"Чувство материала" как аспект художественного воображения
Введение
Художественное воображение является незаменимым качеством для творческих людей, работающих в области искусства. Однако традиционные трактовки воображения не отражают его специфики в художественном творчестве.
Традиционные взгляды на воображение
Воображение часто понимается как способность действовать в идеальном плане или предвосхищать будущие изменения. Однако такие характеристики не объясняют сущность художественного воображения. Также неадекватным является понимание воображения как способности генерировать оригинальные продукты.
Компетенция художественного воображения
В художественном воображении особое значение имеет способность создавать образы, воплощающие идейно-эмоциональное содержание, а также предвосхищать возможность их воплощения в конкретном материале.
Роль материала в художественном воображении
Отношение художника к материалу является одним из важных проявлений специфики художественного воображения. Художники осознают значимость перцептивных качеств материала для воплощения замысла и предвосхищения будущих образов. Таким образом, они превращают эти качества в средства выражения своего замысла.
Исследование "Чувство материала"
В статье представлена методика исследования "Камешки", направленная на изучение "чувства материала" - способности художников использовать выразительные возможности рабочего материала.
Показатели "Чувства материала"
Изучение данных эксперимента позволило выделить два показателя развития "чувства материала":
- Обращение с материалом:
- Акцентирование - выделение перцептивных признаков, позволяющих изобразить предметы.
- Геометризация - восприятие камешков как стандартных деталей.
- Нивелирование - использование камешков как заместителей карандаша, игнорирование их естественных свойств.
- Согласованность замысла и материала:
- Полная согласованность позволяет достичь художественного результата.
- Осознаваемая несогласованность обнаруживается в процессе работы или при оценке результата.
- Неосознаваемая несогласованность приводит к игнорированию несоответствия между замыслом и материалом.
Заключение
"Чувство материала" является важным проявлением не только художественного воображения, но и эстетического отношения человека к действительности. Развитое "чувство материала" свидетельствует о способности к "овнешнению" идеального замысла в выразительном образе и освоению авторской позиции в искусстве. Методика "Камешки" позволяет диагностировать уровень развития этого качества и может дополнить существующие методики оценки художественного восприятия.
Ключевые особенности "Чувства материала" как аспекта художественного воображения
Обращение с материалом
- Акцентирование: выделение перцептивных признаков, позволяющих изобразить предметы.
- Геометризация: восприятие камешков как стандартных деталей.
- Нивелирование: использование камешков как заместителей карандаша, игнорирование их естественных свойств.
Согласованность замысла и материала
- Полная согласованность позволяет достичь художественного результата.
- Осознаваемая несогласованность обнаруживается в процессе работы или при оценке результата.
- Неосознаваемая несогласованность приводит к игнорированию несоответствия между замыслом и материалом.
Развитие "Чувства материала"
Развитое "чувство материала" свидетельствует о способности к "овнешнению" идеального замысла в выразительном образе и освоению авторской позиции в искусстве.
Методика "Камешки"
Методика "Камешки" позволяет диагностировать уровень развития "чувства материала" и может дополнить существующие методики оценки художественного восприятия.