Доверие к себе в философии антропологии
Введение
Понятие доверия к себе прямо не упоминается в известных философских учениях, за исключением работы Р. У. Эмерсона "Доверие к себе".
Теория Р. У. Эмерсона
- Эмерсон считал, что люди должны верить в себя, как в это верят дети и животные.
- Он видел в совести помеху самовыражению и призывал людей полагаться на свои собственные суждения, даже если они идут вразрез с мнением большинства.
- Основу доверия к себе Эмерсон видел в интуитивном переживании.
- Он считал, что доверие к собственным силам позволяет человеку достигать своих целей и противостоять мнению толпы.
Социоцентрическая парадигма
- Философы немецкого классицизма (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) изучали соотношение свободы и природы человека.
- Они признавали двойственную природу человека, но считали, что родовая сущность является главной.
- Соответственно, доверие к себе было вторичным по отношению к доверию к обществу и божественному началу.
Модусо-центрическая парадигма
- Философы (Штирнер, Шопенгауэр, Ницше) больше сосредоточились на индивидуальной сущности человека.
- Штирнер абсолютизировал доверие к себе и считал, что человек должен руководствоваться исключительно своими собственными интересами.
- Шопенгауэр видел конфликт между разумной и волевой природой человека и считал, что нужно подавлять эгоистические импульсы.
- Ницше проповедовал культ сильной личности и полный отказ от моральных норм, что также требовало абсолютного доверия к себе.
Антропоцентрическая парадигма
- С Кьеркегора философия стала более субъективной и экзистенциальной.
- Отношение человека к самому себе стало центральным вопросом.
- Кьеркегор считал, что свобода выбора является ключом к самореализации и что доверие к себе должно быть уравновешено необходимостью и возможностью.
- По его мнению, вера является путем к обретению смысла и спасению от саморазрушения.
Выводы
- В большинстве философских антропологических теорий доверие к себе не было самостоятельным явлением.
- Обычно оно рассматривалось в контексте более широких вопросов, таких как соотношение свободы и природы, индивидуальной и родовой сущности человека.
- Тем не менее, в истории философии можно проследить эволюцию взглядов на доверие к себе, от абсолютизации до поиска баланса между индивидуальной свободой и общественной ответственностью.
Ключевые особенности изложенных в статье философских теорий о доверии к себе
Социоцентрическая парадигма
- Рассматривает человека как существо, прежде всего социальное.
- Подчеркивает важность соблюдения общественных норм и подчинения божественному авторитету.
- Доверие к себе вторично по отношению к доверию к обществу и высшим силам.
Модусо-центрическая парадигма
Сосредоточена на индивидуальной сущности человека.
Разделена на три основных направления:
Рационалистическое направление (Штирнер): Абсолютизирует доверие к себе и считает, что человек должен руководствоваться исключительно своими собственными интересами.
Волюнтаристическое направление (Шопенгауэр): Видит конфликт между разумной и волевой природой человека и призывает подавлять эгоистические импульсы.
Ницшеанское направление (Ницше): Проповедует культ сильной личности и полный отказ от моральных норм, что требует абсолютного доверия к себе.
Антропоцентрическая парадигма
- Считает человека главным субъектом философского исследования.
- Обращается к внутреннему миру человека и его переживаниям.
- Признает важность как индивидуальной свободы, так и ответственности перед самим собой и другими людьми.
- Кьеркегор подчеркивает роль веры в обретении смысла и необходимость баланса между доверием к себе, необходимостью и возможностью.