Субсенсорный и сенсомоторный уровни антиципации в музыкальной импровизации

Введение

Антиципация - это иерархический психологический процесс, в котором участвует несколько уровней психики. Среди них выделены субсенсорный и сенсомоторный уровни, которые выступают в качестве основы способности импровизировать.

Субсенсорный уровень

  • Представляет собой неосознанное предвосхищение звукового результата.
  • Может проявляться в таких явлениях, как "слышащая рука" - неосознаваемая связь между слуховыми представлениями и игровыми действиями.

Сенсомоторный уровень

  • Описывает корреляцию между слуховыми представлениями и двигательной готовностью.
  • Представляет собой предвосхищение движений пальцев для извлечения необходимых звуков.
  • Формируется в результате обширных тренировок и упражнений.

Принципы формирования "слышащей руки"

  • Сохранение постоянной аппликатуры для одинаковых звуковых последовательностей.
  • Исчерпывание возможных комбинаций пальцев в пределах одной позиции.
  • Тренировка в разных тональностях.

Прямая и обратная сенсомоторная антиципация

  • Прямая - предвосхищение движений от слуховых представлений.
  • Обратная - предвосхищение слуховых представлений от движений пальцев.
  • Обе формы антиципации необходимы для качественной импровизации.

Фактурное оформление в импровизациях

  • Импровизационные фактуры отличаются удобством, соответствием инструменту и виртуозной эффективностью.
  • Формируются подсознательно, освобождая сознание для более важных аспектов импровизации.
  • Являются отражением исполнительской манеры и виртуозной техники импровизатора.

Заключение

Субсенсорный и сенсомоторный уровни антиципации играют важную роль в процессе музыкальной импровизации. Их взаимосвязь и гибкость позволяют импровизатору мгновенно воплощать звуковые замыслы в реальное звучание.

Ключевые особенности субсенсорного уровня антиципации

  • Неосознанное предвосхищение звукового результата.
  • Проявляется в явлении "слышащей руки" - неосознаваемой связи между слуховыми представлениями и игровыми действиями.

Ключевые особенности сенсомоторного уровня антиципации

  • Корреляция между слуховыми представлениями и двигательной готовностью.
  • Представляет собой предвосхищение движений пальцев для извлечения необходимых звуков.
  • Формируется в результате обширных тренировок и упражнений.

Ключевые особенности прямой сенсомоторной антиципации

  • Предвосхищение движений от слуховых представлений.
  • Необходима для качественной импровизации, позволяя импровизатору быстро воплощать свои замыслы в звучание.

Ключевые особенности обратной сенсомоторной антиципации

  • Предвосхищение слуховых представлений от движений пальцев.
  • Необходима для высвобождения сознания для более важных аспектов импровизации, таких как оценка и развитие музыкального материала.

Ключевые особенности фактурного оформления в импровизациях

  • Удобство, соответствие инструменту и виртуозная эффективность.
  • Формируются подсознательно, освобождая сознание для более важных аспектов импровизации.
  • Являются отражением исполнительской манеры и виртуозной техники импровизатора.