12.4 Анапсиоз и иллюминация

Воспользовавшись введенным выше концептуальным аппаратом, расширим и углубим наши представления о двух противоположно направленных процессах работы личности - анапсиозе и иллюминации.

Бессознательное Транссознательное

Рис.22. Двухсторонняя топографическая структура психической системы.

Анапсиозу соответствуют такие характеристики как: понижение психического уровня, уменьшение интенсивности мотивации, понижение уровня живости, жизненности личности, психическое сжатие, психовитальное "застывание", "замораживание", "впадание в спячку».

Иллюминация, в свою очередь, характеризуется повышением психовитального уровня, жизненности, живости, усилением яркости жизненных содержаний и ясности сознавания жизни, повышением полноты существования, т. е. анимацией. Для конкретизации этих двух видов работы личности мы введем понятия ОнтологичесКой редукции И Онтологической индукции.

Протуберанцы

подпись:

Провалы

Рис. 23. Схематическое изображение восходящих и нисходящих процессов в психической системе, где 1 - уровень сознания, 2 - восходящий процесс иллюминации, 3 - нисходящий процесс исчезновения (устранения), Рi. -"рубцы" сознания. ' {■

Онтологическая редукция - это процесс аннулирования бытия, наделения "несуществованием" жизненных содержаний, деанимация душевной жизни. Существование человека приобретает в таком случае характер "выключенного существования, процесса выключения жизни. В процессе анапсиотической работы личности не только тускнеет, угасает ее бытие, но "сужается" и "сжимается" само существование, образуются пустоты и провалы бытия. Бытие становится зыбким, существование "подвешенным", а личность "мается" или "замирает".

12.4 Анапсиоз и иллюминация 12.4 Анапсиоз и иллюминацияОнтологическая индукция - это процесс заполнения пустот бытия, оживление потухших очагов жизни и актуализация незадействованных потенциалов личности. В результате формируются высокозаряженные зоны жизни, области полноты существования; личности открываются высоты и глубины бытия. Здесь формируются протуберанцы бытия в противовес его провалам. Дело в том, что плотность бытия личности неравномерна: в нем встречаются разреженные области, превращающиеся в пустоты, а есть зоны с высокой конденсацией, сосредоточением жизненных содержаний. Протуберанцы относятся как раз к последним образованиям бытия.

Работая в плоскости этих новых терминов, скажем, что личность может не только "проваливаться" в пустоты бытия, которые она, между прочим, должна наполнять в своей работе личности, но и сталкиваться с экзистенциальными "плотностями", для кого-то являющимися высотами жизненного восхождения, а для кого-то - преградами, барьерами на пути, разрывающими непрерывность его жизненного процесса.