Сексуальность; ориентация и идентичность (sexuality: orientation and identity)

Сексуальность; ориентация и идентичность (sexuality: orientation and identity)

Определения

Половая (сексуальная) ориентация — это предпочитаемый индивидуумом пол партнера в эротических/любовных/эмоциональных отношениях. Термины гетеросексуальный, гомосексуальный и бисексуальный лучше использовать в качестве прилагательных, а не существительных, и применительно к поведению, а не к людям. В обыденной речи, однако, часто кого-то наз. гомосексуалом или гетеросексуалом, да люди и сами о себе так говорят. Неточное использование этих слов связывает вместе тех, чьими постоянными сексуальными партнерами яв-ся лица одного с ними пола, и тех, чьи гомосексуальные контакты редки в сравнении с гетеросексуальными. Термин «гомосексуальный» лучше оставить для обозначения поведения тех, кто имеет половые контакты исключительно или почти исключительно с представителями одного с ними пола, а термин «гетеросексуальный» — для поведения тех, чьи эротические партнеры всегда или почти всегда принадлежат к противоположному полу; термином «бисексуальный», или «амбисексуальный», правильно было бы обозначать половое поведение тех, кто более или менее регулярно вступает в сексуальные отношения с представителями обоих полов.

Половая идентичность указывает на то, благодаря чему индивидуум считает себя представителем определенного пола — мужского или женского. Внутренняя убежденность в этой идентичности может как отражать, так и не отражать физ. внешность или предписываемую об-вом гендерную роль. Эти различия яв-ся ключевыми, особенно в отношении транссексуализма. В своем реальном окружении транссексуалы идентифицируются по их анатомическим половым признакам. Транссексуалы воспитываются в соответствии тем, какими их видит об-во. И тем не менее они считают себя представителями противоположного пола. Их внешний облик конфликтует с их внутренним образом своего пола. Этот аспект жизни существует отдельно от их сексуальной ориентации, поскольку транссексуал м. б. гомосексуально или транссексуально ориентированным. В обыденной жизни каждый может «идентифицировать» себя как гомосексуала или считать свою «идентичность» гомосексуальной. Речь идет об употреблении этого термина в аффилиативном (присоединительном) смысле. Точно так же чел. мог бы идентифицировать себя как американского индейца или унитария.

Понятие гендера, или гендерной роли, отлично от понятий ориентации и идентичности, хотя и связано с ними. Гендер и гендерная роль относятся к представлениям об-ва о том, как мальчики и девочки или мужчины и женщины должны вести себя и как с ними следует обращаться. Половая роль — это выражение в поведении биолог. предрасположенности чел. Термины «мальчики» и «девочки», «мужчины» и «женщины» яв-ся соц., а термины «лицо мужского пола» и «лицо женского пола» — биолог. Гендер относится ко всему, что чел. делает в об-ве, в к-ром живет, и может иметь или не иметь ничего общего с биологией. Напр., лица мужского пола могут жить как женщины, а лица женского пола — как мужчины; индивидуум мужского пола м. б. воспитан как мальчик, но во взрослом возрасте жить как женщина. Однако для большинства людей их идентичность, ориентация и гендер созвучны друг другу.

Типичный представитель мужского пола считает себя таковым, придерживается маскулинной манеры поведения (комбинация биологически и социально детерминированных моделей поведения), принимается в об-ве за мужчину и предпочитает иметь половые сношения с лицами женского пола. Типичная представительница женского пола считает себя женщиной, придерживается феминной манеры поведения (тж комбинация биологически и социально детерминированных моделей поведения), считается об-вом женщиной и предпочитает иметь половые контакты с лицами мужского пола. Отклонения появляются, когда индивидуум предпочитает эротические отношения с лицом своего пола (гомосексуалы мужского и женского пола) или когда лицо мужского пола считает себя лицом женского иола (транссексуал мужского пола) либо, наоборот, лицо женского иола считает себя лицом мужского пола (транссексуал женского пола).

