КНИГА О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

И. Е. ЗАДОРОЖНЮК

МОСКВА

Гройсман А. Л. Клиническая психология, психосоматика и психопрофилактика. М.: Магистр-пресс, 2002. 452 с.

Книга доктора медицинских наук, профессора Российской академии театрального искусства, зав. кафедрой Института медико-социальной реабилитологии А. Л.Гройсмана написана на материалах курса «Введение в клиническую психологию», который автор читает уже не один десяток лет в ряде институтов самого разного профиля. В книге он опирается на отечественную традицию клинической психологии, лишь в последней четверти ХХ в. освоенную на Западе в варианте гуманистической клинической психологии. В то же время в нее привносятся и принципиально новые наработки, касающиеся различных аспектов использования механизмов самовнушения и психической регуляции с набором оригинальных методов и методик. Это связано с профилактикой нервно-психических заболеваний, с одной стороны, школьников и студентов, а с другой — творческих работников (например, артистов балета), клинической практики в детском возрасте и психогигиенической работы в школе, а также коллективной психотерапии (книга «Коллективная психотерапия» была выпущена автором в издательстве «Медицина» еще в 1969 г.). Эти методы и методики получили широкое признание у специалистов

134

Самых различных направлений в России и за рубежом.

Книга состоит из трех частей: «Введение в клиническую психологию», «Клиническая психология: психотерапевтические аспекты», «Психопрофилактика». Первая часть описывает предмет психологической науки, ее основные методы и методики в преломлении задач клинической практики. Естественно в связи с этим сделать акцент на (психо)патологии процессов восприятия и памяти, эмоциональной и волевой сферах, мышлении и интеллекте. Автор выделяет для решения задачу системного построения личностно-ориентированной психокоррекции несколько уровней анализа указанных патологий: информационно-экологический, отражающий факторы усложненности трудовой деятельности и жизненной активности; социально-психологический, репрезентующий влияние микросоциальных факторов деятельности на течение нервно-психических расстройств; личностный, рассматриваемый «с позиций функционально-динамической концепции К. К.Платонова, выделявшего четыре подструктуры личности, каждая из них выражает присущую ей направленность, опыт, индивидуальные свойства и биотипологические особенности высшей нервной деятельности» (c. 38).

Автор правомерно начинает с высших инстанций личности, поскольку на протекание и структуру деятельности человека существенно влияют мотивация и стимулы, побуждающие к деятельности. Как справедливо отмечается в книге, лишь в этом случае

09.10.2012


133

Можно оценивать состояние ощущений и восприятий, эмоций и памяти, психомоторики и других с целью выбора правильной стратегии психокоррекции и психопрофилактики.

Психические процессы освещаются в норме и патологии; в психологии личности акцент делается как раз на акцентуациях; в изложении элементов социальной психологии внимание обращается на психологические особенности врача и больного, точнее, не больного, а выздоравливающего, ибо взаимоотношения между ними строятся на принципе партнерства, а не патернализма. Именно поэтому столь важно создание в лечебных заведениях благоприятной психологической атмосферы и лечебно-оздоровительного режима. Это требует сугубо индивидуального подхода к личности пациента. Как справедливо подчеркивает А. Л.Гройсман, «важна правильная тактика психокоррекции ... в зависимости от личностных особенностей и типов психологической защиты. Так, при доминировании механизмов “бегства в болезнь”, “вытеснения” и “отрицания” психотерапевтическая практика должна быть направлена на выявление скрытых негативных эмоциональных переживаний пациентов и конфронтирование неадекватных сторон Я с реальностью, а при доминировании механизмов “рационализации” и “интеллектуализации” необходимо устранение искажения в оценке больными своего поведения, вызванного снижением чувства собственной полноценности, и нейтрализация эмоционально-интеллектуальной диссоциации в способах восприятия и решения своих проблем» (с. 125–126).

Во второй части книги описываются психотерапевтические аспекты клинической психологии с опорой именно на целостный набор методов психорегуляции и психотерапии, поскольку лишь в этом случае можно говорить о практике медико-социальной реабилитации личности во всем богатстве ее характеристик и с учетом Само-регуляции (внушение, управление эмоциональным состоянием, воздействие и т. д.). Клиническому психологу при этом надо лишь «подыгрывать» этому «Само». А. Л.Гройсман, разработавший ряд оригинальных психокоррекционных и психорегулирующих воздействий на артистов (в первую очередь артистов балета, испытывающих предельные нагрузки), а также немало авторских вариантов психодрамы и актерской психотехники (признанных и в России, и за рубежом), знает, что говорит, утверждая это. Дело за освоением этих вариантов другими специалистами в области клинической психологии, да и не только ими, а всеми грамотными людьми, заботящимися о состоянии своего здоровья.

