурацию предъявляемого стимула и редко встречаются в протоколах испытуемых. В процесс восприятия таких детей активно вплетаются различные элементы воображения, благодаря чему увеличивается количество ассоциаций при восприятии пятен Роршаха или, как пишет М. А. Холодная, происходит «увеличение альтернативных схем восприятия одного и того же объекта» [6], что находит выражение в повышении показателя общего количества ответов на предъявляемый стимул.

Полученные данные позволяют нам рекомендовать тест Роршаха для практической деятельности психологов в качестве

53

Инструмента, с помощью которого по общему количеству ответов можно оценить вербальную креативность младших школьников.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Табл. 4 показывает, что способности зрительного восприятия целостно и адекватно отражать объект связаны как с образной, так и с вербальной креативностью, однако преимущественно с образной. Так, между зрительным восприятием и образной креативностью выявлено шесть значимых корреляционных связей, а между зрительным восприятием и вербальной креативностью — только одна.

Согласно результатам двух методик, способности целостно и адекватно отражать объекты значимо коррелируют с образной креативностью во всех классах. Наибольшее количество значимых корреляционных связей получено между зрительным восприятием и такими показателями образной креативности, как сопротивление замыканию (шесть связей) и разработанность (четыре связи). Среди показателей вербальной креативности значимо коррелирует со зрительным восприятием только беглость (две связи).

Анализ возрастной динамики взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия показывает, что общее количество корреляционных связей от I к III классу увеличивается и составляет соответственно 6 и 12. Связь зрительного восприятия и вербальной креативности выявлена только в III классе.

Выявленная связь способностей зрительного восприятия с образной креативностью свидетельствует о том, что способность детально разрабатывать придуманные идеи и сопротивляться образованию привычных гештальтов в некоторой степени определяется

09.10.2012


47

Тем, насколько у младшего школьника развиты такие свойства зрительного восприятия, как способность целостно и адекватно отражать объект, а также многообразные незаметные и замаскированные детали объекта в их полноте и точности.

Итак, корреляционная связь между творческим мышлением и зрительным восприятием у младших школьников проявляется по-разному. Особенности восприятия пятен Роршаха коррелируют преимущественно с вербальной креативностью, особенности восприятия зрительной

54

Информации учебного характера (учебные тексты, плакаты, картины, схемы) и художественной картины — с образной креативностью.

Выявленные особенности корреляционной связи между творческим мышлением и зрительным восприятием отражают механизм влияния специфики объекта познания на процесс восприятия. В. Д. Шадриков отмечает, что содержание восприятия определяется не только спецификой функционирования сенсорных систем, но и особенностями самого объекта восприятия [7].

Кроме того, несовпадение типов взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия также можно объяснить тем, что используемые в эксперименте методики диагносцируют разные механизмы восприятия. Тест Роршаха выявляет характер ассоциаций, возникающих при восприятии детьми пятен неопределенного содержания. Метод экспертных оценок и методика изучения восприятия художественной картины направлены на диагностику свойств способностей зрительного восприятия целостно и адекватно отражать объект.

Проведенное нами экспериментальное исследование показывает, что между творческим мышлением и зрительным восприятием у младших школьников существует взаимосвязь, но сила и характер связи между ними проявляется по-разному в отношении разных показателей творческого мышления. У одних школьников при высоком уровне зрительного восприятия формируется высокий уровень творческого мышления, у других детей между этими процессами существуют более сложные типы взаимосвязи: как отсутствие, так и наличие корреляционных зависимостей между зрительным восприятием и отдельными свойствами творческого мышления.

Таким образом, выявленная в эксперименте взаимосвязь зрительного восприятия и творческого мышления может рассматриваться как важный фактор развития творческого мышления в младшем школьном возрасте. Зрительное восприятие является той детерминантой, воздействуя на которую можно существенным образом влиять на развитие творческого мышления младших школьников.