Гетеросексуал мужского пола считает себя лицом мужского пола, живет как представитель мужского пола, ему нравится собственный пенис, и он предпочитает эротические отношения с лицом женского пола. Гомосексуал мужского пола тж считает себя лицом мужского пола, живет как представитель мужского пола, ему тж нравится собственный пенис, но он предпочитает иметь эротические отношения с др. лицом мужского пола. В отличие от них, транссексуал мужского пола считает себя лицом женского пола, предпочитает жить как женщина и хочет избавиться от полового члена, получив взамен vulva, vagina и женскую грудь в придачу. Обычно он предпочитает иметь половые отношения с лицом мужского пола, но считает это гетеросексуальным контактом, поскольку видит себя лицом женского пола. Ни один гомосексуал мужского пола не захотел бы удалить свой половой член, заменив его влагалищем; это, однако, яв-ся частым желанием транссексуала мужского пола. Для транссексуала женского пола справедливо обратное Хотя она, возможно, не всегда склонна к операции по замене vagina и labia мужским половым членом и мошонкой, в типичных случаях ее желание сводится к удалению молочных желез и прекращению менструального цикла, поскольку это — постоянное и зримое напоминание о том, что она не та, кем себя считает.

Трансвестизм — родственное явление. Людей, к-рым нравится одеваться в одежду противоположного пола, относят к широкой категории трансвеститов, или противоположно одевающихся. Подавляющее большинство трансвеститов — лица мужского пола и гетеросексуалы. Если они гомосексуалы, их обычно наз. жаргонным выражением drag queens («мужчина в платье королевы»). Мотивы такого переодевания разнообразны. Для одних за этим стоит сексуальное удовлетворение, для др. — это выражение той части личности, к-рой удобно в одежде противоположного пола. Для нек-рых это яв-ся реакцией на побуждение, непонятное ни им самим, ни науке. Большинству гомосексуалов переодевание не доставляет наслаждения. Транссексуалы переодеваются в одежду противоположного пола, поскольку это согласуется с их стремлением жить жизнью пола, к к-рому, по их убеждению, они принадлежат. Индивидуумы, являющиеся первично трансвеститами, при переодевании часто выражают чувство временно меняющейся гендерной идентичности.

Эти сложности гораздо более распространены, чем принято думать, ибо все подобные люди склонны жить в своем уединенном мирке. В сфере сексуального поведения имеется, вероятно, больше вариаций, чем в любой др. сфере поведения чел. Поскольку разнообразные комбинации обычно яв-ся предметом частной жизни, они не вызывают ни комментариев, ни критики.

Статистика

Данные о распространенности всех этих форм поведения носят дискуссионный характер. Транссексуализм считается редким расстройством, встречающимся примерно в 1 случае на 25—50 тыс. человек, причем соотношение транссексуалов мужского и женского пола составляет 2:1—5:1. Об-во признает, что быть лицом мужского пола более выигрышно в соц., финансовом и иных отношениях, и потому более охотно принимает желание транссексуалов изменить женский пол на мужской. Люди не так легко понимают мужчин, к-рые хотят быть женщинами.

Кинси разраб. 7-балльную шкалу (от 0 до 6) для точного описания сексуального поведения чел. Люди с исключительно гомосексуальным поведением получают 6 баллов, а те, кто близок к этому — 5 баллов. Люди с исключительно гетеросексуальным поведением получают 0 баллов, а те, кто близок к этому — 1 балл. Промежуточные случаи оцениваются исходя из того, что индивидуум с равной представленностью гомо- и гетеросексуальных контактов, получил бы 3 балла. Признавая, что люди могут хотеть одного, а делать др., Кинси одновременно протоколировал ориентацию людей, проявляющуюся в их сексуальных фантазиях. Замужняя женщина, имеющая половые отношения лишь со своим мужем, может воображать свой сексуальный контакт с женщиной. Заключенный в тюрьме может иметь гомосексуальный контакт, фантазируя при этом о гетеросексуальных отношениях. Кинси и его сотрудники обычно усредняли шкальные баллы реального поведения и фантазий. Были тж предложены градации поведения транссексуалов и трансвеститов для более точного отражения большого количества типов, объединенных под этими широкими рубриками.

Обсуждение процентного соотношения типов сексуальной активности населения имеет не только научную важность, но и социально-политические последствия. Нек-рые активисты гомосексуального движения и противники гомосексуализма считают, что каждого, кто участвовал в гомосексуальных действиях, следует считать гомосексуалом. Бисексуалов часто рассматривают как лиц, занявших нейтральную позицию и по разным причинам предпочитающих, чтобы их не считали гомосексуалами. Группы по обе стороны баррикад считают статистические данные важным политическим оружием, не желая учитывать промежуточные оттенки. Эти проценты имеют эпидемиологический и политический подтекст. Они оказывают влияние на то, какие законы будут приняты, как широко будут развернуты научные исслед. в области терапии синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа) и будут ли лица, открыто признающие себя геями, допускаться в политику и на военную службу.

