Бессознательное в музыкальной деятельности
Реферат
В статье рассматриваются восемь работ, посвященных психологическим особенностям музыкальной деятельности (восприятию и творчеству). Шесть из них опубликованы во втором томе сборника "Бессознательное: природа, функции и методы изучения", а две рукописи были получены редакцией позже.
Всех авторов объединяет идея о фундаментальной роли бессознательного в музыкальной деятельности, которая трактуется ими в рамках психологической концепции установки Д. Н. Узнадзе. Однако конкретное толкование содержания бессознательного в музыкальной деятельности человека и обращение в связи с этим к понятию установки школы Узнадзе у разных авторов различается, порой даже полностью не соответствует теории установки (например, М. Г. Арановский, Г. В. Воронин).
Ближе всех к концепции и теории установки, за исключением статьи представителя этой школы Г. Н. Кечхуашвили, является работа А. В. Назайкинского. В ней он пытается обосновать идею об "универсальности" действия установки в музыке.
Вывод
К сожалению, в сравнении с возможностями, которые предоставляет теория установки для изучения природы музыкальной деятельности, до сих пор слишком мало сделано для исследования простых и более сложных музыкальных явлений и тем более сложных системных образований.
Шаги исследования
- Изучение роли установки в восприятии характера музыкального произведения (Д. Бусурашвили).
- Исследование взаимодействия сознательного и бессознательного в музыкальном творчестве (М. Г. Арановский, А. И. Климовицкий, А. П. Милка).
- Изучение проявления национального в музыкальном творчестве Стравинского в свете общей теории сознательного и бессознательного психического (Л. И. Долидзе).
- Исследование функции стилевой модели в творческом процессе Бетховена с точки зрения общей теории сознания и бессознательного психического (А. И. Климовицкий).
- Определение психологических предпосылок функциональности в музыке (А. П. Милка).
- Исследование природы восприятия музыки (Н. Д. Тавхелидзе).
- Изучение влияния музыки на направленность визуального восприятия (Р. Ш. Эсебуа).
Ключевые особенности бессознательного, установки и музыки
Бессознательное
- Фундаментальная роль в музыкальной деятельности
- Не осознается человеком
- Может проявляться в виде установок, интуиции, творческого вдохновения
Установка
- Психическое состояние готовности к определенной деятельности
- Формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой
- Определяет восприятие и реакцию на музыкальные стимулы
- Может быть как простой (например, ладовая установка), так и сложной (например, стилевая установка)
Музыка
- Искусство, которое воздействует на человека на разных уровнях, включая бессознательный
- Содержит в себе определенные закономерности и универсалии
- Может служить источником творческого вдохновения и самовыражения
Взаимосвязь между бессознательным, установкой и музыкой
- Установки являются проявлением бессознательного в музыкальной деятельности
- Музыка может формировать и изменять установки
- Бессознательное определяет многие аспекты музыкального восприятия и творчества, такие как:
- Предпочтения в музыке
- Способность воспринимать и интерпретировать музыкальные произведения
- Эмоциональные реакции на музыку
- Творческие процессы, такие как сочинение и исполнение музыки