Однако в условиях традиционной образовательной школы, где преобладает информационная модель обучения, недостаточно используются возможности учебного процесса в развитии когнитивных способностей детей, в том числе и зрительного восприятия, хотя обучение детей строится преимущественно на основе визуальной репрезентации.

Развитие зрительного восприятия особенно важно в младшем школьном возрасте, так как этот период является сензитивным для формирования способов интеллектуальной деятельности. С целью развития творческого мышления необходимо научить детей целостному и адекватному отражению объекта, а также таким способам обработки визуального материала, которые обеспечивают новизну целостного перцептивного образа. В этом смысле восприятие должно рассматриваться учителем не только как

09.10.2012


47

Репродуктивный, но и как продуктивный процесс, включенный в любую творческую деятельность в качестве ее элемента.

На основе экспериментального исследования были сделаны следующие Выводы.

1. Существует связь между отдельными характеристиками творческого мышления и
особенностями восприятия пятен Роршаха младшими школьниками. Наибольшее
количество значимых корреляционных связей наблюдается между показателями
зрительного восприятия и вербальной креативности. Характер связей между ними
неоднороден: суммарный показатель вербальной креативности положительно связан с
общим количеством ответов в тесте Роршаха и отрицательно связан с количеством
целостных ответов с хорошей формой. Выявленные особенности взаимосвязи вербальной
креативности и восприятия пятен

55

Роршаха можно рассматривать как результат активного подхода творческих детей к восприятию, т. е. включения элементов воображения в перцептивный процесс, благодаря чему увеличивается количество ассоциаций при восприятии пятен Роршаха, что находит выражение в повышении показателя общего количества ответов на предъявляемый стимул. Общее количество ответов в тесте Роршаха имеет не только диагностическое (показатель продуктивности зрительного восприятия), но и прогностическое значение (показатель уровня вербальной креативности младших школьников).

2. Способности зрительного восприятия целостно и адекватно отражать объект связаны преимущественно с образной креативностью и в первую очередь с такими ее характеристиками, как сопротивление замыканию и разработанность. Способность детально разрабатывать придуманные идеи и сопротивляться при этом образованию привычных гештальтов в некоторой степени определяется тем, насколько у младшего школьника сформированы операциональные механизмы зрительного восприятия, т. е. умение целостно и адекватно отражать объект, замечать многообразные малозаметные и замаскированные детали объекта в их полноте и точности.

3. Выявленная в эксперименте взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников может рассматриваться как важный фактор развития творческого мышления в младшем школьном возрасте. Разработка методов формирования творческого мышления у младшего школьника должна осуществляться с учетом индивидуальных особенностей зрительного восприятия учащихся. При работе с творческими детьми необходимо учитывать особенности их зрительного восприятия, которое характеризуется активностью и способностью целостно и адекватно отражать объект. С этой точки зрения формирование творческого мышления младшего школьника должно включать в себя развитие таких операциональных механизмов зрительного восприятия, как механизмы целостного и адекватного отражения объекта и механизмы, обеспечивающие новизну целостного перцептивного образа.

1. Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория. СПб.: Дорваль, 1992.

2. Беспалько И. Г., Раева М. Н. О применении метода Роршаха в изучении возрастных особенностей психического развития // Медико-психологические аспекты реабилитации детей с психическими заболеваниями. Л.: Изд-во Ленинград. психоневрол. ин-та, 1978.

3. Зинченко В. П. Перцептивные и мнемические элементы творческой деятельности // Вопр.

Психол. 1968. № 2. С. 3–7.

4. Ретанова Е. А., Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Исследование перцептивных действий в связи с

Проблемой инсайта // Вопр. психол. 1968. № 4. С. 44–48.

09.10.2012


47

10


5. Филина С. В. Способности зрительного восприятия у детей 10–12 лет: Канд. дис. Ярославль,

1995.

6. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск. ун-

Та; М.: Барс, 1997.

7. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.

8. Rorshach H. Psychodiagnostik. Bern; Leipzig, 1921.

Поступила в редакцию 26.XI 2002 г.

09.10.2012


44

1


44