Субкультуры

Термин «гомосексуал» относится к личному поведению, тогда как термин «гей» относится к публичному поведению и указывает на связь с субкультурой. Мн. гомосексуально ориентированные индивидуумы открыто заявляют о своих сексуальных предпочтениях и м. б. идентифицированы но своей деятельности и манерам поведения. Это проявляется в феминизированном стиле поведения у мужчин и маскулинизированном — у женщин. Такой стиль м. б. естественным проявлением собственной личности пли частью весьма формализованных кодов, к-рыми обозначается групп. идентичность. Мн. соц. сигналы, используемые для того, чтобы подать знак о сексуальных интересах, одинаковы как для гомосексуалов, так и для гетеросексуалов. Для поведения гомосексуалов в преим. гетеросексуальной обстановке определенные коды оказываются полезными: тонкие изменения тона голоса, поза и манеры, ключевые слова, контакт взглядом и постоянное посещение известных мест для завязывания знакомств — баров для геев, бань или парковых зон.

Бисексуальное (амбисексуальное) поведение в 1990 гг. тж обсуждалось более открыто, чем в прошлом. И здесь нет подтверждений тому, что его распространенность была большей, чем в к.-л. иной прошедший период времени. Амбисексуалы более открыто общаются с гомосексуалами, чем гетеросексуалы, но считают себя, да и яв-ся, самостоятельной категорией людей. Так же, как это делали до них лесбиянки, они требуют признания себя отдельной от гомосексуалов общностью, со специфическими групп. потребностями и интересами.

Женщин, предпочитающих иметь эротические и любовные отношения — исключительно или эпизодически — с лицами одного с ними пола, в викторианскую эпоху наз. «романтическими друзьями». В западной культуре они были меньшинством еще более скрытым, чем мужчины; общественность узнала об их существовании лишь после Второй мировой войны. Вплоть до 1960-х гг. их смешивали в одну группу с мужчинами, называя «гомосексуалами женского пола» или «геями женского пола». Позже, исходя из политических соображений, они согласились, чтобы их наз. лесбиянками, поскольку это давало им идентичность как группе.

Хотя у гомосексуалов мужского и женского пола имеется много общих потребностей, у лесбиянок есть и особые потребности. В частности, их крайне возмущают стереотипные представления о них, бытующие в об-ве. Как и представители любой др. ориентации, они м. б. женственными или вести себя в стиле «мачо», быть консерваторами или либералами, верующими или атеистами, заинтересованными или незаинтересованными в получении оргазма, склонными к промискуитету или моногамности, замкнутыми или общительными, привлекательными или малоинтересными. Их мотивации или причины идентификации с лесбийской общиной часто шире, чем у гомосексуалов мужского пола. Нек-рые женщины вовлекаются в половые контакты с лицами одного с ними пола по политическим соображениям, что у мужчин наблюдается чрезвычайно редко или вовсе не наблюдается.

В любой культуре одежда яв-ся символом принадлежности к мужскому или женскому полу и выражает причастность к какой-то группе или отделенность от нее. Одежда — средство обеспечения очевидности разделения полов и точной идентификации пола. Она объективно отражает ряд психич. и соц. аспектов, и мн. люди отрицательно реагируют на нарушение связанных с одеждой норм и, следовательно, предпочитаемой об-вом групп. идентичности.

Корни сексуального поведения

Взаимодействующие факторы, обусловливающие поведение любого типа, не всегда ясны. Почему одним людям легко следовать соц. стандартам и доктринам, а др. трудно? Никто точно не знает, почему большинство людей яв-ся гетеросексуалами, а меньшинство — гомосексуалами. Большинство данных, однако, указывает на генетическую предрасположенность, взаимодействующую с соц. обучением. Генетика задает наклонность, предрасположенность, с к-рой индивидуум входит в об-во. Последнее, в свою очередь, влияет на половую ориентацию и сексуальное поведение индивидуума. Не каждый, однако, соглашается с тем, что биология играет столь же сильную роль.

