Когнитивная антропология: роль артефактов в человеческом познании

Введение

Когнитивная антропология фокусируется на понимании того, как культура влияет на человеческое познание. Майкл Коул утверждает, что важным аспектом этого понимания является включение артефактов, которые выступают в качестве посредников между внешним миром и нашим восприятием его.

Артефакты и когнитивное познание

Рой Д'Андрада определяет культурные модели как когнитивные схемы, которые организуют наше познание и формируют наше восприятие окружающей среды. Благодаря этим культурно организованным схемам мы интерпретируем мир в рамках культурных рамок.

Согласно Герберту Симону, артефакты - это созданные человеком предметы, которые имитируют или расширяют природные явления. Они характеризуются функциональностью, целями и адаптивностью. Артефакты отражают человеческие ценности и служат механизмом трансформации наших внутренних представлений о мире.

Два подхода к когнитивным артефактам

  • Дон Норман: Когнитивные артефакты - это внешние инструменты, которые влияют на мышление, но не конструируют его.
  • Майкл Коул: Артефакты функционируют внутри когнитивной системы, распространяя структуры познания и устанавливая механизмы обработки информации.

Трансформация артефактов

Артефакты не статичны, а подвергаются трансформации. Мы переносим наши внутренние представления на внешние объекты, которые затем изменяют наше мышление и поведение. Этот процесс является частью культурного понимания и опосредует наши действия.

Активные системы

Макс Вартофский идентифицирует третичные артефакты как особую категорию, которая создает автономный мир, не ограниченный практичностью. Эти воображаемые миры могут формировать наше восприятие реальности и предоставлять средства для изменения текущей практики.

Вывод

Расширение когнитивной науки за счет включения опосредованности артефактов и культурного контекста расширяет наше понимание человеческого мышления. Этот подход признает активность как окружающей среды, так и человека, подчеркивая неразрывную связь между познанием и культурным опытом.

Шаги, необходимые для дальнейшего развития когнитивной антропологии:

  1. Расширить понимание артефактов как когнитивных медиаторов.
  2. Изучить трансформацию артефактов и ее роль в формировании познания.
  3. Исследовать активные системы и их влияние на человеческое поведение.
  4. Интегрировать когнитивную науку с культурной антропологией и культурно-исторической психологией для целостного понимания человеческого мышления.

Ключевые особенности когнитивной антропологии, изложенные в статье:

Артефакты как посредники познания

  • Артефакты - это созданные человеком объекты, которые расширяют или имитируют природные явления.
  • Они опосредуют наше познание и интерпретацию мира.
  • Артефакты отражают человеческие ценности и служат механизмом трансформации наших представлений о мире.

Трансформация артефактов

  • Артефакты претерпевают трансформацию, когда мы переносим наши внутренние представления на внешние объекты.
  • Этот процесс является частью культурного понимания и опосредует наши действия.
  • Трансформация артефактов изменяет наше мышление и поведение.

Активные системы

  • Третичные артефакты создают автономный мир, который может формировать наше восприятие реальности.
  • Эти воображаемые миры предоставляют средства для изменения текущей практики.
  • Активные системы подчеркивают взаимодействие между человеком и его окружением.

Интеграция когнитивной науки и культурной антропологии

  • Когнитивная наука должна учитывать культурный контекст и опосредованность артефактами.
  • Культурная антропология предоставляет ценные знания о влиянии культуры на познание.
  • Интеграция этих дисциплин приводит к более целостному пониманию человеческого мышления.