НУЖНА ЛИ ПОДРОСТКАМ ПОМОЩЬ В ВОСПРИЯТИИ СМЕРТИ?

Д. Н. ИСАЕВ, Т. О. НОВИКОВА

Смерть — неизбежный факт нашей жизни, который необходимо принять как взрослым, так и детям. Проведенное исследование дает представление о том, что существует несоответствие мнения взрослых о том, как подростки относятся к смерти, с реальным отношением последних к данному понятию, что взрослые недооценивают значимость для подрастающего поколения этой темы.

Чтобы уменьшить страх и тревогу подростков по отношению к смерти, и обеспечить профилактику суицидального поведения в данном возрасте, необходимо создание специальной системы обучения отношения к смерти.

Ключевые слова: подростковый возраст, взрослые, отношение к смерти.

Понимание людьми смерти менялось вместе с мировоззрением на протяжении хода всей истории человечества. Отношение к смерти строилось на основе понимания смерти как естественного продолжения и завершения жизни до полного их разрыва в сознании человека, разведения их как двух различных сущностей, их взаимоотрицания. Окончательное же изменение отношения к смерти произошло в ХХ в., в котором, по мнению многих историков, отношение к жизни и смерти полностью деформировалось, сместились положительные и отрицательные акценты в оценке этих явлений. Тенденция к вытеснению смерти из коллективного сознания, постепенно нарастая, достигает апогея в наше время, когда все общество ведет себя так, словно никто не умирает, и будто смерть отдельного человека не пробивает никакой бреши в структуре общества [1]. Причины такого пренебрежения по отношению к смерти различны, но их наличие ощущается прежде всего в смысложизненных и ценностных ориентациях общества.

Длительное время общественное мнение в нашей стране формировалось усиленной идеологической пропагандой, суть которой заключалась в насаждении в массовом сознании «правильного» понимания смысла человеческого существования, «событие смерти вытеснялось, блокировалось, тема смерти была под негласным запретом» [3; 5]. В западном обществе также не принято было говорить открыто о смерти, как, впрочем, и вести рассуждения о смысле жизни. Более того, подобные рассуждения считались признаком дурного тона, плохого вкуса. Все, что касалось темы смерти, тщательно камуфлировалось, вытеснялось из пространства жизни.

Вместе с тем исторический опыт свидетельствует, что особую значимость проблемы жизни и смерти приобретают в переломные эпохи, когда в обществе происходят грандиозные изменения, охватывающие все сферы человеческого существования. Такой переломный и во многом критический характер носит эпоха, в которой мы живем. Негативные последствия кризиса (такие как рост наркомании, увеличение числа самоубийств, алкоголизация населения и т. д.) формируют специфическое отношение к ценности жизни и проблемам смерти в нашей стране.

И даже если мы (взрослые) соглашаемся с тем фактом, что события, происходящие в мире (войны, катастрофы, преступления, стихийные бедствия, террористические акты и т. д.), имеют к нам отношение и так или иначе влияют на наши смысложизненные и ценностные

111

09.10.2012


110

2


Ориентации, то мы твердо убеждены, что все, что связано с темой смерти, не имеет никакого отношения к нашим детям. Важно осознавать, что «жизнь, в которую включается ребенок, многосложна, противоречива и динамична» [2; 30], и понятие «смерть» является одной из ее составных частей. Это понятие так или иначе присутствует в играх, в которые играют дети, в историях, которые они слышат, в книгах, которые они читают, в телевизионных программах и фильмах, которые они смотрят. Смерть может случиться с любимым животным ребенка, с родственниками, друзьями, родителями, братьями и сестрами или с ним самим [7].

