Индивидуализация культуры и ее последствия

В первом тысячелетии до нашей эры в культуре появились тенденции к индивидуализации и персонификации, которые с течением времени становились все более заметными. Расширение контактов между людьми требовало развития логических навыков и понимания дистанций между разными культурными образцами. Понятия качеств и идеалов стали интегрироваться в психическую организацию личности, связывая нравственное развитие с логическими способностями.

Культурные ориентиры и выбор

Люди стали руководствоваться не только жесткими стереотипами, но и разнообразными стандартами. Расслоение культуры на совокупность норм, ценностей и ориентиров повысило значение индивидуального выбора. Противоречие между человеческими ценностями и социальными нормами привело к трагедии и романтизму. В диапазоне между высшими ценностями и социальными стереотипами возник духовный мир человека, позволяющий преодолевать социальные барьеры и переоценивать социальный порядок.

Культура в эпоху промышленного капитализма

Тенденция индивидуализации обрела реальные черты в процессе формирования промышленного капитализма. Обособленность индивидов стала условием существования такой системы. Культурные стандарты отделились от конкретных форм деятельности, став абстрактными формами измерения человеческих действий. Они превратились в системы нормативов, определяющих применение человеческих сил.

Приспособление культуры к механической целесообразности

Культура стала сильно зависеть от методологии, сближая правила поведения и внешние стандарты. Проблема личности сводилась к соответствию существующим образцам, а внутренняя активность человека имела значение только как энергия действия. Выбор потерял свой культурный смысл, став лишь расчетливым шагом для продвижения по структурной решетке внешних стандартов.

Раскол внешней и внутренней культур

Культура отрывалась от индивидного бытия, превращаясь во внешнюю по отношению к людям. Этот разрыв выявил проблему "внутренней" культуры, вырастающей из индивидуального бытия. Внешняя культура не могла освоить пространство индивидной самореализации, а "внутренняя" культура не имела практических средств для закрепления своих позиций.

Кризис культуры

Раскол внешней и "внутренней" культур привел к кризису. Культура оказалась в ловушке созданной ею цивилизации, неспособной к нестандартизированным формам развития.

Культура человеческого события

В начале 20 века возникла идея, что судьба культуры зависит от уровня индивидной самореализации. Уменьшение экономического роста к 30-м годам прошлого века продемонстрировало необходимость включения проблемы личности в экономическую стратегию. В менее развитых странах экстенсивная механизированная экономика привела к миллионным жертвам и тоталитарным режимам.

Последствия тоталитаризма и экологического кризиса

Экологический кризис также стал проявлением кризиса культуры. Тема антропологического кризиса показала, что "человек умер". Культурной альтернативой стало оживление культуры за счет притока нестандартизированных личностных усилий.

Движение контркультуры

Движение контркультуры продемонстрировало перспективы деавтоматизации машинизированной культуры. Оно показало, что нормы и стандарты зависят от взаимосвязей человеческих взаимодействий.

Смена парадигмы

В 21 веке стандарты и нормы стали трактоваться не как детерминанты деятельности, а как средства человеческого взаимодействия и личностной самореализации. Технологические, экономические и другие стандарты быстро меняются, требуя от людей участия в их выработке. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношениях между человеческими общностями.

Кризис в отечественной культуре

В России разрушение тоталитарного режима привело к обвалу культуры. Архаические культурные стереотипы обнажились в повседневном поведении людей. Решение проблемы культуры в России связано с общечеловеческими интересами, в том числе с выработкой новых стандартов взаимодействия с природой и обществом.

Шаги для решения проблемы

  • Понимание сложности других субъектов и сохранение контроля над собственными стандартами поведения.
  • Расширение сотрудничества между людьми.
  • Выработка новых стандартов взаимодействия с природным и социальным миром.

Ключевые особенности индивидуализации культуры

  • Развитие логических навыков и понимание дистанций между разными культурными образцами.
  • Интеграция понятий качеств и идеалов в психическую организацию личности.
  • Связь нравственного развития с логическими способностями.

Культурные ориентиры и выбор

  • Переход от жестких стереотипов к разнообразным культурным стандартам.
  • Повышение значения индивидуального выбора в связи с расслоением культуры.
  • Противоречие между человеческими ценностями и социальными нормами.
  • Возникновение трагизма и романтизма в связи с внутренним конфликтом между чувством и долгом.

Культура в эпоху промышленного капитализма

  • Обособленность и автономность индивидов как условие существования капитализма.
  • Отделение культурных стандартов от конкретных форм деятельности.
  • Превращение культурных стандартов в абстрактные формы измерения человеческих действий.
  • Подмена культуры наукой, а духовного поиска - духовным производством.

Раскол внешней и внутренней культур

  • Отрыв культуры от индивидного бытия и превращение ее во внешнюю по отношению к людям.
  • Возникновение "внутренней" культуры, вырастающей из индивидуального бытия.
  • Неспособность внешней культуры освоить пространство индивидной самореализации и отсутствие практических средств у "внутренней" культуры для закрепления своих позиций.

Культура человеческого события

  • Зависимость судьбы культуры от уровня индивидной самореализации.
  • Необходимость включения проблемы личности в экономическую стратегию.
  • Последствия тоталитаризма: миллионные жертвы, атрофия личностных начал, экологический кризис.

Движение контркультуры

  • Деавтоматизация машинизированной культуры.
  • Понимание зависимости норм и стандартов от человеческих взаимодействий.
  • Трактовка стандартов и норм как средств человеческого взаимодействия и личностной самореализации.

Смена парадигмы

  • Быстрая изменчивость стандартов и норм, требующая от людей участия в их выработке.
  • Понимание сложности других субъектов и сохранение контроля над собственными стандартами поведения.
  • Расширение сотрудничества между людьми.
  • Выработка новых стандартов взаимодействия с природным и социальным миром.