К театрализованным формам психопрофилактики могут быть отнесены методы психотерапевтической драматизации, имагопсихотерапия, ролевые варианты актерской «психотехники». Но театрализация, подчеркивает автор, — средство преодоления затруднительных ситуаций в жизни, которые можно назвать термином «драматизация». «В противовес сухой и рассудочной дидактике театрализованные формы (психорегуляции) являются вспомогательным методом психотерапии и психогигиенической работы, эмоционально склоняющей личность к исполнению положительных жизненных ролей» (с. 215).

135

Третья часть книги касается различных аспектов психогигиены как ключевого элемента предупреждения психических заболеваний, которая определяется как отрасль гигиены, изучающая условия жизни, влияющие на психическое здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по его сохранению и укреплению, предупреждению возникновения и развития психических заболеваний. Исходя из данного определения,

09.10.2012


133

А. Л.Гройсман сопрягает задачу обеспечения эффективной психогигиены с методами медицинской психологии и клинической практики. Тогда и психопрофилактика будет ориентироваться на недопущение не только болезней, но и пограничных состояний — с учетом конкретных форм ее осуществления. Автор справедливо утверждает: «Клиническая психология позволяет разработать принципы и методы психиатрической помощи, исходя из задач психопрофилактики, обслуживания “пограничных” контингентов, постановки предупредительного лечения, обеспечения ранней диагностики и выявления инициальных стадий заболевания, способствуя организации закрепляющего и предупреждающего рецидивы лечения (организация “вторичной” и “третичной” психопрофилактики и психигигиенического режима как внутри больниц, так и в амбулаторных условиях» (с. 380–381).

Изложение вопроса о действенности психопрофилактических стратегий начинается с описания эффективных приемов предотвращения болей при родах; автор при этом с должным уважением вспоминает работы одного из своих учителей — И. З.Вельвовского, который считал, что психопрофилактика человека должна упреждать даже его появление на белый свет: ведь с помощью гипнорелаксации можно существенно ослабить болевые ощущения матери. В дальнейшем А. Л.Гройсман как бы ведет индивида по жизненным ступеням — от детского возраста, психопрофилактика которого должна определяться правильным сочетанием психогигиены школьной и семейной жизни, к психопрофилактике взросления, когда индивид осознает ответственность за собственное здоровье, далее к психопрофилактике профессиональной деятельности и, наконец, к психопрофилактике пожилого возраста.

Условия жизни, влияющие на психическое здоровье, человек на всех этапах своего жизненного цикла призван создавать в первую очередь сам, а в случае болезни, даже соматической, он должен уметь мобилизовать свой психический потенциал для успешного ее преодоления. И здесь автор опирается во многом на разработанные им самим методы и методики. Так, в исследовании 1987 г. выявилось, что на употребление спиртных напитков населением влияет акселерация: если у лиц 1940–1950 гг. рождения средний возраст начала систематического употребления алкоголя составлял 18,3 года, то у родившихся в 1961–1966 гг. — 16,1 года (с. 400). А вот акселерация ответственности за свое поведение, к сожалению, не наступает, и подросток ориентируется на групповые формы поведения с большей охотой. Конечно, это потенциальный контингент для клинических психологов, если в ситуацию не вмешаются педагоги, школьные психологи и родители.

Автор книги предлагает метод групповой психокоррекции нарушений подростковой психики, связанной с употреблением алкоголя и табака. Этот метод включает следующие этапы: информационно-ознакомительный, реконструктивный с элементами эмоционально-стрессовой терапии и симптоматически-психокоррекционный. Группа при этом обнаруживает многие личностные акцентуации. Но как же мало у нас клинических психологов, которые применяли бы приведенные в книге методы и методики и разрабатывали собственные!

Как отмечается в материалах конференции «Подготовка и организация работы клинических психологов в учреждениях здравоохранения, социальной защиты и образования» (М., 2001. С. 11), в России сейчас работает около 21 тыс. врачей, специализирующихся в области ментальной медицины, из них 15 тыс. психиатров, 4 тыс. наркологов и всего 2 тыс. психотерапевтов. Если исходить из практики европейских стран, то нужное их число для России — 75 тысяч!

Книга А. Л.Гройсмана убеждает, что рост числа психотерапевтов, качественно

09.10.2012


133

4


Обученных и воспринявших отечественную традицию клинической психологии, может заметно уменьшить потребность во врачах самых различных специальностей. По этой причине она является действенным практическим пособием для студентов — медиков и психологов, содержащим весомые теоретические выводы, интересные для всех отраслей психологии.

09.10.2012


133

1


133 ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