Ребенок в процессе воспитания интуитивно осваивает взгляды, точки зрения отца и матери, получает оценку своего поведения, что так необходимо для развития самосознания и адекватного ситуации поведения. Потеря ребенком в детском возрасте матери или отца приводит к нарушению формирования эмоционального ядра личности. В этой ситуации из-за невозможности идентификации себя с умершим родителем появляются признаки расстройства личности, поскольку утрачивается не только проводник социального влияния, но и модель поведения, которую мог бы создавать умерший родитель. Препятствия нормальному созреванию могут вызвать чувство отверженности и вследствие этого обеднение Я и в результате болезненную идентификацию, нарушение развития интуиции и чувств, недостаточность условий для групповой идентификации, социализации и организации защиты. Возникнут чувства заброшенности и малоценности, появятся трудности в установлении привязанности. В пубертатном периоде появятся препятствия в формировании половой идентичности. Шансы ребенка в этих условиях остаться психически здоровым зависят, по мнению А. Фрейда, от того, насколько его Я способно вынести лишения, т. е. преодолеть трудности и неудовольствия [4].

Одним из авторов данной статьи совместно с М. Ю.Мартыновой [6] исследовалась роль потери матери в возникновении психических расстройств у 54 детей. Непосредственная реакция детей на эту утрату проявляется в основном в тревоге. Отдаленные последствия проявляются в саморазрушающем поведении (75 %), в расстройствах влечений (87 %), а также у всех обнаруживаются психосоматические симптомы, что отражает незрелость и дисгармонию формирования личности детей, потерявших мать. В первые десять лет у мальчиков, потерявших мать, в 75 % случаев появляются нарушения поведения и невротические расстройства, а у девочек — в 50 %, причем в 40 % из них — это нарушения сексуального поведения [6].

Особенно важной тема смерти становится в подростковом возрасте. На этом этапе развития и формирования личности расширяются представления об окружающем мире, подросток начинает осознавать свою наступившую «зрелость». Время и пространство воспринимаются иначе: подросток понимает ограниченность и временность своего существования. В связи с этим он боится, что его планам и мечтам не суждено будет сбыться из-за неминуемой и, как ему кажется, близкой смерти. В этом смысле будущая судьба и собственная кончина становятся для подростка очевидными, и возникает потребность формирования собственного отношения к данным фактам.

Поэтому для того, чтобы выяснить каково же восприятие понятия «смерть» у подростков и насколько совпадает их отношение к смерти с мнением взрослых о том, что подростки думают и как относятся к данному понятию, авторы данной статьи провели исследование, в котором приняли участие ученики VIII класса общеобразовательной школы. Чтобы понять отношение взрослых к проблеме смерти и ее значимости для подростков, мы изучили мнение родителей и учителей. В исследовании приняли участие

09.10.2012


110

3


112

30 подростков (15 мальчиков и 15 девочек в возрасте 13–14 лет), 24 родителя и 16 педагогов, ведущих занятия у этих подростков (табл. 1).

НУЖНА ЛИ ПОДРОСТКАМ ПОМОЩЬ В ВОСПРИЯТИИ СМЕРТИ?

Экспериментальная работа с подростками проводилась по заранее разработанному плану и включала в себя четыре этапа:

1. Подготовительный — беседа с подростками, направленная на установление доверительных отношений между исследователем и испытуемыми с целью формирования положительной мотивации участия в эксперименте.

2. Использование «Семантического дифференциала» [5] с целью определения отношения к понятию «смерть».

3. Заполнение анкеты «Опросник для подростков, направленный на выяснение отношения к смерти».

4. Заключительный этап, на котором подростки могли высказаться по поводу проделанной ими работы, задать интересующие их вопросы, тем самым освободиться от возможных отрицательных эмоций, возникших по ходу эксперимента.

Для выяснения отношения подростков к смерти и мнения родителей о том, как дети относятся к этому понятию, авторы данной статьи разработали опросник, состоящий из 12 вопросов для подростков и из 10 — для родителей и учителей. В основу опросника был положен тест Дж. Д. Рейнольдса [8], предназначенный для предварительного тестирования учащихся американских школ и колледжей перед началом занятий по курсу обучения отношению к смерти (Death-Education) с целью выяснения степени их информированности о данной проблеме и степени эмоциональной вовлеченности (т. е. определения значимости для подростков данной темы).