Наиболее веские доказательства генетической обусловленности половой ориентации получены в исслед. семей и близнецов. Классические работы в этой области были проделаны в 1950-е гг. Францем Каллманном, изучившим 40 монозиготных и 45 дизиготных пар близнецов мужского пола, в к-рых по меньшей мере один из них в начале исслед. признавал наличие у себя гомосексуальных тенденций. Каллманн обнаружил, что если один из монозиготных близнецов был гомосексуалом, то его брат, без исключения, тж был гомосексуалом. Среди же дизиготных близнецов вероятность гомосексуальной ориентации брата гомосексуала примерно соответствовала таковой в мужской популяции в целом. Каллманн нашел тж, что если один член пары монозиготных близнецов набирал 5 или б баллов по шкале Кинси, то вероятность того, что его брат тж наберет 5 или 6 баллов, была выше 90%. Каллманн сообщает, что различия между братьями обычно не превышали одного или двух баллов по шкале Кинси.

Есть сообщения из Нидерландов и США о различном строении определенных структур мозга у гетеросексуалов и гомосексуалов. Голландские исследователи Ф. Швааб и М. Гофман обнаружили, что у гомосексуалов размеры ядра в супрахиазмальной области значительно больше, чем у гетеросексуалов, а С. Ле Вэй из США обнаружил, что размеры интерстициального ядра в области переднего гипоталамуса у гомосексуалов мужского пола и женщин меньше, чем у гетеросексуалов мужского пола. Мозг лесбиянок еще должен стать объектом исслед. Др. исследователями тж были обнаружены структурные различия морфологии мозга у мужчин и женщин и связь этих различий с функцией репродуктивности. Такие структурные различия между гомосексуалами и гетеросексуалами еще предстоит найти.

Критики этих исслед. утверждают, что ученые редко задаются вопросом о причинах гетеросексуальности. Однако для исследователей гомосексуальность и гетеросексуальность яв-ся двумя сторонами одной медали; изучение характера формирования одного типа поведения помогает понять др. тип. В рассматриваемых ниже исслед. приводятся документально подтвержденные случаи, когда биолог. предрасположенность к гетеросексуальности и проявлению мужского начала перекрывается соц. обусловливанием воспитания представителей мужского пола как девочек.

Социальные и правовые факторы

В настоящее время постулируется не дихотомия «природа/воспитание», а взаимодействие природных и соц. факторов. Правила, нормы, традиции и идеалы любого об-ва — окружающей среды — тж взаимодействуют при структурировании поведения конкретного чел. Эти воздействия умеряют, усиливают или сводят на нет врожденные поведенческие тенденции. Можно с уверенностью сказать, что идея эффектов взаимодействия сейчас повсеместно принята в научном мире:

Генетическая предрасположенность + Социальные воздействия = Поведение

Правовые ограничения, обычно отражающие соц. установки, яв-ся сильным средством формирования предпочтительного поведения. Требуется сильная воля или компульсивные побуждения, чтобы открыто демонстрировать поведение гомосексуала, трансвестита, транссексуала или любое др. девиантное сексуальное поведение, если санкции против этого достаточно суровы. В арабских мусульманских странах действуют строгие запреты на любое открытое выражение сексуальности, даже на то, чтобы поцеловать женщину в общественном месте и на открытость части ног и рук у женщин. Такие «мелкие» правонарушения могут наказываться избиением палкой или плетью. Гомосексуальное поведение часто карается смертной казнью или длительными сроками заключения. Алжирские либералы, напр., боролись против смертного приговора за гомосексуализм и супружескую измену. Гомосексуальное и транссексуальное поведение редко наблюдается в этих странах, поскольку его открытая демонстрация сопряжена с риском.

Неизвестны культуры, в к-рых поощрялись бы или были предпочтительным модусом поведения гомосексуальные контакты между взрослыми. Существуют, однако, об-ва, в к-рых поощряются гомосексуальные контакты взрослых с детьми. Хотя это и однополые контакты, они не яв-ся предпочтительным способом получения сексуального удовлетворения, поскольку это поведение не эротически мотивировано. Напр., в племени калули на Новой Гвинее все мальчики выполняют роль пассивных партнеров в анальном сексе со зрелыми мужчинами. В новогвинейском племени самбия все мальчики совершают оральный секс с мужчинами для получения от них зрелой спермы. В этих культурах считается, что подобная практика обеспечивает передачу мужских качеств от мужчины к мальчику. Когда эти мальчики достигают зрелости, они переходят на гетеросексуальное эротическое поведение, несмотря на годы гомосексуального «тренинга». Во мн. культурах отмечается поведение, к-рое на Западе считалось бы сексуальным, но не являющееся таковым для коренного населения.

