*2. РАССУЖДЕНИЯ ТОЛПЫ, Лебон Г.

Нельзя утверждать абсолютным образом, что толпа не рассуждает и не

Подчиняется рассуждениям. Но аргументы, употребляемые ею, и те, которые на

Нее действуют, принадлежат с точки зрения логики к такому разряду, что разве

Только на основании аналогии их можно назвать рассуждениями.

Рассуждения толпы, несмотря на свое невысокое достоинство, также

Основываются на ассоциациях, как и рассуждения более возвышенного рода, но

Они связаны между собой лишь кажущейся аналогией и последовательностью. В

Них замечается точно такая же связь, как и в идеях эскимоса, знающего по

Опыту, что лед прозрачен и тает во рту, и выводящего отсюда заключение, что

И стекло, как прозрачное тело, должно также таять во рту; или же в идеях

Дикаря, полагающего, что если он съест сердце мужественного врага, то тем

Самым усвоит себе его храбрость; или в идеях рабочего, подвергавшегося

Эксплуатации со стороны своего хозяина и выводящего отсюда заключение, что

Все хозяйства должны быть эксплуататорами.

Ассоциация разнородных вещей, имеющих лишь кажущееся отношение друг к

Другу, и немедленное обобщение частных случаев -- вот характеристичные черты

Рассуждений толпы. Подобного рода аргументация всегда выставляется теми, кто

Умеет управлять толпой, и это единственная, которая может влиять на нее.

Сцепление логических рассуждений совершенно непонятно толпе, вот почему нам

И дозволяется говорить, что толпа не рассуждает или рассуждает ложно и не

Подчиняется влиянию рассуждений. Не раз приходится удивляться, как плохи в

Чтении речи, имевшие огромное влияние на толпу, слушавшую их. Не следует,

Однако, забывать, что эти речи предназначались именно для того, чтобы увлечь

Толпу, а нс для того, чтобы их читали философы. Оратор, находящийся в тесном

Общении с толпой, умеет вызвать образы, увлекающие ее. Если он успеет в

Этом, то цель его будет достигнута, и двадцать томов речей, всегда

Придуманных потом, зачастую не стоят нескольких удачных фраз, произнесенных

В должную минуту и подействовавших на умы тех, кого нужно было убедить.

Считаем лишним прибавлять здесь, что эта неспособность толпы правильно

Рассуждать мешает ей критически относиться к чему-либо, т. е. отличать истину

От заблуждений и имеет определенное суждение о чем бы то ни было. Суждения

Толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего

Обсуждения. Но как много есть людей, которые не возвышаются в данном случае

Над уровнем толпы! Легкость, с которой распространяются иногда известные

Мнения, именно и зависит от того, что большинство людей не в состоянии

Составить себе частное мнение, основывающееся на собственных рассуждениях.