Опросник приспособлен как для группового, так и для индивидуального применения. Время выполнения задания не ограничивается. После заполнения опросника возможно обсуждение с экспериментатором тех вопросов, которые по какой-то причине оказались значимыми или непонятными испытуемому (испытуемым).

Обработка результатов опросника осуществляется методом контент-анализа при групповом способе проведения. При индивидуальной работе с данной методикой анализ результатов осуществляется в контексте других знаний и представлений об особенностях личности, жизненной ситуации испытуемого.

Опираясь на полученные результаты, можно говорить о том, что 70,7 % взрослых полагают, что смерть воспринимается подростками только как трагичное явление, в то время как 67 % самих подростков рассматривают смерть как положительное явление, в случае если человеку надоела жизнь, или когда смерть выступает в качестве избавления от мучений. Возможно, что это связано с тем, что уже при определении понятия «смерть»

09.10.2012


110

Взрослые и подростки исходят из разных установок. Если родители и учителя определяют смерть, прежде всего как потерю близких и родственников (43 %), т. е. как трагичное событие, то для подростков смерть как явление — это продолжение существования в другом качестве или в другом мире (57 %),

113

Возможно, лучшем, чем наш мир. Поэтому запрет, налагаемый на все, что связано с темой смерти, скорее является отражением переживаний и тревог, возникающих у взрослых, но отнюдь не свидетельствует о реальных представлениях подростков о смерти как явлении и не связан с готовностью ребят воспринимать информацию и справляться с эмоциями, возникающими при обсуждении данной темы.

Важно также отметить, что существует некоторое различие между тем, какое личностное значение придают подростки понятию смерти, и тем, как они определяют это понятие. В данном случае речь идет о различии восприятия смерти как явления, закономерно происходящего со всеми, и как события, которое имеет и/или может иметь значение именно для конкретного подростка. Само определение подразумевает некоторую формальность ответа, поэтому очевидным становится факт, что, отвечая на вопросы, связанные с выяснением значения смерти для самого подростка, учащиеся дали большее количество ответов и их ответы были более разнообразны, нежели при определении понятия «смерть» как закономерного явления.

В отличие от оценки смерти как явления отношение к смерти как к событию, значимому лично для подростка, заключается в том, что подростки в большей степени верят, что смерть — это прекращение жизнедеятельности организма (37 % из всех опрошенных подростков), нежели существование в каком-то ином качестве после смерти (рис.). Это может быть объяснено следующим образом: единственное, что оказывается доступно после смерти человека чувственному восприятию, — это вид мертвого тела. Осмысливая смерть в контексте личностного значения, подросток переживает, что после него останется лишь прах, тленные останки. Такая перспектива пугает его, поскольку подрывается внутренняя вера в какое бы то ни было бессмертие, а образ себя как личности, индивидуальности включает для подростка также и физическую составляющую. Поэтому можно предположить, что разрушение тела после смерти означает для подростка абсолютное исчезновение его самого.

Говоря о личностном значении смерти, подростки отрицают тот факт, что это явление происходит со всеми (ни один из подростков, объясняя значение смерти для него лично, не дал такого варианта ответа, несмотря на то, что при определении смерти как явления 12 % говорили, что смерть — это то, что происходит со всеми (рис.)). Это тоже одна из особенностей подросткового возраста. Очень часто подростку кажется, что только он один действительно остро переживает, чувствует, думает или опасается чего-либо. Смерть как раз такое понятие, которое, будучи осмысленно не как некое абстрактное явление, а как событие, имеющее личностное значение, вызывает сильные эмоции у подростка.

Появление таких ответов, как: «Смерть — это потеря близких, родственников», свидетельствует о том, что подростки ощущают себя не настолько самостоятельными, чтобы не переживать этого факта. В результате проведения корреляционного анализа, направленного на выявление взаимосвязи между личностной значимостью смерти для подростков и значениями по основным факторам семантического дифференциала, удалось установить значимые корреляции между показателями по фактору «оценка» и

09.10.2012


110

5


Личностной значимостью смерти, которая отражает следующее отношение подростков к данному понятию: «Для меня смерть — это потеря близких, родственников» (–0,42).

