Пищевая депривация (food deprivation)

Пищевая депривация (food deprivation)

Сокращение потребления пищи организмом использовалось психологами и др. заинтересованными исследователями по просьбе психологов в самых разных ситуациях. Клинические исслед. неправильного или недостаточного питания людей тж подходят для рассмотрения психол. эффектов П. д.

Одно осложнение, возникающее при изучении воздействий П. д. на поведение, состоит в том, что недостаток пищи часто имеет следствием произвольное ограничение потребления воды. Известно, что после П. д. крысы одних линий знач. сильнее снижают потребление воды, чем крысы др. линий. В одном исслед., где сравнивалось поведение крыс, представленных большим числом линий, потребление воды после П. д. варьировало от 17 до 95% потребления до депривации.

В общем, потребление пищи возрастает с увеличением П. д., однако есть исключения. В одном исслед. крысы, к-рых подкармливали в соответствии с 23-часовым графиком П. д., съедали знач. меньше корма при более длительных периодах депривации. Однако этот результат мог быть вызван адапт. к конкретному графику кормления. Между латентным периодом пищевой реакции и длительностью П. д. имеет место обратная зависимость.

Существует взаимосвязь между вкусовыми предпочтениями и П. д. (напр. подвергающиеся П. д. животные съедают больше подслащенного сахарином корма, чем недепривированные). При этом усиление П. д. у крыс приводит к повышению толерантности к пище с добавлением хинина.

Угашение наказываемой реакции с помощью пищевого вознаграждения ухудшается с усилением П. д. Наказываемая реакция почти полностью подавляется при низких уровнях депривации, но очень медленно угасает при ее высоких уровнях.

ЭЭГ во время П. д. характеризуется низкоамплитудным и высокочастотным паттерном активации. В ЭЭГ насытившихся животных наблюдается знач. больше медленных волн. Кроме того, в экспериментах с непрерывным подкреплением было установлено, что во время нажимания животным на педаль автоматической кормушки частота сердечных сокращений монотонно возрастала с увеличением продолжительности П. д. до 48 часов.

Пищевая депривация и долголетие

В числе переменных, изучаемых в исслед. воздействия П. д. на долголетие, можно назвать возраст перехода на диету, влияние ограничительной диеты на возникновение заболеваний, сокращающих срок жизни (в частности рака), а тж биохимические и физиолог. механизмы, предположительно играющие определенную роль в увеличении продолжительности жизни. Установлено, что после ограничения потребления пищи наблюдаются изменения на нейронном уровне. В одном исслед. было обнаружено, что у крыс, получавших ограниченное питание, не произошло возрастного сокращения дофаминовых рецепторов в полосатом теле, наблюдаемого у крыс, к-рых кормили без к.-л. ограничений.

Последствия недоедания на начальных стадиях развития организма

В исслед., проводимых на животных, недоедание обычно вызывается путем каждодневного отделения на нек-рое время детеныша от матери, подкладывания кормящей самке чрезмерного количества детенышей или сокращения рациона кормящей самки. Несмотря на различия в методиках, эти исслед. позволяют сделать ряд общих выводов. Во-первых, недоедание вызывает задержку роста развивающегося головного мозга, хотя и в знач. меньшей степени по сравнению с задержкой роста тела (при снижении веса тела на 50% наблюдаемое уменьшение веса головного мозга составило от 8 до 20%). Во-вторых, в пробах на миелин срезы головного мозга окрашивается менее равномерно, что свидетельствует о нарушении процесса миелинизации при недоедании. В-третьих, у крысят, к-рых сразу после прекращения выкармливания самкой переводили на сокращенный рацион питания, происходят лишь незначительные изменения размеров и структуры головного мозга (исслед., проведенные на разных животных, говорят о том, что наиболее страдающей областью мозга яв-ся мозжечок). Наконец, количество клеток головного мозга, оцениваемое по изменениям в ДНК, сокращается у животных, к-рые на ранних этапах жизни получают низкокалорийную, с недостаточным содержанием белков, пищу.

Реакция на пищевую реабилитацию в исслед. животных зависит от стадии возрастного развития, во время к-рой нарушение питания вызывает повреждение. Имеющиеся данные позволяют предположить, что адекватная реабилитация может смягчать любые изменения размеров мозга и веса тела в тех случаях, когда П. д. подвергаются зрелые или почти зрелые животные. В противоположность этому, недоедание во время определенных «критических периодов» на ранних этапах развития ограничивает способность животного извлекать пользу из пищевой реабилитации. В этом случае следствием недоедания яв-ся постоянный дефицит в весе тела и объеме мозга, количестве и составе мозговых клеток, а тж в степени миелинизации.

Критические периоды для воздействия недоедания знач. варьируют у разных биолог. видов, гл. обр., из-за видовых различий во временном графике развития нервных структур.

Вследствие мотивационных и эмоциональных изменений у животных, подвергавшихся недоеданию на ранних этапах развития, нам неизвестно, отражает ли обычно наблюдаемое в этих случаях ухудшение научения ослабленную способность или только изменения исполнения.

Плохо питавшиеся в раннем возрасте животные обнаруживают чрезмерную реактивность как на пищу, так и различные стрессоры. Напр. опубликованы данные, согласно к-рым у крыс, находящихся на открытой площадке, в ответ на громкий шум снижалась двигательная активность. Электрическое раздражение тормозило поведение или вызывало более выраженное избегание по сравнению с контрольными животными. Поведение этого типа наблюдалось тж у подвергавшихся П. д. в раннем возрасте голубей и макак-резусов.

Что касается людей, в публикациях сообщалось, по меньшей мере, о двух состояниях, наступающих после П. д. Пищевой маразм — состояние, известное людям уже много веков, — вызывается хроническим недополучением пищевых калорий. Маразм может поражать людей в любом возрасте, хотя его воздействие на рост — как соматических, так и нервных структур, — существенно больше, когда это состояние развивается на первом году жизни.

Квашиоркор (Kwashiorkor) — состояние, распознанное только в XX в., — представляет собой расстройство, вызываемое недостатком протеина. Возраст, в к-ром оно наступает, колеблется от 1 года до 3 лет. Психол. изменения у ребенка, страдающего квашиоркором, включают апатию и раздражительность. Такие дети впадают в сонное состояние, перемежающееся периодами монотонного плача или эхолалии. Могут наблюдаться стереотипные действия, раздирание и съедание лоскутов одежды, а тж копрофагия. Анорексия, тошнота, рвота и понос (диарея) встречаются практически у всех таких больных. Смертность среди страдающих квашиоркором весьма высока — от 30 до 50%.

На данный момент невозможно сделать вывод о том, что недостаточное питание на ранних этапах жизни служит причиной получения сниженных интеллектуальных показателей в исслед., где наблюдался этот эффект. К числу др. факторов, к-рые в этих случаях бесспорно способствуют снижению интеллектуальных показателей, относятся низкий уровень гигиены и мед. помощи в пре- и постнатальном периодах развития, ограниченный словарный запас родителей и плохое обращение с детьми.

В исслед. воздействия голодания на взрослых не было выявлено никаких изменений в результатах выполнения тестов интеллекта и сенсорного различения. Имело место неблагоприятное влияние голодания на отношение к тестированию и инициативность, что, вероятно, сказывалось на снижении произвольной интеллектуальной деятельности. Испытуемые жаловались на вялость, плохую концентрацию и недостаток сообразительности.

См. также Нарушения приема пищи, Недостаточное/неправильное питание

Б. М. Торн