В нек-рых культурах поведение гомосексуалов и/или трансвеститов принимается без осуждения и даже считается обычаем богов. В Махабхарате, классической эпической индийской поэме о добре и зле, бог Кришна одевается женщиной и вступает в половой контакт с перворожденным сыном Арджуна, великого воина, для к-рого это яв-ся первым сексуальным контактом. Др. боги в индуистском пантеоне — открытые гомосексуалы. Во времена, предшествовавшие контакту с европейской цивилизацией, вожди на Гавайских островах гордились тем, что имеют любовников и любовниц.

Саморазоблачение и разглашение

К наиболее трудным процессам жизни людей, отличающихся от большинства своим сексуальным поведением, относится саморазоблачение. Точный смысл этого термина продолжает трактоваться по-разному, но по существу он означает наступление момента, когда чел. признается себе, что он гомосексуал, транссексуал или трансвестит, и решает покончить с отрицанием этого и с тайной жизнью. За признанием самому себе следует признание в этом окружающим. Однако в об-ве, даже наиболее терпимом, имеются скрытые «минные поля», на к-рые не каждый отваживается вступить, так что не всякий чел. решается на саморазоблачение. Для решившихся пойти на это саморазоблачение обычно становится постоянным, медленным и трудным процессом. В зависимости от того, как далеко хочет зайти чел., информ. распространяется на рабочем месте, в сферах проведения досуга и мед. обслуживания. Обычно первыми об этом узнают друзья, последними — члены семьи, особенно родители. Нет точных данных относительно того, какая часть гомосексуалов, транссексуалов и трансвеститов прибегла к саморазоблачению. Большинство активистов в этих субкультурах полагает, что чем больше людей прибегнет к саморазоблачению, тем труднее будет для об-ва сохранять негативное дискриминирующее отношение к сексуальным меньшинствам с позиции превосходства гетеросексуальности. В поддержку этих усилий в США и др. странах учреждены национальные дни саморазоблачений.

Разглашение — феномен, вызывающий еще большую полемику. Он возник в 1990-е гг. Разочарованные медленным ходом процесса принятия геев об-вом, их активисты прибегают к публичной огласке действительного или мнимого гомосексуального или трансвестистского поведения политиков, звезд спорта и шоу-бизнеса и др. лиц. Их аргумент: разглашение обеспечивает совокупность ролевых моделей для тех, кто стыдится своего положения. Оно тж лишает силы тех, кто использует в качестве маскировки сексофобическую активность для сокрытия своего собственного поведения. Тем не менее этот процесс наз. филос. изнасилованием, психич. насилием и этическим шантажом. Разглашение, безусловно, может повредить карьере или личной жизни чел.

Что значит быть «другим»?

Для нек-рых людей быть «другими» (в сексуальном отношении) яв-ся сознательным выбором. Для др. в этом нет выбора. Они отличаются от большинства с момента рождения или вследствие событий, к-рые они не в силах контролировать. Об-во отвергает или принимает их в соответствии с культуральными мифами, представлениями и нормами. Во всем мире имеется много сходства в том, как реагируют на это в разных культурах, но есть тж и разительные различия. Здесь речь идет не о том, правы или неправы эти люди, а о том, что они просто не такие, как все. Внутри любого об-ва можно обнаружить нейтральное отношение к «другим», реакцию на них как на сознаваемую угрозу или убеждения, что такое поведение яв-ся даром божьим, заслуживающим особой благодарности.

Обширное поле вариантов сексуального поведения м. б. уподоблено банкету ООН. Однако если чел., склонный к необычным и тонким нюансам пищи, может получить титул гурмана, то чел., склонный к необычному сексуальному опыту, встречает гораздо менее терпимое к себе отношение. Это происходит даже тогда, когда участники действуют добровольно и в частной обстановке. Как и с пищей, нек-рые варианты поведения могут никогда не быть испробованы, нек-рые м. б. испробованы однократно с тем, чтобы уже никогда более к ним не обращаться. Но отвергнуть их все без размышлений и проб означало бы лишить себя и др. не только удовольствия, но и чувства незыблемого Я.

См. также Аккультурация, Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте, Андрогиния, Сексуальное поведение животных, Бисексуальность, Культурный детерминизм, Гомосексуальность, Теория навешивания ярлыков, Я-концепция, Самораскрытие, Половые роли, Полоролевое развитие, Социальное влияние, Табу, Транссексуализм, Трансвестизм

М. Даймонд