Эмоционально-образное познание в развитии человека

Введение

Автор статьи подчеркивает важную роль искусства в развитии общества и отдельного человека, критикуя нынешнее состояние массовой художественной культуры в СССР.

Рационально-логическое и эмоционально-образное мышление

Человеческое мышление состоит из двух равноценных сторон:

  • Рационально-логического мышления (научного познания), основанного на объективных данных и анализе.
  • Эмоционально-образного мышления (художественного познания), которое опирается на эмоции, чувства и личный опыт.

Различия между двумя формами мышления

Эти два пути познания существенно различаются:

  • Объектом первого является реальность, а объектом второго — эмоционально-личностное отношение субъекта к реальности.
  • Рациональное мышление фокусируется на знаниях и объективных фактах, а эмоциональное мышление - на переживаниях и ценностных суждениях.
  • Научное познание развивает теоретическое мышление, а художественное познание развивает целостное, эмоционально-ценностное мышление.

Роль искусства в формировании эмоционально-образного мышления

Искусство играет важную роль в развитии эмоционально-образного мышления:

  • Анализирует, формулирует и передает опыт эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни в образной форме.
  • Оказывает влияние на формирование нравственных чувств, таких как любовь, ненависть и нежность.
  • Помогает выразить и разделить глубокие человеческие переживания.

Три формы пластически-художественного мышления

Пластические искусства различают три формы художественного мышления:

  • Конструктивное мышление выражено в архитектуре, формируя среду человеческой жизни и отношений.
  • Изобразительное мышление проявляется в живописи, графике и скульптуре, исследуя отношения человека с природой и обществом.
  • Декоративное мышление выражено в декоре, украшении и символике, обозначая социальный статус, принадлежность к группе и индивидуальность.

Угнетение эмоционально-образного мышления в современной культуре

  • Автор утверждает, что анализируется недоразвитость эмоционально-образной сферы в современном обществе, приводящая к примату средств над смыслом в нашей культуре.
  • Логика часто используется, чтобы оправдать действия, которые противоречат нашим внутренним убеждениям.
  • Искусство как средство передачи эмоционально-образного опыта не получает должного признания и развития в системе образования.

Выводы

  • Развитие человека требует гармоничного сочетания рационально-логического и эмоционально-образного мышления.
  • Искусство играет незаменимую роль в формировании эмоционально-образного мышления и нравственно-эстетических идеалов.
  • Необходимо признать и развивать эмоционально-образную сферу мышления, чтобы восстановить целостность человеческого познания и способствовать здоровому развитию общества.

Шаги, предложенные автором:

  • Осознать и принять двусторонность человеческого мышления.
  • Включить передачу опыта эмоционально-образного мышления в систему образования.
  • Преодолеть разрыв в передаче эмоционально-ценностного опыта между поколениями.

Ключевые особенности эмоционально-образного познания

Отличия от рационально-логического познания

  • Ориентируется на эмоции, чувства и личный опыт.
  • Объектом является эмоционально-личностное отношение субъекта к реальности, а не сама реальность.
  • Развивает целостное, эмоционально-ценностное мышление, а не только теоретическое.

Роль искусства в формировании эмоционально-образного мышления

  • Анализирует, формулирует и передает опыт эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни в образной форме.
  • Помогает выразить и разделить глубокие человеческие переживания.
  • Развивает нравственные чувства и способность формировать эмоционально-ценностные суждения.

Три формы пластически-художественного мышления

  • Конструктивное мышление: формирование среды человеческой жизни и отношений (архитектура).
  • Изобразительное мышление: исследование отношений человека с природой и обществом (живопись, графика, скульптура).
  • Декоративное мышление: обозначение социального статуса, принадлежности к группе и индивидуальности (декор, украшение, символика).