Понятие рефлекторной дуги (reflex arc concept)

Понятие рефлекторной дуги (reflex arc concept)

Статья Джона Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии» (The reflex arc concept in psychology) была опубликована в 1896 г., однако и сейчас она считается одной из классических работ, повлиявших на развитие функционалистской школы психологии.

Во времена Дьюи психологи переняли у физиологов модель рефлекторной дуги и адаптировали ее к изучению психол. действия. Считалось, что сенсорные нейроны проводят стимуляцию в центральный отдел, в к-ром, якобы, возникают «представления» или происходят «центральные процессы», к-рые, в свою очередь, программируют последующую моторную реакцию. Подобное объяснение казалось Дьюи в высшей степени абстрактным и фрагментарным.

По сравнению с предпочитавшейся тогда теорией рефлекторной дуги Дьюи рассматривал событие «ребенок-видит-пламя-и-хочет-дотянуться-до-него» как сложное единство, где стимул и реакция яв-ся фазами единого события, в к-ром «видение и хватательное движение настолько часто оказывались связанными между собой, что подкрепляют друг друга и помогают осуществиться друг другу». С т. зр. Дьюи, видение объекта и дотягивание до него под контролем зрения направляют друг друга на протяжении всего события, а не яв-ся тремя отдельными, последовательными актами, как следует из модели рефлекторной дуги.

Кроме того, Дьюи, судя по всему, был близок к интерпретации поведения с т. зр. взаимодействия организма и стимульного объекта. Он тж постепенно отходил от теории, согласно к-рой центром события яв-ся стимулируемый организм, и склонялся к более широкому толкованию психол. событий, к-рое не ищет их причины «под кожей организма».

Др. проблемой, волновавшей Дьюи, было присущее совр. ему психологии разделение организма на тело и душу (разум). В своей статье, посвященной рефлекторной дуге, он высказывался за освобождение психологии от этого устаревшего дуализма. Он призывал своих коллег перестать рассматривать тело и разум как независимые друг от друга сущности и научиться смотреть на поведение как на результат такой интеграции, при к-рой его просто невозможно разделить на две части. Он считал метальные акты не просто психич. явлениями, а актами, в к-рых физическое и психическое сплавились в нерасторжимое целое.

См. также Вопрос об отношении души и тела, Социальная психофизиология

Н. Пронко