Творчество и бессознательное

В статье рассматривается роль бессознательного в творческом процессе писателей, в частности, в структуре литературных произведений. Творчество, как форма обобщенного отражения действительности, использует специфический язык, в раскрытии которого необходимо учитывать проблемы бессознательного.

Бессознательное в творчестве

В акте творчества осуществляется опора на бессознательное, которая обеспечивает художнику особую остроту видения. Бессознательное участвует в творческом процессе, взаимодействуя с сознанием. Однако то, что утверждает произведение искусства, определяется не бессознательным, не сознанием, а личностью художника, включающей и его сознание, и его бессознательное.

Учение о катарсисе

В статье рассматриваются две теории катарсиса: социологическая теория Фрейда и диалектическая теория Н.Я. Джинджихашвили. Фрейд считал катарсис средством компенсации нереализованных потребностей. Джинджихашвили предлагает заменить понятие "компенсации" понятием "выравнивания" сознания с бытием, что подразумевает более широкое и диалектическое взаимодействие сознания и реальности.

Психоанализ Фрейда

Автор отмечает, что метод Фрейда в психоанализе сосредоточен на осознании бессознательного, но мало касается последующей работы с осознанными влечениями. Существуют естественные механизмы сублимации, которые следуют за осознанием влечений, без специальной методики.

Сюрреализм и психотическое искусство

В статье проводится сравнительный анализ между сюрреализмом и психотическим искусством в контексте учения Д.Н. Узнадзе о психологической установке. Сюрреализм и психотическое искусство объединяет символическое выражение, но они различаются в сути продукции: художник-сюрреалист творит произведение искусства, психотик же создает нагромождение символических образов, выражающих его бредовое состояние и не имеющих художественной ценности.

Бессознательное в структуре художественного произведения

Автор анализирует роль бессознательного в структуре художественного произведения, приводя в пример творчество Г. Гессе. Автор в своих произведениях выражал через персонажи разные аспекты своей души, по сути являясь одним из предшественников теории Юнга об архетипах.

Эмоции и творческий процесс

В статье рассматриваются эмоции и их связь с бессознательным в творческом процессе. Эмоции объединяют ряды представлений и регулируют их течение. Скрытые мотивы и личностные интересы влияют на осознанные переживания и определяют творческое мышление и фантазию.

Механизмы бессознательного

Структура художественного образа складывается на уровне бессознательного. Автор выделяет следующие механизмы бессознательного, которые участвуют в творческом процессе:

  • Проекция: писатель переносит свои чувства и побуждения на литературного персонажа, как бы проецируя их вовне.
  • Идентификация: писатель отождествляет себя с персонажем или с отдельными его чертами.
  • Перенесение: писатель использует агглютинацию (слияние образов), благодаря которой в фантазии находят способ проявить себя самые интимные влечения из глубинных слоев психики.

Идентификация и перенесение тесно связаны друг с другом и в акте творчества, как и в сновидениях и неврозах, друг без друга не функционируют. Они определяют структуру художественного образа.

Выводы

Анализ бессознательного в структуре художественного произведения помогает раскрывать связи и аспекты, которые иначе остаются скрытыми. Однако плодотворным психоаналитический подход к произведению искусства может быть лишь в том случае, если он не превращается в самоцель и способствует выявлению эстетической природы произведения.

Творческий потенциал писателя не уменьшается после психоанализа, наоборот, он может активизировать потенциальные творческие возможности личности.

Ключевые особенности бессознательного в творческом процессе

Участие бессознательного в творчестве

  • Творчество опирается на бессознательное, что обеспечивает художнику особую остроту видения.
  • Бессознательное участвует в творческом процессе вместе с сознанием, но определяющую роль играет личность художника в целом.

Проекция

  • Писатель переносит свои чувства и побуждения на литературного персонажа, как бы проецируя их вовне.
  • Благодаря проекции автор выражает через персонажей различные аспекты своей личности.

Идентификация

  • Писатель отождествляет себя с персонажем или с отдельными его чертами.
  • Идентификация помогает писателю выразить свои желания, стремления и конфликты.

Перенесение

  • Писатель использует агглютинацию (слияние образов), благодаря которой в фантазии находят способ проявиться самые интимные влечения из глубинных слоев психики.
  • Перенесение создает в произведении аффективную напряженность и эмоциональную насыщенность.

Структура художественного образа

  • Структура художественного образа складывается на уровне бессознательного.
  • Идентификация и перенесение тесно связаны и определяют структуру художественного образа.

Взаимодействие сознания и бессознательного

  • В акте творчества бессознательное не доминирует над сознанием, а взаимодействует с ним.
  • Психоанализ может помочь писателю осознать скрытые мотивы и влечения, но не должен превращаться в самоцель.