Надгробный камень, Эрик Берн

У надгробного камня, как и у "футболки", две стороны. Рекомендуемые вопросы психотерапевта здесь таковы: "Что напишут на надгробной плите вашей могилы?" и "Что вы написали бы на памятнике своей могилы?". Вот типичные ответы: "Она была хорошей женщиной" или "Я старалась, но не сумела". В качестве авторов первой эпитафии подразумеваются родители или те, кто выполняли роль родителей. Сочиненная ими эпитафия - антисценарий, тогда как сам пациент поместил бы на могильный камень свое сценарное предписание, в данном случае:

"Трудился усердно, но ничего не добился". Так что надписи на этом могильном камне говорили бы об умершем только хорошее: с одной стороны, он следовал антисценарию, с другой - был послушным ребенком и выполнял родительские сценарные предписания.

Пациент может уклониться от ответа, ссылаясь, например, на то, что памятника на его могиле вообще не будет. Но и этот ответ чаще всего имеет определенный смысл: кто ни на что не надеется после смерти, тот утратил надежду в жизни. Но психотерапевт все же должен настоять на своем, переформулировав вопрос: "Ну, а если бы памятник был?" или "Представим, что он обязательно будет".