*3. ВООБРАЖЕНИЕ ТОЛПЫ, Лебон Г.
Как у всех существ, неспособных к рассуждению,
Воспроизводительная способность воображения толпы очень развита, очень
Деятельна, и очень восприимчива к впечатлениям. Вызванные в уме толпы
Каким-нибудь лицом образы, представление о каком-нибудь событии или случае
По своей живости почти равняются реальным образам. Толпа до некоторой
Степени напоминает спящего, рассудок которого временно бездействует и в уме
Которого возникают образы чрезвычайно живые, но эти образы скоро рассеялись
Бы, если бы их можно было подчинить размышлению. Для толпы, неспособной ни к
Размышлению, ни к рассуждению, не существует поэтому ничего невероятного, а
Ведь невероятное-то всегда и поражает всего сильнее.
Вот почему толпа поражается больше всего чудесной и легендарной
Стороной событий. Подвергая анализу какую-нибудь цивилизацию, мы видим, что
В действительности настоящей ее опорой является чудесное и легендарное. В
Истории кажущееся всегда играло более важную роль, нежели действительное, и
Нереальное всегда преобладает в ней над реальным.
Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к
Образам. Только образы могут увлечь ее или породить в ней ужас и сделаться
Двигателями ее поступков.
Театральные представления, где образы представляются толпе в самой
Явственной форме, всегда имеют на нее огромное влияние. Хлеб и зрелища
Некогда составляли для римской черни идеал счастья, и она больше ничего не
Требовала. Века прошли, но этот идеал мало изменился. Ничто так не действует
На воображение толпы всех категорий, как театральные представления. Вся
Зрительная зала испытывает одни и те же эмоции, и если они не превращаются
Немедленно в действия, то это потому что даже самый бессознательный из
Зрителей не может не знать в данном случае, что он -- жертва иллюзии и что
Он смеялся и плакал над воображаемыми, а не истинными приключениями. Иногда,
Впрочем, внушенные образами чувства бывают так сильны, что стремятся,
Подобно обыкновенным внушениям, выразиться в действиях. Много раз уже
Цитировалась история одного народного театра, где всегда игрались на сцене
Лишь одни только мрачные драмы. Актер, изображавший изменника, подвергался
Постоянной опасности при выходе из театра, и его должны были охранять, так
Как зрители, возмущенные его воображаемыми преступлениями, готовы были
Растерзать его. Я полагаю, что это может служить одним из самых
Замечательных указаний умственного состояния толпы и того в особенности, как
Легко она поддается внушению. Нереальное действует на нее почти так же, как
И реальное, и она имеет явную склонность не отличать их друг от друга.
Могущество победителей и сила государств именно-то и основываются на
Народном воображении. Толпу увлекают за собой, действуя главным образом на
Се воображение. Все великие исторические события -- буддизм, христианство,
Исламизм, реформа и революция и угрожающее в наши дни нашествие социализма
-- являются непосредственным или отдаленным последствием сильных
Впечатлений, произведенных на воображение толпы. Таким образом, все
Государственные люди всех веков и стран, включая сюда и абсолютных деспотов,
Всегда смотрели на народное воображение, как на основу своего могущества, и
Никогда не решались действовать наперекор ему. "Представившись католиком, --
Сказал Наполеон в государственном совете, -- я мог окончить вандейскую
Войну; представившись мусульманином, я укрепился в Египте, а представившись
Ультрамонтаном, я привлек на свою сторону итальянских патеров. Если бы мне
Нужно было управлять еврейским народом, то я восстановил бы храм Соломона".
Никогда еще со времен Александра и Цезаря ни один человек не умел лучше
Наполеона действовать на воображение толпы. Он постоянно думал только о том,
Как бы поразить ее воображение; он заботился об этом во всех своих победах,
Речах, во всех своих действиях и даже на одре смерти.
Как действуют на воображение толпы -- это мы скоро увидим. Теперь же
Ограничимся только тем замечанием, что влиять на толпу нельзя, действуя на
Ее ум и рассудок, т. е. путем доказательств. Антонию, например, удалось
Возбудить народ против убийц Цезаря никак не посредством искусной риторики,
А посредством чтения его завещания и указания на его труп.
Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными,
Не сопровождающимися никакими толкованиями, и только иногда к ним
Присоединяются какие-нибудь чудесные или таинственные факты: великая победа,
Великое чудо, крупное преступление, великая надежда. Толпе надо всегда
Представлять вещи в цельных образах, не указывая на их происхождение. Мелкие
Преступления и несчастные случаи вовсе не поражают воображения толпы, как бы
Они ни были многочисленны; наоборот, какой-нибудь крупный несчастный случай
Или преступление глубоко действуют на толпу, хотя бы последствия их были
Далеко не так пагубны, как последствия многочисленных, но мелких несчастных
Случаев и преступлений.
Эпидемия инфлюэнцы, унесшая несколько лет тому назад в Париже около
5000 жертв, очень мало подействовала на народное воображение. Эта настоящая
Гекатомба не выразилась какими-нибудь явственными образами, и на нее
Указывали лишь еженедельные статистические отчеты. Но какой-нибудь другой
Крупный несчастный случай, например, падение Эйфелевой башни, причем если
Погибло бы не 5000, а всего 500 человек, но зато единовременно и в
Общественном месте, непременно подействовал бы гораздо сильнее на
Воображение толпы. Предполагаемая гибель
одного трансатлантического парохода на том основании, что о нем долго
Не получалось известий, сильно поразила воображение толпы, между тем как
Официальная статистика указывает, что в одном только 1894 году погибло 850
Парусных судов и 203 паровых. Эта гибель судов, гораздо более важная, если
Смотреть на нее с точки зрения потери человеческих жизней и товаров, нежели
Гибель трансатлантического парохода, не произвела ровно никакого впечатления
На толпу. Из этого следует, что не факты сами по себе поражают народное
Воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе.
Необходимо, чтобы, сгущаясь, если мне будет позволено так выразиться, эти
Факты представили бы такой поразительный образ, что он мог бы овладеть
Всецело умом толпы и наполнить всю область ее понятий. Кто владеет
Искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает
Искусством ею управлять.