Таким образом, можно сделать вывод, что подросткам, воспринимающим смерть как потерю близких, родственников, свойственно относиться к смерти как к негативному явлению. Это, возможно, связано с тем, что при таком

114

Личном значении смерти подросток испытывает сильные отрицательные эмоции, которые, возможно, связаны с ощущением беспомощности, страхом остаться одному, так как он осознает, что еще во многом не самостоятелен и зависим от родителей, поэтому боится оказаться без этой поддержки.

НУЖНА ЛИ ПОДРОСТКАМ ПОМОЩЬ В ВОСПРИЯТИИ СМЕРТИ?

Формирование отношения к смерти зависит от взаимовлияния нескольких факторов, таких, как жизненный опыт, личностные особенности, культурный контекст, возраст, система верований и ценностей, а также уровень реальной угрозы смерти. При проведении исследования авторы специально не ставили цели выяснить эти взаимные влияния. Тем не менее нам удалось обнаружить ряд интересных фактов. Так, в тех случаях, когда родителям приходилось объяснять ребенку, что такое смерть (обычно это было в ситуациях утраты семьей близкого человека), их ответ в 21 % случаев заключался в том, что смерть — всего лишь продолжение жизни, только в другом мире, где умершему человеку хорошо, а в 41 % случаев родители говорили, что умерший человек

09.10.2012


110

Не может прийти в наш мир, но подразумевали, что этот человек где-то существует. Эти ответы родителей соответствуют наиболее частому (57 %) определению подростками смерти как некоего загробного существования. Родители, объясняя ребенку, что такое смерть, исходят из желания как можно меньше травмировать его (себя?), поэтому неосознанно внушают детям мысль о том, что смерть — это не так уж плохо, раз в ином мире человеку очень хорошо. Подобное поведение родителей не столько способствует уменьшению страхов, тревог и переживаний

115

Подростка, связанных с вопросами, касающимися смерти, сколько, наоборот, создает некий конфликт между имеющимися внутренними переживаниями подростка и внешним табу, которое налагается взрослыми: «Нельзя думать о том, что будет после смерти, но человеку в ином мире будет хорошо».

Тема смерти у подростков так или иначе связывается с осознанием того, что в конечном счете они, как и все, прекратят существование в этом мире (84 % из всех опрошенных). При этом, осознавая конечность своего существования, 30 % из всех опрошенных подростков боятся смерти, так как не знают, что будет после нее, т. е. для них пугающей оказывается неизвестность того, что стоит за смертью. 24 % испытывают страх перед смертью, потому что для них она выступает как потеря близких людей, и подростки боятся остаться одни, оказаться не защищенными перед жизнью. Кроме того, значительна группа тех подростков (27 %), для которых смерть страшна, потому что им просто хочется жить дальше.

Чтобы уменьшить страх и тревогу подростков по отношению к смерти, с одной стороны, для смягчения трагедийности переживания при соприкосновении с данным явлением в случае ухода из жизни близких и дорогих людей, а с другой — для профилактики суицидального поведения в данном возрасте, представляется важной организация определенной системы ознакомления подростков со всеми обстоятельствами, касающимися понятия «смерть» и ухода человека из жизни.

Следует отметить, что в нашей стране не только отсутствует подобная практика, но и в литературе фактически ничего не сказано о таком понятии, как «обучение пониманию и принятию смерти» (Death-Education). Имеющиеся же статьи посвящены необходимости обучения принятия смерти неизлечимо больными детьми, при этом особый акцент делается на детях, страдающих онкологическими заболеваниями. Наряду с этим совершенно отсутствует литература на русском языке, описывающая необходимость обучения здоровых подростков пониманию данного понятия.

Во многих европейских странах вопрос принятия и отношения к смерти обсуждается в рамках специального курса. Наибольшее развитие эта система получила в США, где подобное обучение проводится и в общеобразовательных школах, и в колледжах. В большинстве европейских стран этот вопрос обсуждается главным образом в рамках подготовки медицинского персонала.

