Экзистенциальный субъект и объективация

Введение

Традиционное противопоставление субъекта и объекта приводит к исчезновению как субъекта, так и объекта из сферы бытия. Познание отделяется от бытия и становится внебытийственным, субъективированное становится чуждым, и объективация выключает субъекта из познания тайны бытия.

Объективация и проблема иррационального

Познание путем объективации искажается и приводит к отчуждению. Отчужденный мир порождает трагедию идеализма и необходимость освобождения от власти объектного мира. Экзистенциализм выступает как путь к подлинному познанию, когда субъект признается бытийственным, что открывает путь к раскрытию тайны существования.

Экзистенциальный субъект

Экзистенциализм философии Фихте, Шеллинг, Гегеля не постигает проблему личности, так как их субстанциальное видение объективирует само понятие субъекта. Подлинный экзистенциализм Киркегардта утверждает бытийственность познающего субъекта, его изначальное погружение в тайну бытия.

Различие между Dasein и Existenz у Гейдеггера

Гейдеггер различает Dasein, существование, выброшенное в мир, подчиненное заботам и страху, и Existenz, бытие, к которому Dasein имеет отношение. Он постулирует огромную важность In-der-welt-sein, выброшенности в Dasein как онтологической структуры Dasein, но не раскрывает, что такое существование, не выброшенное в мир.

Трансцендирование у Ясперса

Ясперс делает акцент на трансцендировании, как функции языка, что делает понятным трансцендентное в сознании существования. Он более последователен в проведении экзистенциального принципа, чем Гейдеггер. Трансцендирование позволяет субъекту вырваться из тисков объективированных познаний.

Киркегардт и экзистенциальная философия

Киркегардт, подчеркивая конфликт между существованием и мышлением, утверждает, что существование не в пространстве, а во времени. Он отвергает объективное мышление, считая, что познание должно быть субъективным.

Объективация как падение

Объективация, по Гейдеггеру, есть падение, но он сам при этом является объективатором. Экзистенциальная философия ставит человека перед бездной, остается трагичной и пессимистичной. Она преодолевает натурализм в философии, однако зависимость от Киркегардта ослабляет ее оригинальность.

Экзистенциализм и познание

Подлинное познание возможно только с признанием экзистенциальности субъекта. Познание совершается внутри бытия и с бытием, является просветлением бытия. Мышление имманентно бытию, а не наоборот.

Трансцендентность бытия

Существование конкретно, а бытие - абстрактно. Познание - трансцендирование бытия в бытии, переход к более глубокому существованию. Только экзистенциальный субъект, погруженный в тайну существования, способен на такое трансцендирование.

Объективированный познавательный мир и падшесть

Объективированная реальность - мир падший, зачарованный, мир явлений. Объективация порождает отчуждение и дисгармонию, является утерей свободы духа. Падшесть не в познании, а в самом бытии, познание отражает ее.

Ступени объективации

Научное познание наиболее объективно и отчуждено от человеческого существования. Объективизация в социальной сфере порождает социализацию и отчуждение. Экзистенциальный субъект не является ни биологическим, психологическим или социологическим.

Религия и объективизация

Религия в своих исторических проявлениях объективируется и социализируется, подпадая под законы общества. Объективизация Бога превращает Его в бесчеловечное существо.

Критика научного познания и рационализма

Рационализация и объективация в познании не тождественны, но оба ведут к разобщению. Встреча с иррациональностью и парадоксальностью бытия выявляет как силу, так и слабость разума. Рациональное познание способно к трансцендированию, но рационализм не может этого делать.

Экзистенциальное познание и трансцендентность

Экзистенциальное познание - это познание, которое достигает индивидуального и иррационального, погружение в тайну существования. Такое познание возможно только через трансцендирование разума к существованию.

Объективация, рационализация и трансцендентность

Объективация и рационализация препятствуют трансцендированию к индивидуальному и иррациональному. Подлинное экзистенциальное познание достигается не через общество и сообщение, а через общение и приобщение.

Экзистенциальность, персонализм и творчество

Экзистенциальный субъект - это не конечная форма познания. Настоящая экзистенциальность достигается с переходом субъекта в человеческую личность. Экзистенциализм - это персоналистическая философия, в которой познающий субъект обладает творческой свободой.

Ключевые особенности экзистенциализма

Экзистенциальный субъект

  • Экзистенциальный субъект - это познающий субъект, который признается бытийственным, погруженным в тайну существования.
  • Объективизация, попытка вычленить субъект из бытия и сделать его объектом познания, искажает познание и приводит к отчуждению.
  • Только экзистенциальный субъект способен к подлинному познанию, которое достигается через погружение в существование, а не через объективацию.

Объективация

  • Объективация - это процесс превращения субъективного опыта в объективный объект познания.
  • Объективация приводит к отчуждению и порождает мир падших явлений, в котором истинное существование скрыто.
  • Различные формы объективации включают научное познание, социальные институты и объективированную религию.

Трансцендирование

  • Трансцендирование - это выход за пределы объективированного познания и постижение трансцендентного, которое находится за пределами обычного опыта.
  • Рациональное познание способно к трансцендированию, когда оно достигает своих пределов и сталкивается с иррациональным.
  • Экзистенциальное познание основано на трансцендировании субъекта к существованию, которое раскрывает истинный смысл и глубину жизни.

Персонализм и творчество

  • Экзистенциализм тесно связан с персонализмом, который подчеркивает значимость и уникальность человеческой личности.
  • Экзистенциальный субъект не является просто абстрактным концептом, а конкретной, творческой и свободной личностью.
  • Понимание экзистенциальности ведет к признанию творческой свободы познающего субъекта и его роли в формировании собственного существования.