ПАМЯТИ АПОЛЛОНА ЕПИФАНОВИЧА ШЕРОЗИЯ

Скоропостижно, в расцвете творческих сил скончался Аполлон Епифанович Шерозия — философ, психолог, один из ярких представителей грузинской психологической школы Д. Н. Узнадзе. Безвременный его уход из жизни — тяжелая утрата для всех, кто соприкасался с ним в процессе научной работы.

А. Е. Шерозия родился в 1927 году в селе Ушапати Цхакаевского района. В 1950 году он окончил Тбилисский государственный университет, а в 1954 году — аспирантуру АН Груз. ССР. С 1955 г. работал научным сотрудником Института философии АН Груз. ССР. Его публикации, посвященные анализу вопросов, пограничных с философией и психологией, проблем теории познания и истории философии, стали известны научной общественности, начиная с конца 50-х годов. Им были опубликованы труды «К вопросу филогенезиса психического» и «Разносферные закономерности психического и проблема бессознательного». Последняя из этих работ четко определила направление его научной деятельности в дальнейшем. В 1962 г. он защитил кандидатскую, а в 1967 г. — докторскую диссертацию, с 1968 г. стал профессором Тбилисского университета. В 60-х годах им была написана монография «Философская мысль в Грузии в первой четверти XX века». Эта книга в значительной степени способствовала расширению и систематизации представлений об особенностях философской мысли в Грузии в начале нашего столетия, которые освещались в русской литературе того времени лишь фрагментарно.

В дальнейшем А. Е. Шерозия уделял много внимания, наряду с научной и педагогической работой также организационно-литературной деятельности, выполняя обязанности заведующего редакцией философии Грузинской советской энциклопедии, участвуя в создании многотомных изданий, подготовленных Институтом философии АН СССР («История философии» в 6-ти томах, «История философии народов СССР» в 5-ти томах и др.).

Исключительная энергия и целеустремленность, всегда отличавшие А. Е. Шерозия, позволили ему одновременно подготовить и опубликовать свой капитальный труд «К проблеме сознания и бессознательного психического» в 2 томах (1969, 1973). В этой работе была изложена оригинальная, предложенная ее автором, концепция взаимоотношений, существующих между системой сознания и бессознательным психическим. Концепция эта тесно связана с психологическими и философскими традициями школы Д. Н. Узнадзе, всегда оказывавшими на А.’ Е. Шерозия как на теоретика и исследователя очень глубокое влияние. В свою очередь, идеи А. Е. Шерозия стимулировали развитие в советской психологии направления, побудившего к созыву АН Грузии, Тбилисским университетом и Институтом психологии им. Д. Н. Узнадзе в 1979 г. в г. Тбилисл II Международного симпозиума по проблеме бессознательного.

А. Е. Шерозия в качестве зам. председателя Оргкомитета этого


Симпозиума и председателя его Программного комитета очень много сделал в процессе многолетней подготовки и проведения этого крупного совещания. Им, совместно с другими редакторами, была подготовлена к изданию в 1978 г. трехтомная коллективная монография «Бессознательное: природа, функции, методы исследования», содержащая материал, исходный для дискуссий на симпозиуме. В этой монографии представлен ряд статей, написанных А. Е. Шерозия как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими авторами, и обосновывающих концептуальный подход к проблеме бессознательного с позиции философии диалектического материализма. Этот подход четко противостоит, как это хорошо известно, преобладающим в западной литературе идеалистическим трактовкам данной проблемы.

Труды А. Е. Шерозия, опубликованные в Советском Союзе и за рубежом (Франция, ФРГ), его роль и выступления на Тбилисском симпозиуме сделали его имя широко известным не только среди советских психологов и философов, но также среди прогрессивных, дружественно относящихся к Советскому Союзу ученых других стран. Это обстоятельство нашло свое выражение, в частности, в избрании А. Е. Шерозия членом Германской Академии психоанализа (Западный Берлин) и представителем Советского Союза в Международной Ассоциации динамической психиатрии. За большой вклад в развитие науки Аполлон Шерозия был посмертно удостоен золотой медали Германской Академии Психоанализа (Западный Берлин).

