Научно-прикладной семинар «Духовно-нравственное самосознание и понятие идеала в святоотеческой традиции и научной психологии»
27 мая 2010 года в Психологическом институте РАО состоялся научно-прикладной семинар «Духовно-нравственное самосознание и понятие идеала в святоотеческой традиции и научной психологии» под руководством действительного члена РАО, профессора В.В. Рубцова и архиепископа Петропавловского и Камчатского Игнатия.
Организаторы:
- Психологический институт Российской академии образования
- Московский государственный психолого-педагогический университет
- Научный архив Психологического института
Участники:
- сотрудники и преподаватели ведущих психологических центров Москвы
Предмет обсуждения:
- Категории нравственности и нравственного идеала в святоотеческом наследии и научной психологии
- Методологические подходы к изучению нравственного сознания
- Методы исследования идеалов современных старшеклассников
Итогом дискуссии стали:
- Определение основных черт общего проблемного поля, позволяющих продолжить научные исследования, интегрируя основы святоотеческой традиции и лучшие достижения отечественной психологической науки.
- Конкретизация методических подходов региональных исследований, направленных на изучение представлений молодежи и подростков об идеале.
Архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий:
- Нравственное самосознание в православной святоотеческой традиции — проявление духа человека, ответственного за религиозное восприятие мира и общение с Богом.
- Идеал в христианстве — Христос, который является Божественной Личностью в человеческой природе и объектом подражания и единения.
- Формирование духовно-нравственного самосознания — развитие понятия идеала в душе молодого человека.
Протоиерей Вадим Леонов:
- Нравственные идеалы имеют объективное онтологическое основание, которое проявляется в человеке, независимо от его знания о нем.
- Христианские концепции нравственности основаны на учении о Боге как создателе человека и носителе богообразных качеств, таких как свобода, нравственность, любовь и творчество.
Академик В.И. Слободчиков:
- Духовность противопоставляется нравственности и задает высшие начала человеческой жизни, выводя нравственность за пределы бытового понимания.
- Развитие человека происходит через становление и развитие, духовно-нравственное воспитание и образование.
- Психология должна ставить вопросы о началах и концах явлений и переложить «начало начал» на язык психологии, интерпретируя глубинные смысловые основы святоотеческих понятий.
Доктор психологических наук М.И. Воловикова:
- Идеалам принадлежит консолидирующая роль в общественном сознании и жизни.
- Представления о нравственном идеале в российском менталитете имеют историческую преемственность с христианскими идеалами и проявляются в доброте, доверие, прощении, любви к Родине, здравом правосознании.
- Актуальной задачей является воспитание у подрастающего поколения представлений, отражающих нравственный идеал.
Кандидат психологических наук А.А. Гостев:
- Для исследования понятия «идеал» необходимо использовать методологию духовной православной традиции.
- Следует признать существование духовного мира и адекватное понимание нравственности, согласно которому существуют объективные духовные и нравственные законы.
- Методологическими проблемами являются понятия греха, совести, идеала и состояния измененного сознания.
Кандидат психологических наук О.Е. Серова:
- Идеал — необходимая и органичная форма воспитания духовно-нравственного существа, каким является подрастающий человек.
- Проблема идеала должна стать побудительным фактором для совершенствования логики происходящих в современной психологии рефлективных процессов.
Заключительное слово академика В.В. Рубцова:
- Необходимо продолжать исследования, интегрируя основы святоотеческой традиции и достижения отечественной психологической науки.
- Необходимо обобщить результаты обсуждения и продолжить разговор на предстоящих Рождественских чтениях.
Ключевые особенности, изложенные в статье
Духовно-нравственное самосознание
- В православной святоотеческой традиции духовно-нравственное самосознание рассматривается как проявление духа человека, ответственного за его религиозное восприятие мира и общение с Богом.
- Нравственное самосознание — это осознание человеком всех движений духа, которые происходят в нем, как причина и следствие.
- Источником духовно-нравственного самосознания является изначально присутствующий в человеке образ Божий.
- Формирование духовно-нравственного самосознания происходит под действием социальных отношений и окружающего материального мира.
Идеал
- Идеал — это предвосхищающее воплощение того, чем человек может стать, создающее определенную мотивацию.
- В святоотеческом понимании идеал вызывает у человека стремление общения и единения с ним.
- Для православной антропологии Христос является главным идеалом, образцом подражания и единения.
Методологические подходы к изучению идеалов
- Необходимо признать существование духовного мира и адекватное понимание нравственности, согласно которому существуют объективные духовные и нравственные законы.
- Методологическими проблемами являются понятия греха, совести, идеала и состояния измененного сознания.
- Для исследования понятия «идеал» необходимо использовать методологию духовной православной традиции.
Воспитание и образование
- Духовно-нравственное воспитание рассматривается как живая встреча с духовно-нравственным Другим.
- Духовно-нравственное образование — это обретение образа человека в пространстве и истории отечественной культуры.
- Актуальной задачей является воспитание у подрастающего поколения представлений, отражающих нравственный идеал.