Очерк об этнической идентичности русских и еврейских подростков: этнофункциональный подход

Введение

Исследование сосредоточено на роли этнической идентичности у русских и еврейских подростков, обучающихся в этнически ориентированных учебных центрах. Рассматривается этнофункциональный подход как более адекватный для изучения формирования этнической идентичности в современных условиях.

Методология

Были опрошены 273 подростка из российских (русские) и израильских (евреи) учебных центров, обучающихся в специализированных этнических школах (Православная, Русская фольклорная, Синагогальная, Еврейская). Оценка степени сформированности этнической идентичности и этнофункциональной согласованности проводилась с помощью структурированного интервью, которое проводилось дважды: до обучения и после одного года обучения.

Результаты

  • В Русском фольклорном центре (РФЦ) студенты после года обучения демонстрировали более позитивное отношение к родной природе, православию и русской народной культуре, а также более сильное чувство собственной этничности.
  • В Православной воскресной школе (ПВШ) студенты проявляли более негативное отношение к русской народной культуре, но более позитивное отношение к местному ландшафту и климату.
  • В Еврейской воскресной школе (ЕВШ) студенты демонстрировали более позитивное отношение к иудаизму, еврейской культуре и национальным особенностям, а также негативное отношение к местному ландшафту и климату.
  • В Синагогальной школе (СВШ) студенты проявляли более негативное отношение к иудаизму, еврейской культуре и еврейской пище, но более позитивное отношение к российской истории.
  • У подростков, не посещавших этнические центры, русские демонстрировали более высокую степень этнической идентичности, чем евреи.
  • Подростки-репатрианты проявляли более негативное отношение к местному климату, израильской культуре и собственной внешности, а также более позитивное отношение к природе и климату России.

Обсуждение

Рост негативного отношения к иудаизму и еврейской культуре у подростков в СВШ и более низкое позитивное отношение к православию и русской культуре у подростков в ПВШ объясняются отсутствием полной эмоциональной подготовки, которая необходима для перехода к следующей стадии этнофункционального развития. Кроме того, негативное отношение к родной природе и климату у еврейских подростков в ЕВШ связано с акцентом на экзотических для России природных условиях, описанных в Торе.

Выводы

  • Этнофункциональный подход позволяет выявить особенности формирования этнической идентичности в различных группах подростков, а также факторы риска возникновения психической дезадаптированности.
  • Обучение в этнически ориентированных центрах может влиять на степень сформированности этнической идентичности, а также на этнофункциональную согласованность системы отношений личности.
  • Отношение к климато-географическим этническим признакам играет важную роль в формировании этнической идентичности, а этнофункциональная коррекция отношений подростков к климато-географическим условиям может повышать степень сформированности их этнической идентичности и степень этнофункциональной согласованности системы их отношений.

Шаги для психопрофилактики этнофункциональной дезадаптации:

  • При составлении программ в этнически ориентированных центрах необходимо учитывать приоритет формирования позитивного отношения подростков к родной природе и климату, опосредствованного традиционной фольклорной культурой.
  • Включить материалы, отражающие позитивное отношение к природе, культуре и истории страны рождения и проживания.
  • Использовать материалы русской фольклорной культуры, опосредствующие отношение как русских, так и еврейских подростков к природным условиям их рождения и проживания.

Заключение

Исследование подчеркивает важность учета этнофункциональных факторов при формировании этнической идентичности подростков и предлагает шаги для психопрофилактики этнофункциональной дезадаптации и межэтнической напряженности.

Ключевые особенности формирования этнической идентичности у русских и еврейских подростков

Этнофункциональный подход

  • Более адекватный для изучения формирования этнической идентичности в современных условиях.
  • Все этнические признаки (климатические, биологические, культурные) имеют определенную этническую функцию, которая интегрирует или дифференцирует отношения подростка с определенным этносом.
  • Этническая идентичность - это результат этнофункционального развития, которое проходит три последовательные стадии: сказочно-мифологическую, религиозно-этическую и научно-познавательную.

Влияние специализированных этнических школ

  • РФЦ: Повышение позитивного отношения к родной природе, православию, русской культуре и собственной этничности.
  • ПВШ: Более негативное отношение к русской культуре, но более позитивное отношение к местному ландшафту и климату.
  • ЕВШ: Более позитивное отношение к иудаизму, еврейской культуре и национальным особенностям, но негативное отношение к местному ландшафту и климату.
  • СВШ: Более негативное отношение к иудаизму, еврейской культуре и еврейской пище, но более позитивное отношение к российской истории.

Факторы риска этнофункциональной дезадаптации

  • Отсутствие полной эмоциональной подготовки для перехода к религиозно-этической стадии развития.
  • Негативное отношение к родной природе и климату.
  • Этнофункциональные рассогласования в системе отношений личности (например, позитивное отношение к собственной этничности, но негативное отношение к ее культурным или религиозным аспектам).

Меры психопрофилактики

  • При составлении программ в этнически ориентированных центрах необходимо учитывать:
  • Приоритет формирования позитивного отношения к родной природе и климату, опосредованного традиционной фольклорной культурой.
  • Включение материалов, отражающих позитивное отношение к природе, культуре и истории страны рождения и проживания.
  • Использование материалов русской фольклорной культуры, опосредствующих отношение подростков к природным условиям их рождения и проживания.