Вступление

Психологические исследования морального развития традиционно сосредоточены на дуализме сознания, разделяя понятия добра и зла, норм морального поведения и правильных/неправильных поступков. Данный подход основан на теориях Ж. Пиаже и получил широкое распространение в когнитивной психологии.

Теория Ж. Пиаже

  • Мораль рассматривается как уважение к общественным нормам и чувство справедливости, понимаемой как "забота о взаимообмене и равенстве между людьми".
  • Моральное чувство возникает из взаимодействия между развивающимися мыслительными структурами и расширяющимся социальным опытом.
  • Моральное развитие проходит две стадии:
  • Нравственный реализм: дети считают, что нужно следовать всем правилам как нерушимым условиям, не понимая абстрактных принципов.
  • Нравственный релятивизм: дети понимают, что правила создаются людьми на основе взаимной согласованности и могут изменяться в случае необходимости.

Теория Л. Колберга

  • Развивает теорию Пиаже, выделяя три основных уровня моральных суждений и деля их на 6 стадий:
  • Доморальный уровень (эгоцентрический)
  • Конвенциональный уровень (стремление к одобрению)
  • Автономный уровень (самостоятельное принятие решений)

Критика традиционного подхода

  • Основное внимание уделяется когнитивным аспектам морального сознания, игнорируя его мотивационную составляющую.
  • Не учитывается деятельность морального поступка как единица анализа.
  • Использование деятельностного подхода А. Н. Леонтьева может раскрыть новые перспективы в исследовании морального развития.

Альтернативные подходы

  • Эмпатийный подход К. Гиллиган: фокус на заботе и сочувствии.
  • Интегративная теория Э. Хиггинс: ответственность как центральное понятие.
  • Периодизация Н. Айзенберг: сочетание принципов заботы и справедливости.

Межкультурный аспект гендерной идентичности

  • Гендер определяется как социальный статус, определяющий возможности в образовании, профессии, власти и семейной роли.
  • Существуют гендерные различия в распределении домашних обязанностей, воспитании детей и отношении к карьере в разных культурах.
  • Необходимы кросс-культурные исследования для выявления биологических и культурных детерминантов гендерных различий.

Тип гендерной идентичности женщин

  • Типы гендерной идентичности: Мария, София, Елена, Ева (соответствуют традиционным женским качествам)
  • Каждая идентичность имеет три подвида, соответствующие трем качествам энергии (свет, страсть, тьма)
  • Фемининные идентичности: Мария-свет (приоритет добродетели), София-свет (приоритет интеллекта), Елена-свет (приоритет любви), Ева-свет (приоритет помощи мужчинам)
  • Маскулинные идентичности: Мария-страсть (приоритет преданности), София-страсть (приоритет передачи знаний и традиций), Елена-страсть (приоритет страсти и вовлеченности), Ева-страсть (приоритет прагматичной любви)
  • Андрогинные идентичности: Мария-тьма (деструктивная материнская любовь), София-тьма (ограничивание развития других), Елена-тьма (безнравственность), Ева-тьма (безудержная сексуальность)

Исследование гендерной идентичности у женщин России и Европы

  • Анализ частотного распределения ответов женщин показывает, что традиционные женские установки (добродетель, материнство) имеют низкий уровень выраженности как в России, так и в Европе.
  • В обеих группах отмечается более низкий уровень выраженности установок, связанных с интеллектуальностью, эмоциональностью и импульсивностью.
  • Женщины из России в большей степени ориентированы на духовную близость в отношениях с мужчинами, а также демонстрируют более прагматичное использование мужской энергии.
  • Сходства результатов гендерной идентичности у женщин из России и Европы указывают на значительную роль гендерных ролей, стереотипов и дифференциации в процессе социализации, которые преобладают в этих странах.

Заключение

  • Моральное развитие является сложным процессом, включающим как когнитивные, так и мотивационные компоненты.
  • Различные подходы к гендерной идентичности подчеркивают многогранность этого явления и влияние социальных и культурных факторов.
  • Межкультурные исследования гендерной идентичности могут пролить свет на биологические и культурные основы половых различий.

Ключевые особенности теорий морального развития

Теория Ж. Пиаже

  • Дуализм сознания (добро/зло, правильно/неправильно)
  • Моральное чувство развивается из взаимодействия мыслей и социального опыта
  • Две стадии: нравственный реализм (нерушимость правил) и нравственный релятивизм (гибкость правил)

Теория Л. Колберга

  • Иерархия моральных суждений
  • Три уровня: доморальный (эгоцентризм), конвенциональный (стремление к одобрению), автономный (самостоятельное принятие решений)

Альтернативные подходы

  • Эмпатийный подход: фокус на заботе и сочувствии.
  • Интегративная теория: ответственность как центральное понятие.
  • Периодизация Н. Айзенберг: сочетание принципов заботы и справедливости.

Ключевые особенности гендерной идентичности

  • Определение: Социальный статус, определяющий возможности и роли в обществе.
  • Фемининные типы: Мария (добродетель), София (интеллект), Елена (любовь), Ева (помощь мужчинам).
  • Маскулинные типы: Преданность, передача знаний, страсть, прагматичная любовь.
  • Андрогинные типы: Деструктивная материнская любовь, ограничение развития, безнравственность, безудержная сексуальность.
  • Влияние социокультурных факторов: Гендерные роли, стереотипы, дифференциация в процессе социализации.

Ключевые особенности исследования гендерной идентичности

  • Сравнение женщин из России и Европы:
  • Сходные результаты гендерной идентичности
  • Низкий уровень традиционных женских установок (добродетель, материнство)
  • Более низкий уровень интеллектуализма, эмоциональности, импульсивности
  • Влияние социально-экономических факторов и процесса социализации