Наше исследование показало, что отношение взрослых к необходимости данного обучения и созданию системы подготовки к принятию данного понятия неоднозначно. С одной стороны, они полагают, что в этом нет необходимости, поскольку в течение жизни ребенок сможет сам выяснить все, что ему непонятно и сформировать свое отношение к данному понятию (58,75 % из опрошенных взрослых). С другой стороны, часть родителей и учителей считают, что подобное обучение необходимо (41,25 % из опрошенных взрослых), так как понятия «жизнь» и «смерть» взаимно дополняют друг

09.10.2012


110

Друга (отношение к одному из этих феноменов является мерилом отношения к другому), однако ответственность за это обучение взрослые с себя снимают и в 12,5 % случаев перекладывают на церковь; при этом учителя перекладывают ответственность на родителей (43,75 %), а родители — на учителей (45 %).

Важно также отметить, что подготовка подрастающего поколения к принятию смерти подразумевает личную готовность взрослых осуществлять данное обучение. Готовность к обсуждению данной темы заключается прежде всего в том, как взрослые (учителя и родители) определяют смерть, и то, какое значение для них имеет данное понятие. Смерть в контексте личного значения воспринимается родителями преимущественно

116

Как потеря близких, родственников (58 % ответов), что связано, возможно, с представлением о конечности собственного существования. В группе учителей также одним из наиболее часто встречающихся ответов, отражающих личное значение смерти для этой группы, является восприятие понятия «смерть» как потери близких и родственников (около 32 % ответов). Таким образом, проведенное нами исследование позволяет говорить о том, что взрослые не готовы обсуждать с ребенком тему смерти.

Кроме того, при установлении зависимости между показателями, полученными по основным факторам семантического дифференциала, и ответами взрослых (родителей и учителей) на вопрос о личностном значении смерти (на уровне статистической значимости Р≤0,05), можно выделить следующие корреляционные взаимосвязи.

Между фактором «Оценка» и личностным значением смерти как явления, происходящего со всеми, существует прямая зависимость (0,48), т. е. чем в большей степени человек относится к смерти как к закономерному, происходящему со всеми явлению, тем адекватнее он оценивает это понятие, тем меньше смерть представляется некой несправедливостью, ниспосланной человечеству.

Наряду с этим существует прямая зависимость между подобным отношением к смерти и фактором семантического дифференциала «Активность» (0,44). Эта зависимость может быть проинтерпретирована следующим образом: чем в большей степени человек относится к понятию «смерть» как к явлению, происходящему со всеми, тем более значимым становится данное понятие, тем более вовлеченным оказывается человек в переживания, связанные с этим понятием.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что отношение к смерти как явлению закономерному, необратимому и происходящему со всеми способствует принятию данного явления как неотвратимого и социально необходимого, но вместе с тем способствует концентрации человека на переживаниях, возникающих при мыслях о конечности собственного существования. Это может быть связано с тем, что есть некое противоречие: с одной стороны, смерть воспринимается как положительное (нейтральное) явление, но, с другой — существует тревога по отношению к собственной смерти, не вписывающаяся в картину принятия смерти как явления, закономерно происходящего со всеми.

Проведенное нами исследование показало, что при разговоре о завершении жизни важно учитывать не только психологические особенности подростков, но и личную готовность взрослых к обсуждению данной темы, во многом зависящую от их возраста и опыта. При этом сами взрослые, прежде чем говорить с подростками, должны избавиться от своих страхов, примириться со своими чувствами по отношению к понятию «смерть»

09.10.2012


110

И осознать, насколько их собственные чувства мешают им свободно общаться на данную тему. В подтверждение этого вывода можно привести следующие данные. Так, из 16 педагогов, принимавших участие в исследовании, только двое сказали, что могли бы вести курс подготовки подрастающего поколения к пониманию проблем жизни и смерти. При этом один из педагогов преподает биологию, а второй — историю, т. е. свою готовность к обсуждению с детьми темы смерти выразили те учителя, предметы которых довольно тесно связаны с вопросами жизни и смерти. Родители же в 55 % случаев отмечают свою неготовность к обсуждению данной темы.