Последним трудом, опубликованным А. Е. Шерозия незадолго до его кончины, была монография «Психика. Сознание. Бессознательное» (1979), в которой он обобщил подход к проблеме бессознательного, разрабатывавшийся им на протяжении всей его жизни. Ему же принадлежат многие идеи, положенные в основу ряда статей, содержащихся и в настоящем IV томе монографии. Неожиданная кончина жестоко оборвала эту его последнюю работу...

Приведенные факты дают представление о научной деятельности А. Е. Шерозия. Их, однако, недостаточно, чтобы обрисовать необыкновенную привлекательность его как человека: его беззаветную преданность науке, его принципиальность и бескомпромиссность в отстаивании идей марксистско-ленинской философии и психологии, его мужество и искренность, проявлявшиеся в поступках и оценках, его скромность и обаяние, его доброту, производившие глубокое впечатление на всех, кто имел счастье с ним общаться.

Аполлону Епифановичу суждено было жить недолго. Но он оставил глубокий след в истории нашей науки. Память о нем и о его научном пути неизгладима. Она сохранится надолго и будет вызывать чувство благодарности к нему за все, что он совершил.

Редколлегия IV тома монографии

А. Е. ШЕРОЗИЯ

«Мы попытаемся предпринять концептуальный анализ современного научного понимания проблемы бессознательного психического, избрав при этом в качестве исходного пункта теорию психоанализа к теорию неосознаваемой психологической установки. Сопоставление этих направлений облегчает рассмотрение интересующей нас проблематики, ибо, в отличие от других направлений, психоанализ и теория неосознаваемой психологической установки предоставляют в наше распоряжение два совершенно разных способа оперирования феноменом бессознательного в его связях с психикой в целом. Одновременна


И то и другое направление предпринимают попытку выдвинуть наряду с сознанием идею бессознательного как особой формы отношения к действительности, которую можно проследить во всем диапазоне основных проявлений личности.

Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие — при их функционировании — элементы психики, утверждая их непримиримый антагонизм. Тем самым разрушается феноменологическая целостность не только системы «сознание — бессознательное», но и самой личности. Бессознательное выступает при этом только как отрицательный элемент, только как отрицательное качество данной системы. Психология же установки, наоборот, в лице открытого ею феномена установки предлагает положительное определение и наиболее адекватное на сегодня представление о способе существования исходной целостности психики.

В противоположность психоанализу, психология установки рассматривает отношения в системе «сознание — бессознательное» не только и не столько в свете идеи антагонизма, сколбко в свете неустранимым образом проявляющегося в них синергизма. Ибо, в отличие от психоанализа, психология эта опирается на представление а фундаментальном единстве человеческой личности, выражаемом как. своеобразной моделью феноменом установки.

Отсюда достаточно ясно вытекают преимущества психологического концепта установки как научной основы интересующей нас сейчас общей теории сознания и бессознательного психического, этих неразрывно, хотя и противоречиво, связанных между собой образований человеческой психики. Мы постараемся поэтому, выдвинув в качестве непосредственной исходной единицы предстоящего анализа психологию установки, в основном именно с этой точки зрения и противопоставить ее психоанализу, в научной дискуссии с которым она в свое время сложилась как одно из основных направлений советской психологии, исходящее одновременно из трех фундаментальных категорий— личности, установки и деятельности. Ибо с момента ее возникновения и вплоть до наших дней психология установки выступает у нас как психология деятельности и личности в их нерасчленимом единстве, только благодаря которому и то и другое — деятельность и личность — превращаются в предмет психологии.

Из книги А. Е. Шерозия «Психика. Сознание. Бессознательное», Тбилиси, «Мецниереба», 1979, стр. 21—22.