Артефакты и деятельность в теории развития Майкла Коула
Введение:
Артефакты играют важную роль в развитии человека, поскольку они выступают посредниками между людьми и их социальным миром. Майкл Коул представляет трехэтапную иерархию артефактов, которые переплетены с культурными моделями, сценариями и деятельностью.
Иерархия артефактов М. Вартофского:
- Первичные: Орудия и инструменты (топоры, письменные принадлежности)
- Вторичные: Схемы, модели, сценарии
- Третичные: Воображаемые миры (произведения искусства)
Культурные модели и сценарии:
- Коул рассматривает культурные схемы как когнитивные структуры, которые направляют мышление и интерпретацию опыта.
- Сценарии представляют собой схемы событий, определяющие участников, роли, объекты и причинные связи.
Интеграция внутренних и внешних концепций культуры:
- Коул признает, что схемы и сценарии существуют как внутри, так и вне психики.
- Он подчеркивает взаимосвязь между культурой, познанием и внешним миром.
Понимание артефактов в культуре:
- Артефакты фундаментальны для культуры и соединяют людей с миром и друг с другом.
- Они одновременно материальны и идеальны, действуя в качестве орудий и символов.
- Артефакты существуют в системе уровней, включая культурные модели и альтернативные миры.
- Культурные модели и сценарии тесно связаны с концепцией артефактов.
Опосредованная деятельность и развитие:
- Опосредованная артефактами деятельность имеет последствия как для субъектов, так и для окружающей среды.
- Она изменяет отношения между людьми и их окружением, а также среду.
- Культурное опосредование приводит к особым формам развития человека, которые включают знание и опыт предыдущих поколений.
Вывод:
Артефакты играют центральную роль в развитии человека, выступая посредниками в деятельности. Они опосредуют взаимодействие людей с миром, формируют культурные модели и сценарии и приводят к уникальным формам культурного и когнитивного развития.
Ключевые особенности теории развития Майкла Коула
Артефакты как фундаментальные элементы культуры
- Артефакты являются основными составляющими культуры.
- Они связывают людей с миром и друг с другом как орудия и символы.
- Артефакты существуют не изолированно, а в виде совокупности уровней, включая культурные модели и альтернативные миры.
Иерархия артефактов
- Первичные артефакты: орудия и инструменты (например, топоры, письменные принадлежности).
- Вторичные артефакты: культурные схемы, модели, сценарии.
- Третичные артефакты: воображаемые миры (например, произведения искусства).
Культурные модели и сценарии
- Культурные модели представляют собой когнитивные структуры, которые направляют мышление и интерпретацию опыта.
- Сценарии представляют собой схемы событий, определяющие участников, роли, объекты и причинные связи.
Интеграция внутренних и внешних концепций культуры
- Коул признает, что схемы и сценарии существуют как внутри, так и вне психики.
- Он подчеркивает взаимосвязь между культурой, познанием и внешним миром.
Опосредованная деятельность и развитие
- Опосредованная артефактами деятельность имеет последствия как для субъектов, так и для окружающей среды.
- Она изменяет отношения между людьми и их окружением, а также среду.
- Культурное опосредование приводит к особым формам развития человека, которые включают знание и опыт предыдущих поколений.