Подготовка подрастающего поколения к пониманию смерти должна быть комплексной. Речь идет прежде всего о создании системы взглядов, в основе которой с самого слова «смерть» будет снято табу, и дети почувствуют, что они

117

Могут без страха и смущения говорить об этом, и смогут верить в то, что родители действительно интересуются их взглядами. Подобная подготовка подразумевает под собой организацию и участие в беседах о том, что такое смерть в историческом, философском, культурном, религиозном аспектах. Подготовкой к принятию данного понятия могут выступать чтение книг, просмотр фильмов, которые содержат в себе идеи и вопросы о смысле бытия и небытия, описывают сюжеты, связанные со смертью, войнами, катастрофами, неизлечимыми заболеваниями, и последующее их обсуждение.

Воспитанию отношения подростков к понятию «смерть» может способствовать организация и проведение обучающего курса, направленного на получение знаний и навыков поведения в кризисных ситуациях. Это представляется очень важным, так как принятие смерти не означает только переживание спокойных, справедливых чувств по поводу конечности собственного существования и неизбежности завершения жизненного пути близкими и дорогими людьми, но и умение в ситуации, когда практически стираются границы между жизнью и смертью, оказать помощь людям, которые могут оказаться на «краю» жизни. В систему подготовки к принятию понятия «смерть» входит и проведение консультаций с семьями, переживающими потерю близкого человека, что необходимо для более благоприятного преодоления семьей кризисной ситуации, связанной со смертью одного из ее членов или близких друзей; для оказания помощи семье в продолжении жизни без умершего человека.

Важно помнить, что подростковый возраст — это тот этап развития, неотъемлемой частью которого являются перемены. Психологические и физиологические особенности и изменения, происходящие в этом возрасте, естественно влияют и на формирование отношения подростков к смерти. Проведенное нами исследование дает представление о том, что существует несоответствие мнения взрослых о том, как подростки относятся к смерти, с реальным отношением последних к данному понятию, что взрослые недооценивают значимость для подрастающего поколения этой темы. Большинству взрослых говорить с детьми о смерти не так легко, однако только так можно выяснить, что они знают или не знают о ней, есть ли у них страхи и беспокойства.

Говоря о подготовке подрастающего поколения к пониманию и принятию жизни и смерти, важно знать, что отношение к смерти — это один из тех вопросов, которые должны быть обсуждены прежде, чем человек непосредственно столкнется с этим событием и будет вовлечен в него эмоционально.

1. Ариес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Прогресс-Академия», 09.10.2012


110

9


1992.

2. Батенин С. С. Философия «Вхождения ребенка в жизнь» // Философия детства: Тезисы

Междунар. конф. «Ребенок в современном мире».Т. 1. СПб.: Научный центр проблем диалога, 1993.

3. Демичев А. В. Дискурсы смерти. СПб.: ИНАПРЕСС, 1997.

4. Исаев Д. Н. Отношение детей разного возраста к смерти родителя // Обозрение психиатрии и

Мед. психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. № 2. С. 22–33.

5. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психодиагностические методы в педиатрии и детской
психоневрологии. СПб.: Медицина, 1991.

6. Исаев Д. Н., Мартынова М. Ю. Психопатологическая реакция детей на смерть родителя //

Актуальные проблемы психиатрии. Киров, 1996. С. 96–97.

7. Исаев Д. Н., Новикова Т. О. Модель подготовки подрастающего поколения к принятию смерти

// Материалы конгресса по детской психиатрии. М.: РОСИНЕКС, 2001. С. 278– 279.

8. Reynolds J. D. A teaching program for death education // Olle J., Sahler Z. (eds). The child and

Death. Saint Louis: C. V. Mosby Comp., 1978. P. 248–258.

Поступила в редакцию 16.I 2002 г.

09.10.2012


116

1


116 ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